Диагностические методы изучения личности учащегося
статья по теме

Гулевич Галина Ивановна

В работе указаны основные задачи диагностики в начальной школе, перечислены правила работы с диагностическими методиками, приведены методики по определению репрезентативных систем школьника, изучению умения обобщать, сравнивать, определять скорость мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_metody_izucheniya_lichnosti.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методы изучения личности учащегося

(Методические рекомендации для классных руководителей)

   Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

   В педагогическом процессе диагностика выполняет функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

   Основные задачи диагностики в начальной школе:

  1. Определить уровни развития ребенка.
  2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
  3. Увидеть норму или отклонение (ориентируясь на эталон).
  4. Проанализировать полученные факты.
  5. Установить причины изменений.
  6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

  1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  3. результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  4. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и родителям.

Методами педагогической диагностики могут быть: беседа, метод наблюдения, опросник, проективные тесты, анкеты, графические и рисуночные тесты, сочинения.

Диагностические методики

(Сформированность мыслительных операций у младших школьников)

Умение сравнивать

 Ребенку предлагается следующее задание: Посмотри внимательно пары слов. В чем их сходство и чем они различаются?

  1. бабочка – самолет                           6.  ворона – воробей
  2. корова – лошадь                             7.  оса – гвоздь
  3. летчик – танкист                             8.  человек – животное
  4. лыжи – коньки                                9.  гора – конфета
  5. река – птица                                    10. поезд – небо

 Анализ результатов:

- Определить, замечает ли ученик, что есть несравнимые пары понятий.

- Установить соотношение называемых в паре сходных и отличительных качеств.

- Для 1 – 3 классов достаточным является наличие хотя бы одного похожего свойства в контрастных понятиях, и,  наоборот,  – отличительного свойства в похожих понятиях.

Умение обобщать

В каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее. Объяснить, почему.

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2.  Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3.  Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Волгоград, Волга, Казань.

9. Шум, свист, гром, град.

10.Абрикос, персик, помидор, апельсин.

 Анализ результатов: 

- Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

- Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишнее: кастрюля – это посуда, а остальное – пища, еда и т.д.).

- Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

- Определить, какие допущены ошибки в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

    Высокий уровень – 7 – 10 рядов обобщены с двумя родовыми понятиями; хороший уровень – 5 – 6 рядов с двумя родовыми понятиями, а остальные с одним; средний – 7 – 10 рядов с одним родовым понятием, низкий – 1 – 6 рядов с одним родовым понятием.

Скорость мышления 

   В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

П-ро               д-р-во                     п-и-а                       п-сь-о

Г-ра                з-м-к                       р-ба                        о-н-

П-ле               к-м-нь                    ф-т-л                       з-о-а-к

К-са               п-с-к                       к-к-а                       х-кк-й

Р-ба               с-ни                        б-р-за                      п-р-г

Анализ результатов:

25 – 30 слов – высокий результат;

20 – 24  - хороший результат;

15 – 19 – средний;

10 – 15 – ниже среднего;

До 10 слов – инертное мышление.

    Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2 – 4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия, начиная отсчет с третьего уровня: 19 – 15 – высокий результат; 10 – 15 – хороший; 5 – 9 – средний; до 5 – низкий.

     Скорость мышления также можно изучать, дав задание за 3 минуты вспомнить и записать (или назвать, если это дети 6 – 7 лет) как можно больше слов на определенную тему, букву (А, С, Л и т.п.).

Осмысленность запоминания без использования опор 

       Даны два ряда по 12 несложных геометрических фигур. В течение минуты испытуемый внимательно рассматривает и запоминает ряд так, чтобы воспроизвести его, сохраняя заданную последовательность.

      Анализ результатов: 

- Определить количество правильно воспроизведенных фигур в заданной последовательности.

- Ученик объясняет, по какому принципу он запомнил. Если он пытался найти закономерность в размещении фигур, используя принцип классификации, то его запоминание носит осмысленный характер, а если старался заучить последовательность размещения – механический. Количественный показатель служит характеристикой степени совершенства установленного вида запоминания.

Определение репрезентативных систем

(ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации) 

Тест для учащихся 3 – 4 классов.

Инструкция: Оцени каждое утверждение пяти блоков теста баллом от 1 до 3.

№ блока

Вопросы

Балл

1

Когда ты принимаешь важные решения, то основываешься на:

А) своих эмоциях и чувствах;

Б) решениях подобных проблем другими людьми;

В) собственном варианте решения, который кажется наилучшим.

2

Когда ты обсуждаешь что-либо с другими людьми, что на тебя больше всего действует?

А) интонация речи, голос собеседника;

Б) те картины, перспективы, которые описывает собеседник;

В) искренние чувства собеседника.

3

С какими людьми тебе легче общаться? В них тебе нравится:

А) манера одеваться;

Б) эмоциональность и чувства, которые ты разделяешь;

В) интонация, темп речи, тональность голоса.

4

Что легче тебе сделать?

А) найти идеальную громкость звучания плеера;

Б) выбрать наиболее удобную мебель;

В) подобрать для одежды, интерьера богатые цветовые комбинации.

5

Что больше всего влияет на твое настроение, самочувствие?

А) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонациям голосов людей;

Б) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться и т.д.;

В) на меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения.

Обработка результатов:

Аудиальная модальность: 1Б, 2А, 3В, 4А, 5А.

Визуальная модальность: 1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б.

Кинестетическая модальность: 1А, 2В, 3Б, 4Б, 5Б.

   Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации.

  Для определения ведущего канала восприятия информации, эмоционального статуса 1 учащихся 1 -2 классов  можно использовать методику РНЖ (рисунок несуществующего животного).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методы изучения личности учащихся.

Краткое описание диагностик изучения личности ребёнка....

Диагностические методы изучения личности учащихся.

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого вы можете воспол...

Диагностические методы изучения личности учащихся

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...

Диагностические методы изучения личности учащегося

Педагогу, классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Дл...

Диагностические методы изучения личности учащихся

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка....