Рабочая программа по психологии "Путь к школе" для дошкольной подготовки
рабочая программа

Есева Ирина Михайловна

Рабочая программа для будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_put_k_shkole.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПСИХОЛОГИИ «ПУТЬ К ШКОЛЕ»

предшкольная подготовка

Срок реализации программы – 2 месяца

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и другие.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников. [7]

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.  Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. [8]

Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы; возможность логического запоминания; концентрация внимания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Такая интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Социальная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.

Эмоциональная зрелость  в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.[2; 18-19]

Несформированность одного из компонентов психологической готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.  Проанализировав данную литературу, можно предположить, что программа «Путь к ШКОЛЕ» будет содействовать успешному освоению учебной деятельности обучающихся.

Программа  предназначена для будущих первоклассников, и направлена на  психологическую подготовку к  школьной жизни.

Цель программы: организация развивающей работы с дошкольниками, направленную на психологическую подготовку ребенка к началу обучения в школе.

Задачи программы:

*тренировать умение дошкольников управлять своими эмоциями и поведением;

*развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения;

*развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей;

*формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

*развитие мелкой моторики;

*формирование  умения дошкольников сотрудничать со сверстниками и с педагогом в рамках заданной учебной ситуации  (работа в паре, группе);

*помощь детям в осознании своих будущих обязанностей и прав, ознакомление с правилами школьной жизни;

*повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности  детей к школе для  наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Содержание занятий:

Программа предназначена для детей 6 - 7 лет.  Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Курс длится с марта по апрель. Общее количество занятий – 13. Продолжительность занятий - 20-минут. Периодичность - один раз в неделю.   Наполняемость группы – 10-15 человек.

Структура занятий:

Программа состоит из специально-организованных развивающих занятий. Занятия состоят из трёх частей: вводная (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других), основная и заключительная. Занятия  строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения.  Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движений, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировке глазомера.

Основной составляющей  в сопровождение детей по подготовке к школе является работа с родителями. Помощь в обучении направлена на повышение психологической компетентности  родителей в вопросах подготовки ребёнка 6-7 лет к обучению путём создания «портрета» первоклассника, которого ждут в  школе.

Во время  нахождения детей на занятиях, родители могут посмотреть журналы и книги, связанные с вопросами развития и воспитания детей, а также просто отдохнуть.

         После каждого занятия у родителей есть возможность узнать об успехах ребенка на занятии, получить рекомендации педагогов. В курс «Занимательная психология» включена диагностика на психологическую готовность к обучению в школе. По итогам программы проводится индивидуальная психологическая консультация.

Планируемые результаты:

Способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, подчиняться правилам;

Усидчивость и внимательность при групповой работе;

Умение проговаривать и адекватно выражать свои переживания в сложных эмоциональных ситуациях (проигрыш, неоправданные ожидания, провокации со стороны других ребят);

Самостоятельность и организованность;

Способность проявлять  инициативу и уверенность.

Тематическое планирование по курсу «Путь к ШКОЛЕ»

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

1

«Давайте познакомимся»

Организовать знакомство  участников группы школы будущего первоклассника с педагогом и участников группы  между собой.

2

Мой помощник в школе: «Внимание»

Познакомить дошкольников с понятием «внимание», развитие произвольного внимания

3

Мой помощник в школе «Память»

Познакомить дошкольников с понятием «память», развитие памяти

4

Мой помощник в школе «Воля» или Желания и сила воли

Познакомить дошкольников с понятием «воля», её ролью в учебном процессе

5

Мой помощник в школе «Воля» или «Как победить лень»

Закрепить понятие «воля», формирование эмоционально-волевых качеств

6

Мои помощники в школе «Эмоции» или ««Я радуюсь, улыбаюсь…»

Познакомить дошкольников с понятием «эмоции», формирование умения справляться с отрицательными эмоциями

7

Мой помощник в школе «Воображение» или Волшебный Вилли

Развитие воображения дошкольника

8

Мой главный помощник «Мозг»

Настроить детей на осознанное обучение в школе, желание развивать свой интеллект

9

«Школа - какая она?»

Помочь детям осознать свои будущие обязанности и права, познакомить с правилами школьной жизни

10

«Школа моей мечты»

Формирование учебной мотивации, диагностика мотивационной готовности

11

Тропа испытаний

Формирование правильного отношения к ошибке, на возможность по её исправлению

12

«Луг «Я – скоро ученик»»

Диагностика мотивационной готовности детей к школе

13

Обобщение «По дороге к школе»

Обобщение знаний и умений дошкольников по пройденным темам

Список использованной литературы:

  1. Баринова Н. Внимание! Внимание. // Школьный психолог. -2009. - №22. -  . с. 23-25.
  2. Давлетшина В. Экспресс - курс по психологическому настрою детей на школьное обучение. // Школьный психолог. – 2011. - №5. – с. 18 – 31.
  3. Колесникова О. Правила для школы. // Школьный психолог. – 2009.- №10. –с.30 – 32.
  4. Масленникова Е. путешествие в страну ШКОЛЯНДИЮ. // Школьный психолог. – 2010. -№11.- с. 20- 28.
  5. Тарасова Е. Передача чувств. // Школьный психолог. -2009. - №22. -  . с. 25-32.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-obucheniyu-v-shkole
  8. http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546901447&at=exc&n=0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 11 класса «подготовка к ЕГЭ»

Программа «Подготовка к ЕГЭ» предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. Опирается на стандарт основного...

рабочая программа для 4 класса "Литературное чтение (подготовка к КДР)"

Рабочая программа предмета "Литературное чтение" (подготовка к краевым диагностическим работам по читательской грамотности)...

Рабочая программа. "Психологическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации к условиям ОУ"

Создание условий, способствующих укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благопулучия в процессе адаптации....

Рабочая программа группа развития и адаптации (дошкольные группы)

Рабочая программа группа развития и адаптации...

Рабочая программа кружка ОФП с элементами лыжной подготовки

Рабочая программа кружка ОФП с элементами лыжной подготовки...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Общая физическая подготовка"

Цель программы: общее физическое развитие учащихся; укрепление здоровья и закаливание; формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни; приобретение опыта организации...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР

Эта рабочая программа будет полезна учителям-дефектологам, которые работают в детских садах....