Публикация в сборнике регионального семинара по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего процесса в ДОУ в рамках ФПОС"
материал на тему
Научно-методическая разработка по теме: "Повышение психологической культуры родителей - основа психопрофилактической работы воспитателя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение психологической культуры родителей – основа психопрофилактической работы воспитателя».
Файзрахманова Лейсан Борисовна, МАДОУ №65 Советского района г.Казани, воспитатель
Идеи сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях воспитателей, родителей, ребенка – основные в педагогике последних лет.
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ ,повышение культуры педагогической грамотности семьи. Организация работы с семьей является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья и развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В исследованиях И.С.Батраковой, В.В.Горшковой, В.И.Максимовой, В.Г.Маранова, Л.А.Николаенко, Н.Ф.Родионовой разработаны общие методологические подходы к раскрытию сути педагогического взаимодействия. При этом подчеркивалось, что объединение усилий детского сада и семьи для развития личности детей и взрослых должно происходить с учетом интересов и прав каждого – восприниматься как ценность и совместная педагогическая деятельность по воспитанию, в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество.
Структурными компонентами такого взаимодействия выступают:
1.Ценностно-смысловой – характеризующийся признанием опыта родителей по воспитанию детей, осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных формах взаимодействия с родителями.
2.Потребностно - мотивационный - определяющий потребности воспитателей во взаимно открытых ,равных и свободных действиях, содействиях друг-другу.
3.Интеллектуально - когнитивный – проявляющийся в способности воспитателей изучать взаимодействие родителей с детьми, приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений с ними.
4.Операционально-деятельностный – отражающий способности воспитателей к совместной деятельности с родителями, с детьми: определению цели ,созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания.
5.Эмоциональный – показывающий способность воспитателей понимать переживания родителей и сопереживать им в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие с ними, находить компромисс.
6.Оценочно - рефлексивный – определяющий способность воспитателей к самонаблюдению в системе отношений с родителями, детьми, оценки качества взаимодействия с ними и осознанию необходимых изменений.
Педагогическая, психологическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников.
Присутствие в общении родителей с ребенком совместной деятельности содействует усвоению различных типов взаимодействия, основанных на принципах равенства между детьми и взрослыми.
Наиболее высоким уровнем развития взаимодействия в совместной деятельности выступает творческое сотрудничество, позволяющее ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы.
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Потребность в серьезном обсуждении эмоций и поведения детей на занятиях и дома появляются у родителей довольно часто. Профилактика нарушений эмоциональной сферы у детей, психолого-педагогическая работа с родителями должна проводиться регулярно, но обязательно в непринужденной, эмоционально теплой атмосфере, чтобы родители захотели прийти еще. Родители, чувствуя поддержку окружающих, начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевать свои воспитательные стереотипы. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирования, а личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы, активно используются инновационные формы и методы работы:
-«Круглый стол» по любой теме,
-тематические выставки,
-соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы,
-консультация специалистов,
-семейные спортивные встречи,
-почта доверия, телефон доверия,
-открытые занятия для просмотра родителей,
-родительская гостиная, клуб,
-конкурс семейных талантов,
-портфолио семейного успеха,
-день открытых дверей,
-сайт ДОУ.
Основной акцент этих встреч должен быть сделан на познание родителями особенностей психологии детей разного возраста, существующих уровней эмоциональной регуляции своего поведения у детей, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии задач и стилей воспитания, собственной родительской позиции. Важно учесть запрос родителей по поводу преодоления у ребенка стереотипных реакций, чувствительности к внешним раздражителям, нежелательных форм поведения.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным в рамках действующего законодательства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания
В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...
Коррекционно-развивающее занятие на сплочение класса (в рамках классного часа) "Один за всех - и все за одного"
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, ко...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...
Методический семинар для педагогов "Технологии психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ"
Сознательное участие семьи в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации ребенка важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Об этом можно узнать ...