Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576.
материал

Левагина Оксана Борисовна

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 576 с углубленным изучением предмета физическая культура Василеостровского района Санкт-Петербурга

Согласовано

Педагогическим советом

ГБОУ ШИ № 576

Протокол № ____

От «___» ___________20__ г.

Утверждаю

Приказ № ____

От «___» ___________20__ г.

Директор ГБОУ ШИ № 576 _____________Скарлыгина Н.В.

      подпись

М.П.

Рассмотрено

На заседании РМО педагогов-психологов Василеостровского района

«___» ___________20__ г.

Председатель РМО педагогов-психологов

Александрова Т.В.

 _____________

                          подпись

Программа

психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576.

Автор-составитель: Левагина О.Б.,

педагог-психолог

г. Санкт-Петербург

2018 г.

Оглавление

Пояснительная записка        5

Цели и задачи Службы сопровождения ГБОУ ШИ № 576        7

Основные направления деятельности Службы сопровождения        9

Состав Службы сопровождения        11

Взаимодействие специалистов Службы сопровождения        11

Психологическая служба        12

Цель        12

Задачи        12

Основные направления деятельности психологической службы        13

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках ФГОС          19

Адаптация первоклассников. Переход учащегося на новую ступень образования в условиях ФГОС НОО                                                                      19

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2 - 3 классов                      23

Готовность к переходу в среднее звено у учащихся 4 классов                          25

Адаптация у пятиклассников. Переход учащегося на новую ступень образования в условиях ФГОС ОО        27

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 6 – 8 классов в рамках ФГОС ОО        31

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9, 10 – 11 классов        33

Логопедическая служба        35

Логопедическое сопровождение учащихся в рамках ФГОС НОО        35

Цель        37

Задачи        37

Основные направления деятельности логопедической службы        38

Социально-педагогическая служба        41

Социально-педагогическое сопровождение учащихся в рамках ФГОС        41

Цель        42

Задачи        42

Основные принципы деятельности социально-педагогической службы        43

Основные направления деятельности социально-педагогической службы        44

Состав приложения        47

Литература        48

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576.

Пояснительная записка

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. Ведущие стратегические документы, определяющие развитие системы, предлагают нам обновленный понятийный аппарат, определяющий поле задач современного образования.

«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». [2].

Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД (универсальных учебных действий), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. [1].

Взаимодополняемость позиций специалистов социально-психологической службы и педагогов, их тесное сотрудничество − необходимое условие плодотворной работы по реализации ФГОС. [10].

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576 осуществляется в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Концепции УМК «Школа России», Основными образовательными программами образовательного учреждения (ООП), в соответствии с Положением о службе психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса ГБОУ школы-интерната № 576, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Нормативно-правовая база

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19.12.2017;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • Закон Санкт-Петербурга от 26.06.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге».

Теоретико-методологической основой данной работы стали:

  • общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская);
  • основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович);
  • современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).

Цели и задачи Службы сопровождения ГБОУ ШИ № 576.

Цель: организация психолого-социального сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических, и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.

Объект сопровождения - образовательный процесс.

Предмет сопровождения - ситуация развития ребенка.

Задачи:

  • защита прав и интересов личности воспитанников, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
  • квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развитая ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодолевая трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрутов: участие специалистов сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся;
  • развитие психолого-педагогической и социальной компетентности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей;
  • содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
  • психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;
  • консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогических работников, родителей;
  • профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов и родителей;
  • участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, воспитателей, родителей.

Основные направления деятельности Службы сопровождения.

  1. Психосоциальная диагностика - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска.
  2. Психокоррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда по разработке психокоррекционных программ воспитания; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса.
  3. Психолого-педагогическое и социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта.
  4. Социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социальным проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений. Помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних и др. в вопросах развития, воспитания и обучения несовершеннолетних.
  5. Исследование социума школы-интерната с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.
  6. Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.
  7. Организационно-методическая деятельность:
  • проведение организационно-методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований);
  • участие в методических объединениях, в семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления обучающихся с учетом состояния их здоровья;
  • организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.
  1. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.
  2. Проведение консилиумов Службы сопровождения 4 раза в год с целью анализа и обобщения проведенной работы, выработки рекомендаций учащимся, родителям, педагогам, корректировка плана работы службы.

Состав Службы сопровождения ГБОУ ШИ № 576.

  1. Руководитель Службы сопровождения.
  2. Учитель-логопед
  3. Педагог-психолог
  4. Социальный педагог

В школе работают два педагога-психолога, два социальных педагога, что помогает обеспечить преемственность между начальной и основной школой.

Взаимодействие специалистов Службы сопровождения.

Служба сопровождения является связующим звеном между школьниками, их родителями, педагогами и администрацией ОУ, а если рассматривать более глобально, то между семьей и образовательной организацией. Работа службы сопровождения позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешной реализации ФГОС.

Психологическая служба.

Цель: создание и поддержка благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей, реализации ООП.

Задачи:

  • проведение различной диагностики участников образовательного процесса для выявления проблем и их коррекции и профилактики;
  • формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся;
  • оказание консультационной помощи детям и взрослым;
  • психологическое просвещение участников образовательного процесса для повышения психологической грамотности;
  • проведение методической работы;
  • повышение собственной квалификации педагога-психолога.

В соответствии с Положением о службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса ГБОУ школы-интерната № 576 содержание работы определяется:

  • необходимостью полноценного развития учащихся, сохранения их здоровья на каждом возрастном этапе, формированием у них способности к воспитанию и самовоспитанию
  • важностью индивидуального подхода к каждому обучающемуся и, в соответствии с этим, изучения особенностей учащихся на протяжении всего пребывания в школе
  • необходимостью пропаганды здорового образа жизни
  • необходимостью предупреждения правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания.

Основные направления деятельности психологической службы.

  1. Психодиагностика

Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения.

Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета школьника, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии, для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Формы: диагностический минимум и углубленная психологическая диагностика.

Диагностический минимум - комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели. Ориентировано на выявление социально-психологических особенностей школьников, существенно влияющих на эффективность их обучения и развития. Реализация этого вида деятельности позволяет определить группу школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, поведении и психическом самочувствии в школьной среде, определить те специфические особенности когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы всех школьников обследуемой параллели, знания которых необходимы для успешного сопровождения.

Диагностический минимум позволяет отслеживать динамику развития и состояния школьника по его определенным характеристикам на протяжении всего процесса школьного обучения.

Углубленное психологическое обследование – деятельность педагога-психолога по отношению к детям:

 - с предполагаемым внутренним психологическим конфликтом, для понимания причин и поиска решения которого, необходимо получение дополнительной психологической информации;

 - с особенностями и проблемами в познавательной сфере.

Данная работа проводится по результатам диагностического минимума, либо по запросам родителей и педагогов.

Цель работы – выявление зоны и содержания конфликта, поиск личных особенностей школьника, провоцирующие внутренние и внешние конфликты, или особенностей его познавательной деятельности.

  1. Коррекционно-развивающая работа со школьниками.

Цель - создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников и решения конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

Развивающая форма работы в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяют им решать достаточно сложные психологические задачи.

Психокоррекционная форма работы позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии школьников.

Главный принцип данной работы - целостность. Это означает, что деятельность в рамках программы психолого-педагогического сопровождения разворачивается как процесс поддержки ребенка в целом, во всем разнообразии социально-психологических проявлений его личности. Это не исключает выделение приоритетных направлений в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем, интересов и желаний школьников.

  1. Информационно-просветительское направление (консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов; участие в работе консилиумов Службы Сопровождения ОУ; повышение собственной квалификации педагога-психолога).

Просвещение школьников.

Цель - создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

Консультирование школьников.

Цель - оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Просвещение педагогов.

Цель: создание условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание, для организации эффективного процесса предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения. А также построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах.

Этот вид деятельности осуществляется путем органического вплетения ситуации передачи знаний в процесс практической деятельности, т.е. знание – ответ на реально существующий запрос педагога.

Консультирование педагогов.

Цель - организация сотрудничества педагогов и психологов в решении различных школьных проблем и профессиональных педагогических задач, предполагающее равноправное взаимодействие психологов и педагогов, распределение профессиональных функций между ними.

Консультирование проводится по вопросам соответствия учебных программ научным психолого-педагогическим и психофизиологическим требованиям к обучению школьников определенного возраста, уровню развития и реальным возможностям конкретных учащихся, а также по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп.

Консультирование и просвещение родителей.

Цель - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

При этом реализуется принцип невмешательства педагога-психолога в семейную ситуацию.

Психолог пытается ввести родителей в актуальные проблемы детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию динамики детского развития. Информируя родителей о школьных проблемах ребенка, психолог помогает также осуществлять организацию эффективного детско-родительского общения.

  1. Работа с одаренными детьми

Цель - создание образовательной среды, которая обеспечивает возможность развития и проявления творческой и спортивной активности как одаренных детей и детей со скрытыми формами одаренности.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает использование психологических закономерностей развития способностей человека в качестве исходного основания для построения образовательной технологии, в данном случае - обучения и развития одаренных, талантливых детей. ГБОУ ШИ № 576 является образовательным учреждением с углубленным изучением предмета «Физическая культура». В нашей школе обучаются талантливые дети, имеющие способности в области искусства (хореографическая, сценическая, изобразительная деятельность и т.п.) и спортивной деятельности (физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности).

Работа с такими детьми включает все вышеперечисленные этапы деятельности, начиная с выявления общих способностей, затем различение по видам одаренности, используя классификацию Н.С. Лейтеса и Ю.Д. Бабаевой. Работа проводится совместно с педагогическим, тренерским составом ОУ, специалистами ГБОУ ППМС центра Василеостровского района. Для реализации данного направления в ОУ создаются все условия для самореализации и развития творческого и спортивного потенциала учащихся через различные виды деятельности:

  • психологические тренинги (тренинговые методы развития одаренности помогают учащимся переключиться с анализа достигнутых результатов на изучение способов осуществления деятельности, приобретается психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных стереотипов сознания и тем самым - раскрытия творческой, коммуникативной активности)
  • выставки юных художников
  • творческие конкурсы
  • соревнования, турниры
  • общешкольные игры

В данном виде деятельности используются развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащихся быть субъектами образовательной деятельности, как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного. [11].

  1. Профориентационное

Цель - создание условий для профессионального и социального самоопределения старшеклассников.

В рамках этого направления проводятся: анкетирование, психологическая диагностика учащихся, консультирование учащихся и их родителей (законных представителей), лекции и беседы с учащимися, согласно договору с ГБОУ ППМС-Центр Василеостровского района, направленные на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута. Также в рамках данного направления для учащихся младшей школы организованы выезды с целью знакомства учащихся с миром профессий, встречи с представителями различных профессий. В 2018-2019 уч. году запланированы посещения кондитерской фабрики им. К. Самойловой (параллель 1 классов), ООО «Талосто» (параллель 2 классов), библиотеки № 1 им. Н.Г. Чернышевского Василеостровского района (параллель 3 классов), интерактивный музей Кидбург (параллель 4 классов).

  1. Профилактическое

Цель - создание условий для профилактики возникновения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем учащихся; профилактика профессионального выгорания педагогов.

В рамках этого направления осуществляется разработка и проведение профилактических программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных сфер жизни; целенаправленное управляемое формирование системы универсальных учебных действий (УУД); проведение программы по профилактике профессионального выгорания педагогов, авторы-составители: В.В. Корнилова, О.Б. Левагина.

  1. Экспертиза

В рамках этого направления осуществляется экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, а также участие педагога-психолога в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

Выделены приоритетные направления работы, связанные с определёнными периодами жизни ребёнка. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими развитие детей в ГБОУ школа-интернат № 576, которые требуют особого внимания взрослых.

Основное внимание уделяется:

  1. Адаптация у первоклассников
  2. Готовность к переходу в среднее звено у 4-классников
  3. Адаптация у пятиклассников
  4. Социализация подростков
  5. Профессиональное самоопределение у старшеклассников.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках ФГОС.

Адаптация первоклассников.

Переход учащегося на новую ступень образования в условиях ФГОС НОО.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает, как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества. [8].

Первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста. [1].

По данным различных психолого-педагогических исследований, отраженные в научной литературе, а также исследований, проведенных нами на базе ГБОУ № 576, в настоящее время увеличилось количество детей со школьной дезадаптацией, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, связанную с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления. Социальная (коммуникативная) готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками. [1].

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, т.е. целенаправленное формирование системы универсальных учебных действий (УУД). Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Поэтому целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования на базе сформированности основных видов УУД. [1].

Исходя и выше сказанного, цель психолого-педагогического сопровождения учащихся 1 классов: содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных сфер жизни, целенаправленное управляемое формирование системы универсальных учебных действий (УУД).

Задачи:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической готовности к обучению в школе, на изучение уровня сформированности УУД, на профилактику трудностей в обучении детей на школьном старте. Диагностические срезы рекомендуется проводить 2 раза в год: в период адаптации и в конце учебного года.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 успешно апробированы и используются следующие диагностические учебно-методические комплекты (УМК):

Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, готовность к школе, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД (комплексная диагностика)

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 1, комплект для общеобразовательных школ и гимназий (Иматон). [3].

Диагностика личностных УУД:

  • мотивация учебной деятельности
  • внутренняя позиция школьника
  • Методика определения мотивов учения (методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993 г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой). [1].
  • Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). [1].
  • Психолого-педагогическая диагностика (диагностика личностных, метапредметных УУД)
  • Индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение).

Результаты диагностики заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.

Дополнительная индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

  1. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
  2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.

Это позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

  1. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: учащимися, имеющими проблемы развития когнитивной сферы (в частности слабый уровень развития внимания, памяти, скорости переработки информации) и учащимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить учащихся на предъявляемую начальной школой систему требований, планомерно и последовательно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития, содействовать школьной адаптации, а также целенаправленное формирование УУД, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил, формирование позитивного эмоционального отношения к учебной деятельности, ослабление психоэмоционального напряжения.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 в течение 2018-2019 уч. года используются следующие программы:

  1. Рабочая программа «Уроки психологического развития». Модифицированная программа групповой работы для учащихся 1 - 4 классов, имеющих сложности в процессе обучения, автор-составитель: О.Б. Левагина.
  2. Программа курса развития познавательных способностей для учащихся 1 классов «Юным умникам и умницам», автор: О. Холодова.
  3. Рабочая программа «Психологическая азбука». Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе, автор-составитель: О.Б. Левагина.
  1. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2 - 3 классов.

Работа по сопровождению 2 - 3 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

Цель: создание условий для успешного обучения учащихся в начальном звене школы

Задачи:

1. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 1 классе

2. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 успешно апробированы и используются следующие диагностические учебно-методические комплекты (УМК):

Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД (комплексная диагностика)

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 1, комплект для общеобразовательных школ и гимназий (Иматон). [3].
  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон). [4].

Диагностика личностных УУД:

  • мотивация учебной деятельности
  • школьная тревожность
  • Анкета Лускановой для определения уровня школьной мотивации. [10].
  • Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан. [6].

Диагностика коммуникативных УУД:

  • Методика социометрия для диагностики межличностных взаимоотношений. [9].

Диагностика регулятивных УУД:

  • Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) для выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля. [1].
  • Психолого-педагогическая диагностика (диагностика личностных, метапредметных УУД)
  • Индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение).

3. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД, а также продолжается проведение работы с учащимися, имеющими проблемы развития когнитивной сферы (в частности слабый уровень развития внимания, памяти, скорости переработки информации). Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 течение 2018-2019 уч. года используются следующие программы:

1.        Программа курса развития познавательных способностей для учащихся 2, 3 классов «Юным умникам и умницам», автор: О. Холодова

  1. Рабочая программа «Уроки психологического развития», Модифицированная программа групповой работы для учащихся 1 - 4 классов, имеющих сложности в процессе обучения, автор-составитель: О.Б. Левагина.
  2. Рабочая программа «Психологическая азбука». Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе, автор-составитель: О.Б. Левагина.

Готовность к переходу в среднее звено у учащихся 4 классов.

Цель: создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы

Задачи:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение готовности к переходу в среднее звено, на изучение уровня сформированности УУД.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 успешно апробированы и используются следующие диагностические учебно-методические комплекты (УМК):

Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, диагностика личностной сферы, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД (комплексная диагностика)

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон). [4].

Диагностика личностных УУД:

  • Анкета Лускановой для определения уровня школьной мотивации. [10].

Диагностика коммуникативных УУД:

  • Методика социометрия для диагностики межличностных взаимоотношений. [9].

Психолого-педагогическая диагностика (диагностика личностных, метапредметных УУД)

  • Индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение).

Результаты диагностики заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.

Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся.

  1. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями учащихся 4 классов, направленной на ознакомление взрослых с результатами диагностики и рекомендациями
  2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.

Это позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

  1. Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, имеющими трудности в усвоении ООП, проблемы развития когнитивной сферы, а также проводятся развивающие занятия, направленные на формирование УУД.

Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 течение 2018-19 уч. года используются следующие программы:

  1. Программа курса развития познавательных способностей для учащихся 4 классов «Юным умникам и умницам», автор: О. Холодова
  2. Рабочая программа «Уроки психологического развития». Модифицированная программа групповой работы для учащихся 1 - 4 классов, имеющих сложности в процессе обучения, автор-составитель: О.Б. Левагина.
  3. Рабочая программа «Психологическая азбука». Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе, автор-составитель: О.Б. Левагина.

Адаптация у пятиклассников.

Переход учащегося на новую ступень образования в условиях ФГОС ОО.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11 - 13 лет, 5 - 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14 - 15 лет, 8 - 9 классы) характеризуется:

- бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

- изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет). [7].

Трудности, сопровождающие этот период, в психологии описаны давно и имеют отчетливо выраженных характер. Психологическая неготовность многих детей к переходу из начальной школы в основную проявляется, помимо ухудшения успеваемости и дисциплины, в усилении негативного отношения к учению, росте эмоциональной нестабильности (тревожность, агрессивные тенденции, увеличение заболеваемости, проявление невротических реакций), нарушениях поведения и др.

Психологический анализ вышеназванных трудностей в учебной деятельности подростков позволяет выделить несколько причин их возникновения:

 - необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т.д.)

- совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности

- недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности универсальных учебных действий (УУД). [1].

Исходя и выше сказанного, цель психолого-педагогического сопровождения учащихся 5 классов: создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы, создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации, для формирования и развития УУД.

Задачи:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу, сформированности УУД.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 успешно апробированы и используются следующие диагностические учебно-методические комплекты (УМК):

Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, диагностика личностной сферы, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД (комплексная диагностика)

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон). [4].

Диагностика личностных УУД:

  • Тест школьной тревожности Спилберга [10].
  • Анкета Лускановой для определения школьной мотивации [10].
  • Шкала тревожности Кондаш [13].
  • Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). [10].
  • Проективная методика неоконченных предложений [13].

Результаты диагностики заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.

Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

  1. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
  2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.

Это позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

  1. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: учащимися с трудностями в усвоении ООП (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам работы консилиума), учащимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода, данная работа проводится совместно со специалистами ГБОУ ППМС-Центр Василеостровского района, согласно договору. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить учащихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. [10].

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 успешно апробированы и используются следующие программы:

  1. Модифицированная программа групповой работы для учащихся 5 классов по снижению школьной тревожности, автор-составитель: М.А. Зведре.
  1. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

Психолого-педагогическое сопровождение

учащихся 6 - 8 классов в рамках ФГОС ОО.

Работа по сопровождению 6 - 8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

Цель: создание условий для профилактики аддитивного поведения, формирования и развития УУД, успешного обучения учащихся в среднем звене школы.

Задачи:

1. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе

2. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 успешно апробированы и используются следующие диагностические учебно-методические комплекты (УМК):

Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, диагностика личностной сферы, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД (комплексная диагностика)

  • Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах (Иматон). [4].
  • Методика Л.Я. Ясюковой, часть 3, прогноз и профилактика проблем обучения и профориентация старшеклассников (Иматон). [5].
  • Методика Е.П. Ильина. Теппинг-тест [14].
  • Тест интеллектуальной лабильности (модификация Н. Костроминой) [14].

Диагностика личностных УУД:

  • Экспресс-тест Г. Айзенка «Тип темперамента» [13].
  • Присихогеометрический тест С. Деллингер [9].
  • Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [13].
  • Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука [13].
  • Анкета Лускановой для определения уровня школьной мотивации. [10].
  • Проективная методика «Несуществующее животное» [13].

Диагностика коммуникативных УУД:

  • Методика социометрия для диагностики межличностных взаимоотношений. [9].

3. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД, социализации подростков.

Данная работа проводится совместно со специалистами ГБОУ ППМС-Центр Василеостровского района, согласно договору.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 в течение 2018-2019 уч. года используются следующие программы:

  1. Модифицированная программа групповых занятий для развития коммуникативных навыков у подростков, автор-составитель: М.А. Зведре.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 в течение 2018-19 уч. года апробируются следующие программы:

  1. Программа «Психологический квест «Шаг к себе», автор-составитель: М.А. Зведре
  2. Программа «Учимся учиться», автор-составитель: М.А. Зведре.
  1. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9, 10 – 11 классов.

Цель: создание условий для успешного обучения учащихся в старших классах, создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников

Задачи:

1. Проведение лекций и просветительских бесед с учащимися на базе ОУ, согласно договору с ГБОУ ППМС-Центр Василеостровского района, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.

2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе, в 11 классе, профессиональное самоопределение.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 успешно апробированы и используются следующие диагностические учебно-методические комплекты (УМК):

Направление работы

Диагностический УМК

Диагностика познавательной сферы, диагностика личностной сферы, диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД, профориентация (комплексная диагностика)

  • Методика Л.Я. Ясюковой, часть 3, прогноз и профилактика проблем обучения и профориентация старшеклассников (Иматон). [5].
  • Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова [13].
  • Методика «Карта интересов» А.Е. Голомшток [15].
  • Методика Д. Голланда для оценки профессионального типа личности. [10].
  • Матрица выбора профессии [10].

Диагностика личностных УУД:

  • Шкала тревожности Кондаш [13].
  • Тест С.А. Будасси «Самооценка личности» [14].
  •  Тест «Ценностные ориентации личности» М. Рокича. [16].
  •  «Психологические проблемы подростков» стандартизированная методика Е.А. Регуш, Л.А. Алексеева [17].
  • Тест на эмоциональный интеллект методика Н. Холла [14].
  • Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения [14].
  • Методика Шнайдера «Изучение уровня коммуникативного контроля» [18].

Данная работа проводится совместно со специалистами ГБОУ ППМС-Центр Василеостровского района.

  1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
  2. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД, социализации подростков.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 в течение 2018-2019 уч. года используются следующие программы:

  1. Модифицированная программа групповых занятий для учащихся выпускных классов «Подготовка к экзаменам», автор-составитель: М.А. Зведре.

В рамках реализации этой задачи в ГБОУ школа-интернат № 576 в течение 2018-19 уч. года апробируются следующие программы:

1.        Программа «Стратегии жизни», автор-составитель: М.А. Зведре.

  1. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО.

Логопедическая служба.

Логопедическое сопровождение учащихся в рамках ФГОС НОО.

Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья). В основу стандарта начального общего образования положен деятельностный и дифференцированный подход. Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Владение речью - коммуникативное действие, необходимое для общения в социуме, для регуляции поведения и собственной деятельности, для познания окружающего мира. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения образовательной программы.

Учителю-логопеду необходимо действовать с учетом новых требований индивидуализации образования: создавать условия для эффективной коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, выбирать и умело сочетать современные и традиционные логопедических методы и приемы. Учитель-логопед встраивается в образовательный процесс, стараясь не только правильно определить содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с речевой патологией, но разработать адаптированную программу на основе основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования. Для получения планируемых результатов, формирования универсальных учебных действий в логопедической работе важно тщательно отбирать дидактический и наглядный материал к занятиям, оптимально распределять время на каждый этап занятия, использовать разнообразные формы и методы логопедического воздействия. Чтобы заинтересовать воспитанников, прежде всего, быстро утомляемых детей с особыми потребностями нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Цель: реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Задачи:

  • обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Основные направления деятельности логопедической службы.

  1. Диагностика (обследование устной и письменной речи).

Цель: обеспечить своевременное выявление детей, имеющих речевое недоразвитие.

В рамках этого направления в ГБОУ ШИ № 576 проводится комплексное логопедическое обследование всех учащихся 1 – 4 классов. Результаты диагностики заносятся в речевые карты и протоколы логопедического обследования. По результатам проведенного комплексного обследования идет формирование и комплектование групп, подготовка рекомендаций по оказанию данным детям психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Формы: диктант (обследование письменной речи), обследование устной речи, углубленная диагностика.

  1. Коррекционно-развивающая работа.

Цель: обеспечить своевременную специализированную (логопедическую) помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков речевого и (или) психического развития детей в условиях общеобразовательного учреждения, способствовать формированию УУД обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционная форма работы позволяет работать с логопедическими проблемами, которые выявлены у школьников.

Развивающая форма работы позволяет максимально расширить диапазон устной, письменной речи, чтения, развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, представлений, восприятия и т.п.), оптико-пространственных ориентировок, мелкой моторики, фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи и т.д.

Главный принцип данной работы - целостность.

В рамках данного направления в ГБОУ ШИ № 576 учителем – логопедом проводятся коррекционно-развивающие занятия (групповые, индивидуальные).

  1. Консультирование

Цель: обеспечить актуальность, системность и гибкость работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие и их семьями по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

В рамках данного направления работы в ГБОУ ШИ № 576 проводится:

  • консультирование родителей (законных представителей)
  • консультирование педагогов, воспитателей, администрации ОУ
  • участие в работе консилиумов Службы сопровождения
  1. Информационно-просветительское направление.

Просвещение родителей и педагогических работников по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, имеющих речевое недоразвитие (выступления на педагогических советах, родительских собраниях, конференциях, участие в РМО учителей-логопедов); повышение собственной квалификации учителя-логопеда.

В рамках реализации логопедического сопровождения учащихся в течение 2018-2019 уч. года в ГБОУ ШИ № 576 используется следующая программа:

  1. Рабочая программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста», составитель: Е.В. Степанова, на основе УМК «Организация работы по коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников», авторы: Э.С. Агопян, И.А. Решетникова, О.В. Иванова. Фонд научных исследований в области гуманитарных наук. Знание сила 2018г.

Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены в документах:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Данная программа предназначена для коррекции смешанной формы дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В случае преобладания у учащихся других форм дисграфии учитель-логопед составляет календарно-тематическое планирование, ориентируясь на данное нарушение. Учитель-логопед имеет право варьировать количество часов, необходимых для усвоения темы в каждой конкретной группе, в зависимости от сложности дефекта.

В первые две недели сентября проводятся диктанты и обследования устной речи учащихся для последующего формирования учебных групп.

Программа составлена из расчета двух учебных часов в неделю (64 часа в год).

Углубленная диагностика начинается с 16 сентября и включает в себя пять занятий. Первый диагностический диктант проводится с 1 по 15 сентября в рамках первичного обследования. Второй и третий диктанты включены в содержание программы.

Социально-педагогическая служба.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся в рамках ФГОС.

Профессиональная деятельность социального педагога в системе ОУ является важной составной частью начального и общего образования, направленной на реализацию ФГОС. Социальный педагог - одна из ключевых фигур в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребенку. [18].

Он оказывает педагогическую, правовую помощь и поддержку участникам образовательного процесса, мотивируя участников образовательного процесса к саморазвитию, обучению и познанию, развитию социальных компетенций. Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения обучающихся. Социально-педагогическое сопровождение – признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития, а социальный педагог побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции. Исходя из выше сказанного, социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в рамках ФГОС особенно значимо и актуально.

Социальное сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Эффективность деятельности социально-педагогической службы достигается при тесном взаимодействии с психологической, логопедической службами ОУ, педагогами, а также с учреждениями органами системы профилактики (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, медицинские учреждения, социальные службы, полиция и т.д.).

Цель: создание социально-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, организация взаимодействия всех участников образовательного процесса в оказании помощи ребенку, в восстановлении взаимодействия между ним и социумом.

Задачи:

Начальная школа.

  1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда, формирование и развитие УУД у учащихся.
  2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
  3. Профилактика правонарушений среди учащихся.
  4. Организация целевого досуга учащихся.
  5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.

Основная школа.

  1. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, и оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
  2. Раннее выявление жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений здравоохранения, социального обслуживания, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  3. Обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде (детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности), профилактики девиантного поведения детей.
  4. Повышение педагогической компетентности родителей, социально-педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения, формирование и развитие УУД у учащихся.
  5. Формирование правовой культуры у детей и родителей, профилактика правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей.
  6. Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально - опасном положении.
  7. Организация межведомственного взаимодействия в целях оказания практической помощи семье и ребенку.

Основные принципы деятельности социально-педагогической службы:

  • Многофункциональность – выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога
  • Объективность – учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендации; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную  и моральную позицию.
  • Коммуникативность – организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, психологами, юристами и т.п. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
  • Интеграция – полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов
  • Оперативность – быстрое решение и профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности
  • Автономность – независимость
  • Репрезентативность – представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов
  • Адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности, коллектива [18].

Основные направления деятельности социально-педагогической службы.

  1. Профилактическое

Цель: своевременное выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся.

Предупредительно-профилактическая деятельность в рамках данного направления в ГБОУ ШИ № 576 осуществляется через систему общешкольных мероприятий: конкурсы, игры, олимпиады, групповые занятия, лекции, просветительские беседы, организованные для учащихся, педагогов, родителей (законных представителей). Данная работа проводится совместно со специалистами ГБОУ ППМС центра ВО района.

  1. Защитно-охранное

Цель: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите.

В рамках данного направления в ГБОУ ШИ № 576 социально-педагогической службой проводится формирование банка данных семей начальной и основной школы с проблемами и конфликтными ситуациями; подготовка документации для педагогических консилиумов, консилиумов Службы сопровождения, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях; индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликтной ситуации.

  1. Социально-педагогическое исследование (диагностика)

Цель: выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Диагностика детей позволяет выявить индивидуально-психологические особенности ребенка, оценить уровень его личностного и интеллектуального развития. Диагностика подростков поможет найти основную причину существующих проблем и устранить их при помощи своевременным и действенных методов. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением, а также выработать рекомендации с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках ОУ. Диагностика проводится совместно с психологической и логопедической службой.

  1. Консультативное

Данное направление предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей «группы риска»: родителей (законных представителей), педагогов и других лиц при их обращении.

В рамках данного направления работы в ГБОУ ШИ № 576 проводится:

  • консультирование родителей (законных представителей)
  • консультирование педагогов, воспитателей, администрации ОУ
  • участие в работе консилиумов Службы сопровождения
  1. Организационное

Данное направление предполагает организацию социально-значимой деятельности учащихся, координацию развития детской и молодежной инициатив, организацию взаимодействия различных социальных институтов.

В рамках данного направления в ГБОУ ШИ № 576 проводится:

  • организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов ОДН.
  • организация контакта с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
  • ведение Базы льготных проездных документов, получение их в «Организаторе перевозок»
  • ведение городской Базы профилактики правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга
  • организация взаимодействия полиции и родителей по вопросам травмирования детей на территории ОУ.

В рамках реализации социально-педагогического сопровождения учащихся в течение 2018-2019 уч. года в ГБОУ ШИ № 576 используются следующие программы:

  1. Рабочая программа «Технология профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях спортивной школы-интерната», автор-составитель: Н.А. Сукина.

Состав Приложения

Приложение 1.

Копия договора с ГБОУ ППМС-Центр Василеостровского района

Приложение 2.

План работы педагога-психолога начальной школы

План работы педагога-психолога основной школы

Программы работы педагога-психолога начальной школы

Программы работы педагога-психолога основной школы

Образец «Индивидуальная карта развития учащихся» (начальная школа)

Приложение 3.

План работы учителя-логопеда

Программы работы учителя логопеда

Образец «Индивидуальная карта»

Приложение 4.

План работы социального педагога начальной школы

План работы социального педагога основной школы

Программы работы социального педагога

Приложение 5.

План работы с одаренными, талантливыми детьми.

Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.: ил.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
  3. Методика Л.А. Ясюковой, часть 1, комплект для общеобразовательных школ и гимназий. – ИМАТОН, 2012.
  4. Методика Л.А. Ясюковой, часть 2, прогноз и профилактика проблем обучения в 3 - 6 классах. – ИМАТОН, 2012.
  5. Методика Л.Я. Ясюковой, часть 3, прогноз и профилактика проблем обучения и профориентация старшеклассников. – ИМАТОН, 2012.
  6. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007.
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.
  8. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с.
  9. Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.
  10. Психологическое сопровождение введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): учебное пособие. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. − 134 с.
  11. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
  12. Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия, СД, 2006 г.
  13. Интернет ресурс https://psylist.net/
  14. Интернет ресурс vsetesti.ru/
  15. Интернет ресурс http://psytests.org
  16. Интернет ресурс vashpsixolog.ru
  17. Интернет ресурс https://herzen.spb.ru
  18. Интернет ресурс https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС (1 класс)

В материале представлена актуальность данного вида деятельности, раскрыты все направления работы и представлена структура работы педагога-психолога по сопровождению ФГОС....

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования

Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат  в условиях введения ФГОС НОО...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС     Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения в целом, и также раскрывается сущность этого понятия в контексте внедрения ФГОС ООО. Представленные резуль...

Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса: родителей, обучающихся и педагогов

Деятельность педагога-психолога направленная на психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса: родителей, обучающихся и педагогов....

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....