Главные вкладки

    Образовательная программа Развитие психомоторных и сенсорных процессов
    рабочая программа на тему

    Тарабыкина Ольга Александровна

    Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования Администрации Яшкинского района

    Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тутальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

    Согласовано        Утверждаю

    Директор  школы:__________        Руководитель МО

    О.Л. Ракевич        Педагогов-психологов

    «15» мая 2010 г.         (протокол от  15.05.2010 г. № 6)

    С.С. Еремина ______________

                                                                                                                                                                                                   

                                    Образовательная программа

    « »

     Развитие психомоторных и сенсорных процессов

            

                                                     

                                                                            Автор:

    Тарабыкина Ольга Александровна,

    педагог-психолог

                                                     

    Яшкинский район 2010г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка…………………………………………….3-7

    Содержание программы ………………………………………… 8-16  

    Тематическое планирование 1-4 классы …………………………17-20  

    Календарное планирование ……………………………………..21-40    

     Список литературы………………………………………………...41-42

                                     

    Пояснительная записка

    Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

    Данная программа курса коррекционных занятий составлена на основе программы Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

    Цель программы:

    •  на основе создания оптимальных условий познания ребенком окружающего объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

    Задачи программы:

    • формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
    • коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
    • формирование пространственно – временных ориентировок;
    • развитие слуховых координаций;
    • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов, цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов;
    • совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
    • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
    • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации;
    • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

    Разделы программы:

    • развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
    • тактильно – двигательное восприятие;
    • кинестетическое и кинетическое восприятие;
    • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
    • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
    • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
    • восприятие пространства;
    • восприятие времени.

    Сроки реализации программы – 4 года.

    Программа рассчитана на 270 часа:

    1 класс – 66 часов (2 часа в неделю);

    2 класс – 68 часов (2 часа в неделю);

    3 класс – 68 часов (2 часа в неделю);

    4 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

    В начале и конце учебного года проводится диагностика психомоторных и сенсорных процессов. Количество индивидуальных и подгрупповых занятий, их соотношение определяет педагог – психолог, исходя из потребностей детей в каждом классе.

    Все курсы занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход в решении поставленных задач.

    Для проведения коррекционных занятий требуется специально организованная предметно – пространственная развивающая среда:

    • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.);
    • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
    • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, звучащие музыкальные инструменты, набор аудио – видеокассет для релаксации, изобразительные материалы и др.);
    • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды и др.). Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладении которым ребенок активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.

    Ожидаемый результат

    В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

    • ориентироваться на сенсорные эталоны;
    • узнавать предметы по заданным признакам;
    • сравнивать предметы по внешним признакам;
    • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
    • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
    • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
    • давать полное описание объектов и явлений;
    • различать противоположно направленные действия и явления;
    • видеть временные рамки своей деятельности;
    • определять последовательность событий;
    • ориентироваться в пространстве;
    • целенаправленно выделять действия по инструкции;
    • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
    • опосредовать свою деятельность речью.

    Своевременная психолого–педагогическая помощь учащимся начальных классов с нарушением интеллекта является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

    Данная программа может быть адаптирована для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, которые имеют проблемы в усвоении учебного материала.

     

                       

    Содержание программы 1 класс

    1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

    Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции, педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация, сгибание бумаги.

    2. Тактильно - двигательное восприятие.

    Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

    3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

    Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом по положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

    4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

    Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по признаку. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали).

    5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

    Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение различительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

    6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

    Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение, словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).

    7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

    Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

    8. Восприятие пространства.

    Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой/руки/ноги/, правой/левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, вверх - вниз и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх,/низ/, правая/левая/ сторона).

    9. Восприятие времени.

    Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

    Содержание программы 2 класс

    1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

    Обучение целенаправленным действиям и движений по инструкции педагога, состоящей из 2 - 3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тигр», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

    2. Тактильно - двигательное восприятие.

    Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

    3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

    Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных природные явления).

    4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

    Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар), обобщение словом. Группировка предметов по 1-2 признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом, т.д.). Различение основных хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 - 4 детали).

    5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

    Формирование произвольности зрительно восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух схожих сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

    6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

    Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкий - горький, сырое - вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий).

    7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

    Дифференцировка шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные  и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание  звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

    8. Восприятие пространства.

    Ориентировка в помещении, понятие «ближе» - «дальше»; движения в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредствам предметов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

    9. Восприятие времени.

    Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Изменение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

    Содержание программы - 3класс

    1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

    Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, расстегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

    2. Тактильно - двигательное восприятие.

    Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие - жесткие, мелкие - крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной  мозаикой.

    3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

    Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы, т.д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру, т.д.), инсценирование.

    4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

    Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объемных геометрических фигур - круга, овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей.

    5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    Совершенствование зрительно - двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

    6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

    Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче); взвешивание на ладони; определение «веса на глаз».

    7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

    Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

    8. Восприятие пространства.

    Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги, выделение всех углов. Деление листа на глаз на 2 и 4 рваные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

    9. Восприятие времени.

    Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

    Содержание программы — 4 класс

    1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

    Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным комментированием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.

    2. Тактильно - двигательное восприятие.

    Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (выпуклый, вогнутый, горячий, деревянный). Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Игры с мелкой мозаикой.

    3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

    Произвольное и по инструкции педагога выполнение движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, Выбросить мяч, наколоть дров, т.д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

    4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

    Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 - 5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец, т.д.). Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов.

    5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

    Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5 - 6 предметов, изображение и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 - 3-х предмета, картинок). Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

    6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

    Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - суше, влажное - мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкое - слаще, кислое - кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные, др.). Измерение веса разных предметов на весах. Противоположные качества предметов (чистый - грязный, темный - светлый, вредный - полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть - закрыть, одеть - раздеть, расстегнуть - застегнуть).

    7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

    Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.

    8. Восприятие пространства.

    Ориентировка в помещении        и на улице, вербализация пространственных отношений. Выполнение задание педагога, связанных с изменением направление движения; предоставление словарного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

    9. Восприятие времени.

    Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

    Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 1 класс

    Название раздела

    Количество часов

    1.

    Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

    2

    2.

    Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

    11

    3.

    Тактильно - двигательное восприятие

    4

    4.

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    4

    5.

    Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

    16

    6.

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    5

    7.

    Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

    4

    8.

    Развитие слухового  восприятия и слуховой памяти

    5

    9.

    Восприятие пространства

    7

    10.

    Восприятие времени

    6

    11.

    Диагностика учащихся

    2

    Общее количество часов

    66

    Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 2 класс.

    Название раздела

    Количество часов

    1.

    Обследование детей, комплектование групп для  коррекционных занятии

    2

    2.

    Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

    14

    3.

    Тактильно - двигательное восприятие

    4

    4.

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    4

    5.

    Восприятие формы, величины, цвета;

    конструирование предметов

    13

    6.

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

    5

    7.

    Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

    5

    8.

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    5

    9.

    Восприятие пространства

    7

    10.

    11.

    Восприятие времени

    7

    11.

    Диагностика учащихся

    2

    Общее количество часов

    68

    Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 3 класс.

    Название раздела

    Количество часов

    1.

    Обследование вновь принятых детей

    1

    2.

    Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

    12

    3.

    Тактильно - двигательное восприятие

    5

    4.

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    4

    5.

    Восприятие формы, величины, цвета;

    конструирование предметов

    14

    6.

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    6

    7.

    Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

    5

    8.

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    5

    9.

    Восприятие пространства

    6

    10.

    Восприятие времени

    8

    11.

    Диагностика учащихся

    2

    Общее количество часов

    68

    Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов -  4 класс.

    Название раздела

    Количество часов

    1.

    1

    Обследование вновь принятых детей

    Развитие  крупной  и  мелкой  моторики, графомоторных

    навыков.

    1

    2.

    Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

    10

    3.

    Тактильно - двигательное восприятие

    5

    4.

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    4

    5.

    Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

    1

    6.

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    7

    7.

    Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

    8

    8.

    Развитие  слухового восприятия и слуховой памяти

    6

    9.

    Восприятие пространства

    6

    10.

    Восприятие времени

    7

    11.

    Диагностика учащихся

    2

    Общее количество часов

    68

    Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 1класс

    (календарное планирование)

    Темы    занятий

    Кол-во

    часов

    Дата

    I  четверть

    1.

    Обследование вновь принятых детей

    2

    2.

    Развитие крупной и мелкой моторики рук; графомоторных навыков

    11

    1.

    Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель).

    1

    2.

    Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения).

    1

    3.

    Формирование чувства равновесия («дорожка следов»).

    1

    4.

    Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.).

    1

    5.

    Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика.

    2

    6.

    Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

    1

    7.

    Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

    1

    8.

    Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

    1

    9.

    Работа в технике «рваной аппликации».

    2

    10.

    Сгибание бумаги. Вырезание прямых полос.

    1

    3.

    Тактильно – двигательное восприятие

    4

    1.

    Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

    1

    2.

    Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

    1

    II  четверть

    3.

    Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».

    1

    4.

    Игра с крупной мозаикой.

    1

    4.

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    4

    1.

    Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

    1

    2.

    Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

    1

    3.

    Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений.

    1

    4.

    Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

    1

    5.

    Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

    16

    1.

    Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

    2

    2.

    Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом.

    1

    3.

    Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).

    2

    4.

    Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

    1

    5.

    Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»).

    1

    6.

    Дидактическая игра, «Какой фигуры не стало». (3-4) предмета.

    1

    III  четверть

    7.

    Различие предметов по величине (большой - маленький).

    1

    8.

    Сравнение 2-х предметов по высоте и длине.

    1

    9.

    Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине.

    1

    10.

    Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

    1

    11.

    Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый).

    1

    12.

    Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

    1

    13.

    Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета нет?»  

    1

    14.

    Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали).

    1

    15.

    Конструирование целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.

    1

    6.

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    5

    1.

    Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).

    1

    2.

    Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, «Сравни предметы».

    1

    3.

    Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула-спинки, у ведра-ручки).

    1

    4.

    Дидактическая игра «Что изменилось» (2-3 предмета)

    1

    5.

    Упражнение для профилактики и коррекции зрения.

    1

    7.

    Восприятие особых свойств  предметов

    4

    1.

    Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом.

    1

    2.

    Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

    1

    3.

    Развитие обоняния (приятный – неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».

    1

    IV  четверть

    4.

    Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). Упражнение на сравнение различных предметов по тяжести.

    1

    8.

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    5

    1.

    Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».

    2

    2.

    Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

    1

    3.

    Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

    2

    9.

    Восприятие пространства

    7

    1.

    Ориентировка на собственном теле (правая/левая/рука/нога).

    2

    2.

    Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.).

    1

    4.

    Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.).

    2

    5.

    Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, правая/левая/ сторона).

    2

    10.

    Восприятие времени

    6

    1.

    Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки».

    1

    2.

    Понятие «сегодня», «завтра», «вчера».

    2

    3.

    Неделя. Семь соток. Порядок дней недели.

    2

    11.

    Диагностика учащихся

    2

    Развитие психомоторных и сенсорных процессов  - 2  класс

    (календарное планирование)

    Темы занятий

    Кол-во часов

    Дата

    I  четверть

    1.

    Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий

    2

    2.

    Развитие крупной и мелкой моторики и графомоторных навыков  

    14

    1.

    Развитие точности движений (метание в цель мячом, стрелами; кольцеброс).

    2

    2.

    Координация движений (игры с мячом, обручем).

    1

    3.

    Обучение целенаправленным действиям по  двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.).

    1

    4.

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

    2

    5.

    Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

    1

    6.

    Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

    1

    7.

    Обводка по трафарету орнамента  из геометрических фигур.

    1

    8.

    Развитие координации движений руки и глаза (по инструкции педагога).

    1

    9.

    Графический диктант (по показу).

    1

    10.

    Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

    1

    11.

    Работа в технике «объемной аппликации».

    2

    3.

    Тактильно – двигательное восприятие

    4

    1.

    Определение на ощупь предметов с разными     свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

    1

    2.

    Определение на ощупь предметов. Дидактическая      игра «Волшебный мешочек».

    1

    II  четверть

    3.

    Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

    1

    4.

    Игра со средней мозаикой.

    1

    4.

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    4

    1.

    Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

    1

    2.

    Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализация собственных ощущений.

    3.

    Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».

    1

    4.

    Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

    1

    5.

    Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

    3

    1.

    Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

    2

    2.

    Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

    1

    3.

    Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

    1

    4.

    Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

    1

    5.

    Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога.

    1

    6.

    Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

    1

    7.

    Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

    1

    III  четверть

    8.

    Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

    1

    9.

    Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предметы такого же цвета».

    1

    10.

    Конструирование предметов из геометрических фигур (2- 4 детали).

    1

    11.

    Выделение из различных частей знакомых  предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.).

    1

    12.

    Составление целого из частей (3-4 детали) на  разрезном наглядном материале.

    1

    6.

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    5

    1.

    Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога).

    1

    2.

    Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

    1

    3.

    Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

    1

    4.

    Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения).

    1

    5.

    Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

    1

    7.

    Восприятие особых свойств предметов

    5

    1.

    Развитие осязания (температурные ощущения).  Приборы измерения температуры  (градусник).

    2

    2.

    Различие вкусовых качеств (сладкое - горькое, сырое – вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус».

    1

    3.

    Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи); обозначение  словом ощущений.

    1

    4.

    Восприятие чувства тяжести от разных предметов  (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений.

    1

    8.

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    5

    1.

    Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен).

    1

    2.

    Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

    1

    3.

    Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.

    1

    IV  четверть

    4.

    Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

    1

    5.

    Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу).

    1

    9.

    Восприятие пространства

    7

    1.

    Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения

    1

    2.

    Ориентировка в школьном помещении; понятие «дальше» - «ближе».

    1

    3.

    Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

    1

    4.

    Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

    1

    5.

    Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами.

    1

    6.

    Пространственная ориентировка на поверхности парты.

    1

    7.

    Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

    1

    10.

    Восприятие  времени

    7

    1.

    Порядок месяцев в году.

    2

    2.

    Времена года. Работа с графической моделью  «Времена года».

    1

    3.

    Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

    1

    4.

    Меры времени (секунды, минута, час, сутки).

    2

    5.

    Определение времени по часам. Игры с моделью  часов.

    1

    11.

    Диагностика учащихся

    2

    Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 3 класс

    (календарное планирование)

    Темы занятий

    Кол-во

    часов

    Дата

    1 четверть

    1.

    Обследование вновь принятых детей.

    1

    2.

    Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков

    2

    1.

    Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартц, «Тигр»).

    2

    2.

    Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

    1

    3.

    Обучение целенаправленным действиям по двух – трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед – поворот направо – один шаг назад, т.д.).

    1

    4.

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

    1

    5.

    Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

    1

    6.

    Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

    1

    7.

    Рисование бордюров по образцу.

    1

    8.

    Графический диктант (зрительный и на слух).

    1

    9.

    Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

    1

    10.

    Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

    2

    3.

    Тактильно – двигательное восприятие

    5

    1.

    Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

    1

    2.

    Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает …(пушистое)».

    2

    3.

    Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

    2

    II четверть

    4.

    Игры с сюжетной мозаикой.

    4.

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    4

    1.

    Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений.

    2

    2.

    Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование  школьных событий).

    2

    5.

    Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

    4

    1.

    Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета).

    2

    2.

    Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.

    1

    3.

    Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

    1

    4.

    Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.).

    1

    5.

    Дидактическая игра «Часть и целое».

    1

    6.

    Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

    1

    7.

    Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

    1

    8.

    Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

    2

    9.

    Составление сериационного ряда 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета.

    1

    III четверть

    10.

    Дидактическая игра «Цветик - семицветик».

    1

    11.

    Название предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

    1

    12.

    Составление предмета или целой конструкции из мелких деталей (пазлы, напольный «Лего»).

    1

    6.

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    6

    1.

    Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу.

    1

    2.

    Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

    1

    3.

    Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

    1

    4.

    Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

    1

    5.

    Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»).

    1

    6.

    Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

    1

    7.

    Восприятие особых свойств предметов

    5

    1.

    Развитие осязания (теплее – холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

    1

    2.

    Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

    1

    3.

    Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

    1

    4.

    Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче).

    1

    5.

    Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».

    1

    8.

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    5

    1.

    Определение направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

    1

    2.

    Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный градус). Дидактическая игра «Прерванная песня».

    1

    3.

    Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.

    1

    IV четверть

    4.

    Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков.

    1

    5.

    Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики».

    1

    9.

    Восприятие пространства

    6

    1.

    Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

    2

    2.

    Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания.  

    1

    3.

    Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».

    1

    4.

    Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

    1

    5.

    Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

    1

    6.

    Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

    1

    7.

    Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа).

    2

    8.

    Расположение предметов и их расположение на поверхности парты.

    1

    10.

    Восприятие времени

    8

    1.

    Определение времени по часам.

    2

    2.

    Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час).

    2

    3.

    Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут».

    1

    4.

    Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

    1

    5.

    Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает».

    1

    11.

    Диагностика учащихся

    2

    Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 4 класс

    (календарное планирование)

    Темы занятий

    Кол-во

    часов

    Дата

    1 четверть

    1.

    Обследование вновь принятых детей

    1

    2.

    Развитие групповой и мелкой моторики; графомоторных навыков

    10

    1.

    Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

    2

    2.

    Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег, два хлопка - бег назад, т.д.).

    1

    3.

    Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении.

    1

    4.

    Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).

    2

    5.

    Графический диктант с усложненными заданиями.

    1

    6.

    Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

    1

    7.

    Дорисовывание симметричной половины изображения.

    1

    8.

    Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко).

    1

    3.

    Тактильно – двигательное восприятие

    5

    1.

    Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

    1

    2.

    Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.

    1

    3.

    Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).

    1

    4.

    Игры с мелкой мозаикой.

    2

    4.

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    4

    1.

    Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий.

    1

    II четверть

    2.

    Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

    2

    3.

    Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье).

    1

    5.

    Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

    12

    1.

    Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом.

    1

    2.

    Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

    2

    3.

    Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

    1

    4.

    Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

    1

    5.

    Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

    2

    6.

    Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».

    1

    7.

    Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие  пазлы).

    2

    8.

    Узнавание предметов по одному элементу.

    1

    9.

    Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по названию».

    1

    III четверть

    6.

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

    7

    я1.

    Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок).

    2

    2.

    Нахождение «нелепиц» на картинках.

    1

    3.

    Дидактическая игра «Лабиринт».

    1

    4.

    Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».

    1

    5.

    Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

    2

    7.

    Восприятие особых свойств предметов

    8

    1.

    Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое, т.д.); их словесное обозначение.

    1

    2.

    Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.  

    2

    3.

    Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, т.д.); словесное обозначение.

    1

    4.

    Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».

    1

    5.

    Упражнения в измерении веса предметов на весах.

    1

    6.

    Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный).

    1

    7.

    Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть).

    1

    8.

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

    6

    1.

    Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

    1

    IV четверть

    2.

    Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий /высокий/звук».

    1

    3.

    Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук».

    1

    4.

    Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».

    1

    5.

    Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.

    1

    6.

    Дидактическая игра «Угадай по голосу» (ребенок, взрослый, пожилой, измененный голос ребенка).

    1

    9.

    Восприятие пространства

    6

    1.

    Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

    1

    2.

    Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

    1

    3.

    Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений.

    1

    4.

    Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

    1

    5.

    Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

    1

    10.

    Восприятие времени

    7

    1.

    Определение времени по часам.

    2

    2.

    Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку».

    1

    3.

    Работа с календарем и моделью календарного года.

    1

    4.

    Дидактическая игра «Когда это бывает».

    1

    5.

    Последовательность основных жизненных событий.

    1

    6.

    Возраст людей.

    1

    11.

    Диагностика учащихся

    2

    Список литературы

    1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А.  Алябьева  

    // Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : Изд-во Сфера, 2005. – 87 с.

    1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе / Е.А. Алябьева  

    // Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : Изд-во Сфера, 2003. - 94 с.

    1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /В.В. Воронкова //Книга для учителей. – М. : Из-во Школа – пресс, 1994. – 407 с.
    2. Вейзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П.  Вейзман. – М. : Из-во Аграф, 1997. – 127 с.
    3. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, И.Л. Кутявина // Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль : Из-во Акадкмия развития, 2007. – 185 с.
    4. Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Роженко //Психологические подсказки. – Ростов- на-Дону : Из-во Феникс, 2009. – 283 с.
    5. Психокоррекционная и развивающая работа / В.И. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. В.И. дубровиной. – М. : Из-во Академия, 2001. – 160 с.
    6. Удалова, Э.Я. Программа курса коррекционных занятий / Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева // Развитие психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1-4 классов специальных (коррекцонных) образовательных учреждений VIII вида. Из-во Коррекционная педагогика, №3(9), 2005.
    7. Нижегеродцева, Н.В. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков // Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М. : Из-во Владос, 2001. – 185с.
    8. Рогов, Е.И. Психология познания. / Е.И. Рогов. – М. : Из-во Владос, 1998. – 289 с.
    9. Фопель, К. Энергия паузы. /К. Фопель. // Психологические игры и упражнения. – М. : Из-во Генезис, 2001. – 178 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Развитие психомоторных и сенсорных процессов", 1-4 классы

    Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...

    Календарно-тематическое планирование "Развитие психомоторных и сенсорных процессов"

    Календарно-тематическое планирование по программе "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" для 3-4 классов...

    Урок по предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов" тема " Восприятие особых свойств предмета".

    На уроке учащиеся закрепляют умения давать полную характеристику предмета, указывая его поверхность, вкус, запах, цвет. Создаются условия , способствующих формированию навыка сотрудничества, формирова...

    * Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

    Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....

    Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

    Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

    Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" (2 класс)

    Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии ...

    Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

    Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья....