П Л А Н Р А Б О Т Ы ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА 2010-2011 учебный год
методическая разработка на тему

Тимофеева Ольга Андреевна

 

Введение новых стандартов определяет приоритетное направление – развитие личности учащегося. В основном опора формирования личностных и коммуникативных компетентностей определяется формированием самосознания ребенка.  Эта задача сложна и решается последовательно: в первые 4-5 лет обучение должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению; в последующие годы – развить эту способность и создать условия для ее максимальной реализации. Учет психологического аспекта (возрастных новообразований младшего школьника, особенностей формирования смыслообразования, особенностей организации совместной деятельности «ученик – учитель») определяет эффективность воспитательного влияния педагога при формировании личностных и коммуникативных компетентностей, направленных на формирование у детей умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_fgos_2010-2011uch.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

П Л А Н    Р А Б О Т Ы

 

 ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС  НА 2010-2011 учебный год.

Педагог-психолог Тимофеева О.А.

        С введением ФГОС новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. В связи с этим основной функцией школы становится подготовка ребенка к жизни в обществе.

        Введение новых стандартов определяет приоритетное направление – развитие личности учащегося. В основном опора формирования личностных и коммуникативных компетентностей определяется формированием самосознания ребенка.  Эта задача сложна и решается последовательно: в первые 4-5 лет обучение должно сформировать у ребенка потребность и способность к самоизменению; в последующие годы – развить эту способность и создать условия для ее максимальной реализации. Учет психологического аспекта (возрастных новообразований младшего школьника, особенностей формирования смыслообразования, особенностей организации совместной деятельности «ученик – учитель») определяет эффективность воспитательного влияния педагога при формировании личностных и коммуникативных компетентностей, направленных на формирование у детей умения учиться.

        Для реализации ФГОС технология развивающего обучения, разработанная В.В.Давыдовым, является уникальным способом решения сложнейшей педагогической проблемы присвоения научных знаний учащимися с сохранением их объективного содержания. Ситуация, в которой происходит выработка учащимися соответствующего понятия, называется учебной задачей, а его действия в ходе создания теоретического знания – учебной деятельностью. Отличие учебной задачи в системе развивающего обучения от  традиционных задач состоит в том, что ее ставит для себя сам ребенок в ситуации затруднения и осознания им невозможности разрешить данную практическую задачу имеющимся способом. Для реализации этого условия учащийся должен научиться осуществлять несколько основных мыслительных действий: анализировать, описывать, сравнивать, приводить аргументы «за» и «против».  Психолог, изучив качественные характеристики уровней компонентов учебной деятельности (учебный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль и  оценка)сможет помочь учителю использовать их как непосредственную основу для обобщения и оценки деятельности каждого ученика.

План отслеживания постепенного формирования учебной деятельности.

        Цель: в рамках опытно-экспериментальной площадки создать такие психолого-педагогические условия, которые позволят увидеть в каждом учащемся самоизменяющийся субъект учения, обеспечат ему стремление к самоизменению и самосовершенствованию.

        Задачи:

  1.  способствовать развитию у детей интеллектуальных способностей, желания и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками;
  2.  выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними, с целью лучшей адаптации младших школьников к школе;
  3.  разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач развития на каждом возрастном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС.

Название

методики

Класс

сроки

Цели работы

Кто проводит,

форма проведения

Источник

Примечание

1. Графический диктант (Эльконин)

1А, Б, В

1-10 окт. 2010г.

Выявить умения внимательно слушать, выполнять простейшие указания взрослого правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии.

Психолог, учитель. Дети под диктовку рисуют на листе бумаги узор.

«Готовность детей к школе» (под ред. В. И. Слободчикова)

Проводится для выявления уровня развития предпосылок к учебной деятельности.

2. Образец и правило

( Л. А. Венгер)

1А, Б, В

1-10 окт. 2010г.

Выявить умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.

Психолог, учитель. Индивидуальная графическая работа на уроке.

«Готовность детей к школе» (под ред. В. И. Слободчикова)

Результаты отражают уровень развития наглядно-образного мышления.

3. Лабиринт

(НИИ дошкольного воспитания)

1А, Б, В

1-10 окт. 2010г.

Выявить уровень наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями).

Психолог. Индивидуальная работа с учащимися.

«Готовность детей к школе» (под ред. В. И. Слободчикова)

На основании трех первых методик выявляются разные уровни сформированности  компонентов.

4. Наличный уровень компонентов уч. деятельности

1А, Б, В

15-25 окт. 2010г.

Определить стартовые позиции по компонентам УД (познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка).

Учитель, психолог-метод наблюдений за деятельностью детей на уроках.

«Оценка уровня сформированности УД» (Г. В. Репкина)

Эта работа поможет содержательно определить пути к становлению субъекта УД.

5. Методика по изучению детской креативности  /8 субтестов/

1А, Б, В

1-10 ноября 2010г.

Изучить детскую креативность как черту личности ребенка, его способность к творчеству.

Учитель, психолог /индивидуально/.

«Справочная книга школьного психолога» (Р. В. Овчарова)

Помощь учителю в работе с одаренными детьми.

6. Анкета по изучению уровня школьной мотивации

1А, Б, В

15-25 ноября 2010г.

Изучить основные уровни адаптации и мотивации учения.

Кл. руководитель, психолог.

«Практическая психология в начальной школе» (Р. В. Овчарова)

7. Таблица Шульта

1А, Б, В

1-10 дек. 2010г.

Определить устойчивость внимания и динамику работоспособности.

Психолог /индивидуально/.

«Альманах психологических тестов»

8. Оценка уровня сформированности УД

1А, Б, В

апрель 2011г.

Определить уровень развития компонентов УД на конец учебного года.

Учитель на основе качественного описания уровней использует в качестве промежуточного средства оценки специальный набор вопросов.

«Оценка уровня сформированности УД» (Г. В. Репкина)

Учитель должен дать однозначный ответ на вопрос и после подвергнуть результаты обработки.

9. Графический диктант (повторно)

1А, Б, В

май 2011г.

Провести сравнение с результатами осени по каждому ученику.

Учитель, психолог /индивидуально/.

«Готовность детей к школе» (под ред. В. И. Слободчикова)

Зафиксировать продвижение или тормоз.

10. Личностный опросник Кэттела методика Дембо-Рубинштейна, «Два дома», «Несуществующее животное»

1А, Б, В

март 2011г.

Изучить личностные особенности наиболее способных, талантливых учащихся.

Психолог /индивидуально/.

«Альманах психологических тестов»

Результаты исследования помогут учителю в работе с одаренными детьми.

11. Методика по оценке уровня сформированности компонентов уч. деятельности и навыков сотрудничества

1А, Б, В

май 2011г.

Обобщить материал по итогам отслеживания учителями-экспериментаторами уровня сформированности компонентов уч. деятельности.

Психолог, учителя-экспериментаторы.

«Оценка уровня сформированности УД» (Г. В. Репкина)

Анализ результатов исследований позволит учителю-экспериментатору

Обобщить и оценить деятельность каждого ученика,скорректировать методы обучения, зафиксировать продвижение.

12.Развивающие занятия по  самоопределению, смыслообразованию здоровьезбережению:

«Обучение жизненно важным навыкам»

1А, Б, В

январь-май 2011г.

Включение детей в процесс самоопределения, самоизменения и рефлексивности , с целью формирования внутренней позиции школьника, мотивации учебной деятельности, потребности личности в самоулучшении сохранении своего здоровья.

Психолог с группой учащихся 10-15 чел. (уроки, тренинги).

«Руководство по организации самовоспитания школьников», Г.К.Селевко,

«135 уроков здоровья» Л.А. Обухова, «Обучение жизненно важным навыкам» Н.П.Майорова.

Создаются психологические условия организации совместной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

 - результаты психолого-педагогических исследований  учебной  и внеучебной деятельности учащихся первых классов, способность самостоятельно усваивать знания, формировать умения и компетентности,  обеспечат педагогов, детей и их родителей психологическими механизмами самоизменения, самоулучшения, направят учителей на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и зоны ближайшего развития, помогут стимулировать активность и познавательную инициативу учеников, что и предполагают ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС

В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования

Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат  в условиях введения ФГОС НОО...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС     Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...

Публикация в сборнике регионального семинара по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего процесса в ДОУ в рамках ФПОС"

Научно-методическая разработка по теме: "Повышение психологической культуры родителей - основа психопрофилактической работы воспитателя"...

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе.

В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей очень актуальна....

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576.

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗА МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения, проводимых во внеурочное время с определенной воспитательной целью. Воспита...