П Л А Н Р А Б О Т Ы ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА 2010-2011 учебный год
методическая разработка на тему
Введение новых стандартов определяет приоритетное направление – развитие личности учащегося. В основном опора формирования личностных и коммуникативных компетентностей определяется формированием самосознания ребенка. Эта задача сложна и решается последовательно: в первые 4-5 лет обучение должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению; в последующие годы – развить эту способность и создать условия для ее максимальной реализации. Учет психологического аспекта (возрастных новообразований младшего школьника, особенностей формирования смыслообразования, особенностей организации совместной деятельности «ученик – учитель») определяет эффективность воспитательного влияния педагога при формировании личностных и коммуникативных компетентностей, направленных на формирование у детей умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_fgos_2010-2011uch.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П Л А Н Р А Б О Т Ы
ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА 2010-2011 учебный год.
Педагог-психолог Тимофеева О.А.
С введением ФГОС новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. В связи с этим основной функцией школы становится подготовка ребенка к жизни в обществе.
Введение новых стандартов определяет приоритетное направление – развитие личности учащегося. В основном опора формирования личностных и коммуникативных компетентностей определяется формированием самосознания ребенка. Эта задача сложна и решается последовательно: в первые 4-5 лет обучение должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению; в последующие годы – развить эту способность и создать условия для ее максимальной реализации. Учет психологического аспекта (возрастных новообразований младшего школьника, особенностей формирования смыслообразования, особенностей организации совместной деятельности «ученик – учитель») определяет эффективность воспитательного влияния педагога при формировании личностных и коммуникативных компетентностей, направленных на формирование у детей умения учиться.
Для реализации ФГОС технология развивающего обучения, разработанная В.В.Давыдовым, является уникальным способом решения сложнейшей педагогической проблемы присвоения научных знаний учащимися с сохранением их объективного содержания. Ситуация, в которой происходит выработка учащимися соответствующего понятия, называется учебной задачей, а его действия в ходе создания теоретического знания – учебной деятельностью. Отличие учебной задачи в системе развивающего обучения от традиционных задач состоит в том, что ее ставит для себя сам ребенок в ситуации затруднения и осознания им невозможности разрешить данную практическую задачу имеющимся способом. Для реализации этого условия учащийся должен научиться осуществлять несколько основных мыслительных действий: анализировать, описывать, сравнивать, приводить аргументы «за» и «против». Психолог, изучив качественные характеристики уровней компонентов учебной деятельности (учебный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль и оценка)сможет помочь учителю использовать их как непосредственную основу для обобщения и оценки деятельности каждого ученика.
План отслеживания постепенного формирования учебной деятельности.
Цель: в рамках опытно-экспериментальной площадки создать такие психолого-педагогические условия, которые позволят увидеть в каждом учащемся самоизменяющийся субъект учения, обеспечат ему стремление к самоизменению и самосовершенствованию.
Задачи:
- способствовать развитию у детей интеллектуальных способностей, желания и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками;
- выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними, с целью лучшей адаптации младших школьников к школе;
- разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач развития на каждом возрастном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС.
Название методики | Класс сроки | Цели работы | Кто проводит, форма проведения | Источник | Примечание |
1. Графический диктант (Эльконин) | 1А, Б, В 1-10 окт. 2010г. | Выявить умения внимательно слушать, выполнять простейшие указания взрослого правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии. | Психолог, учитель. Дети под диктовку рисуют на листе бумаги узор. | «Готовность детей к школе» (под ред. В. И. Слободчикова) | Проводится для выявления уровня развития предпосылок к учебной деятельности. |
2. Образец и правило ( Л. А. Венгер) | 1А, Б, В 1-10 окт. 2010г. | Выявить умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов. | Психолог, учитель. Индивидуальная графическая работа на уроке. | «Готовность детей к школе» (под ред. В. И. Слободчикова) | Результаты отражают уровень развития наглядно-образного мышления. |
3. Лабиринт (НИИ дошкольного воспитания) | 1А, Б, В 1-10 окт. 2010г. | Выявить уровень наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями). | Психолог. Индивидуальная работа с учащимися. | «Готовность детей к школе» (под ред. В. И. Слободчикова) | На основании трех первых методик выявляются разные уровни сформированности компонентов. |
4. Наличный уровень компонентов уч. деятельности | 1А, Б, В 15-25 окт. 2010г. | Определить стартовые позиции по компонентам УД (познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка). | Учитель, психолог-метод наблюдений за деятельностью детей на уроках. | «Оценка уровня сформированности УД» (Г. В. Репкина) | Эта работа поможет содержательно определить пути к становлению субъекта УД. |
5. Методика по изучению детской креативности /8 субтестов/ | 1А, Б, В 1-10 ноября 2010г. | Изучить детскую креативность как черту личности ребенка, его способность к творчеству. | Учитель, психолог /индивидуально/. | «Справочная книга школьного психолога» (Р. В. Овчарова) | Помощь учителю в работе с одаренными детьми. |
6. Анкета по изучению уровня школьной мотивации | 1А, Б, В 15-25 ноября 2010г. | Изучить основные уровни адаптации и мотивации учения. | Кл. руководитель, психолог. | «Практическая психология в начальной школе» (Р. В. Овчарова) | |
7. Таблица Шульта | 1А, Б, В 1-10 дек. 2010г. | Определить устойчивость внимания и динамику работоспособности. | Психолог /индивидуально/. | «Альманах психологических тестов» | |
8. Оценка уровня сформированности УД | 1А, Б, В апрель 2011г. | Определить уровень развития компонентов УД на конец учебного года. | Учитель на основе качественного описания уровней использует в качестве промежуточного средства оценки специальный набор вопросов. | «Оценка уровня сформированности УД» (Г. В. Репкина) | Учитель должен дать однозначный ответ на вопрос и после подвергнуть результаты обработки. |
9. Графический диктант (повторно) | 1А, Б, В май 2011г. | Провести сравнение с результатами осени по каждому ученику. | Учитель, психолог /индивидуально/. | «Готовность детей к школе» (под ред. В. И. Слободчикова) | Зафиксировать продвижение или тормоз. |
10. Личностный опросник Кэттела методика Дембо-Рубинштейна, «Два дома», «Несуществующее животное» | 1А, Б, В март 2011г. | Изучить личностные особенности наиболее способных, талантливых учащихся. | Психолог /индивидуально/. | «Альманах психологических тестов» | Результаты исследования помогут учителю в работе с одаренными детьми. |
11. Методика по оценке уровня сформированности компонентов уч. деятельности и навыков сотрудничества | 1А, Б, В май 2011г. | Обобщить материал по итогам отслеживания учителями-экспериментаторами уровня сформированности компонентов уч. деятельности. | Психолог, учителя-экспериментаторы. | «Оценка уровня сформированности УД» (Г. В. Репкина) | Анализ результатов исследований позволит учителю-экспериментатору Обобщить и оценить деятельность каждого ученика,скорректировать методы обучения, зафиксировать продвижение. |
12.Развивающие занятия по самоопределению, смыслообразованию здоровьезбережению: «Обучение жизненно важным навыкам» | 1А, Б, В январь-май 2011г. | Включение детей в процесс самоопределения, самоизменения и рефлексивности , с целью формирования внутренней позиции школьника, мотивации учебной деятельности, потребности личности в самоулучшении сохранении своего здоровья. | Психолог с группой учащихся 10-15 чел. (уроки, тренинги). | «Руководство по организации самовоспитания школьников», Г.К.Селевко, «135 уроков здоровья» Л.А. Обухова, «Обучение жизненно важным навыкам» Н.П.Майорова. | Создаются психологические условия организации совместной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- результаты психолого-педагогических исследований учебной и внеучебной деятельности учащихся первых классов, способность самостоятельно усваивать знания, формировать умения и компетентности, обеспечат педагогов, детей и их родителей психологическими механизмами самоизменения, самоулучшения, направят учителей на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и зоны ближайшего развития, помогут стимулировать активность и познавательную инициативу учеников, что и предполагают ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС
В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования
Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат в условиях введения ФГОС НОО...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...
Публикация в сборнике регионального семинара по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего процесса в ДОУ в рамках ФПОС"
Научно-методическая разработка по теме: "Повышение психологической культуры родителей - основа психопрофилактической работы воспитателя"...
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе.
В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей очень актуальна....
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576.
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗА МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения, проводимых во внеурочное время с определенной воспитательной целью. Воспита...