Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование "Развитие психомоторных и сенсорных процессов"
    календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

    Воложина Алена Владимировна

    Календарно-тематическое планирование по программе "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" для 3-4 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx26.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование

    3 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю

    № п\п

    Название раздела, тематика занятий

    Кол-во часов

    Дата проведения

    Деятельность учащихся

    План

    Факт

    1-2

    Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

    2

    Выполнение тестовых задач

    Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

    3

    Соотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый.

    1

    Групповая и индивидуальная работа

    4

    Использование цвета для обозначения предметов (развитие предпосылок символической деятельности мышления): дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.

    1

    Групповая и индивидуальная работа

    5

    Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»).

    1

    Работа в группах

    6

    Выбор и группировка предметов на скорость.

    1

    Работа в группах

    7-8

    Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

    2

    Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенному признаку

    9

    Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).

    1

    Сравнительный анализ предметов по двум параметрам

    10

    «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

    1

    Работа в группах

    11

    Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

    1

    Работа в группах

    12

    Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

    1

    Работа в группах

    13-14

    Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

    2

    Индивидуальная работа

    15

    Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

    1

    Работа в группах

    16-18

    Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

    3

    Индивидуальная работа

    Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

    19

    Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

    1

    Индивидуальная работа

    20-21

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

    2

    Индивидуальная работа

    22-23

    Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений.

    2

    Индивидуальная работа

    24

    Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

    1

    Индивидуальная работа

    25

    «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;  «Угадай, кто я?» (по пантомиме).

    1

    Работа в группах

    26

    Рисование бордюров по образцу. Дидактическая игра «Расставь значки в фигурах».

    1

    Индивидуальная работа

    27-29

    Графический диктант (зрительный и на слух).

    3

    Индивидуальная работа

    30-31

    Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки.

    2

    Индивидуальная работа и в группах

    32-33

    Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

    2

    Работа в группах

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    34-35

    Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

    2

    Работа в группах

    Тактильно-двигательное восприятие

    36-37

    Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

    2

    Работа в группах

    38

    Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

    1

    Индивидуальная работа и в группах

    39

    Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)».

    1

    Индивидуальная работа

    40-41

    Игры с сюжетной мозаикой.

    2

    Индивидуальная работа и в группах

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    42

    Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики».

    1

    Работа в группах

    43

    Различение мелодий по темпу.

    1

    Работа в группах

    Развитие восприятия пространства

    44

    Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам).

    1

    Индивидуальная работа и в группах

    45

    Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

    1

    Индивидуальная работа

    46-47

    Дидактическая игра «Лабиринт».

    2

    Работа в группах

    48

    Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

    1

    Индивидуальная работа и в группах

    Восприятие времени

    49

    Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

    1

    Работа в группах

    50

    Лото «Времена года».

    1

    Работа в группах

    51-52

    Определение времени по часам.

    2

    Индивидуальная работа

    Развитие мыслительных операций

    53

    Дидактическая игра «Назови одним словом»

    1

    Работа в группах

    54-55

    «Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета.

    2

    Индивидуальная работа и в группах

    56-57

    Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

    2

    Работа в группах

    58-59

    Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»).

    2

    Работа в группах

    60-61

    Дидактическая игра «Разрезные картинки».

    2

    Работа в группах

    62

    Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.).

    1

    Решение ситуационных задач

    63-64

    Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Буквенная эстафета»)

    2

    Индивидуальная работа и в группах

    65

    Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями: «Как мальчику достать мячик?», «Как Саше накормить кролика?», «Помоги ребятам украсить зал».

    1

    Решение ситуационных задач

    66

    Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.).

    1

    Решение ситуационных задач

    67

    «Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок.

    1

    Решение задач, загадок

    68

    Дидактическая игра «Найди различие и сходство».

    1

    Работа в группах и индивидуально

    Календарно-тематическое планирование

    4 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю

    № п\п

    Название раздела, тематика занятий

    Кол-во часов

    Дата проведения

    Деятельность учащихся

    План

    Факт

    1-2

    Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

    2

    Индивидуальная работа

    Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

    3

    Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

    1

    Сравнительный анализ предметов

    4

    Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

    1

    Работа в группах и индивидуально

    5

    Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.

    1

    Сравнительный анализ предметов

    6

    Группировка предметов сходных цветов различных оттенков

    1

    Сравнительный анализ предметов (индивидуально)

    7

    Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

    1

    Работа в группах и индивидуально

    8

    Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».

    1

    Работа в группах

    9-10

    Построение по росту,  сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

    2

    Работа в группах

    11

    Узнавание предмета по одному элементу. Дидактическая игра «Угадай-ка»

    1

    Работа в группах

    12

    Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

    1

    Работа в группах

    13-14

    Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).

    2

    Работа в группах

    Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

    15-16

    Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.

    2

    Работа в группах

    17

    Дорисовывание симметричной половины изображения.

    1

    Индивидуальная работа

    18-19

    Вычерчивание геометрических фигур. Дидактическая игра «Почини коврик».

    2

    Работа в группах

    20

    Упражнения «Речь – ритм – движение».

    1

    Индивидуальная работа

    21-22

    Графический диктант с усложненными заданиями.

    2

    Индивидуальная работа

    23-25

    Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений)

    3

    Работа в группах

    26

    Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции.

    1

    Работа в группах

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    27-28

    Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация.

    2

    Работа в группах

    29

    Воображаемые действия. Дидактическая игра «Угадай-ка».

    1

    Работа в группах

    Тактильно-двигательное восприятие

    30-31

    Тонкая дифференциация предметов на ощупь – игра «Волшебный мешочек» с мелкими предметами.

    2

    Работа в группах

    32

    Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.

    1

    Работа в группах и индивидуально

    33-35

    Игры с мелкой мозаикой.

    3

    Работа в группах

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    36-37

    Профилактика и коррекция зрения. Гимнастика для глаз.

    2

    Работа в группах

    38-39

    Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках.

    2

    Работа в группах и индивидуально

    40

    Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра « Нарисуй по памяти».

    1

    Работа в группах

    41

    Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами»

    1

    Работа в группах

    Развитие восприятия пространства

    42-43

    Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.

    2

    Индивидуальная работа

    44

    Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений

    1

    Работа в группах

    45

    Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка.

    1

    Работа в группах

    46-47

    Дидактическая игра «Лабиринт»

    2

    Работа в группах и индивидуально

    48

    Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

    1

    Решение ситуационных задач

    49

    Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

    1

    Работа в группах и индивидуально

    Восприятие времени

    50

    Определение времени по часам.

    1

    Работа в группах

    51-52

    «Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток) – дидактическая игра.

    2

    Работа в группах

    53

    Последовательность основных жизненных событий. Игра «Чего не хватает?».

    1

    Работа в группах

    54

    Работа с календарем и моделью календарного года.

    1

    Работа в группах

    55

    Длительность временных интервалов. Игра «Береги минутку».

    1

    Работа в группах

    Развитие мыслительных операций

    56-57

    Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».

    2

    Работа в группах,

    решение ситуационных задач

    58

    Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).

    1

    Работа в группах

    59

    Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».

    1

    Работа в группах,

    решение ситуационных задач

    60

    Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

    1

    Решение ситуационных задач

    61

    Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.

    1

    Работа в группах,

    решение ситуационных задач

    62

    Таблицы Шульте (с буквами, с числами).

    1

    Выполнение тестов (индивидуально)

    63

    Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов).

    1

    Решение ситуационных задач

    64

    Формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.

    1

    Решение ситуационных задач

    65-66

    Дидактические игры «Летает – не летает»,  «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное».

    2

    Работа в группах

    67

    Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).

    1

    Работа в группах

    68

    Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок.

    1

    Работа в группах и индив-но


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Развитие психомоторных и сенсорных процессов", 1-4 классы

    Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...

    Урок по предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов" тема " Восприятие особых свойств предмета".

    На уроке учащиеся закрепляют умения давать полную характеристику предмета, указывая его поверхность, вкус, запах, цвет. Создаются условия , способствующих формированию навыка сотрудничества, формирова...

    * Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

    Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....

    Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

    Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

    Образовательная программа Развитие психомоторных и сенсорных процессов

    Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести ...

    Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" (2 класс)

    Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии ...

    Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

    Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья....