Программа по формированию личностных УУД с учащимися 1, 2-х классов.
рабочая программа по теме

Личность - целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 7–8 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vystupleniya.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: программа по формированию личностных УУД

с учащимися 1, 2-х классов.

Личность - целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 7–8 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.

Мотивы учения, являясь одним из компонентов учебной деятельности, выполняют функцию ее регулирования и поддержки. Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. Когда ребенок поступает в школу, у него преобладают широкие социальные мотивы (внутренняя позиция школьника). В начале обучения эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами способствуют включению ребенка в учебную деятельность.
          Таким образом, одним из главных направлений работы в начальной школе является коррекционная и развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не, только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, но и познавательно-личностного развития школьников.

В ходе психолого-педагогической диагностики выявляются проблемы в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД индивидуально у каждого ученика.

Используя  такие методики как:

- методика «Беседа о школе», (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина), направленная на   выявление сформированности внутренней позиции школьника и на выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

- «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», (по Г.Ю. Ксензовой), направленная на  определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

- методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. (Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха), направленная на выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

- методика «Нарисуй себя», направленная на выявление уровня самооценки ребенка.

- методика М.Семаго, Н. Семаго, направленная на выявление уровня сформированности к учебной деятельности.

- методика Тулуз-Пьерона, направленная на выявление способности к произвольной концентрации внимания.

- тест К.Йерасика, направленная на определение уровня психичиского развития и мыслительных способностей.

В соответствии с выявленными проблемами планируется коррекционно-развивающая работа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи слабому ребёнку.

Основная цель программы: создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.

Задачи:

1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и с педагогами.

Категория детей: дети 7-8 лет с нарушениями эмоционально- личностного развития, негативным отношением к школе и с низким уровнем готовности к школе.

Программа рассчитана на 30 занятий. Периодичность 2 раз в неделю. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Группа формируется по результатам диагностики с учетом возрастных и личностных особенностей детей. Рекомендуемое количество участников от 4 до 6 человек.

Основные формы работы:

  1. Игротерапия
  2. Арттерапия
  3. Сказкотерапия  
  4. Беседа

Развивающие занятия с детьми, направленные на укрепление позиции школьника, развития положительной самооценки, учебной мотивации, познавательных процессов, необходимых для успешного овладения учебной программы.

Каждое занятие имеет свою структуру:

  1.  Ритуал приветствия. (Создание доброжелательной атмосферы. Установка на взаимодействие).
  2. Основная часть. (Отработка умений по теме занятия. Использование  соответствующих заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического этапа)
  3. Релаксация.  (Сброс эмоционального напряжения, выход из игровой ситуации)
  4. Рефлексия занятия. (Оценка занятия участниками группы. Обмен чувствами, впечатлениями. Выявление затруднений, с которым столкнулся ученик в ходе взаимодействия.).

Для наглядности представляю вам тематический план занятий.

Цели занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

1

Знакомство детей друг с другом, снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.

Упражнение «Ритуал приветствия»

Упражнение «Как тебя зовут»

Упражнение «Чёт и нечёт»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

40 мин.

2

Объединение и эмоциональное раскрепощение участников игры; осознание и эмоциональное отреагирование тех чувств, которые вызывает у детей школа. 

Упражнение «Ритуал приветствия»

Упражнение «Путанка»

Упражнение «Неоконченное предложение»

Рисунок «Школа- фантазия»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

40 мин.

3

Дать детям возможность открыться, расширить представление о себе; выяснить, принимает ли ребенок собственное Я.

Упражнение «Ритуал приветствия»

Упражнение «Волшебная палочка»

Упражнение «Что делает ученик»

Упражнение «Кто Я»

Упражнение «Какой я есть и каким бы хотел»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

40 мин.

4

Формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих способностей; развитие произвольности движений.

Упражнение «Принц на цыпочках»

Упражнение «Что я чувствую в школе»

Сказка «О ленивой звёздочке»

Упражнение «Я смогу»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

40 мин.

5

Учить детей оценивать себя; ребенок должен попытаться увидеть себя со стороны;
воспитание чувства собственного достоинства, уникальности и неповторимости;
формирование адекватной самооценки.

Упражнение «Ритуал приветствия»

Упражнение «Нарисуй свое имя»

Упражнение «Мой автопортрет»

Упражнение «За что можно любить? и за что можно ругать?»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

40 мин.

6

Разрядка агрессивных импульсов, актуализация школьных переживаний, осознание детьми позиции учителя, родителей, учеников.

Упражнение «Брыкание»

Упражнение «Неоконченное предложение»

Сказка «О мальчике Вале»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

40 мин.

7

Снятие проявлений школьной тревожности;  гармонизация и формирование теплого, доверительного отношения к школе.

Упражнение «Кто внимательней»

Упражнение «Что будет если? Представьте себе что?»

Беседа « Моя школа»

Рисунок «Что мне нравится в школе»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

40 мин.

8

Актуализация школьных переживаний, выработка правильного отношения к ошибкам  неудачам, избавление от неприятных воспоминаний.


Упражнение «Путешествие по классной доске».

Упражнение «На ошибках учатся».

Сказка «Верить и стараться»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

40 мин.

9

Закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе, к сверстникам.

Упражнение «Волшебное зеркало»

Упражнение «Волшебное колечко»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

40 мин.

10

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка.  

40 мин.

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка.  

40 мин.

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.  

40 мин.

13

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

17

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

18

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

19

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

21

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

22

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

- Графический диктант. Штриховка.  

40 мин.

23

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет»)

- Графический диктант. Штриховка.  

40 мин.

26

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

27

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

28

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

29

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»)

- Графический диктант. Штриховка.

40 мин.

30

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

- Психогимнастика.

- Психодиагностика.

- Подведение итогов, планы на будущее

Награждение «Дипломами» (за достижение)

40 мин.

Таким образом, после коррекционно-развивающих занятий, на данный момент из 14 учащихся у 4-х детей младшего школьного возраста прослеживается положительная динамика. И это вытекает из повторного диагностирования,  наблюдения,  через беседы с педагогами и родителями. По окончании всех занятий я награждаю детей дипломами за активное участие в своих достижениях.

НАПРИМЕР:

Дипломом

Награждается

«За большой вклад своей личности, в области нравственного и физического здоровья, за активное участие

на занятиях по психологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе

Данная статья отражает актуальную проблему формирования личностных УУД в рамках ФГОС. Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках...

Программа по формированию логического мышления по математике в начальных классах.

Представленная программа направлена на создание условий для реализации содержания темы «Развитие логического мышления младшего школьника на уроках математике (4 класс)»...

Технология обучения в сотрудничестве – условие формирования личностных результатов учащихся системы Л.В.Занкова.

Выступление на городской конференции педагогических работников.Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудни...

Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов

Цель моего выступления: знакомство  коллег с опытом  работы по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира (1,2 класс), используя...

Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе

Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе...

Разработка дополнительной общеобразовательной программы по формированию культуры здорового питания обучающихся 1-4 классов "Разговор о правильном питании"

Дополнительная образовательная программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе образовательной программы под руководством М.М.  Безруких, директора Института возрастной...