Главные вкладки

    Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 4 год обучения
    рабочая программа на тему

    Гречишкина Наталья Дмитриевна

    Включает в себя пояснительную записку, содержательные линии и календарно-тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_os_rpsmp.docx47.34 КБ

    Предварительный просмотр:

      МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    государственное казенное образовательное учреждение Роствской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат VIII вида г. Новошахтинска Ростовской области.

         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

    Класс "Особый ребенок" 4 год обучения

     

    Пояснительная записка

    Рабочая программа коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" составлена на основании следующих документов:

    1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2.ФГОС НОО, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

    3.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программа начального общего, основного общего и стеднего общего образования».

    4.Положение о рабочей программе педагога ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Новошахтинска.

    5.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида (1-4 классы)»  под редакцией В.В.Воронковой.

    В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия , направленные на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятельности которая лежит в основе любого познания. Данная рабочая программа направлена на коррекцию присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно

     сложных видов психической деятельности. Для овладения обучающимися чтения, счетом , письмом требуется сформированность таких психических процессов, как зрительно-пространственный гноиз, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графомоторные функции, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.

        Совершенствование работы всех видов анализаторов, зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Эффективной аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики , поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоление моторной неловкости.

        Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. В психокоррекционные задания включены приемы, облегчающие восприятие, которые побуждают учеников к проговариванию того, что они видят, к выполнению действий с обьектом и к формулированию полученных результатов.

       Замедленность, недифференцированность, узость обьема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти ребенка с интеллектуальной недостаточностью затрудняют его знакомство с окружающим миром. На занятиях используются игры и упражнения, направленные на развитие наблюдать за обьектом, рассматривать его  ,ощупывать и обследовать; определять отношение выявленных свойстви качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Данная деятельность способствует развитию точности восприятия, формирует способность анализировать свойств предмета, сравнивать их. Впрограмму включены игры и упражнения для развития внимания, памяти (тактильная , зрительная, слуховая и пр.)речи, коммуникативных качеств, логического и творческого мышления, умения анализировать.

        Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует создание необходимых условий для их полноценного развития, воспитания самостоятельности, способности адаптироваться в социальных условиях их дальнейшей жизни.

    Основной задачей образовательного учреждения является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному усвоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий " Развитие психомоторики и сенсорных процессов".

       Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого обьекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полуфункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психологического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
    Укомплектование групп для коррекционно-развивающих занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.
    Программа строится на обучение обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность

    2

    работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.
    Состав подгрупп имеет подвижный характер: с одними обучающимися класса осуществляется коррекция индивидуально, для других актуальна групповая работа, в что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей.
    Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающейся среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
    По каждому разделу происходит усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных , но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
    Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 4 года обучения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с целями, которые определены стандартом.
    В содержании обучения вводятся специальные разделы, способствующие успешному выполнению разных видов деятельности, обучающие ребенка познавать окружающую действительность, т.е. вводим в культуру ребенка.
    Используются специальные методы, приёмы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие сглаживание особенностей восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Индивидуализация обучения осуществляется на каждом занятии.

    Основной задачей образовательного учреждения является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному усвоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий " Развитие психомоторики и сенсорных процессов".

       Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого обьекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полуфункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психологического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
    Укомплектование групп для коррекционно-развивающих занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.
    Программа строится на обучение обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.
    Состав подгрупп имеет подвижный характер: с одними обучающимися класса осуществляется коррекция индивидуально, для других актуальна групповая работа, в что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей.
    Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающейся среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
    По каждому разделу происходит усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных , но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
    Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных)

    образовательных учреждений VIII вида. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с целями, которые определены стандартом.
    В содержании обучения вводятся специальные разделы, способствующие успешному выполнению разных видов деятельности, обучающие ребенка познавать окружающую действительность, т.е. вводим в культуру ребенка.
    Используются специальные методы, приёмы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие сглаживание особенностей восприятия детей с ограниченными
    возможностями здоровья. Индивидуализация обучения осуществляется на каждом занятии.
    Специфика программы

    В программе часто просматриваются два основных направления работы: формирование занятий сенсорных эталонов – определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками , которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр

    , система фонем и др.), т обучение использованию специальных (перцептивных) действий необходимых для выполнения свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
    Развитие сенсорной системы тесно связанно с развитием моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

    Основной упор психологического развития в 3 классе делается на приучение ребёнка грамотно формулировать свои мысли в устной форме, анализировать, обобщать, строить умозаключения и проверять их правильность Задания подбираются с учетом направленности на развитие определенных структур, а также для удобства коллективной работы в классе. Детям предоставляется возможность не только сидеть свободно, но и проводить подвижные игры.

    В конце занятий дети иногда получают задания на дом: по дороге домой увидеть предметы коричневого цвета, обсудить с родителями (одноклассниками, родственниками) какие необычные предметы сделаны из дерева и пр. У каждого ученика есть возможность успешно выполнить несколько игровых заданий на одном занятии. Каждый ученик может пережить состояние успешности, что так необходимо для обретения знаний о собственных возможностях и ограничениях, уверенности в своих силах.

    Основные методы программы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

    Основными видами деятельности обучающихся по предмету является:

    Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:

    - Действия идентификации т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.

    - Действия по соотнесению предмета с эталоном.

    - Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, “раскладывание” их на элементы, соответствующие эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

    Методы и приёмы технологий обучения:здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.

    При планировании коррекционных занятий формулируются цели задания, ведется отбор конкретных методик и техник для работы, подготавливаются необходимые материалы и оборудование, выбираются формы организации детей на занятии.

    Пробелы в развитии и подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью компенсируются за счет проигрывания в той или иной части учебного задания подгруппой (или индивидуальной), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. Этому способствует  квалифицированная педагогическая помощь ребенку различными средствами; специальные меры поощрения, одобрения, положительная оценка; создание ситуации успеха, которая предполагает, что, несмотря на постепенное усложнение заданий от занятия к занятию, результат должен быть досягаем для каждого ребенка. В одних ситуациях это совершается под руководством взрослого, а в других – самостоятельно, что будет означать возможность переноса усвоенных способов действия в учебную ситуацию на уроке и в повседневную жизнь.

    Формирование межпредметных связей обеспечит успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Интегративность курса достигается за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка.

    Способы и формы оценки образовательных результатов

    Курс имеет безотметочную систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.

    При необходимости выполнения письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения задания по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе от развития мелкой моторики.

    Используется приём цветограммы в конце занятия. Детям предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельного задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.

    Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

    - общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие движений и двигательных навыков (быстрота реакций, координация движений, их соразменность, адекватность), развитие организованности дисциплины:

    - совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;

    - развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    Основная

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание – М.: Просвещение, 2011.

    Дополнительная
    Антонова С.Л.  Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010ю. – 32. - //Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып.34. – С.4-6.

    Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство “гном и Д”, 2006.

    Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.

    Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.

    Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: “Ось-89”, 2006

    Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

    Название раздела, основной темы

    Характеристика раздела, основной темы

    Перечень лаб, практических работ

    Планируемый результат

    Примечания

    1

    Исследование психомоторики и сенсорных процессов

    Определение уровня развития психических процессов

    Диагностика

    Определение подгрупп обучающихся для индивидуальной работы

    2

    Развитие произвольности психической деятельности

    Формирование процессов регуляции и планирование саморегуляции

    -понимать простые словесные инструкции учителя;

    -ориентироваться в задании по данному плану;

    -сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах;

    -с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе.

    3

    Развитие движений различных видов праксиса

    Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать движения разных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия исерии действий по инструкции педагога.

    -выполнять движения по словесной инструкции;

    -плавно переключаться с одного движения на другое;

    -ритмично двигаться под музыку, пение речевое сопровождение;

    Менять характер ,направления  движений по условным сигналам;

    -повторять за педагогом позу кисти руки;

    -шнуровать, завязывать узлы и банты;

    -резать ножницами по прямым и кривым линиям.

    4

    Развитие перцептивно-гностической функции.

    Способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.

    Особое значение придается развитию осязания,т.к. недостатки его развития отрицательно влияют на формирование наглядно-действенного мышдения.

    -узнавать предметы на картинках;

    -узнавать предметы в «зашумленных» условиях и необычных ракурсах;

    -составлять предметы из 2-6 частей;

    -находить часть от целого предмета;

    -различать и называть основные цвета;

    -различать геометрические фигуры и называть их;

    -Сравнивать предметы по величине и называть эту величину;

    -опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв;

    -опознавать на ощупь фактурные качества предметов;

    -уметьсравнивать предметы « на глаз» «на ощупь», «на руку»;

    -узнавать предметы по словесному описанию.

    5

    Развитие пространственного восприятия

    Способствует формированию у ребенка целостного пространственного образа

    -распознавать и называть части тела и лица;

    -усвоить основные координаты: вверх-вниз, впереди-позади, слева-справа;

    -различать пространственное расположение предметов;

    -находить неправильное расположение буквы;

    -выполнять графические диктанты с учетом пространственных ориентировок;

    6

    Развитие зрительного восприятия

    Развитие зрительной активности восприятия,его расширение дифференцированность, повышение остроты зрения.

    Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.

    7

    Развитие слухового восприятия

    Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов

    8

    Развитие временных представлений

    Формирование у детей временных понятий и представлений:секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года

    Усвоить порядок следования дней недели, частей суток времен года;

    -знатьмесяца каждого времени года и нумерацию каждого месяца;

    -понимать отношения:вчера-сегодня-завтра-послезавтра,старше-моложе, медленно-быстро;

    -знать соотношение мер времени: сутки-неделя-месяц-год; секунда-минута-час.

    9

    Развитие эмоционально-волевой сферы

    Развитие чувства эмпатии. Воспитание и формирование волевых качеств.

    Узнавать на картинках те или иные эмоциональные выражения, комментировать свое отношение к представленным педагогом ситуаций.

    10

    Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов

    Определение уровня развития психических процессов и сенсорного развития

    Справка об итогах реализуемого курса

    Календарно-тематическое планирование

    № п\п

    Тема урока

    Кол-во час.

    Дата проведения урока

    Требование к результату

    Виды контроля

    I четверть -17 часов

    1

    Обводка контуров предметных изображений.

    1

    03.09

    Формирование групп и подгрупп коррекционных занятий

    Индивидуальные карты обучающихся

    2

    Пальчиковая игра "Моя семья"

    1

    07.09

    Развитие моторики

    Индивидуальные карты обучающихся

    3

    Формирование сенсорых эталонов.

    1

    10.09

    4

    Выделение формы предметов

    1

    14.09

    Называть основные формы предметов

    5

    Группировка предметов по форме

    1

    17.09

    Знакомство с новыми движениями тела

    Индивидуальный

    6

    Работа с геометрическим конструктором

    1

    21.09

    Находить и выделять часть из целого

    7

    Развитие внимания. "Найди одинаковые фигуры"

    1

    24.09

    Индивидуальный, карты обучающихся

    8

    День здоровья

    1

    28.09

    9

    Развитие мышления и логики "Найди вторую половину"

    1

    01.10

    Соотносить части предметов

    Индивидуальный

    10

    Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры

    1

    05.10

    Знать направления «лево-право»

    11

    Развитие внимания "Отгадай, чего нет?"

    1

    08.10

    Групповой

    12

    Развитие мышления и логики "Что к чему?"

    1

    12.10

    Находить общие признаки предметов

    13

    Развитие мышления "Что общего?"

    1

    15.10

    Зрительно находить одинаковые элементы

    14

    Развитие мелкой моторики . Сосчитай и выложи рисунок

    1

    19.10

    Работа с мелкими предметами

    15

    Группировка предметов по цвету.

    1

    22.10

    Ориентироваться по цветовой гамме

    16

    Развитие воображения "Песочные замки"

    1

    26.10

    Правила работы с песком

    17

    Развитие мелкой моторики Оригами""

    1

    29.10

    Различать пространственные расположения предметов

    II четверть 15 часов

    18

    Упражнение на развитие мелкой моторики "Колечки"

    1

    09.11

     Повторять за педагогом позу кисти руки

    19

    Формирование пространственных понятий

    1

    12.11

    Выполнение действий по словесной инструкции, изменение направления движений, содержащие предлоги в, на, под, из, за.

    20

    Обводка контуров предметных изображений

    16.11

    Знать основные правила штриховки

    21

    Развитие мелкой моторики. Сложение узоров из зерен

    1

    19.11

    Развитие моторики руки, формирование графических навыков

    22

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

    1

    23.11

    Следовать словесной инструкции педагога

    23

    Работа с цветной бумагой. Аппликация

    1

    26.11

    Называть основные цвета

    24

    Штриховка в разных направлениях

    1

    30.11

    Знать основные правила штриховки

    25

    Развитие пространственных представлений

    1

    03.12

    Понимать расстояния

    26

    Развитие концентрации внимания "Зачеркни значки"

    1

    07.12

    Понимать простые словесные инструкции учителя

    27

    Произвольное торможение действий . Игра "Замри"

    1

    10.12

    Выполнять движения по показу и словесной инструкции

    28

    Ритмические упражнения одновременно различными частями тела.

    1

    14.12

    Выполнять движения по показу и словесной инструкции

    29

    Различие звуков

    1

    17.12

    Воспроизведение ритма по звуковому образцу

    30

    Развитие слухового восприятия."Моя мелодия"

    1

    21.12

    Запоминать выбранную мелодию

    31

    Повтори по образцу Копирование

    1

    24.12

    Правильно определять контур

    32

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

    28.12

    Повторять движения кистей рук

    III четверть

    33

    Выкладывание ряда фигур , предметных картинок по словесной инструкции

    1

    Находить различия в парах предметных и сюжетных картинок

    34

    Определение предмета по одной его части

    1

    Опознавать на ощупь мелкие предметы, геометрические фигуры различать величину сходных предметов

    35

    Различение звуков, упр. «Лес»

    1

    Различать звуки по темпу, громкости

    36

    Развитие тактильного восприятия упр. «Волшебный сундук», «Пушинка»

    2

    Выражать словесно свойства предмета

    37

    Различение ощущения тяжести. Упр. «Муравей»

    1

    Знать основные свойства предметов

    38

    Классификация по различным признакам: цвет, масса, размер

    1

    Использовать помощь в словесном описании предметов

    39

    Схематическое изображение пространственных отношений

    1

    Ориентация на листе бумаги

    40

    Игры на развитие внимания и саморегуляции « Конвеер», «Быстрые ладошки»

    1

    Развитие реакции

    41

    Противоположные качества предметов

    1

    Сравнение предметов по величене, форме

    42

    Моделирование расположения различных обьектов по отношению друг к другу

    1

    Ориентировка в помещении

    43

    Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций

    1

    44

    Рисование по инструкции с различным пространственным  расположении предметов

    1

    Движение в заданном направлении

    45

    Конструирование  с передвижением предметов в пространстве

    1

    Обозначение

    словам направление движения

    46

    Выполнение заданий, связанных с изменение направления движений

    1

    Соблюдать пространственное расположениепредметов

    47

    Развитие мышления упр. «Закончи предложение»

    1

    Уметь закончить мысль

    49

    Определение предмета по словесному описанию

    1

    Словесно выражать мысль

    50

    Рисование ряда предметов и изображений по памяти

    1

    Воспроизводить и удерживать в памяти ряд из 4-6 предметов

    51

    Безотрывная обводка сложных силуэтов

    2

    Концентрировать внимание на неотрывной обводке

    52

    Диагностика сенсорных процессов

    1

    Развитие пространственного восприятия «Лево, право»

    1

    Знать направления «лево-право»

    Развитие пространственного восприятия «Верх, низ»

    1

    Групповой

    Развитие мышления «Что лишнее?»

    1

    Находить общие признаки предметов

    Развития внимания упражнение «Бабочка»

    1

    Зрительно находить одинаковие элементы

    Развитие мелкой моторики. Рисунок из зерен

    1

    Работа с мелкими предметами

    Развитие временного восприятия, «Вчера, сегодня»

    1

    Ориентироваться во времени (дни)

    Развитие зрительного восприятия «Кляксы », монотипия

    1

    Развитие слухового восприятия «Моя мелодия»

    1

    Воспроизведение ритма по звуковому образцу

    «Повтори по образцу»

    1

    Выполнение действий по словесной инструкции, изменение направления движений, содержащие предлоги в, на, под, из, за.

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

    2

    Повторять за педагогом позу кисти руки

    Работа с цветной бумагой аппликация «Лебедь»

    1

    Развитие моторики руки, формирование графических навыков

    Штриховка в разных направлениях «Домик»

    1

    Знать основные правила штриховки

    Формирование временных представлений о частях суток

    2

    Уметь определить часть суток использую слова-утро, день ,вечер, ночь

    Формирование временных представлений о временах года

    2

    Соотносить картинку к называемому времени года

    Развитие временных представлений. Месяцы, годы.

    1

    Называть месяца

    Развитие пространственного восприятия. Игра «Зеркало»

    1

    Различать пространственные расположения предметов


       РЕКОМЕНДОВАНО                                                            СОГЛАСОВАНО

       Протокол заседания                                                      Заместитель директора по УВР

       методического совета

       ГКОУ РО

       школы-интерната VIII вида                                         ______________Е.В.Будаева

       от______2015 года №______

       ______________Л.В.Евсеева                                       ___________________2015 года

    Программа составлена на 16 листах


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

    Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

    Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

    В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

    Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся с ОВЗ (1-4 классы общеобразовательной школы)

    Настоящая программа разработана на основе:авторской программы коррекционных занятий«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видаЛ.А...

    Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

    Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

    Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе для развития зрительного восприятия и памяти «Осень наступила…»

    В конспекте предложены задания на развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление признаков осени....

    Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов

    Пояснительная запискаНастоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающ...