ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
статья на тему

Воракуто Юлия Олеговна

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения в целом, и также раскрывается сущность этого понятия в контексте внедрения ФГОС ООО. Представленные результаты исследования в статье иллюстрируют проблемы при переходе учеников из начальной школы в основную, и позволяют делать вывод о необходимости оптимизации адаптации и профилактике возможных отклонений в поведении учеников. Статья адресована студентам педагогических ВУЗов, педагогам – психологам, и другим участникам образовательного процесса.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация учеников, психическое здоровье, ФГОС ООО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pps_fgos_ooo.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.015.31

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

Килунина Ю.О.

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

kilynina@mail.ru 

Аннотация

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения в целом, и также раскрывается сущность этого понятия в контексте внедрения ФГОС ООО. Представленные результаты исследования в статье иллюстрируют проблемы при переходе учеников из начальной школы в основную, и позволяют делать вывод о необходимости оптимизации адаптации и профилактике возможных отклонений в поведении учеников. Статья адресована студентам педагогических ВУЗов, педагогам – психологам, и другим участникам образовательного процесса.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация учеников, психическое здоровье, ФГОС ООО.

Психолого-педагогическое сопровождение всегда являлось необходимым звеном при обучении и воспитании обучающихся всех возрастных групп. С изменением системы образования, изучаемая нами тема, становится все наиболее актуальной, в связи с тем, что меняются подходы к обучению детей, идет большая направленность на личность ребенка, а не на передачу знаний и их усвоение.

Так же введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Общего Образования (далее ФГОС ООО), и изменения, которые связаны с ними в школьной системе, определяют ряд новых  функций педагога-психолога  образовательной организации. Прежде всего,  это  повышение качества результатов образования универсальных учебных действий.

В связи с введенными изменениями работа педагога-психолога становится важным элементом системы управления образовательной деятельностью школы, потому что результаты его деятельности предусматривают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев [3].

Анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения   школьников,  которое включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с учащимися.  

Сопровождение — это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка.

Э.М. Александровская с соавторами определяет психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса [1].

Научная новизна данного исследования заключается в том, что тема психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся на переходе из начальной школы в основную является малоизученной, т.к. новые стандарты общего образования были введены недавно и не проводились исследования большого масштаба. В образовательной организации, в которой было проведено исследование, переход на ФГОС ООО в пятых классах был осуществлен в сентябре 2015 года.

В свою очередь наша практическая работа по психолого-педагогическому сопровождению на базе МБОУ «СОШ №37 имени Новикова Гаврила Гаврииловича» была выстроена следующим образом:

Первая четверть и вторая четверти были посвящены проведению диагностики направленной на изучение адаптации школьников при переходе из начальной школы в основную. В исследовании использовались следующие методики: «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса», проективный рисуночный тест «Дерево-Дом-Человек».

В это же время, учителя, занимающиеся классным руководством, заполнили таблицу по Универсальным Учебным Действиям (УУД), которые включают в себя коммуникативные, регулятивные, поведенческие, познавательные составляющие. На основе полученных данных, были сформированы семь групп по 8-10 человек, в которые были включены школьники, набравшие наименьшее количество баллов по УУД и, имеющие проблемы в адаптации, повышенную тревожность, сложности в коммуникации по результатам диагностики.

В течение третьей четверти будут проводиться психокоррекционные занятия с группами, направленные на повышение коммуникативных навыков и снижение тревожности, по разработанной программе «Познай себя».

Четвертая четверть направлена на получение обратной связи о проделанной работе. Будет проведена повторная диагностика по методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса», и проективной рисуночной методике «Несуществующее животное». На основании этих данных будет сделано заключение об эффективности проведенной психопрофилактической работы с учениками.

В ходе проведенной диагностики было выявлено, что адаптация учеников пятых классов находится на достаточно высоком уровне. По всем показателям повышение не превышает критической отметки.

Самые высокие показатели зафиксированы по шкалам: страх перед проверкой знаний, страх перед учителем, страх самовыражения. В связи с этим было принято решение провести просветительскую работу с педагогическим составом для обеспечения оптимизации адаптации обучающихся, и профилактике возникновений сложностей в обучении.

Тем не менее, не смотря на достаточно высокий уровень адаптации, присутствуют ученики, которые имеют повышенную тревожность, низкую самооценку и проблемы в обучении.

По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что для оптимизации адаптации и устранении проблем в обучении, необходимо проводить психокоррекционную работу с детьми, которые были отобраны на основании диагностики и результатами оценки их классными руководителями по УУД.

Литература и источники

  1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.
  2. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
  3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. // Вестник образования. – 2003. - №18. – с.53-66.

Научный руководитель – к. псих.н., доцент Белогай Ксения Николаевна, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС (1 класс)

В материале представлена актуальность данного вида деятельности, раскрыты все направления работы и представлена структура работы педагога-психолога по сопровождению ФГОС....

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организац...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Презентация знакомит с системой психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессав условиях внедрения ФГОС...

"Изменения в деятельности участников образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС НОО"

Как  будут  учить  по  новым  стандартам? Урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционным.  Изменения в деятельнос...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС     Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Использование электронных средств обучения и дистанционных технологий для повышения качества образовательной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО

Рассмотрен вопрос о том, как можно использовать ЭОС и ДТ на уроках в начальной школе для повышения качества образовательной деятельности....