Использование электронных средств обучения и дистанционных технологий для повышения качества образовательной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО
консультация

Кривошеева Надежда

Рассмотрен вопрос о том, как можно использовать ЭОС и ДТ на уроках в начальной школе для повышения качества образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Использование электронных средств обучения и дистанционных     технологий для повышения качества  образовательной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО.

                                                              "Скажи мне, и я забуду.
               Покажи мне, - я смогу запомнить.
        Позволь мне это сделать самому,
          и это станет моим навсегда".
                                                                                       
Древняя мудрость

    XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков – поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни,  начиная с первого класса.

Введение ФГОС НОО предъявляет новые требования к современному учителю, от каждого педагога  требуется быть не только учителем-предметником, но и немного учителем информатики. Не только разбираться в ИКТ-технологиях, но и уверенно их применять в своей деятельности.  

Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные  технологии» воспринимаются как синонимы и взаимозаменяемые категории. У этих понятий действительно много общего, но есть и существенные различия.    

     «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»

        Если говорить простым языком, то  ЭО – это обучение с использованием ПК и  электронных образовательных ресурсов.

    Сами по себе электронные средства обучения – это программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно--коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

  • обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;
  • программные средства (системы) – тренажёры – обеспечивают отработку умений учащихся, помогают осуществлять самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
  • контролирующие программные средства – предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
  • информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства - позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение - формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации.
  • моделирующие программные средства – предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
  • демонстрационные программные средства – обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
  • учебно-игровые программные средства – позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
  • досуговые программные средства – используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.

        Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – будем подразумевать ПК: электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, редакторы текстов, презентаций, учебные системы автоматизированного проектирования, цифровые энциклопедии и словари, справочники и др.

 «Под дистанционными  технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»

 Использование электронных средств обучения способствует совершенствованию мотивации обучения за счет наглядного представления, вкрапления игровых ситуаций; осуществлению различных форм самостоятельной работы учащихся за счет автоматизации поисковой деятельности, предоставления комментариев и подсказок; автоматизации вычислительной деятельности; и т.д. При выборе электронных средств обучения для использования в процессе обучения необходимо учитывать особенности учебного предмета, специфику науки, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования, а также дидактические условия.

  Применительно к средствам обучения, в том числе электронным, средство обучения и дидактические условия необходимо рассматривать как взаимосвязанную совокупность внешних характеристик и внутренних (психолого-педагогических, дидактических и методических) требований к средствам обучения, учитывают реальные дидактические возможности соответствующих средств обучения, их ориентацию на комплексное методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. Исходя из этого определены следующие дидактические условия, которые позволяет эффективно использовать электронные средства обучения в информационном образовательном процессе:

  1. Комплексное применение образовательных электронных средств обучения в совокупности с традиционными средствами обучения.
  2. Организация качественного управления познавательной деятельностью.
  3. Подготовленность преподавательского состава к применению новых информационных технологий обучения.
  4. Формирование у преподавателей и обучаемых положительной мотивации.

В школах активно используются дистанционные  технологии в следующих направлениях: -        повышение качества общего образования в малокомплектных школах; -        обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы.

Задачи дистанционного обучения:

  • обеспечение образования в условиях его территориальной недоступности;
  •  обучение часто болеющих детей;
  •  обучение детей, обучающихся на дому;
  •  обучение детей на семейном или заочном обучении;
  •  обучение в условиях карантина или при низких температурах;
  •  индивидуальное обучение (работа со слабоуспевающими или одарёнными детьми), репетиторство;
  •  образовательные ресурсы: медиатека, библиотека, конструктор тестов, домашние задания, приложения;
  •  занимательные задания с целью повторения (например, в предметные недели);
  •  виртуальные олимпиады, тестирования, в том числе и в формате ЕГЭ, партнерство с ВУЗами.

Учителями начальных классов было организовано дистанционное обучение обучающихся на таких электронных платформах, как Учи.ру и Российская электронная школа.

Российская электронная школа - это полный школьный курс

уроков от лучших учителей России; Материалы можно смотреть без регистрации. Достоинства:

  • уроки имеются по всем школьным предметам,
  • к каждому уроку имеется видео с объяснением нового материала, задания для тренировки, контрольные задания в двух вариантах.

Недостатки:

  • главным недостатком данной платформы являются ошибки
  • нет возможности проконтролировать выполнение заданий учащимися на самом портале.

Учи.ру используется нашими учителями.  Разработанные на данных платформах  уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС НОО.) и примерной основной образовательной программе начального общего образования. Учителю доступна статистика по последнему уроку, в которой отражено время работы каждого ученика, количество выполненных заданий и допущенных ошибок.

        Обучающиеся начальных классов  принимали активное участие в увлекательных олимпиадах, играх, марафонах. Активность ребят повышается во время проведения марафонов.

  Под дистанционными  технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий  на расстоянии или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегоося и педагогического работника.(Так написано в Законе об  образовании).

   Цель внедрения дистанционных образовательных  технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от  места проживания, социального положения и  состояния здоровья.

   Виды дистанционных технологий:

  Кейсовая -технология основывается на использовании наборовв (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимися при организации регулярных консультаций у учителя.

    Телевизионно-спутниковая технология  основана на применении интерактивного телевидения: теле-и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия.

      Сетевые технологии используют телекоммуникационные  сети для обеспечения учащихся учебно- методическим материалом  и взаимодействие с различной степенью интерактивности между учителем и учащимся.

      Дистанционные технологии- это инструмент для реализации основных принципов лично -ориентированного подхода обучения. Система образования предусматривает постоянное общение обучающимися как между собой ,так и с учителем. Это должно быть сотрудничество,а не передача знаний. В этой ситуации система образования переходит от авторитарных отношений учитель- ученик к отношениям сотрудничества (партнер-учитель-партнер- ученик).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеучебная деятельность в рамках внедрения ФГОС

отчет о внеучебной деятельности...

Организация внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО

Понятие, задачи, условия, подготовительная работа, модели, результативность....

Опыт работы по организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС

В статье представлен опыт работы учителей начальных классов школы №436 по орагнизации внеурочной деятельности в рамках внежрения ФГОС путем создания Клуба "Лучики здоровья" для обучающихся начальной ш...

Повышение эффективности образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Данная презентация раскрывает  цель внедрения ИКТ в образовтельный процесс, варианты применения ИКТ, знакомит с образовательными ресурсами, которые можно применять в учебной деятельности....

Доклад "Использование электронных средств обучения в целях интенсификации образовательного процесса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Быковская средняя общеобразовательная школа»        В докладе раскрыва...

Презентация "Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении."

Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и  программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося ...

Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...