Диагностические методики
тест (3 класс) по теме

Романова Ирина Николаевна

ДИАГНОСТИКИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

                      Диагностические методики.

    Для того, чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, которые приходят к вам в класс, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, предлагаются всевозможные методики. Методики органично связаны с жизнедеятельностью детей, носят практический характер, доступны и привлекательны по форме, содержанию, включают элементы игры и творчества.

    Что же характерно для сегодняшних мальчишек и девчонок? Какие они? Изменения в жизни общества и окружающего мира – объективная предпосылка для проявления у современных детей нового образа мыслей, вкусов, привычек, интересов и ценностей. Такое явление, как акселерация захватывает не только физическое, но и умственное развитие. Дети поумнели и «переваривают» гораздо больший поток информации, чем  раньше. Современные дети стали рано проявлять необычную прежде самостоятельную деятельность и независимость. Порой они поражают своими способностями, удивляют взрослостью суждений. Они раньше начинают задумываться о самих себе, о своем месте в жизни. Это радует и удивляет, но мы  не всегда к этому готовы. Но все-таки они еще дети, нуждаются в нашей взрослой умной и корректной помощи. Помочь им найти себя, раскрыть свои способности, задатки, индивидуальность – важнейшая психолого-педагогическая задача, решать которую приходится каждому педагогу.

     Применение методик диагностики ставит всех детей в одинаковые условия и помимо вопросов на воображаемое поведение предполагает реальные ситуации, соответствующие возможностям младшего школьного возраста. Вместе с тем методики имеют достаточный уровень трудности поставленной перед ребенком задачи, носят развивающий характер. Дети должны четко понимать, что от них требуется: экспериментальная ситуация не должна восприниматься ими  доброжелательной обстановке. По результатам 1-2 методик нельзя судить о качествах, характере ребенка – только набор взаимодополняющих и взаимопроверяющих методик могут дать объективную картину.

С помощью разных методик можно выявить разные стороны развития личности ребенка: направленность и интересы, желания, ценностные ориентации и потребности детей младшего школьного возраста. Именно эти свойства являются, на мой взгляд, интегрирующими, стержневыми в развитии человека.

 

Если бы я был волшебником.

Если бы у тебя была волшебная палочка.

Предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, т.к. маленьким еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.

Анализ ответов может быть  выполнен по схеме: для себя, для других – родных или людей вообще.

Золотая рыбка.

Дети выступают в роли заказчика, а исполнитель – рыбка, и от нее зависит, а не от них самих, исполнить или нет желание. Ввести в воображаемую ситуацию словами: « Представь себе: приплыла рыбка к тебе, спросила: «Что тебе надобно?»

Для создания особого настроя, введения в сказочно-игровую ситуацию хорошо помогают игровые элементы-символы: волшебная палочка, появление настоящей золотой рыбки.  

Цветик-семицветик.

Дети читают или вспоминают сказку В.Катаева с таким названием  (возможен и просмотр мультфильма) .Каждому вручается цветик-семицветик из бумаги, на лепестках которого они записывают свои желания. Затем лепестки с желаниями вручают тем, кому они адресованы.

Обработка результатов может проходить по схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу, сгруппировать – материальные, нравственные, познавательные, разрушительные.

Загадай желание.

Рассказать ребенку, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно сбудется! Представьте себе, что вы видите такую звезду. Какое желание каждый из вас загадал бы? Можно желание записать.

Мои желания.

Из списка разных желаний предлагается выбрать «свои»: стать известным в школе, городе, быть презедентом, иметь много друзей, приносить радость близким, заниматься любимым делом, стать богатым, иметь куклу Барби, научиться играть на компьютер, есть каждый день мороженое и т.д. Список желаний ребята могут продолжить самостоятельно.

Радости и огорчения ( методика незаконченных предложений).

При ее проведении возможны варианты:

1.Предлагается  дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда…              Больше всего я огорчаюсь, когда…

Методика имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной анкетой. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, поскольку здесь как бы задается ритм ответа, что психологически облегчает работу ребенка

2.Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнышко и тучку ( день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют или записывают свои радости и огорчения.

3.Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут свои радости, а на другой – огорчения. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

4.Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя?»

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью класса.

Настроение.

На листках бумаги, с перечнем всех изучаемых предметов, учащиеся рисуют либо солнышко , либо тучку – в зависимости от того, какие предметы нравятся, на которых ученик чувствует себя комфортно. Для более старших ребят можно вместо символов ставить напротив каждого предмета температуру ( чем больше, тем некомфортнее и тревожно ученику на данном уроке)

Фотография.

В рамочке предлагается разместить всю семью за одним столом, например, по случаю Дня рождения или новогоднего вечера.

Дом, в котором я живу.

Предлагается рисование дома. Учитывается все: цвет выбранных карандашей, есть ли дверь, как выглядят окна, что вокруг дома во дворе и т.д.

Солнце, тучка, дождик.

Дети рисуют напротив данных предложений определенный символ, в зависимости от того, как они ощущают себя в данном месте:

В классе мне…     С друзьями мне…       Дома мне…

10 моих «Я».

Дать определение себе, перечисляя личностные качества.

Что на сердце?

Свободное рисование – что хочется нарисовать в данный момент и в данном месте.

                                Наблюдения за ребенком.

1.внешний вид

2.речь ( голос, темп, словарь)

3.подвижность

4.социальное поведение

5.отношение к учебной деятельности

6.темперамент

7.характер

-отношение к себе ( скромность, гордость, заносчивость)

-к сверстникам ( драчливость, конфликтность, открытость, завистливость)

-ко взрослым (послушание или наоборот, уважение, правдивость)

-к порученному делу ( безответственность, трудолюбие, инициативность, добросовестность, старательность, стремление)

За 4 года учебы мы будем вместе: 4 зимы , 816 дней

                                                                   4 весны, 32.000 уроков

                                                                   4 осени, 50.000 часов  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Сборник диагностических методик для классного руководителя

Данный сборник поможет классным руководителям в игровой форме изучить личность ребенка, его семью и его роль в коллективе....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал  можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал включает основные диагностические методики изучения классного коллектива....

диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе

В материале представлены диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе. Материалы апробированы в ходе эксперимента....

Диагностическая методика"Настроение"

Это исследование  дает возможность  спланировать работу с учителями, преподающими в классе, а  также  скорректировать  свое  взаимодействие с отдельными учениками...