Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" (2 класс)
рабочая программа (2 класс) на тему

Шпак Ольга Николаевна

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.

Цели программы обучения: формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; формирование пространственно-временных ориентировок; совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;формирование точности и целенаправленности движений и действий.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

- ориентироваться в задании по данному плану;

- различать и называть основные цвета и оттенки;

- различать геометрические фигуры и называть их.

Учащиеся должны уметь:

- понимать простые словесные инструкции учителя;

- с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе (для детей, владеющих речью);

- быстро и точно передвигаться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

- выполнять движения по показу и словесной инструкции;

- захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами;

- повторять за педагогом позу кисти руки;

- застёгивать пуговицы, молнии, кнопки, шнуровать, завязывать узлы и банты;

- выполнять пальчиковые упражнения;

- пользоваться элементами расслабления;

- распознавать основные эмоции, уметь их показывать;

- узнавать предметы на картинках;

- узнавать предметы в «зашумлённых» условиях и необычных ракурсах;

- составлять предметы из 2-6 частей;

- опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв, цифр, различать величину сходных предметов;

- называть слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны;

- различать голоса людей;

- усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа и соответствующие ориентировки относительно себя.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»

Класс: 2

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов ___34____, кол-во часов в неделю_1__

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей начальных классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Дети с особыми образовательными потребностями имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Особенно затруднены у этих детей тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: они с трудом учатся шнуровать, застегивать пуговицы, часто они не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо роняют их, либо слишком сильно сжимают, дергают.

Одной из характерных особенностей этих детей является инертность нервных процессов и обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. Замедленность протекания психических процессов, конкретность мышления, дефекты внимания и памяти обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных умений и навыков.

Одной из основных предпосылок освоения детьми действий с предметами является зрительно-двигательная координация, предполагающая четкую согласованность движений глаз и рук. Ребенок овладевает такими представлениями как размер, направление, расстояние только с помощью движения. Лишь благодаря сочетанию передвижения с движениями глаз и рук устанавливаются прочные зрительно-двигательные связи.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

— формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.  

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

- ориентироваться в задании по данному плану;

- различать и называть основные цвета и оттенки;

- различать геометрические фигуры и называть их.

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

- понимать простые словесные инструкции учителя;

- с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе;

- быстро и точно передвигаться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

- выполнять движения по показу и словесной инструкции;

- захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами;

- повторять за педагогом позу кисти руки;

- застёгивать пуговицы, молнии, кнопки, шнуровать, завязывать узлы и банты;

- выполнять пальчиковые упражнения;

- пользоваться элементами расслабления;

- распознавать основные эмоции, уметь их показывать;

- узнавать предметы на картинках;

- узнавать предметы в «зашумлённых» условиях и необычных ракурсах;

- составлять предметы из 2-6 частей;

- опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв, цифр, различать величину сходных предметов;

- называть слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны;

- различать голоса людей;

- усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа и соответствующие ориентировки относительно себя.

*** Примечание.

Для детей, имеющих значительные трудности в восприятии учебных знаний и умений допускается выполнение действий совместно с педагогом и по подражанию.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • массажные мячики
  • шнуровки, веревочки, бусины
  • контуры предметов для обводки и штриховки
  • трафареты с геометрическими фигурами, овощами, фруктами
  • пальчиковые куклы
  • пластилин (мягкий и жесткий кусок), блоки лего и маленькие подушечки
  • глянцевая и бархатная бумага, гладкие и шершавые камни
  • мешочек, кубики, шарики
  • мячи разных размеров
  • дидактические карточки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

Развитие психомоторики, моторики, моторики рук и зрительно-двигательной координации.

1

Массаж и самомассаж массажными мячиками.

 Развитие общей моторики, активизация мышц.

Катание массажных мячиков по ручкам, ножкам, спине, животу, стопам.

Массажные мячики.

2

Шнуровка, Нанизывание бусин.

Развитие координации обеих рук.

Нанизывание бусин, шнуровки.

Шнуровки, веревки, бусины.

3

Обводка.

Развитие мелкой моторики и графо моторных навыков.

Обводка заготовок фрукты-овощи.

Заготовки фрукты-овощи.

4

Штриховка.

Развитие крупной и мелкой моторики, графо моторных навыков.

Штриховка в различных направлениях.

Заготовки с контурами.

5

Рисование по трафарету.

 Развитие крупной и мелкой моторики, графо моторных навыков

Рисование по трафарету.

Трафареты.

6

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и кукольный спектакль с пальчиковыми куклами.

Пальчиковые куклы.

7

Мягкий-твердый.

Развитие тактильного восприятия.

Знакомство с понятием «мягкий» - «твердый», сортировка мягких и твердых предметов.

Пластилин (мягкий и жесткий кусок), блоки лего и маленькие подушечки.

8

Гладкий -шершавый.

Развитие тактильного восприятия.

Сортировка гладких и шершавых кружочков. Сравнение фруктов (киви и яблоко), нахождение гладкой и шершавой поверхности.

Глянцевая и бархатная бумага, гладкие и шершавые камни. Киви и яблоко.

9

Кубик, шарик.

Развитие тактильного восприятия.

Определение предмета на ощупь. Игра «Волшебный мешочек».

Мешочек, кубики, шарики.

10

«Повтори движения и позы».

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Игры «Зеркало», «Повтори», копирование поз и движений учителя. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

11

Сравнение предметов.

Развитие мышления.

Сравнение предметов по основным параметрам (большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий).

Мячики разных размеров. Карточки «высокий-низкий, «широкий-узкий», Широкие и узкие ленты, высокие и узкие башенки из лего.

12

Группировка предметов по одному признаку (по форме, величине, цвету)

Развитие мышления

Игры «Бабочки и цветочки», «Яблоня», «Девочки с шарами».

Бабочки и цветы разных цветов и размера, 2 куклы, шары разных размеров и цветов. 2 картонные яблони, яблоки разного цвета.

13

Тактильное восприятие. Определение на ощупь.

Развитие тактильного восприятия.

Ощупывание предметов руками, Игра «Волшебный мешочек».

Мешочек, шарики, кубики палочки, большие и маленькие шары, пластиковые геометрические фигуры.

14

Мозаика.

Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.

Выкладывание цветных дорожек из крупной и мелкой мозаики.

Мозаика.

15

Разрезные картинки.

Развитие мышления и зрительного восприятия.

Составление разрезных картинок.

Разрезные картинки.

16

Задание на развитие координации движений.

Развитие координации движений.

Игры: «Тир», «Боулинг», «Попади в кольцо».

Кольце брос, игра «Тир», кольцо и мячики, мяч и кегли.

17

Игры и задания на развитие зрительной памяти.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Воспроизвести увиденный ряд игрушек (картинок, предметов) в правильной последовательности.

Фигурки животных, овощи, фрукты, картинки с изображением игрушек.

18

Работа с ножницами.

Умение работать с ножницами.

Инструкция правил безопасного обращения с ножницами. Отрезание кусочков бумаги, разрезание листа бумаги.

Ножницы, бумага.

19

Музыкальные инструменты.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушки, бубен, барабан, колокольчик, маракасы).

Игра на различных музыкальных инструментах, затем педагог играет на одном муз инструменте, дети должны угадать этот инструмент.

Погремушки, бубен, барабан, колокольчик, маракасы

20

Повтори движения и позы.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Игры «Зеркало», «Повтори», копирование поз и движений Учителя. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

21

«Сладкий - кислый».

Развитие вкусовых качеств.

Дегустация продуктов и называние их вкуса. Затем дети должны назвать вкус названного продукта по памяти.

Сахар, шоколад, лимон, киви.

Список литературы.

  1. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
  2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн Джим». М., 1992.
  3. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Коробова О. Психология в квадрате. Программа занятий для подростков. [Статья]/О. Коробова. – ж. «Школьный психолог», №15/2010
  5. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
  6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.  
  7. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  9. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие [Текст]/Н. П. Слободяник. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с.
  10. Учите, играя. Максаков А.И., Тумакова Г.А. М.1983 «Просвещение».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие психомоторных и сенсорных процессов", 1-4 классы

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...

Календарно-тематическое планирование "Развитие психомоторных и сенсорных процессов"

Календарно-тематическое планирование по программе "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" для 3-4 классов...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 4 год обучения

Включает в себя пояснительную записку, содержательные линии и календарно-тематическое планирование....

Образовательная программа Развитие психомоторных и сенсорных процессов

Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести ...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная рабочая программа является коррекционной  для  обучения  обучающихся    3-4 классов  с  умственной  отсталостью,  составлена  с  учет...