Главные вкладки

    Создание креативной среды – необходимое условие комфортной безопасности в учебном процессе.
    статья (1 класс) по теме

    Левшова Елена Рудольфовна

    СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Создание креативной среды – необходимое условие комфортной безопасности в учебном процессе.

    Одна из составляющих креативной среды:

      1.СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

    «Какая огромная сила – коллективное чувство ласки и доброты, коллективной доброжелательности. Оно, как бурный поток, увлекает самых равнодушных.»

                                                                                                 В.А.Сухомлинский

           Общая психологическая атмосфера, которая создаётся в школе и в каждом классе обозначается термином организационная культура. Она основывается на этических и эстетических нормах взаимоотношений, которые существуют в данной школе. Психологический климат коллектива создаётся и проявляется в процессе общения. Главным условием нормального формирования личности является переживание ею эмоционального благополучия. Именно от него зависит самооценка – стержневая характеристика личности.

           Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.

           Поэтому одной из задач школы является создание благоприятных условий для формирования здоровой, социально активной личности.

           Начало обучения в школе является важным периодом в жизни ребёнка и родителей. Исследования показывают, что подавляющее большинство дошкольников переживают по отношению к школе положительные эмоциональные ожидания, связанные с процессом учения, с личностью учителя.

           Изучение литературы, анализ и размышления позволяют сформулировать основные слагаемые психологически комфортного климата:

    1.Ориентация на «развитие», которая предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.

    2.Планирование и тщательная подготовка урока.

    3.Положительный настрой на урок.

    4.Чёткая организация урока, где каждый занят интересной, трудной, но  посильной деятельностью.

    5.Доверительные и доброжелательные отношения педагога с учащимися, когда учитель - старший друг, Мастер, умеющий научить, помочь.

    6.Товарищеские, доверительные отношения учащихся между собой.

    Что нужно сделать для того, чтобы ребёнок научился учиться  и полюбил школу?

    Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

     Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

    •     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

    •     установление контакта с учащимися, с учителем;

    •     формирование адекватного поведения;

    •     овладение навыками учебной деятельности.

         Наиболее полезной формой работы считаю выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе.

        1.Очень важно   помочь первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе. Свою работу всегда начинаю с диагностик.

    Проективный тест личностных отношений ,социальных эмоций и ценностных ориентаций « Домики», « Зеркала страхов» и др. 

    Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда.

    Для проведения методики необходимы следующие материалы:

    Лист ответов . Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

    Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

    Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

    Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

    Список слов:  счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

    Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

    №2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

     №3 – твое настроение на уроке чтения,

     №4 – твое настроение на уроке письма,

     №5 – твое настроение на уроке математики

     №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

     №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

     №8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

     №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

     №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка). Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

    Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

    ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

    Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

    0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка(нет)

    0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.(9)

    0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.(15)

    Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.(1)

    Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

    Счастье-горе – блок базового комфорта,

     Справедливость – обида – блок личностного роста,

     Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

     Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

     Скука – восхищение – блок познания.

    В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука.

    Сопоставление показателей физиологического, деятельност-ного и эмоционального компонентов позволит квалифици-ровать уровень адаптации первоклассников как:

    достаточный

    частичный

    недостаточный (или дезадаптация)

    2.Очень важно правильно помочь родителям «не наломать дров», в их большом стремлении «не отстать и быть в первых рядах». На родит. собраниях  мы рисуем схему: один круг внутри другого. Меньший круг будет обозначать дела, с которыми ребёнок справится сам, а зона между границами малого и большого круга – дела, которые ребёнок делает только со взрослыми. За пределами большого круга окажутся задачи, которые ребёнку не под силу ни одному, ни вместе со взрослыми. Зона дел, выполняемых вместе, - это «золотой запас» ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее. Феномен  ,открытый выдающимся психологом Л.С. Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития».

    3.Одному  из приёмов становления коллектива – приёму «Бесед по классной фотографии», можно научить родителей. Положите  перед собой классную фотографию вашего ребёнка. Пусть, для начала он познакомит вас с одноклассниками, покажет соседей по парте. Старайтесь, чтобы ваш ребёнок больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками.

    Не провоцируйте его на «ябедничество».Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать укрепить доброе, уважительное отношение к одноклассникам: К кому можно всегда обратиться за помощью? С кем интереснее всего играть? Кто самый весёлый? И т.п.

        4.Ролевые игры. Игровая форма помогает школьникам в «несерьёзной» упаковке «проглотить» задаваемые учителем нормы учебного поведения и учебный материал. Игровые роли «ботаников», «зоологов», «экологов», «полярников», «исследователей», «литераторов», «историков»  и т.д. очень  нравятся младшим школьникам.

            Эти и многие другие формы работы дают не только хорошие результаты в обучении, но и обеспечивают эмоцио-нальное благополучие учащихся, ту креативную среду, которая  сохранит физическое, психическое и социальное здоровье детей.

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие креативности младших шкрольников в учебном процессе

    Предполагаю, что тема творческого развития младших школьников  уже давно занимает умы педагогов. И это вполне оправданно. Ведь на протяжении многих лет эта проблема привлекает к себе  ...

    Развитие креативности младших шкрольников в учебном процессе

    Предполагаю, что тема творческого развития младших школьников  уже давно занимает умы педагогов. И это вполне оправданно. Ведь на протяжении многих лет эта проблема привлекает к себе  ...

    «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»

    Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»...

    Создание условий успешной адаптации к учебному процессу при сохранении психического и физического здоровья младшего школьника.

    Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной...

    «Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе»

    Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству.  Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть с...

    Статья "Необходимость использования в учебном процессе «Листов учета достижений учащихся»"

                  В настоящее время разрабатываются такие способы оценивания учебных достижений, которые бы удовлетворяли всем требованиям ФГОС второго поколения,...

    Конкурсная работа "Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе"

    В работе проведено исследование о развитии творческих способностей младших школьников. Представлены различные тематические серии групп творческих заданий, фрагменты уроков, рассмотрена система критери...