Формирование исследовательских способностей у младших школьников. Доклад.
статья по теме

Серебрякова нина Алексеевна

В статье раскрываются этапы развития проектно - исследовательских способностей у младших школьников, учитывая возрастные особенности, уровень развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_issledovatelskih_sposobnostey..doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование

проектно - исследовательских способностей

в младшем школьном возрасте.

 

Работу выполнила: Серебрякова Нина Алексеевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 3, г. Бугульма, РТ,

публикация без очного участия,

опыт работы 4 года,

адрес школы: Бугульма, ул  Гафиатуллина 20а.

тел. 6 – 07 - 03

Формирование проектно - исследовательских способностей

в младшем школьном возрасте.

     Бесконечно много таких моментов в жизни человека, когда неожиданно меняется привычная жизненная ситуация. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм — механизм поисковой активности.  Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение. Само исследовательское поведение может быть  конструктивным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке — логическом прогнозе. Такое поведение приобретает  характер  исследовательской  деятельности.

  Развивать исследовательские способности начинаю с первого класса послебукварного периода. Учащиеся каждой  возрастной группы овладевают определёнными методами исследования по степени повышения сложности, учитывая  возрастные особенности. В каждом новом учебном году закрепляются полученные навыки предыдущего года, и дети знакомятся с  новыми методами исследования.

Методы исследования по годам обучения:

Класс

Методы исследования

Виды работ

Объект исследования

1 класс

1. Постановка вопроса.

2. Анализ.

3. Синтез.

4. Наблюдение.

1. Игры.

2. Работа в парах.

 

1.Дождевая вода.

2. Снег.

3. Комнатные растения.

2 класс

1.Анализ.

2.Синтез.

3. Наблюдение.

4. Постановка проблемы.

5. Выдвижение гипотезы.

1. Игры.

2. Работа в парах.

3. Поиск литературы по теме.

1. Птицы.

2. Растения леса.

3.Домашние животные

3 класс

1.Наблюдение.

2. Постановка проблемы.

3. Выдвижение гипотезы.

4. Добывание известной информации  по данной проблеме и её обработка.

5. Обучение делать презентацию.

6. Доклад перед слушателями.

1. Групповая работа и в парах.

2. Работа со справочной литературой.

3. Работа с компьютером.

1. Звери.

2. Лекарственные растения.

3. Грибы.

4 класс

1. Наблюдение.

2.  Постановка проблемы.

3. Определение степени актуальности проблемы.

4. Добывание известной информации по данной проблеме.

5. Нахождение путей решения проблемы.

6. Выполнение презентации по теме.

7. Ораторское мастерство.

1. Групповая работа и в парах.

2. Работа со справочной литературой.

3. Работа с компьютером.

4. Выступление перед слушателями.

1. Явления природы.

2. Насекомые.

3. Объект по выбору учащихся.

 

    Работу  по формированию исследовательских способностей начинаю в первом классе с обучения постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса  и восприятие ответа рассматриваю как одну из важнейших целей проведения исследований, так как даже взрослые порой не умеют грамотно задавать вопросы и слушать других людей.

    С этой целью использую разнообразные задания, стимулирующие постановку вопроса. Например:

            Задание 1.   «Какие вопросы помогу тебе узнать новое о предмете?»

      Показываю игрушечный автомобиль, куклу или что-то другое. Предлагаю при помощи карточек с символами вопросов  «Что,  кто,  где,  когда, для чего,  зачем?» задать различные вопросы к этим предметам. Ребёнок берёт эти карточки по порядку и задаёт свой вопрос.

         Задание 2.    «Угадай, о чём спросили».

      У ребёнка несколько карточек с написанными вопросами, которые он прочитывает про себя,  отвечает вслух.  Например: дети получили ответ:  «Я люблю животных». Они должны догадаться, о чём вопрос и сформулировать его. Если ребёнок не умеет читать, вопрос задаётся педагогом на ухо ребёнку, который отвечает на него вслух.

Варианты вопросов:

-   Какой окрас обычно имеют тигры?

-  Почему совы охотятся ночью?

 - Есть ли в природе живые существа, похожие на змею? И т.д.

   В первом классе на различных уроках предлагаю задания на классификацию по разным основаниям:

  1. Категориальное объединение:    яблоко, банан, апельсин – фрукты;
  2. Функциональное  объединение:  яблоко, банан, апельсин, самолет, платье, хлеб – предметы потребления.
  3. Пространственное  объединение:  яблоко, банан, апельсин, волк, ромашка – «живут»  в дикой природе.
  4. По собственному основанию:  черные автомобили,  большие и маленькие, тяжёлые и лёгкие  предметы и т.д.

 Такой приём в работе учит детей анализировать и делать выводы.

   Во втором, третьем классе начинаю учить детей видеть проблему. Для этого использую следующее  задание:

      «Изменение точки зрения на объект».

     Предлагаю детям продолжить неоконченный рассказ от имени разных персонажей.

«Осеннее небо покрылось чёрными тучам. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»

Задание: Представь, что ты ребёнок и гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? (Дети высказывают свои предположения несколькими предложениями).  Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге, как ты отнесёшься к снегу с его точки зрения; и т.д. Дети высказывают свои предполагаемые мнения о поведении в нужной ситуации.

      В ходе выполнения задания стремлюсь к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. У части детей ответы однотипны, но в дальнейшем эти упражнения позволят развить у детей способность смело строить свои ответы литературным языком.

     Метод наблюдения можно использовать как способ выявления проблем.

Используемое мною задание    «На что похоже?»  развивает детское воображение, речь, мышление. Показываю следующие предметы: конус, шипы розы, рога коровы, листочек клёна т.д. и спрашиваю, на что это может быть похоже. Дети высказывают свои предположения.

 Богатый информационный материал получают дети, наблюдая за птицами:

 - Все ли они одинакового размера?

 - Все ли они имеют одинаковую окраску?

 - Все ли они имеют одинаковое оперение?

 - Все ли они одинаково кричат?

 - Все ли они миролюбивые или среди них есть драчливые?

 - Все ли они едят одно и то же?

 - Какие ещё вопросы помогут вам узнать что-то новое о воронах?

          Для будущих исследователей очень важно уметь выдвигать и конструировать гипотезу.

   Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, не доказанное логически, не подтверждённое опытом. С выдвижения гипотез начинается  исследовательский поиск, поэтому построение гипотезы – основное умение исследователя.

   В 3-4 классах  для выработки умения конструировать гипотезу использую следующие задания:        

 Задание     «А почему?»…  

Перед детьми ставлю проблему: «Давайте вместе  подумаем:  как птицы узнают дорогу на юг?». Дети высказывают свои предположения.

В данном случае гипотезами могут быть:

- «возможно, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам».

 - «может, птицы сверху видят растения, по которым они определяют направление полёта»;

-  «вероятно, впереди летят птицы, которые уже знают дорогу»;

         Особое внимание  уделяю выработке умения формулировать проблему, т.к. дети чаще не высказывают предположение, а дают уже готовый ответ, который воспринимается как правильный. Поэтому важно, чтобы гипотезы начинались  со слов, выражающих предположение таких  как:   «возможно»,   «вероятно»   «допустим»,    «а может быть…»,   «а  что, если».

   На начальном этапе работы по проведению исследований необходимо познакомить учащихся с «техникой» проведения исследований. Для проведения тренировочных занятий готовлю карточки с символическими изображениями методов исследования:

размером не менее половины альбомного листа.

Получи информацию в сети Интернет

Проведи эксперимент

Получи информацию из книг

Спроси у другого человека

Подумай

Понаблюдай

 

    На таких же по размеру листах изображаю «темы» будущих исследований с иллюстративным материалом.

  На столе лежат несколько тем для исследования: «Попугаи», «Кошки», «Собаки», «Волки» и т.д.

Детьми выбирается карточка с понравившейся темой исследования (кошки).

Кошки

                                       (Остальные карточки убираются со стола)

На доске вывешивается или записывается алгоритм действий  учеников:

  1. Задача: подготовить небольшое сообщение   о кошках. Как это можно сделать? (дети предлагают)
  2. Найти пути поиска информации (работа по карточкам).
  3. Какая нужна информация? (Дети самостоятельно определяют направление сбора  информации)
  4. Поиск информации о кошках.

       Выполняя задания учителя,  дети используют необходимые им методы, отражённые на карточках: «Подумай», «Спроси у другого человека», «Проведи эксперимент», «Получи информацию из книг», «Посмотри по телевизору», «Получи информацию в сети Интернет» и т.д.

    Начиная работу по сбору информации, необходимо научить детей фиксировать её ручкой способом записей, схем, чертежей и т.д., чтобы не забыть полученную информацию. Далее по карточкам-опорам дети учатся работать по плану:  

  1. «Подумай». Дети, подумав, на листе изображают всю им известную информацию о кошке.
  2.  «Получи информацию из книг». Учителю необходимо заранее приготовить нужную литературу по теме исследования: справочники, энциклопедии.

Показываю видеосюжет о кошках.

   Не стоит затягивать данную работу, так как способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита. Необходимо провести исследование так, чтобы создалось ощущение работы «на одном дыхании».

   Полученную информацию анализируем и обобщаем. Дети должны рассказать, что нового они узнали в ходе исследования.  Такая работа хорошо развивает мышление и творческие способности детей. Если в начальной школе не научить ребёнка  смело высказывать свои определения, то вряд ли это удастся в дальнейшем.

   Информация обобщена, необходимо начать подготовку сообщения. Первый доклад обычно не бывает долгим, но со временем доклады становятся более глубокими и содержательными. После выступления надо обязательно устроить обсуждение доклада. Дать возможность слушателям задать вопросы, не забыть похвалить докладчика и детей, которые задавали умные вопросы.  

    Участники эксперимента и желающие дети, у кого есть кошки, 2-3 дня наблюдают и проводят эксперименты по заданному плану, записывают наблюдения в блокнот и готовятся доложить в классе.

          После того, как был показан образец проведения исследования, можно  давать задания для самостоятельного исследования.  Для этого детям понадобятся карточки, которые использовали на тренировочных занятиях. Задача – собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования.  Докладчик должен донести одноклассникам информацию, которую получил в ходе  исследования. И не важно, что доклады очень простые, а важно, что у детей формируются качества творческой личности. Работу по исследованию можно организовать не только индивидуальную, но и парную, групповую. На таких занятиях учитель получает дополнительные воспитательные возможности.

    На уроках информатики третьеклассники учатся делать презентации, которые иллюстрируют детские сообщения. В четвёртом классе дети, которые заинтересовались данным видом творческой деятельности, пробуют свои силы в поисковой работе под руководством учителя и с помощью родителей. Подготовленные исследования  используются на уроке, как при сообщении нового материала, так и для углубления имеющихся знаний.

    Исследовательская работа по любой теме начинается с определения её актуальности для ученика и его окружения, постановки  задач  для достижения намеченной цели.

   

Так, например, приступив к проектно – исследовательской работе «Грибы нашего леса» ученик 3 класса определил актуальность,  необходимость выполнения данной работы так:  «Мы, всей семьёй, любим ходить в лес, собирать грибы. Часто я слышу от родителей: «Вот этот гриб хорош, а этот не трож, он ядовитый». Ежегодно в стране сотни людей попадают в больницы с отравлениями грибами. Мне стало интересно: какие виды грибов есть в наших лесах, где они растут и как применяются».

 Намечена цель исследования,  какие виды грибов есть в наших лесах, где они растут и как применяются,  выявить, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.

     Поставлены задачи исследования:

  1.  Изучить виды грибов и правила их сбора.
  2.  Выяснить, как сохранить грибные места.
  3.  Выяснить, какие грибы занесены в Красную книгу.
  4. Узнать, какие блюда можно приготовить из грибов.

       Определены методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение.

Собранный материал проанализирован и систематизирован. Сделана познавательная презентация. Данная работа вызвала интерес у сверстников, оказала помощь в изучении темы урока окружающего мира  «Царство грибов».

   Итогом проектно – исследовательской работы  стало пополнение информационно – иллюстративного материала в кабинете по следующим темам:

  1. «Животные нашего леса»;
  2. «Птицы нашего леса»;
  3. «Красная книга животных»;
  4. «Красная книга растений»;
  5. «Книга природных рекордов Гинесса»     
  6. «Исторические места нашего города»;
  7. «Культурные центры нашего города».

    Исследовательский путь познания помогает школьнику увидеть гармонические связи между явлениями и фактами, картину природы как связного целого, это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.

Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостато...

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятель...

Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.

Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся....

Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....

Методический семинар ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Математика помогает человеку во всех его делах. Она нужна не только инженерам, конструкторам, бухгалтерам, но и работникам иных сфер. Без измерений и вычислений нельзя сделать и стула.  «На...

Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....