Диагностические методы изучения личности учащегося
методическая разработка по теме

Голова Лариса Михайловна

Педагогу, классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника и детского коллектива в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon диагностические методы54.5 КБ
Office presentation icon презентация383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методы изучения личности учащегося

Педагогу, классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника и детского коллектива в целом. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать ребёнка.

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса, целью которого является оптимизация учебно-воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную (выявить относительный уровень развития ребёнка), прогнозирующую (выявление потенциальных возможностей развития учащихся), оценочную (иметь представление о результативности педагогического взаимодействия), развивающую (использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития).

Основные задачи диагностики в начальной школе:

  • определить уровни развития ребёнка;
  • обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;
  • увидеть норму и отклонение;
  • проанализировать полученные факты;
  • установить причины изменений;
  • выработать план действий коррекционной работы по результатам диагностики.

Одним из главных методов педагогической диагностики является беседа. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.

Метод наблюдения даёт возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросник даёт возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребёнка, уровень тревожности учащихся класса.

Мой портрет в интерьере

В образовательной системе «Школа 2100» в предмете технологии за 1 класс есть очень интересная тема-диагностика «Мой портрет в интерьере». Дети изготавливают рамочку для своей фотографии, на которой размещают предметы интерьера. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Что у меня на сердце

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Учитель даёт следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, найти пути их преодоления.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Десять моих «Я»

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Краски

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, одноклассники, каникулы, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или в чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе.

Фотография

Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов – сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое фото ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Дом, в котором я живу

Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанности учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Настроение

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (весёлая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.

Например:

Математика

Физкультура

Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

Солнце, тучка, дождик

Каждый ученик класса получает листок бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка и дождик. Учащимся предлагается определить их самочувствие и настроение в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно дополнить предложения рисунками.

Например: В классе мне -             Дома мне -              С друзьями мне -

                       

 

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, мироощущения ребёнка.

Сказки

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. В начальной школе учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:

  • Сказка о моём портфеле.
  • Сказочные каникулы.
  • Необычная история об обычном дневнике.
  • Необычные приключения обычного школьника.
  • Сказочная история о том, как… (я учил уроки, я не хотел идти в школу, я проспал и т.д.)

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.

Сочинение

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

  • Мой самый счастливый день в школе.
  • Мой самый грустный день в школе.
  • Мой самый любимый предмет.
  • Моё самое любимое занятие.
  • Мой выходной день.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.

Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.

Существуют и диагностические методики изучения семьи учащихся. Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Сочинение-размышление

Темы размышлений могут быть самыми разнообразными:

  • «Быть отцом (матерью) первоклассника – это…»
  • «Мой дом – моя крепость?!»
  • «Радости моего дома»
  • «Праздники и будни моей семьи»
  • «Истории и предания моего рода»
  • «Советы родителям по воспитанию детей»
  • «Законы жизни семьи»

Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

Определение самостоятельности ребёнка

Можно предложить родителям следующее задание – определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка.

Родителям предлагается перечень действий ребёнка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.

Ваш ребёнок делает самостоятельно

Только по вашему требованию с вашей помощью и с вашего разрешения

Перечень действий:

  • Собирается в школу;
  • Выбирает себе одежду для школы и для праздника;
  • Делает уроки;
  • Определяет, с кем ему дружить;
  • Готовит еду, если это необходимо;
  • Помогает по дому и на даче.

Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Так как одно из главных правил, продиктованных жизнью: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей». Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растёт ребёнок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностические методы изучения личности учащегося

Слайд 2

Функции диагностики: Информационная Прогнозирующая Оценочная Развивающая

Слайд 3

Задачи диагностики: Определить уровни развития ребёнка Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону Увидеть норму или отклонение Проанализировать полученные факты Установить причины изменений Выработать план дальнейшей коррекционной работы

Слайд 4

«Мой портрет в интерьере»

Слайд 5

«Что у меня на сердце»

Слайд 6

Десять моих «Я» Я - Я - Я - Я - Я - Я - Я - Я - Я - Я - умный красивый смелый

Слайд 7

«Краски» звонок книга физ-ра школа урок учитель дом.зад. тетрадь портфель класс

Слайд 8

«Фотография» Я Соня Валя Вася Лена Настя Галя Юра Толя Коля Таня Миша Оля Лёша Вова Рома Саша Маша Катя Ваня Петя Ира Даша Аля

Слайд 9

Дом, в котором я живу

Слайд 10

«Настроение» Математика Русский язык Литературное чтение Окружающий мир Физическая культура Трудовое обучение Изобразительное искусство Музыка

Слайд 11

«Солнце, тучка, дождик» В классе мне – Дома мне – С друзьями мне –

Слайд 12

«Сказки» Сказка о моём портфеле. Необычная история об обычном дневнике. Сказочные каникулы. Необычные приключения обычного школьника. Сказочная история о том, как… (я учил уроки, я не хотел идти в школу, я проспал и т.д.)

Слайд 13

«Сочинение» Мой самый счастливый день в школе. Мой самый грустный день в школе. Мой самый любимый предмет. Моё самое любимое занятие. Мой выходной день.

Слайд 14

Сочинение - размышление «Быть отцом (матерью) первоклассника – это…» «Мой дом – моя крепость?!» «Радости моего дома» «Праздники и будни моей семьи» «Истории и предания моего рода» «Советы родителям по воспитанию детей» «Законы жизни семьи»

Слайд 15

Определение самостоятельности ребёнка Ваш ребёнок делает самостоятельно Только по Вашему требованию, с Вашей помощью и с Вашего разрешения … ... Собирается в школу; Выбирает себе одежду для школы и для праздника; Делает уроки; Определяет, с кем ему дружить; Готовит еду, если это необходимо; Помогает по дому и на даче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методы изучения личности учащихся.

Краткое описание диагностик изучения личности ребёнка....

Диагностические методы изучения личности учащихся.

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого вы можете воспол...

Диагностические методы изучения личности учащихся

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...

Диагностические методы изучения личности учащегося

В работе указаны основные задачи диагностики в начальной школе, перечислены правила работы с диагностическими методиками, приведены методики по определению репрезентативных систем школьника, изучению ...

Диагностические методы изучения личности учащихся

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка....