Календарно-тематическое планирование "Развитие психомоторных и сенсорных процессов"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Воложина Алена Владимировна

Календарно-тематическое планирование по программе "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" для 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

3 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю

№ п\п

Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Деятельность учащихся

План

Факт

1-2

Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

2

Выполнение тестовых задач

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3

Соотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый.

1

Групповая и индивидуальная работа

4

Использование цвета для обозначения предметов (развитие предпосылок символической деятельности мышления): дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.

1

Групповая и индивидуальная работа

5

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»).

1

Работа в группах

6

Выбор и группировка предметов на скорость.

1

Работа в группах

7-8

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

2

Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенному признаку

9

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).

1

Сравнительный анализ предметов по двум параметрам

10

«Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

1

Работа в группах

11

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

1

Работа в группах

12

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

1

Работа в группах

13-14

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

2

Индивидуальная работа

15

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

1

Работа в группах

16-18

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

3

Индивидуальная работа

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

19

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

Индивидуальная работа

20-21

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2

Индивидуальная работа

22-23

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений.

2

Индивидуальная работа

24

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

1

Индивидуальная работа

25

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;  «Угадай, кто я?» (по пантомиме).

1

Работа в группах

26

Рисование бордюров по образцу. Дидактическая игра «Расставь значки в фигурах».

1

Индивидуальная работа

27-29

Графический диктант (зрительный и на слух).

3

Индивидуальная работа

30-31

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки.

2

Индивидуальная работа и в группах

32-33

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

2

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

34-35

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

2

Работа в группах

Тактильно-двигательное восприятие

36-37

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

2

Работа в группах

38

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

1

Индивидуальная работа и в группах

39

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)».

1

Индивидуальная работа

40-41

Игры с сюжетной мозаикой.

2

Индивидуальная работа и в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

42

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики».

1

Работа в группах

43

Различение мелодий по темпу.

1

Работа в группах

Развитие восприятия пространства

44

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам).

1

Индивидуальная работа и в группах

45

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

1

Индивидуальная работа

46-47

Дидактическая игра «Лабиринт».

2

Работа в группах

48

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

1

Индивидуальная работа и в группах

Восприятие времени

49

Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

1

Работа в группах

50

Лото «Времена года».

1

Работа в группах

51-52

Определение времени по часам.

2

Индивидуальная работа

Развитие мыслительных операций

53

Дидактическая игра «Назови одним словом»

1

Работа в группах

54-55

«Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета.

2

Индивидуальная работа и в группах

56-57

Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

2

Работа в группах

58-59

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»).

2

Работа в группах

60-61

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

2

Работа в группах

62

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.).

1

Решение ситуационных задач

63-64

Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Буквенная эстафета»)

2

Индивидуальная работа и в группах

65

Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями: «Как мальчику достать мячик?», «Как Саше накормить кролика?», «Помоги ребятам украсить зал».

1

Решение ситуационных задач

66

Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.).

1

Решение ситуационных задач

67

«Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок.

1

Решение задач, загадок

68

Дидактическая игра «Найди различие и сходство».

1

Работа в группах и индивидуально

Календарно-тематическое планирование

4 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю

№ п\п

Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Деятельность учащихся

План

Факт

1-2

Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий.

2

Индивидуальная работа

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

3

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

1

Сравнительный анализ предметов

4

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

1

Работа в группах и индивидуально

5

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.

1

Сравнительный анализ предметов

6

Группировка предметов сходных цветов различных оттенков

1

Сравнительный анализ предметов (индивидуально)

7

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

1

Работа в группах и индивидуально

8

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».

1

Работа в группах

9-10

Построение по росту,  сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

2

Работа в группах

11

Узнавание предмета по одному элементу. Дидактическая игра «Угадай-ка»

1

Работа в группах

12

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

1

Работа в группах

13-14

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).

2

Работа в группах

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

15-16

Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.

2

Работа в группах

17

Дорисовывание симметричной половины изображения.

1

Индивидуальная работа

18-19

Вычерчивание геометрических фигур. Дидактическая игра «Почини коврик».

2

Работа в группах

20

Упражнения «Речь – ритм – движение».

1

Индивидуальная работа

21-22

Графический диктант с усложненными заданиями.

2

Индивидуальная работа

23-25

Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений)

3

Работа в группах

26

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции.

1

Работа в группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

27-28

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация.

2

Работа в группах

29

Воображаемые действия. Дидактическая игра «Угадай-ка».

1

Работа в группах

Тактильно-двигательное восприятие

30-31

Тонкая дифференциация предметов на ощупь – игра «Волшебный мешочек» с мелкими предметами.

2

Работа в группах

32

Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.

1

Работа в группах и индивидуально

33-35

Игры с мелкой мозаикой.

3

Работа в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

36-37

Профилактика и коррекция зрения. Гимнастика для глаз.

2

Работа в группах

38-39

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках.

2

Работа в группах и индивидуально

40

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра « Нарисуй по памяти».

1

Работа в группах

41

Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами»

1

Работа в группах

Развитие восприятия пространства

42-43

Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.

2

Индивидуальная работа

44

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений

1

Работа в группах

45

Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка.

1

Работа в группах

46-47

Дидактическая игра «Лабиринт»

2

Работа в группах и индивидуально

48

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

1

Решение ситуационных задач

49

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

1

Работа в группах и индивидуально

Восприятие времени

50

Определение времени по часам.

1

Работа в группах

51-52

«Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток) – дидактическая игра.

2

Работа в группах

53

Последовательность основных жизненных событий. Игра «Чего не хватает?».

1

Работа в группах

54

Работа с календарем и моделью календарного года.

1

Работа в группах

55

Длительность временных интервалов. Игра «Береги минутку».

1

Работа в группах

Развитие мыслительных операций

56-57

Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».

2

Работа в группах,

решение ситуационных задач

58

Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).

1

Работа в группах

59

Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».

1

Работа в группах,

решение ситуационных задач

60

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

1

Решение ситуационных задач

61

Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.

1

Работа в группах,

решение ситуационных задач

62

Таблицы Шульте (с буквами, с числами).

1

Выполнение тестов (индивидуально)

63

Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов).

1

Решение ситуационных задач

64

Формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.

1

Решение ситуационных задач

65-66

Дидактические игры «Летает – не летает»,  «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное».

2

Работа в группах

67

Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).

1

Работа в группах

68

Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок.

1

Работа в группах и индив-но


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие психомоторных и сенсорных процессов", 1-4 классы

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...

Урок по предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов" тема " Восприятие особых свойств предмета".

На уроке учащиеся закрепляют умения давать полную характеристику предмета, указывая его поверхность, вкус, запах, цвет. Создаются условия , способствующих формированию навыка сотрудничества, формирова...

Образовательная программа Развитие психомоторных и сенсорных процессов

Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести ...

Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии ...

Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект урока по развитию психомоторных и сенсорных процессов в 3 классе «Особый ребёнок» по лексической теме «Фрукты».

Шундеева  Евгения.Цели: развитие у детей сенсорных эталонов через ознакомление с природным окружением. Уточнить обобщение «Фрукты». Расширить и активизировать словарный запас де...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная рабочая программа является коррекционной  для  обучения  обучающихся    3-4 классов  с  умственной  отсталостью,  составлена  с  учет...