Публикация в сборнике регионального семинара по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего процесса в ДОУ в рамках ФПОС"
материал на тему

Файзрахманова Лейсан Борисовна

Научно-методическая разработка по теме: "Повышение психологической культуры родителей - основа психопрофилактической работы воспитателя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение психологической культуры родителей – основа психопрофилактической работы воспитателя».

Файзрахманова Лейсан Борисовна, МАДОУ №65 Советского района г.Казани, воспитатель

Идеи сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях  воспитателей, родителей, ребенка – основные в педагогике последних лет.

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку сотворить образ  своего «Я», то есть приобрести за время пребывания  в детском саду необходимые  личностные качества.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь  дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ ,повышение культуры педагогической грамотности семьи. Организация работы с семьей является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их  физического и психического  здоровья и развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В исследованиях  И.С.Батраковой, В.В.Горшковой, В.И.Максимовой, В.Г.Маранова, Л.А.Николаенко, Н.Ф.Родионовой разработаны общие методологические подходы к раскрытию сути педагогического взаимодействия. При этом подчеркивалось, что объединение усилий детского сада и семьи для  развития личности детей и взрослых должно происходить с учетом интересов и прав каждого – восприниматься как ценность и совместная педагогическая деятельность по воспитанию, в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество.

Структурными компонентами такого взаимодействия выступают:

1.Ценностно-смысловой – характеризующийся признанием опыта родителей по воспитанию детей, осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных  формах взаимодействия с родителями.

2.Потребностно - мотивационный -  определяющий потребности воспитателей во взаимно открытых ,равных и свободных действиях, содействиях друг-другу.

3.Интеллектуально - когнитивный – проявляющийся в способности воспитателей изучать взаимодействие  родителей с детьми, приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений с ними.

4.Операционально-деятельностный – отражающий способности воспитателей к совместной деятельности с родителями, с детьми: определению цели ,созданию проекта, программы и плана  действий в проблемном поле воспитания.

5.Эмоциональный – показывающий способность воспитателей понимать переживания родителей и сопереживать им в процессе  межличностных  отношений, выражать солидарность и согласие с ними, находить компромисс.

6.Оценочно - рефлексивный – определяющий способность воспитателей к самонаблюдению в системе отношений с родителями, детьми, оценки качества взаимодействия с ними и осознанию необходимых изменений.

Педагогическая, психологическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников.

Присутствие в общении родителей с ребенком совместной деятельности содействует усвоению различных типов взаимодействия, основанных  на принципах равенства между детьми и взрослыми.

Наиболее высоким уровнем развития взаимодействия в совместной деятельности выступает творческое сотрудничество, позволяющее ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Потребность в серьезном обсуждении эмоций и поведения детей на занятиях и дома появляются у родителей довольно часто. Профилактика  нарушений эмоциональной сферы у детей, психолого-педагогическая работа с родителями должна проводиться регулярно, но обязательно в непринужденной, эмоционально теплой атмосфере, чтобы родители захотели прийти  еще. Родители, чувствуя поддержку  окружающих, начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевать свои воспитательные стереотипы. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирования, а личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы, активно используются инновационные формы и методы работы:

-«Круглый стол» по любой теме,

-тематические выставки,

-соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы,

-консультация специалистов,

-семейные спортивные встречи,

-почта доверия, телефон доверия,

-открытые занятия для просмотра родителей,

-родительская гостиная, клуб,

-конкурс семейных талантов,

-портфолио семейного успеха,

-день открытых дверей,

-сайт ДОУ.

Основной акцент этих встреч должен быть сделан на познание  родителями особенностей психологии детей разного возраста, существующих уровней эмоциональной регуляции своего поведения у детей, адекватных приемов общения с ребенком,  рефлексии задач и стилей  воспитания, собственной родительской  позиции. Важно учесть запрос родителей по поводу преодоления у ребенка стереотипных реакций, чувствительности к внешним раздражителям, нежелательных форм поведения.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, педагогический  процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным в рамках действующего законодательства.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Коррекционно-развивающее занятие на сплочение класса (в рамках классного часа) "Один за всех - и все за одного"

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, ко...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...

Методический семинар для педагогов "Технологии психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ"

Сознательное участие семьи в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации ребенка важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Об этом можно узнать ...