Главные вкладки

    Опросники, социограммы и анкеты для родителей и детей (с ключами)
    тест по теме

    Донских Елена Валентиновна
    В файле рисунки отображаются корректно. Социограмма «Моя семья» для родителей. Методика PARI (Шефер Е.С. и Белл Р. К.). Опросный лист. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г.). Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Вассерман Л. И., модификация Бойко В. В.). Анкета «Психологический тип родителя» (Ткачева В.В.). Рисуночный тест «Лесенка для родителей» (Ткачева В.В.). Социограмма для детей «Моя семья». Рисуночный тест «Лесенка для детей» (Ткачева В.В.). Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития (Ткачева В.В.).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon oprosniki.doc432 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опросники, социограммы и анкеты
    для родителей и детей

    Социограмма «Моя семья»

    Первый круг

    Моя семья до рождения проблемного ребенка

    Перед вами три круга. Каждый из них изображает вашу семью на определенном этапе ее жизни. Нарисуйте в каждом из кругов себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их. В верхней части листа поставьте вашу фамилию и число.


    Второй круг

    Моя семья после рождения проблемного ребенка

    Третий круг

    Моя семья в настоящее время


    Методика PARI (Шефер Е.С. и Белл Р. К.)

    Инструкция

    Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

    Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

    На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову.

    Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:

    А – если с данным положением согласны полностью;

    а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

    б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

    Б – если с данным положением полностью согласны.

    Вопросы

    1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей
    2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
    3. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни.
    4. Некоторые дети настолько плохи, что рад и их же блага нужно научить их бояться взрослых.
    5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
    6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.
    7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.
    8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
    9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.
    10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
    11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.
    12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.
    13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.
    14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.
    15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.
    16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.
    17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.
    18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.
    19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.
    20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.
    21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.
    22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.
    23. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.
    24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.
    25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.
    26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.
    27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.
    28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.
    29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.
    30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.
    31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.
    32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.
    33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.
    34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.
    35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.
    36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…).
    37. Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей.
    38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.
    39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.
    40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.
    41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.
    42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.
    43. У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей.
    44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.
    45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.
    46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.
    47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.
    48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.
    49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.
    50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.
    51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.
    52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.
    53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.
    54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьми.
    55. Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.
    56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.
    57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.
    58. Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.
    59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.
    60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспитания.
    61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.
    62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.
    63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.
    64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.
    65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.
    66. Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок.
    67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помогают им в более быстром социальном развитии.
    68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.
    69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.
    70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.
    71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в трудные ситуации.
    72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.
    73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.
    74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.
    75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.
    76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.
    77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит на самом деле.
    78. Воспитание детей – тяжелая, нервная работа.
    79. Дети не должны сомневаться в разумности родителей.
    80. Больше всех других дети должны уважать родителей.
    81. Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это может привести к серьезным проблемам.
    82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного времени для любимых занятий.
    83. Родители должны считать детей равноправными во всех вопросах жизни.
    84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.
    85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.
    86. Самое большое желание любой матери – быть понятой мужем.
    87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.
    88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.
    89. Так как ребенок – часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.
    90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.
    91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справляться с физиологическими нуждами.
    92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.
    93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.
    94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
    95. Для хорошей матери достаточно общения с семьей.
    96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.
    97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.
    98. Самая главная забота матери – благополучие и безопасность ребенка.
    99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.

    100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

    101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательны.

    102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

    103. Прямая обязанность детей  доверие по отношению к родителям.

    104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

    105. Молодая мать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

    106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.

    107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

    108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

    109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость.

    110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

    111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.

    112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

    113. Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои проблемы.

    114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить самостоятельно питаться).

    115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.

    Для психолога, работающего в производственном коллективе, наибольший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли.

    Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

    В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

    1. хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
    2. межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
    3. отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

    Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

    Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.

    Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.

    Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.

    Родительско-детские отношения являются основным предметным анализом в методике.

    Основной вывод, который можно сделать сразу, это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.


    ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

    Возраст_________________________ Пол ___________________________

    Образование ____________________Профессия ______________________

    Количество и возраст детей _______________________________________

    Ответ


    п/п

    А а б Б

    А а б Б

    А а б Б

    А а б Б

    А а б Б

    1

    24

    47

    70

    93

    2

    25

    48

    71

    94

    3

    26

    49

    72

    95

    4

    27

    50

    73

    96

    5

    28

    51

    74

    97

    6

    29

    52

    75

    98

    7

    30

    53

    76

    99

    8

    31

    54

    77

    100

    9

    32

    55

    78

    101

    10

    33

    56

    79

    102

    11

    34

    57

    80

    103

    12

    35

    58

    81

    104

    13

    36

    59

    82

    105

    14

    37

    60

    83

    106

    15

    38

    61

    84

    107

    16

    39

    62

    85

    108

    17

    40

    63

    86

    109

    18

    41

    64

    87

    110

    19

    42

    65

    88

    111

    20

    43

    66

    89

    112

    21

    44

    67

    90

    113

    22

    45

    68

    91

    114

    23

    46

    69

    92

    115


    Ключ

    Ответ


    п/п

    А а б Б

    А а б Б

    А а б Б

    А а б Б

    А а б Б

    1

    24

    47

    70

    93

    2

    25

    48

    71

    94

    3

    26

    49

    72

    95

    4

    27

    50

    73

    96

    5

    28

    51

    74

    97

    6

    29

    52

    75

    98

    7

    30

    53

    76

    99

    8

    31

    54

    77

    100

    9

    32

    55

    78

    101

    10

    33

    56

    79

    102

    11

    34

    57

    80

    103

    12

    35

    58

    81

    104

    13

    36

    59

    82

    105

    14

    37

    60

    83

    106

    15

    38

    61

    84

    107

    16

    39

    62

    85

    108

    17

    40

    63

    86

    109

    18

    41

    64

    87

    110

    19

    42

    65

    88

    111

    20

    43

    66

    89

    112

    21

    44

    67

    90

    113

    22

    45

    68

    91

    114

    23

    46

    69

    92

    115

    А – 4 балла; а  3 балла; б – 2 балла; Б – 1 балл

    Признаки:

    1) Вербализация

    2) Чрезмерная забота

    3) Зависимость от семьи

    4) Подавление воли

    5) Ощущение самопожертвования

    6) Опасение обидеть

    7) Семейные конфликты

    8) Раздражительность

    9) Излишняя строгость

    10) Исключение внутрисемейных влияний

    11) Сверхавторитет родителей

    12) Подавление агрессивности

    13) Неудовлетворенность ролью хозяйки

    14) Партнерские отношения

    15) Развитие активности ребенка

    16) Уклонение от конфликта

    17) Безучастность мужа

    18) Подавление сексуальности

    19) Доминирование матери

    20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

    21) Уравненные отношения

    22) Стремление ускорить развитие ребенка

    23) Несамостоятельность матери

    Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.

    Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

    (Эйдемиллер Э.Г.)

    Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер для ответа. Если Вы в общем не согласны – зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти. В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений.

    Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами. На утверждения, номера которых выделены в опроснике, отцы могут не отвечать.

    Опросник для родителей детей в возрасте 310 лет

    1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

    2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) – пообщаться, поиграть.

    3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

    4. Не люблю, когда сын (дочь) приходят ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам (сама).

    5. Наш ребенок имеет больше обязанностей – уход за собой, поддержание порядка – чем большинство детей его возраста.

    6. Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, что он не любит.

    7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

    8. Мой сын (дочь) легко нарушают запреты.

    9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

    10. Если только возможно, я стараюсь не наказывать сына (дочь).

    11. Когда я в хорошем настроении, я нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказала бы.

    12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

    13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

    14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

    15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

    16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

    17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

    18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал(а) бы мне.

    19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

    20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

    21. Мой сын (дочь) для меня – самое главное в жизни.

    22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

    23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.

    24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

    25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

    26. Нередко бывает так: я несколько раз напоминаю сыну (дочери) о необходимости сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

    27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

    28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

    29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

    30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

    31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

    32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

    33. Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро становится взрослым(ой).

    34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, то лучше всего сделать так, как он хочет.

    35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.

    36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

    37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

    38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

    39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

    40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

    41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

    42. Мне много раз пришлось пропускать родительские собрания.

    43. Я стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.

    44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

    45. Мне часто приходилось давать сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.

    46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

    47. Главное, чему родители должны научить своих детей – это слушаться.

    48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

    49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

    50. По характеру я – мягкий человек.

    51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (она) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

    52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет, и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

    53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

    54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

    55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

    56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

    57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

    58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

    59. Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина.

    60. Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина.

    61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

    62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

    63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

    64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) надо.

    65. У моего сына (дочери) детство более трудное, чем у большинства его (ее) товарищей.

    66. Дома мой сын (дочь) делает только то. что ему (ей) хочется, а не то. что надо.

    67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

    68. Если мой ребенок не спит. когда ему положено, я не настаиваю.

    69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

    70. От наказаний мало проку.

    71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют. другие, наоборот, – очень строги.

    72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.

    73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому я не хотел(а) бы. чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).

    74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

    75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.

    76. Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все. а взамен не получаешь ничего.

    77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него (нее) действует, – это постоянные строгие наказания.

    78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

    79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

    80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

    81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.

    82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.

    83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.

    84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

    85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

    86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

    87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.

    88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.

    89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.

    90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.

    91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

    92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я бы была помоложе, то наверняка влюбилась бы в него.

    93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

    94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.

    95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жить.

    96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

    97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует ее во вред себе или окружающим.

    98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

    99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

    100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

    101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

    102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

    103. Желание моего сына (дочери) для меня – закон.

    104. Мой сын очень любит спать со мной.

    105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

    106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

    107. Ради моего сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву.

    108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

    109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

    110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

    111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

    112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

    113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы. то все может плохо кончиться.

    114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери).

    115. Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет».

    116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.

    117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства других детей.

    118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

    119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

    120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома – в яслях, в детском саду у родственников.

    121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

    122. Кроме моего сына. мне больше никто на свете не нужен.

    123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

    124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

    125. Всему, что мой сын (дочь) умеют к настоящему времени, он (она) научился (лась) только благодаря моей постоянной помощи.

    126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

    127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, «пепси-кола» и т. д.).

    128. Мой сын говорил мне: «вырасту, женюсь на тебе, мама».

    129. Мой сын (дочь) часто болеет.

    130. Семья не помогает мне, а осложняет мою жизнь.

    Методика диагностики уровня

    социальной фрустрированности
    (Вассерман Л. И., модификация Бойко В. В.)

    Удовлетворены ли Вы:

    1

    2

    3

    4

    5

    Критерии оценки

    М

    О

    М

    О

    М

    О

    М

    О

    М

    О

    1. Своим образованием

    2. Взаимоотношениями с коллегами по работе

    3. Взаимоотношениями с администрацией на работе

    4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, учащиеся, клиенты)

    5. Содержанием своей работы в целом

    6. Условиями профессиональной деятельности (учебы)

    7. Своим положением в обществе

    8. Материальным положением

    9. Жилищно-бытовыми условиями

    10. Отношениями с супругом (ой)

    11. Отношениями с ребенком (детьми)

    12. Отношениями с родителями

    13. Обстановкой в обществе (государстве)

    14. Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми

    15. Сферой услуг и бытового обслуживания

    16. Сферой медицинского обслуживания

    17. Проведением досуга

    18. Возможностью проводить отпуск

    19. Возможность выбора места работы

    20. Своим образом жизни в целом


    Анкета «Психологический тип родителя»

    (Ткачева В.В.)

    Параметры сравнения

    М

    О

    1. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

    2. Мне часто кажется, что у меня комок в горле.

    3. Я всегда полон (полна) энергии.

    4. Я придерживаюсь принципов нравственности и морали более строго, чем большинство других людей.

    5. Жизнь с ребенком, имеющим нарушения в развитии, всегда связана для меня с напряжением.

    6. Я верю в перспективу развития моего ребенка.

    7. У меня часто возникают боли в сердце, когда я расстраиваюсь из-за проблем ребенка.

    8. Когда я думаю о ребенке, меня никогда не покидают тревожные мысли.

    9. Родитель не виноват, если ребенок своим поведением вынудил наказать его физически.

    10. Когда я волнуюсь, у меня дрожат руки или тошнит.

    11. Я всегда стремлюсь ограждать моего ребенка от трудностей и обид.

    12. Ребенок всегда зависит от родителя и должен его слушаться.

    13. Я заработал (заработала) язву из-за постоянных проблем с ребенком.

    14. Ребенок с недостатками в здоровье – обуза для родителя.

    15. Все дети должны воспитываться в строгости.

    16. Считаю, что ребенок с проблемами в развитии постоянно нуждается в особом уходе и внимании со стороны родителей.

    17. Моя жизнь изменилась в худшую сторону из-за проблем в развитии моего ребенка.

    18. Если у ребенка слишком много проблем со здоровьем, его можно поместить в учреждение социальной защиты (интернат с постоянным проживанием).

    19. Родители всегда ответственны за будущее своих детей.

    20. Мой ребенок всегда берет верх надо мной в спорных ситуациях.

    21. Я не остановлюсь ни перед чем в достижении поставленных целей.

    Рисуночный тест «Лесенка для родителей»

     (Ткачева В.В.)

    Пожалуйста, обозначьте членов своей семьи на каждой ступеньке по очереди. Отец

    Мать

    Социограмма для детей «Моя семья»

    Перед тобою круг. Нарисуй кружки, которые будут обозначать тебя, твоих родителей и друзей.


    Рисуночный тест «Лесенка для детей» 
    (Ткачева В.В.)

    Перед тобою лесенка. На ее верхней ступеньке находишься ты. Расставь на ступеньках лестницы членов твоей семьи и ближких тебе людей, отвечая на вопрос «С кем тебе чаще приходится общаться?»

    Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей
    с тяжелыми нарушениями развития

    (Ткачева В.В.)

    Эта методика была разработана в связи с отсутствием подобного рода диагностического инструментария для изучения детей с выраженными нарушениями развития. Необходимость изучения эмоционально-личностной сферы детей определена тем, что именно в этой области в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь может проявиться позитивная динамика.

    Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяжелыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспектив развития ребенка по ряду параметров.

    Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов. При выраженном снижении интеллекта, низком уровне общения или тяжелых двигательных расстройствах квалификация результатов деятельности ребенка осуществляется исходя из доступных его психофизическим возможностям заданий. Анкета заполняется специалистом (педагогом, психологом) и является его эмпирической оценкой особенностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка.

    Параметры

    0

    1

    2

    3

    1. Отношение к пребыванию в Центре и к обучению

    0 баллов – отказ идти в школу;

    1 балл – согласие идти в школу только потому, что этого требует взрослый;

    2 балла – желание идти в школу для того, чтобы там играть;

    3 балла – желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими детьми и взрослыми.

    2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)

    0 баллов – проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;

    1 балл – проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт;

    2 балла – проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при появлении конкретного взрослого;

    3 балла – проявление желания идти на урок заниматься с конкретным взрослым (учителем, воспитателем, психологом).

    3. Принятие доступной пониманию инструкции

    0 баллов – отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);

    1 балл – проявление упрямства;

    2 балла – частичное выполнение инструкции;

    3 балла – полное выполнение инструкции.

    4. Соблюдение доступных правил поведения

    0 баллов – нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания в школе;

    1 балл – нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);

    2 балла – частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если интерес возобновился);

    3 балла – нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.

    5. Эмоциональные реакции

    0 баллов – слезы, крики, желание подраться, выражение страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном учреждении);

    1 балл – общая замкнутость и заторможенность;

    2 балла – состояние покоя, нормализация состояния;

    3 балла – смех, улыбка на лице как проявление положительных реакций.

    6. Продолжительность занятий

    0 баллов – отсутствие способности выполнять посильное задание на фронтальном занятии;

    1 балл – выполнение посильных заданий в течение 5 мин;

    2 балла – выполнение посильных заданий в течение 5–10 мин;

    3 балла – выполнение посильных заданий в течение 10–15 мин.

    7. Установление доступных контактов с другими детьми

    0 баллов – отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.);

    1 балл – демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится в руках другого ребенка;

    2 балла – проявление способности подождать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом;

    3 балла – демонстрация просьбы дать игрушку.

    8. Приобретение новых навыков (в течение учебного года)

    0 баллов – отсутствие навыков;

    1 балл – приобретение одного навыка;

    2 балла – приобретение двух навыков;

    3 балла – приобретение трех и более навыков.

    9. Взаимодействие с матерью

    0 баллов – отвержение матери (откровенная агрессия);

    1 балл – отсутствие теплых отношений с матерью, проявление к ней требовательности для удовлетворения собственных желаний;

    2 балла – проявление послушания как стремление установить связь с матерью;

    3 балла – проявление ласки и нежности по отношению к матери.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анкета для родителей о физическом состоянии детей

    Современная образовательная система предъявляет к ученику повышенные требования, что сказывается на его психоэмоциональном и физическом состоянии. Цель данного опроса – изучение влияния учебной нагруз...

    Анкета для родителей и их детей дошкольного и младшего школьного возраста "Опросник Мойдодыра"

    Увважаемы родители дошколят и ребят младшего школьного возраста! Хотите проверить обладают ли Ваши дети навыками гигиены. Предложите им заполнить анкету "Опросник Мойдодыра". Рекомендуется обсудить по...

    Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

    Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...

    Анкета для родителей (Участие детей в конкурсах)

    Анкету можно использовать в начале учебного года...

    Анкета для родителей Приобщение детей к чтению

    Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организа...

    Анкеты для родителей и детей к родительскому собранию.

    Анкеты для родителей и детей к родительскому собранию по теме "Поощрение и наказание"....