Образовательная программа Развитие психомоторных и сенсорных процессов
рабочая программа на тему

Тарабыкина Ольга Александровна

Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Яшкинского района

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тутальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Согласовано        Утверждаю

Директор  школы:__________        Руководитель МО

О.Л. Ракевич        Педагогов-психологов

«15» мая 2010 г.         (протокол от  15.05.2010 г. № 6)

С.С. Еремина ______________

                                                                                                                                                                                               

                                Образовательная программа

« »

 Развитие психомоторных и сенсорных процессов

        

                                                 

                                                                        Автор:

Тарабыкина Ольга Александровна,

педагог-психолог

                                                 

Яшкинский район 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………….3-7

Содержание программы ………………………………………… 8-16  

Тематическое планирование 1-4 классы …………………………17-20  

Календарное планирование ……………………………………..21-40    

 Список литературы………………………………………………...41-42

                                 

Пояснительная записка

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Данная программа курса коррекционных занятий составлена на основе программы Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Цель программы:

  •  на основе создания оптимальных условий познания ребенком окружающего объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи программы:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно – временных ориентировок;
  • развитие слуховых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов, цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов;
  • совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Разделы программы:

  • развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
  • тактильно – двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое восприятие;
  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.

Сроки реализации программы – 4 года.

Программа рассчитана на 270 часа:

1 класс – 66 часов (2 часа в неделю);

2 класс – 68 часов (2 часа в неделю);

3 класс – 68 часов (2 часа в неделю);

4 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

В начале и конце учебного года проводится диагностика психомоторных и сенсорных процессов. Количество индивидуальных и подгрупповых занятий, их соотношение определяет педагог – психолог, исходя из потребностей детей в каждом классе.

Все курсы занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход в решении поставленных задач.

Для проведения коррекционных занятий требуется специально организованная предметно – пространственная развивающая среда:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.);
  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, звучащие музыкальные инструменты, набор аудио – видеокассет для релаксации, изобразительные материалы и др.);
  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды и др.). Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладении которым ребенок активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.

Ожидаемый результат

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выделять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Своевременная психолого–педагогическая помощь учащимся начальных классов с нарушением интеллекта является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Данная программа может быть адаптирована для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, которые имеют проблемы в усвоении учебного материала.

 

                   

Содержание программы 1 класс

1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции, педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация, сгибание бумаги.

2. Тактильно - двигательное восприятие.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом по положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по признаку. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали).

5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение различительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение, словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).

7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

8. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой/руки/ноги/, правой/левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, вверх - вниз и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх,/низ/, правая/левая/ сторона).

9. Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Содержание программы 2 класс

1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Обучение целенаправленным действиям и движений по инструкции педагога, состоящей из 2 - 3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тигр», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

2. Тактильно - двигательное восприятие.

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных природные явления).

4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар), обобщение словом. Группировка предметов по 1-2 признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом, т.д.). Различение основных хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 - 4 детали).

5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование произвольности зрительно восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух схожих сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкий - горький, сырое - вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий).

7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Дифференцировка шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные  и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание  звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

8. Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении, понятие «ближе» - «дальше»; движения в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредствам предметов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

9. Восприятие времени.

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Изменение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

Содержание программы - 3класс

1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, расстегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

2. Тактильно - двигательное восприятие.

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие - жесткие, мелкие - крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной  мозаикой.

3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы, т.д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру, т.д.), инсценирование.

4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объемных геометрических фигур - круга, овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей.

5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Совершенствование зрительно - двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче); взвешивание на ладони; определение «веса на глаз».

7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

8. Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги, выделение всех углов. Деление листа на глаз на 2 и 4 рваные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

9. Восприятие времени.

Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

Содержание программы — 4 класс

1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным комментированием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.

2. Тактильно - двигательное восприятие.

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (выпуклый, вогнутый, горячий, деревянный). Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Игры с мелкой мозаикой.

3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Произвольное и по инструкции педагога выполнение движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, Выбросить мяч, наколоть дров, т.д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 - 5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец, т.д.). Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов.

5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5 - 6 предметов, изображение и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 - 3-х предмета, картинок). Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - суше, влажное - мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкое - слаще, кислое - кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные, др.). Измерение веса разных предметов на весах. Противоположные качества предметов (чистый - грязный, темный - светлый, вредный - полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть - закрыть, одеть - раздеть, расстегнуть - застегнуть).

7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.

8. Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении        и на улице, вербализация пространственных отношений. Выполнение задание педагога, связанных с изменением направление движения; предоставление словарного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

9. Восприятие времени.

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 1 класс

Название раздела

Количество часов

1.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

2.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

11

3.

Тактильно - двигательное восприятие

4

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

16

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

5

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

4

8.

Развитие слухового  восприятия и слуховой памяти

5

9.

Восприятие пространства

7

10.

Восприятие времени

6

11.

Диагностика учащихся

2

Общее количество часов

66

Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 2 класс.

Название раздела

Количество часов

1.

Обследование детей, комплектование групп для  коррекционных занятии

2

2.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

14

3.

Тактильно - двигательное восприятие

4

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета;

конструирование предметов

13

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

5

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

5

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

9.

Восприятие пространства

7

10.

11.

Восприятие времени

7

11.

Диагностика учащихся

2

Общее количество часов

68

Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 3 класс.

Название раздела

Количество часов

1.

Обследование вновь принятых детей

1

2.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

12

3.

Тактильно - двигательное восприятие

5

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета;

конструирование предметов

14

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

6

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

5

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

9.

Восприятие пространства

6

10.

Восприятие времени

8

11.

Диагностика учащихся

2

Общее количество часов

68

Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов -  4 класс.

Название раздела

Количество часов

1.

1

Обследование вновь принятых детей

Развитие  крупной  и  мелкой  моторики, графомоторных

навыков.

1

2.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

10

3.

Тактильно - двигательное восприятие

5

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

1

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

7

7.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

8

8.

Развитие  слухового восприятия и слуховой памяти

6

9.

Восприятие пространства

6

10.

Восприятие времени

7

11.

Диагностика учащихся

2

Общее количество часов

68

Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 1класс

(календарное планирование)

Темы    занятий

Кол-во

часов

Дата

I  четверть

1.

Обследование вновь принятых детей

2

2.

Развитие крупной и мелкой моторики рук; графомоторных навыков

11

1.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель).

1

2.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения).

1

3.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»).

1

4.

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.).

1

5.

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика.

2

6.

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

1

7.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

1

8.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

1

9.

Работа в технике «рваной аппликации».

2

10.

Сгибание бумаги. Вырезание прямых полос.

1

3.

Тактильно – двигательное восприятие

4

1.

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

2.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

1

II  четверть

3.

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».

1

4.

Игра с крупной мозаикой.

1

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

1.

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

2.

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

1

3.

Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений.

1

4.

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

1

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

16

1.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

2

2.

Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом.

1

3.

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).

2

4.

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

1

5.

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»).

1

6.

Дидактическая игра, «Какой фигуры не стало». (3-4) предмета.

1

III  четверть

7.

Различие предметов по величине (большой - маленький).

1

8.

Сравнение 2-х предметов по высоте и длине.

1

9.

Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине.

1

10.

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

1

11.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый).

1

12.

Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

1

13.

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета нет?»  

1

14.

Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали).

1

15.

Конструирование целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.

1

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

5

1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).

1

2.

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, «Сравни предметы».

1

3.

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула-спинки, у ведра-ручки).

1

4.

Дидактическая игра «Что изменилось» (2-3 предмета)

1

5.

Упражнение для профилактики и коррекции зрения.

1

7.

Восприятие особых свойств  предметов

4

1.

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом.

1

2.

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

1

3.

Развитие обоняния (приятный – неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».

1

IV  четверть

4.

Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). Упражнение на сравнение различных предметов по тяжести.

1

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

1.

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».

2

2.

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

1

3.

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

2

9.

Восприятие пространства

7

1.

Ориентировка на собственном теле (правая/левая/рука/нога).

2

2.

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.).

1

4.

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.).

2

5.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, правая/левая/ сторона).

2

10.

Восприятие времени

6

1.

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки».

1

2.

Понятие «сегодня», «завтра», «вчера».

2

3.

Неделя. Семь соток. Порядок дней недели.

2

11.

Диагностика учащихся

2

Развитие психомоторных и сенсорных процессов  - 2  класс

(календарное планирование)

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

I  четверть

1.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий

2

2.

Развитие крупной и мелкой моторики и графомоторных навыков  

14

1.

Развитие точности движений (метание в цель мячом, стрелами; кольцеброс).

2

2.

Координация движений (игры с мячом, обручем).

1

3.

Обучение целенаправленным действиям по  двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.).

1

4.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2

5.

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

1

6.

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

1

7.

Обводка по трафарету орнамента  из геометрических фигур.

1

8.

Развитие координации движений руки и глаза (по инструкции педагога).

1

9.

Графический диктант (по показу).

1

10.

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

1

11.

Работа в технике «объемной аппликации».

2

3.

Тактильно – двигательное восприятие

4

1.

Определение на ощупь предметов с разными     свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

1

2.

Определение на ощупь предметов. Дидактическая      игра «Волшебный мешочек».

1

II  четверть

3.

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

1

4.

Игра со средней мозаикой.

1

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

1.

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

1

2.

Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализация собственных ощущений.

3.

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».

1

4.

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

1

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

3

1.

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

2

2.

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

1

3.

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

1

4.

Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

1

5.

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога.

1

6.

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

1

7.

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

1

III  четверть

8.

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

1

9.

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предметы такого же цвета».

1

10.

Конструирование предметов из геометрических фигур (2- 4 детали).

1

11.

Выделение из различных частей знакомых  предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.).

1

12.

Составление целого из частей (3-4 детали) на  разрезном наглядном материале.

1

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

5

1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога).

1

2.

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

1

3.

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

1

4.

Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения).

1

5.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

7.

Восприятие особых свойств предметов

5

1.

Развитие осязания (температурные ощущения).  Приборы измерения температуры  (градусник).

2

2.

Различие вкусовых качеств (сладкое - горькое, сырое – вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус».

1

3.

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи); обозначение  словом ощущений.

1

4.

Восприятие чувства тяжести от разных предметов  (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений.

1

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

1.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен).

1

2.

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

1

3.

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.

1

IV  четверть

4.

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

1

5.

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу).

1

9.

Восприятие пространства

7

1.

Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения

1

2.

Ориентировка в школьном помещении; понятие «дальше» - «ближе».

1

3.

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

1

4.

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

1

5.

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами.

1

6.

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

1

7.

Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1

10.

Восприятие  времени

7

1.

Порядок месяцев в году.

2

2.

Времена года. Работа с графической моделью  «Времена года».

1

3.

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

1

4.

Меры времени (секунды, минута, час, сутки).

2

5.

Определение времени по часам. Игры с моделью  часов.

1

11.

Диагностика учащихся

2

Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 3 класс

(календарное планирование)

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата

1 четверть

1.

Обследование вновь принятых детей.

1

2.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков

2

1.

Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартц, «Тигр»).

2

2.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

3.

Обучение целенаправленным действиям по двух – трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед – поворот направо – один шаг назад, т.д.).

1

4.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

5.

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

1

6.

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

1

7.

Рисование бордюров по образцу.

1

8.

Графический диктант (зрительный и на слух).

1

9.

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

1

10.

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

2

3.

Тактильно – двигательное восприятие

5

1.

Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

1

2.

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает …(пушистое)».

2

3.

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

2

II четверть

4.

Игры с сюжетной мозаикой.

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

1.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений.

2

2.

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование  школьных событий).

2

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

4

1.

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета).

2

2.

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.

1

3.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

1

4.

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.).

1

5.

Дидактическая игра «Часть и целое».

1

6.

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

1

7.

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1

8.

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

2

9.

Составление сериационного ряда 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета.

1

III четверть

10.

Дидактическая игра «Цветик - семицветик».

1

11.

Название предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

1

12.

Составление предмета или целой конструкции из мелких деталей (пазлы, напольный «Лего»).

1

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

6

1.

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу.

1

2.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

1

3.

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

1

4.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

1

5.

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»).

1

6.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

7.

Восприятие особых свойств предметов

5

1.

Развитие осязания (теплее – холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

1

2.

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

1

3.

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

1

4.

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче).

1

5.

Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».

1

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

1.

Определение направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

1

2.

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный градус). Дидактическая игра «Прерванная песня».

1

3.

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.

1

IV четверть

4.

Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков.

1

5.

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики».

1

9.

Восприятие пространства

6

1.

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

2

2.

Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания.  

1

3.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».

1

4.

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

1

5.

Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

1

6.

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

1

7.

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа).

2

8.

Расположение предметов и их расположение на поверхности парты.

1

10.

Восприятие времени

8

1.

Определение времени по часам.

2

2.

Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час).

2

3.

Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут».

1

4.

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

1

5.

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает».

1

11.

Диагностика учащихся

2

Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 4 класс

(календарное планирование)

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата

1 четверть

1.

Обследование вновь принятых детей

1

2.

Развитие групповой и мелкой моторики; графомоторных навыков

10

1.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

2

2.

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег, два хлопка - бег назад, т.д.).

1

3.

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении.

1

4.

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).

2

5.

Графический диктант с усложненными заданиями.

1

6.

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

1

7.

Дорисовывание симметричной половины изображения.

1

8.

Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко).

1

3.

Тактильно – двигательное восприятие

5

1.

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

1

2.

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.

1

3.

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).

1

4.

Игры с мелкой мозаикой.

2

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

1.

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий.

1

II четверть

2.

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

2

3.

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье).

1

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

12

1.

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом.

1

2.

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

2

3.

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

1

4.

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

1

5.

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

2

6.

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».

1

7.

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие  пазлы).

2

8.

Узнавание предметов по одному элементу.

1

9.

Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по названию».

1

III четверть

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

7

я1.

Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок).

2

2.

Нахождение «нелепиц» на картинках.

1

3.

Дидактическая игра «Лабиринт».

1

4.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».

1

5.

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

2

7.

Восприятие особых свойств предметов

8

1.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое, т.д.); их словесное обозначение.

1

2.

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.  

2

3.

Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, т.д.); словесное обозначение.

1

4.

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».

1

5.

Упражнения в измерении веса предметов на весах.

1

6.

Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный).

1

7.

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть).

1

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

6

1.

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

1

IV четверть

2.

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий /высокий/звук».

1

3.

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук».

1

4.

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».

1

5.

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.

1

6.

Дидактическая игра «Угадай по голосу» (ребенок, взрослый, пожилой, измененный голос ребенка).

1

9.

Восприятие пространства

6

1.

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

1

2.

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

1

3.

Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений.

1

4.

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

1

5.

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

1

10.

Восприятие времени

7

1.

Определение времени по часам.

2

2.

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку».

1

3.

Работа с календарем и моделью календарного года.

1

4.

Дидактическая игра «Когда это бывает».

1

5.

Последовательность основных жизненных событий.

1

6.

Возраст людей.

1

11.

Диагностика учащихся

2

Список литературы

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А.  Алябьева  

// Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : Изд-во Сфера, 2005. – 87 с.

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе / Е.А. Алябьева  

// Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : Изд-во Сфера, 2003. - 94 с.

  1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /В.В. Воронкова //Книга для учителей. – М. : Из-во Школа – пресс, 1994. – 407 с.
  2. Вейзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П.  Вейзман. – М. : Из-во Аграф, 1997. – 127 с.
  3. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, И.Л. Кутявина // Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль : Из-во Акадкмия развития, 2007. – 185 с.
  4. Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Роженко //Психологические подсказки. – Ростов- на-Дону : Из-во Феникс, 2009. – 283 с.
  5. Психокоррекционная и развивающая работа / В.И. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. В.И. дубровиной. – М. : Из-во Академия, 2001. – 160 с.
  6. Удалова, Э.Я. Программа курса коррекционных занятий / Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева // Развитие психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1-4 классов специальных (коррекцонных) образовательных учреждений VIII вида. Из-во Коррекционная педагогика, №3(9), 2005.
  7. Нижегеродцева, Н.В. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков // Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М. : Из-во Владос, 2001. – 185с.
  8. Рогов, Е.И. Психология познания. / Е.И. Рогов. – М. : Из-во Владос, 1998. – 289 с.
  9. Фопель, К. Энергия паузы. /К. Фопель. // Психологические игры и упражнения. – М. : Из-во Генезис, 2001. – 178 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие психомоторных и сенсорных процессов", 1-4 классы

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...

Календарно-тематическое планирование "Развитие психомоторных и сенсорных процессов"

Календарно-тематическое планирование по программе "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" для 3-4 классов...

Урок по предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов" тема " Восприятие особых свойств предмета".

На уроке учащиеся закрепляют умения давать полную характеристику предмета, указывая его поверхность, вкус, запах, цвет. Создаются условия , способствующих формированию навыка сотрудничества, формирова...

Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии ...

Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект урока по развитию психомоторных и сенсорных процессов в 3 классе «Особый ребёнок» по лексической теме «Фрукты».

Шундеева  Евгения.Цели: развитие у детей сенсорных эталонов через ознакомление с природным окружением. Уточнить обобщение «Фрукты». Расширить и активизировать словарный запас де...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная рабочая программа является коррекционной  для  обучения  обучающихся    3-4 классов  с  умственной  отсталостью,  составлена  с  учет...