Главные вкладки

    Рабочая программа по теме:
    Программа по формированию личностных УУД с учащимися 1, 2-х классов.

    Борзенко Наталья Владимировна

    Личность - целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

    Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 7–8 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_vystupleniya.docx31.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема выступления: программа по формированию личностных УУД

    с учащимися 1, 2-х классов.

    Личность - целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

    Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 7–8 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.

    Мотивы учения, являясь одним из компонентов учебной деятельности, выполняют функцию ее регулирования и поддержки. Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. Когда ребенок поступает в школу, у него преобладают широкие социальные мотивы (внутренняя позиция школьника). В начале обучения эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами способствуют включению ребенка в учебную деятельность.
              Таким образом, одним из главных направлений работы в начальной школе является коррекционная и развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не, только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, но и познавательно-личностного развития школьников.

    В ходе психолого-педагогической диагностики выявляются проблемы в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД индивидуально у каждого ученика.

    Используя  такие методики как:

    - методика «Беседа о школе», (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина), направленная на   выявление сформированности внутренней позиции школьника и на выявление мотивации учения

    Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

    - «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», (по Г.Ю. Ксензовой), направленная на  определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

    Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

    - методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. (Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха), направленная на выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

    Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

    - методика «Нарисуй себя», направленная на выявление уровня самооценки ребенка.

    - методика М.Семаго, Н. Семаго, направленная на выявление уровня сформированности к учебной деятельности.

    - методика Тулуз-Пьерона, направленная на выявление способности к произвольной концентрации внимания.

    - тест К.Йерасика, направленная на определение уровня психичиского развития и мыслительных способностей.

    В соответствии с выявленными проблемами планируется коррекционно-развивающая работа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи слабому ребёнку.

    Основная цель программы: создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.

    Задачи:

    1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

    2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

    3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и с педагогами.

    Категория детей: дети 7-8 лет с нарушениями эмоционально- личностного развития, негативным отношением к школе и с низким уровнем готовности к школе.

    Программа рассчитана на 30 занятий. Периодичность 2 раз в неделю. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Группа формируется по результатам диагностики с учетом возрастных и личностных особенностей детей. Рекомендуемое количество участников от 4 до 6 человек.

    Основные формы работы:

    1. Игротерапия
    2. Арттерапия
    3. Сказкотерапия  
    4. Беседа

    Развивающие занятия с детьми, направленные на укрепление позиции школьника, развития положительной самооценки, учебной мотивации, познавательных процессов, необходимых для успешного овладения учебной программы.

    Каждое занятие имеет свою структуру:

    1.  Ритуал приветствия. (Создание доброжелательной атмосферы. Установка на взаимодействие).
    2. Основная часть. (Отработка умений по теме занятия. Использование  соответствующих заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического этапа)
    3. Релаксация.  (Сброс эмоционального напряжения, выход из игровой ситуации)
    4. Рефлексия занятия. (Оценка занятия участниками группы. Обмен чувствами, впечатлениями. Выявление затруднений, с которым столкнулся ученик в ходе взаимодействия.).

    Для наглядности представляю вам тематический план занятий.

    Цели занятия

    Содержание занятия

    Кол-во часов

    1

    Знакомство детей друг с другом, снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.

    Упражнение «Ритуал приветствия»

    Упражнение «Как тебя зовут»

    Упражнение «Чёт и нечёт»

    Упражнение «Аплодисменты по кругу»

    40 мин.

    2

    Объединение и эмоциональное раскрепощение участников игры; осознание и эмоциональное отреагирование тех чувств, которые вызывает у детей школа. 

    Упражнение «Ритуал приветствия»

    Упражнение «Путанка»

    Упражнение «Неоконченное предложение»

    Рисунок «Школа- фантазия»

    Упражнение «Аплодисменты по кругу»

    40 мин.

    3

    Дать детям возможность открыться, расширить представление о себе; выяснить, принимает ли ребенок собственное Я.

    Упражнение «Ритуал приветствия»

    Упражнение «Волшебная палочка»

    Упражнение «Что делает ученик»

    Упражнение «Кто Я»

    Упражнение «Какой я есть и каким бы хотел»

    Упражнение «Аплодисменты по кругу»

    40 мин.

    4

    Формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих способностей; развитие произвольности движений.

    Упражнение «Принц на цыпочках»

    Упражнение «Что я чувствую в школе»

    Сказка «О ленивой звёздочке»

    Упражнение «Я смогу»

    Упражнение «Аплодисменты по кругу»

    40 мин.

    5

    Учить детей оценивать себя; ребенок должен попытаться увидеть себя со стороны;
    воспитание чувства собственного достоинства, уникальности и неповторимости;
    формирование адекватной самооценки.

    Упражнение «Ритуал приветствия»

    Упражнение «Нарисуй свое имя»

    Упражнение «Мой автопортрет»

    Упражнение «За что можно любить? и за что можно ругать?»

    Упражнение «Аплодисменты по кругу»

    40 мин.

    6

    Разрядка агрессивных импульсов, актуализация школьных переживаний, осознание детьми позиции учителя, родителей, учеников.

    Упражнение «Брыкание»

    Упражнение «Неоконченное предложение»

    Сказка «О мальчике Вале»

    Упражнение «Аплодисменты по кругу»

    40 мин.

    7

    Снятие проявлений школьной тревожности;  гармонизация и формирование теплого, доверительного отношения к школе.

    Упражнение «Кто внимательней»

    Упражнение «Что будет если? Представьте себе что?»

    Беседа « Моя школа»

    Рисунок «Что мне нравится в школе»

    Упражнение «Аплодисменты по кругу»

    40 мин.

    8

    Актуализация школьных переживаний, выработка правильного отношения к ошибкам  неудачам, избавление от неприятных воспоминаний.


    Упражнение «Путешествие по классной доске».

    Упражнение «На ошибках учатся».

    Сказка «Верить и стараться»

    Упражнение «Аплодисменты по кругу»

    40 мин.

    9

    Закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе, к сверстникам.

    Упражнение «Волшебное зеркало»

    Упражнение «Волшебное колечко»

    Упражнение «Аплодисменты по кругу»

    40 мин.

    10

    Тренировка слуховой памяти.

    Совершенствование мыслительных операций

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

    - Графический диктант. Штриховка.  

    40 мин.

    11

    Тренировка слуховой памяти.

    Совершенствование мыслительных операций

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

    - Графический диктант. Штриховка.  

    40 мин.

    12

    Тренировка зрительной памяти.

    Совершенствование мыслительных операций.

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет»)

    - Графический диктант. Штриховка.  

    40 мин.

    13

    Развитие логического мышления.

    Обучение поиску закономерностей

    Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    14

    Совершенствование воображения.

    Развитие наглядно-образного мышления.

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

    - Решение ребусов.

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    15

    Развитие быстроты реакции.

    Совершенствование мыслительных операций.

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Работа  в тетради.

    - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    16

    Развитие концентрации внимания.

    Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    17

    Тренировка внимания

    Тренировка слуховой памяти.

    Совершенствование мыслительных операций

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    18

    Тренировка зрительной памяти.

    Совершенствование мыслительных операций.

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    19

    Развитие логического мышления.

    Обучение поиску закономерностей

    Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    20

    Совершенствование воображения.

    Развитие наглядно-образного мышления.

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

    - Решение ребусов.

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    21

    Развитие быстроты реакции.

    Совершенствование мыслительных операций.

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Работа  в тетради.

    - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    22

    Развитие концентрации внимания.

    Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

    - Графический диктант. Штриховка.  

    40 мин.

    23

    Тренировка внимания

    Совершенствование мыслительных операций

    Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    24

    Тренировка слуховой памяти.

    Совершенствование мыслительных операций

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    25

    Тренировка зрительной памяти.

    Совершенствование мыслительных операций.

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет»)

    - Графический диктант. Штриховка.  

    40 мин.

    26

    Развитие логического мышления.

    Обучение поиску закономерностей

    Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    27

    Развитие быстроты реакции.

    Совершенствование мыслительных операций.

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Работа  в тетради.

    - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    28

    Развитие концентрации внимания.

    Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    29

    Тренировка внимания

    Совершенствование мыслительных операций

    Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

    - Психогимнастика.

    - Разминка (вопросы – ответы)

    - Выполнение упражнений и заданий в тетради.

    - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»)

    - Графический диктант. Штриховка.

    40 мин.

    30

    Подведение итогов.

    Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

    - Психогимнастика.

    - Психодиагностика.

    - Подведение итогов, планы на будущее

    Награждение «Дипломами» (за достижение)

    40 мин.

    Таким образом, после коррекционно-развивающих занятий, на данный момент из 14 учащихся у 4-х детей младшего школьного возраста прослеживается положительная динамика. И это вытекает из повторного диагностирования,  наблюдения,  через беседы с педагогами и родителями. По окончании всех занятий я награждаю детей дипломами за активное участие в своих достижениях.

    НАПРИМЕР:

    Дипломом

    Награждается

    «За большой вклад своей личности, в области нравственного и физического здоровья, за активное участие

    на занятиях по психологии»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе

    Данная статья отражает актуальную проблему формирования личностных УУД в рамках ФГОС. Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках...

    Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

    Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

    Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

    Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

    Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе

    Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе...

    Авторская программа "Оригами и геометрия" для учащихся 1–2-х классов

    Авторская программа"Оригами и геометрия" для учащихся 1–2-х классов...

    Сценарий спектакля для учащихся 1 (2)-х классов

    Сценарий спектакля для учащихся 1 (2)-х классов. Участники спектакля - дети более старшего возраста. Цель: мотивация к изучению английского языка....