Создание креативной среды – необходимое условие комфортной безопасности в учебном процессе.
статья (1 класс) по теме

Левшова Елена Рудольфовна

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание креативной среды – необходимое условие комфортной безопасности в учебном процессе.

Одна из составляющих креативной среды:

  1.СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

«Какая огромная сила – коллективное чувство ласки и доброты, коллективной доброжелательности. Оно, как бурный поток, увлекает самых равнодушных.»

                                                                                             В.А.Сухомлинский

       Общая психологическая атмосфера, которая создаётся в школе и в каждом классе обозначается термином организационная культура. Она основывается на этических и эстетических нормах взаимоотношений, которые существуют в данной школе. Психологический климат коллектива создаётся и проявляется в процессе общения. Главным условием нормального формирования личности является переживание ею эмоционального благополучия. Именно от него зависит самооценка – стержневая характеристика личности.

       Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.

       Поэтому одной из задач школы является создание благоприятных условий для формирования здоровой, социально активной личности.

       Начало обучения в школе является важным периодом в жизни ребёнка и родителей. Исследования показывают, что подавляющее большинство дошкольников переживают по отношению к школе положительные эмоциональные ожидания, связанные с процессом учения, с личностью учителя.

       Изучение литературы, анализ и размышления позволяют сформулировать основные слагаемые психологически комфортного климата:

1.Ориентация на «развитие», которая предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.

2.Планирование и тщательная подготовка урока.

3.Положительный настрой на урок.

4.Чёткая организация урока, где каждый занят интересной, трудной, но  посильной деятельностью.

5.Доверительные и доброжелательные отношения педагога с учащимися, когда учитель - старший друг, Мастер, умеющий научить, помочь.

6.Товарищеские, доверительные отношения учащихся между собой.

Что нужно сделать для того, чтобы ребёнок научился учиться  и полюбил школу?

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

 Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

     Наиболее полезной формой работы считаю выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе.

    1.Очень важно   помочь первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе. Свою работу всегда начинаю с диагностик.

Проективный тест личностных отношений ,социальных эмоций и ценностных ориентаций « Домики», « Зеркала страхов» и др. 

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

Лист ответов . Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов:  счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

 №3 – твое настроение на уроке чтения,

 №4 – твое настроение на уроке письма,

 №5 – твое настроение на уроке математики

 №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

 №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

 №8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

 №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

 №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка). Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка(нет)

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.(9)

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.(15)

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.(1)

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

 Справедливость – обида – блок личностного роста,

 Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

 Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

 Скука – восхищение – блок познания.

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука.

Сопоставление показателей физиологического, деятельност-ного и эмоционального компонентов позволит квалифици-ровать уровень адаптации первоклассников как:

достаточный

частичный

недостаточный (или дезадаптация)

2.Очень важно правильно помочь родителям «не наломать дров», в их большом стремлении «не отстать и быть в первых рядах». На родит. собраниях  мы рисуем схему: один круг внутри другого. Меньший круг будет обозначать дела, с которыми ребёнок справится сам, а зона между границами малого и большого круга – дела, которые ребёнок делает только со взрослыми. За пределами большого круга окажутся задачи, которые ребёнку не под силу ни одному, ни вместе со взрослыми. Зона дел, выполняемых вместе, - это «золотой запас» ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее. Феномен  ,открытый выдающимся психологом Л.С. Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития».

3.Одному  из приёмов становления коллектива – приёму «Бесед по классной фотографии», можно научить родителей. Положите  перед собой классную фотографию вашего ребёнка. Пусть, для начала он познакомит вас с одноклассниками, покажет соседей по парте. Старайтесь, чтобы ваш ребёнок больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками.

Не провоцируйте его на «ябедничество».Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать укрепить доброе, уважительное отношение к одноклассникам: К кому можно всегда обратиться за помощью? С кем интереснее всего играть? Кто самый весёлый? И т.п.

    4.Ролевые игры. Игровая форма помогает школьникам в «несерьёзной» упаковке «проглотить» задаваемые учителем нормы учебного поведения и учебный материал. Игровые роли «ботаников», «зоологов», «экологов», «полярников», «исследователей», «литераторов», «историков»  и т.д. очень  нравятся младшим школьникам.

        Эти и многие другие формы работы дают не только хорошие результаты в обучении, но и обеспечивают эмоцио-нальное благополучие учащихся, ту креативную среду, которая  сохранит физическое, психическое и социальное здоровье детей.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СтатьяБЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Правдина Елена АнатольевнаУчи...

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

Создание условий успешной адаптации к учебному процессу при сохранении психического и физического здоровья младшего школьника.

Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...

«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Часть 1. Содержание понятий «успех», «ситуация успеха».Часть 2. Технологические операции создания ситуации успеха.Часть 3.Система методов создания ситуации успеха на уроке.Часть 4.Осуществление д...

Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»

Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»...