"Учитель и родители - оптимизация взаимодействия".
учебно-методический материал по теме

Ходунова Марина Владимировна

Методика ведения конструктивного диалога между учителем и родителями трудного ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методика ведения конструктивного диалога между учителем и родителями трудного ребенка.

«Учитель и родители – оптимизация взаимодействия».

            Эта методика в полном варианте дана в книгах известного психолога

Н. В. Самоукиной «Практический психолог в школе» и «Игры в школе и дома».


•        
Не стремитесь во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию.

Часто бывает так, что в процессе общения каждый собеседник стремится отстоять собственное мнение. Однако успешность беседы с родителями учеников зависит не от того, смог ли учитель доказать свою правоту, а от того, сумел ли он привлечь родителей к активному участию в воспитании и обучении ребенка, показал ли он образец высокой культуры общения и улучшились ли его взаимоотношения с родителями.

Ведь основная цель беседы учителя с вызванными в школу родителями "проблемного" ребенка состоит не в том, чтобы доказать, какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы организовать совместно с ним воспитательную работу, направленную на поддержку и помощь ребенку.


•        
Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.

Положительные результаты беседы учителя с родителем не будут достигнуты, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, лежащие в основе плохой успеваемости или нарушений дисциплины. Разговор может увязнуть в обвинениях, и родители не почувствуют, что учитель, так же как и они, заботится о благополучии ребенка. В итоге учитель может окончательно лишиться поддержки родителей, и конструктивного диалога между ними не получится.        

Чтобы избегнуть такого плачевного результата, необходимо направить беседу на обсуждение проблемы воспитания. Сформулируйте родителям ваш психолого-педагогический "диагноз" учебной деятельности и поведения их ребенка: какие объективные и субъективные причины, на ваш взгляд, лежат в основе плохой успеваемости и дисциплины, какие педагогические и воспитательные мероприятия следует организовать, чтобы улучшить положение.

Например, ребенок плохо учится потому, что у него запущены некоторые школьные предметы, - следует организовать помощь в подтягивании его по этим дисциплинам.

Подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он нуждается в самоутверждении и демонстрирует свою смелость перед одноклассниками. Родители могут найти такие формы деятельности (спорт, хобби, помощь отцу в работе и др.), в которых их сын мог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении.

При этом обязательно следует выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и школы, то существующая у школьника проблема может быть реально решена.


Учитывайте личные интересы родителей.

Довольно часто в наше время учителя сталкиваются с тем, что родители проявляют "воспитательную пассивность" по отношению к своему ребенку: они либо много работают, оставляя его в лучшем случае под присмотром бабушки, либо заняты своей личной жизнью, полагая, что их ребенок достаточно самостоятелен и вырастет сам.

При этом вряд ли можно серьезно надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. В ряде случаев они искренне хотят этого, но не знают, с чего конкретно следует начать правильное воспитание ребенка. Некоторые из родителей считают, что время потеряно и у них ничего не получится.

Более эффективным действием со стороны учителя является признание за родителями права на интересную и содержательную жизнь. Здесь важно не отказаться от своих увлечений и интересов, а как можно активнее подключить к ним ребенка. Ведь интересы наших детей формируются в поле интересов их родителей.

Например, пусть папа, увлекающийся рыбалкой и охотой, почаще берет с собой сына, а мама, активно посещающая выставки и театры, возьмет с собой дочь. Хорошо подключить детей к домашним и хозяйственным делам: чинить вместе с отцом машину, строить дачу, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т.д.


•        
Ищите варианты.

Если же на беседу к вам приходят родители, не имеющие никаких увлечений и интересов в силу постоянной занятости на работе, то и в этом случае ваша задача состоит в ориентации родителей на то, чтобы дети проводили с ним как можно больше времени и были максимально подключены к домашним и хозяйственным делам.

•        "Не верьте генетике".

Не следует воспринимать данный совет буквально, речь идет о следующем. К сожалению, учителя иногда высказывают следующее мнение: "Разве этот ученик будет учиться хорошо и прилично вести себя в школе, ведь у него родители ..."

Конечно, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера ребенка огромно, но не безгранично.

Каждый из нас, опираясь на свой жизненный опыт, может рассказать много историй о том, как из "плохой" семьи выходил "хороший" ребенок и наоборот.

Так в чем же дело? А дело в том, что отношение к ребенку значимых для него людей, их оценка его характера, его способностей имеют зачастую определяющий фактор. Если к ребенку с первого класса относятся как к ребенку "из плохой семьи", то он действительно может начать хуже учиться и хуже вести себя в школе. Он как бы на бессознательном уровне отрабатывает программу, задаваемую значимыми для него взрослыми.

И наоборот, при помощи доброжелательного, поддерживающего отношения к нему со стороны учителя очень часто удается "выровнять" и плохую успеваемость, и проблемное поведение.

Поэтому психологи призывают вас, уважаемые учителя: верьте в силу воспитания, не отказывайте ребенку в вашем заботливом профессиональном внимании, доверяйте ему, любите его! Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Ваша работа с родителями "трудного" ученика прошла успешно, если:

  1. во-первых, вам удалось избежать противостояния и отчуждения с ними;
  2. во-вторых, если вы смогли удержаться сами или удержать родителей от взаимных упреков и обвинений;
  3. в-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку;
  4. в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся у ребенка проблемы в обучении и воспитании.

И тогда с полным основанием вы сможете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями при условии, что сумеете объединиться с ними против вашего "общего врага" - проблемы ребенка - и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.

Удачного диалога с родителями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия учителя с родителями.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся....

Формы взаимодействия учителя с родителями

В презентации представлены формы взаимодействия учителя с родителями учеников. ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ• Создание благоприятных условий для обучения и развития детей.• Повышение педагогической ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ, КОЛЛЕГАМИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ СФЕР.

В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ДЕТЬМИ, ФОРМЫ ДОСУГА, АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОБРАЗЕЦ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ....

Взаимодействие учителя с родителями учащихся

 Выступление на педсовете. Затрагивается пробема взаимоотношения родителей  с учителями        ...

Доклад на пед.совете "Учитель и родители - оптимизация взаимодействия"

Доклад на пед.совете "Учитель и родители - оптимизация взаимодействия"...

Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя по теме "Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей"....