Тренинг «Развитие сенситивных способностей у младших школьников».
план-конспект урока (4 класс) по теме

Собрина Надежда Юрьевна

1. Название: Тренинг «Развитие сенситивных способностей у младших школьников».

2. Краткая аннотация: Сенситивный тренинг направлен на гармонизацию образной и логической сфер сознания. Ученик, обладающий обычным уровнем восприятия, обретает способность выделять нужную в данный момент информацию, структурировать ее для наиболее полного осознавания, а так же рационально и максимально результативно применять.

3. Учебный предмет(ы): психология общение.

4. Уровень образования школьников: 3-4 класс общеобразовательной школы.

5.Форма учебной работы: тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-trening_sensitivnyh_sposobnostey.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мужевская средняя общеобразовательная школа  имени Н.В.Архангельского»

Тренинг

«Развитие сенситивных способностей у младших школьников».

Работа с одаренными детьми.

Подготовил:

педагог-психолог: Надежда Юрьевна Собрина

с.Мужи

Описание методической разработки

1. Название: Тренинг «Развитие сенситивных способностей у младших школьников».

2. Краткая аннотация: Сенситивный тренинг направлен на гармонизацию образной и логической сфер сознания. Ученик, обладающий обычным уровнем восприятия, обретает способность выделять нужную в данный момент информацию, структурировать ее для наиболее полного осознавания, а так же рационально и максимально результативно применять.

3. Учебный предмет(ы): психология общение.

4. Уровень образования школьников: 3-4 класс общеобразовательной школы.

5.Форма учебной работы: тренинг

Цели: 

1.Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы.

2.Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания.

3. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Задачи:

  1. Повышение самопонимания и понимания других.
  2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.
  3. развитие ряда поведенческих навыков.

Ход занятия.

1.Знакомство. Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

        1.1. Инструкция:  «Сейчас мы по очереди будем бросать друг друга мяч, называя при этом имя человека, которому он адресован, и фразу, которую он произносит здесь, в нашем кругу. Получивший мяч бросает его следующему участнику, называя его имя и фразу. будем внимательны и постараемся, чтобы мяч побывал у всех.»

        Комментарий: Когда в ходе упражнения у некоторых участников могут возникнуть затруднения, связанные с тем что они не могут вспомнить фразу. в этом случае тренер не торопит участника, давая ему возможность вспомнить фразу, или рекомендует ему бросить мяч тому, чью фразу он может назвать.

        1.2.Инструкция:  «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагать поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком. например, я скажу «Пересядьте все те, у кого есть дом. животные»,- и все у кого есть дом. животные, должны поменяться местами. при этом тот, кто стоит в центре круга, постарается успеть занять место, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в центре круга, прежде чем назвать признак, будет выбирать одного из нас наблюдателем, называя его имя (так, сейчас наблюдателем будет ДИМА). когда все поменяются местами, именно Дима перечислит нам тех, у кого есть дом.животные. все остальные будут внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут затруднения».

        Комментарий: Когда упражнение завершится, тренер может попросить нескольких участников перечислить тех, у кого есть дом.животные, кто знает французский, кто умеет работать на компьютере.

2. Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп.

        Упражнение проводится в тройках (четверках). Состав троек определяют сами участники по критерию наилучшего знания партнеров.

2.1.Инструкция:  « В опыте каждого из нас есть ситуации, которые сопровождались глубокими эмоциональными переживаниями. вспомните одну из таких ситуаций и расскажите о ней в группе. постарайтесь описать свое состояние в тот момент как можно детальнее, чтобы слушатели смогли «вчувствоваться в него».

        Комментарий: Упражнение направлено на развитие навыков вербализации состояний, даст возможность получать дополнительные представления о субъективных особенностях их переживаний, способствует сплочению участников и улучшению групповой атмосферы.

Участники группы стоят по кругу.

2.2.Инструкция:  « пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, а мы все будем повторять это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние»

        Комментарий: После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас? после того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

2.3.Инструкция:  « Сейчас я раздам каждому из вас карточки, на которых написаны слова, обозначающие различные действия (на карточках могут быть написаны слова увидеть, наблюдать, дать, делать, брат, поддерживать, играть, поднимать, сопротивляться, рассуждать, искать и т.д.) . У вас будет минута для того, чтобы придумать жесты, выражения лица, которыми вы можете сопроводить сообщение об этих действиях. после этого каждый по очереди представит нам свой вариант».

        Комментарий: При обсуждении упражнения участники делаться своими впечатлениями от увиденного, выделяя наиболее адекватные сочетания жестикуляции, позы, лицевых экспрессий с обозначающими действие словами. Упражнение дает возможность рефлексии индивидуальных особенностей невербальных проявлений участников группы, расширения представлений о способах и средствах выражения смысла.

2.4.Инструкция:  « Сядьте друг к другу спиной. После того как я скажу «начали», сосредоточьтесь друг на друга и трижды, не договариваясь, постарайтесь одновременно посмотреть друг на друга».

        

3.Заключительная часть РЕФЛЕКСИЯ

3.1. «Паутинка». Участники сидят по кругу. Они передают (перебрасывают) клубок ниток любому из группы или тому, чье мнение хотят услышать. предварительно намотав себе на палец, кусок нитки (желательно перебрасывать клубок на противоположную сторону круга). Тот, у кого оказался клубок, сообщает о себе на тему (заданную тренером): ОПРАВДАЛИСЬ ЛИ ВАШИ ОЖИДАНИЯ, НЕСТРОЕНИЕ, ВСЕ ЛИ, ЧТО ПЛАНИРОВАЛИ, ПОЛУЧИЛИ ОТ ТРЕНИНГЕ????

  1. «ПРОШЕПЧИ…»  Участники ходят по помещению и говорят друг другу на ухо все, что хотят сказать, например, банальное спасибо или комплимент, пожелание или выражение чувств.

СПАСИБО, ЗА РАБОТУ, ЗА ТО, ЧТО ВЫ ЕСТЬ!

ДО ВСТРЕЧИ!

         

Литература

  1. Психогимнастика в тренинге. / под редакцией Н.Ю. Хрящевой.- СПб.: «Речь», Институт Тренинга,2001-256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников.

Предлагаю программу по развитию творческих способностей младших школьников с приложением, где представлены разработки занятий....

Формирование исследовательских способностей у младших школьников. Доклад.

В статье раскрываются этапы развития проектно - исследовательских способностей у младших школьников, учитывая возрастные особенности, уровень развития учащихся....

Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...

Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.

Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостато...

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятель...

Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...

Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей у младших школьников

Интеллектуальные игры как одно из средств развития познавательных способностей младших школьников...