Рабочая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» во 2 классе коррекции VIII вида
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процесов во 2 классе коррекции VIII вида" разработана на 34 часа, содержит цели и задачи. Подробно прописаны виды работ на занятиях, требования к знаниям и умениям учащихся каждого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2b.docx | 39.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 2Б класса составлена на основании базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, учебного плана МБОУ «Первомайская СОШ» на 2016-2017 учебный год для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида и в соответствии с программой Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений».
Курс занятий по данной программе имеет коррекционную направленность. Коррекционная направленность проявляется в развитии познавательных процессов; исправлении у учащихся нарушений психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушение пространственной ориентировки и др.), вызывающие у детей так называемые школьные трудности. Каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствует усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее.
За основу коррекционного занятия берётся один из ведущих разделов изучаемой программы, но при этом обязательно используются задания на закрепление пройденного ранее из других разделов, прямо или косвенно связанные с основной темой.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель: содействие оптимизации психического развития учащихся и успешной социализации в обществе.
Задачи:
- обогащать чувственный познавательный опыт; - корректировать недостатки познавательной деятельности; - формировать пространственно-временные ориентировки; - развивать умения различать основные цвета, вкусы, запахи, звуки; - обогащать словарный запас; - корректировать недостатки моторики. |
Программа включает следующие разделы:
- Обследование ребёнка. Тестирование. -Развитие моторики, графомоторных навыков. - Тактильно-двигательное восприятие. - Кинестетическое и кинетическое развитие. - Восприятие формы, величины, цвета. | 1ч 5ч 2ч 3ч 6ч | - Развитие зрительного восприятия. - Восприятие особых свойств предметов. - Развитие слухового восприятия. - Развитие пространства. - Развитие восприятие времени. - Резервное время. | 2ч 3ч 2ч 4ч 5ч 1ч |
Итого: 34 часа |
Один час резервного времени планируется на закрепление наиболее сложного для ребёнка материала.
Структура проводимых коррекционных занятий выстраивается с позиции здоровьесберегающей технологии.
Для работы отобраны игровые, арт-терапевтические методы и методы психогимнастики. Эти методы позволят снять эмоциональное напряжение, активизировать познавательную деятельность.
Организация занятий предусматривает правила, предлагаемые М.М. Безруких[1]:
1. Перед каждым занятием объясняется его цель: что будем делать, как, для чего.
2. В начале занятия проводится разминки, далее - повторение (более легкое задание), затем переход к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивается выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
3. Через каждые 5—7 мин занятия проводятся физминутки (упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз).
4. Предоставляется возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности.
5. При оценивании работы учащегося отмечается правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняется, как их нужно исправить. Любые замечания в поддерживающей и конструктивной форме.
6. Поощряется инициатив ребёнка, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
7. Отслеживается соблюдение правильной осанки.
8. Заканчивается занятие на оптимистичной ноте.
Продолжительность занятий 20-25 минут.
С учётом темпа прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, музыка, физическая культура) предусматривается изменение в отборе заданий для индивидуальной коррекции.
Осуществление межпредметных связей предусмотрено при изучении тем каждого раздела программы. Работа с формой и величиной, мерой предполагает установления взаимосвязи с уроками математики, умение различать цвета и их оттенки предполагает учет сформированных знаний на уроках рисования; упражнения на моторику требует знания основных правил, предъявляемых к детям на уроках физической культуры. Изучение пространственно-временных понятий связано со знаниями из математики, физкультуры, развития речи. Работая над развитием слухового восприятия, устанавливается связь со знаниями уроков музыки. Акцент делается на формирование умений и навыков применения сенсорных эталонов, а не на факт прохождения программного материала по разным предметам.
Контроль за выполнением заданий осуществляется с помощью наблюдения, обратной связи. Контрольные работы не предусматриваются. В начале и конце обучения по курсу проводится диагностика. С этой целью используются методики из «Диагностического альбома для оценки развития познавательной деятельности ребёнка» Семаго Н.Я., Семаго М.М. и диагностические задания Н.И. Озерецкого, М.Н. Гуревича.[1]
Программа составлена с учётом возможностей учащихся и направлена на формирование произвольности, графомоторных навыков, пространственно-временных представлений, развитие общего кругозора.
В конце года учащийся должен уметь:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; - правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения; - анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет; - различать и называть основные цвета; - классифицировать геометрические фигуры; - определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов; - зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов; - классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения; - различать речевые и неречевые звуки; - ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги; - выделять части суток и определять порядок дней недели. |
Содержание программы
I. Развитие моторики, графомоторных навыков.
Оценка состояния общей моторики. Оценка ручной моторики. Исследование особенностей зрительного восприятия. Исследование сформированности предметно-действенного и вербально-логического мышления.
II. Тактильно двигательное восприятие.
Определение на ощупь величины предмета. Упражнения в раскатывании пластилина.
III. Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Движение и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений.
IV. Восприятие формы, величины, цвета.
Работа с сенсорными эталонами плоскостных фигур. Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. Группировка предметов и их изображение по форме. Сравнение двух предметов по высоте и длине. Сравнение двух предметов по ширине и толщине. Узнавание основных цветов.
V. Восприятие формы, величины, цвета.
Работа с сенсорными эталонами плоскостных фигур. Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. Группировка предметов и их изображение по форме. Сравнение двух предметов по высоте и длине. Сравнение двух предметов по высоте и длине. Сравнение двух предметов по высоте и длине. Сравнение двух предметов по ширине и толщине. Узнавание основных цветов.
VI. Развитие зрительного восприятия.
Формирование навыков зрительного и анализа и синтеза. Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов
VII. Восприятие особых свойств предметов.
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, солёный). Развитие обоняния. Барические ощущения.
VIII. Развитие слухового восприятия.
Выделение и различие звуков окружающей среды. Различие музыкальных звуков.
IX. Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле. Ориентировка в пространстве относительно самого ребёнка. Ориентировка в линейном ряду. Ориентировка на листе бумаги.
X. Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Последовательность событий (смена времени суток). Дни недели. Семь суток. Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». Итоговая диагностика. Оценка состояния общей моторики. Оценка ручной моторики. Исследование особенностей зрительного восприятия. Исследование сформированности предметно-действенного и вербально-логического мышления.
Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год
№ п\п | Тема урока | Дата проведения | Средства обучения | Виды работ | Требования к знаниям и умениям учащегося | |||||
Плани-руемая | Фактичес-кая | |||||||||
Развитие моторики, графомоторных навыков (5ч) | ||||||||||
1 | Развитие крупной моторики. | Упражнения, мяч, кольца | Выполнение упражнений с элементами основных движений: - бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой; — ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой; — подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе; — пройти по начерченной на полу линии; — попрыгать попеременно на одной ноге, на другой; — попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; — повернуться туловищем направо и налево; — подлезть под натянутой веревочкой; — «бег» на коленках (четвереньках); — игры «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, кольцами). | Уметь точно выполнять основные движения: -бросать и поймать двумя, одной рукой; - прыжки на одной ноге; - повороты туловища направо и налево; - попадание в цель. | ||||||
2 | Целенаправленность выполнения действий и движений по двухзвенной инструкции педагога. | Упражнения, задания | Выполняются задания: перекинь мяч; обойди вокруг стула, ударяя мяч об пол; попади мячом в корзину. | Уметь выполнять действия и движения по инструкции педагога. | ||||||
3 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. | Игры, упражнения | Выполнение упражнений, участие в играх: «Дорожка», «Кидай мяч от груди, сверху вниз, из-за головы». | |||||||
4 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. | Игры, задания развивающие моторику | Выполнение упражнений, участие в играх: «Жмурки с прищепками», «Колечко», «Краб», «Моя семья», рисование по точкам. | Знать трив ида пальчиковой гимнастики, уметь их выполнять. | ||||||
5 | Развитие координации движений руки и глаза. | Рисование | Рисование узора по клеточкам. Рисование такой же картинки по клеточкам. | Уметь рисовать по клеточкам. | ||||||
Тактильно двигательное восприятие (2ч) | ||||||||||
6 | Определение на ощупь величины предмета | Задание, пластилин | Выполнение заданий: «Срезание на нитке предметов», «Определи на ощупь» (снеговик). | Уметь определять величину предмета на ощупь. | ||||||
7 | Упражнения в раскатывании пластилина. | Пластилин | Выполнение упражнений: «Ощупай и слепи» (клоун). | Уметь раскатывать детали из пластилина. | ||||||
Кинестетическое и кинетическое развитие (3ч) | ||||||||||
8 | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений | Игры и упражнения | Выполнение упражнений стоя, сидя, лёжа. Участие в играх в воображаемые снежки, рисование орнамента рукой в воздухе. | Уметь выполнять упражнения по инструкции педагога, словесно описать собственные ощущения устал-не устал, легко-трудно. | ||||||
9 | Движение и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений | Упражнения психогимнас- тики | Выполнение упражнений: «Встреча с другом», «Выражай удивление», «Битва». | |||||||
10 | Выразительность движений. | Упражнения психогимнастики | Выполнение упражнений: «Три характера», «Качели», «Холодно-жарко». | Уметь описывать свою позу. | ||||||
Восприятие формы, величины, цвета (6ч) | ||||||||||
11 | Работа с сенсорными эталонами плоскостных фигур. | Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Выполнение заданий и упражнений: «Назови фигуры», «Вставь фигуру», «Какая фигура лишняя». | Знать названия основных геометрических фигур. Уметь сопоставлять плоскую фигуру с её местом в пазлах. | ||||||
12 | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. | Демонстрационный материал («Предмет и форма»). | Выполнение заданий «Соедини предмет и форму», игра с лото. | Знать основные формы предметов; уметь обозначать обозначение формы предмета словом. | ||||||
13 | Группировка предметов и их изображение по форме. | Демонстрационный материал, карточки с изображением предметов. | Выполнение заданий «Разложи правильно». «Объясни, почему так». | Уметь группировать предметы и их изображение по форме. | ||||||
14 | Сравнение двух предметов по высоте и длине. | Демонстрационный материал, карточки с изображением предметов. | Выполнение заданий: «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая». | Уметь сравнивать два предмета по высоте и длине. | ||||||
15 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | Демонстрационный материал, набор ленточек и верёвочек. | Выполнение заданий: «Сравни предметы по высоте», «Самая широкая, самая длинная». | Уметь сравнивать два предмета по ширине и толщине. | ||||||
16 | Узнавание основных цветов. | Набор разноцветных кружков разного размера. | Выполнение упражнений: «Разноцветные кружки», «Какого цвета не стало?». | Знать названия основных цветов, уметь различать основные цвета. | ||||||
Развитие зрительного восприятия (2ч) | ||||||||||
17 | Формирование навыков зрительного и анализа и синтеза. | Набор игрушек (5 штук), разрезные картинки, картинки с изображением нелепиц. | Выполнение упражнений: - определение изменений в ряду предметов, - нахождение «лишней» игрушки, картинки, -нахождение нереальных элементов нелепых картинок. -работа с разрезными картинками. | Научится целенаправленно рассматривать объект: вычленять сначала основные элементы, затем его деталей, определять их соотношение. | ||||||
18 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. | Сюжетные картинки для сравнения. | Выполнение упражнений: -нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок, - нахождение общих признаков у двух предметов. | |||||||
Восприятие особых свойств предметов (3ч) | ||||||||||
19 | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, солёный). | Лимон, конфета, чеснок. | Выполнение упражнений: «Какой вкус?». | Уметь различать вкусовые ощущения: кислый, сладкий, горький, солёный. | ||||||
20 | Развитие обоняния. | Баночки с луком, кофе, апельсином. | Выполнение упражнений «Определи предмет по запаху», «Определи с закрытыми глазами». | Уметь различать запахи. | ||||||
21 | Определение различных свойств предметов. | Пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток, тетрадный лист. | Выполнение упражнений «Определи вес», «Чем различаются». | Уметь определять тяжесть предмета. | ||||||
Развитие слухового восприятия (2ч) | ||||||||||
22 | Выделение и различие звуков окружающей среды | Аудиозапись со звуками окружающей среды (шум ветра, шум дождя, звук идущих машин и др.) | Выполнение упражнений «Что слышно?». | Уметь выделять и различать звуки окружающей среды. | ||||||
23 | Различие музыкальных звуков | Аудиозапись тихой и громкой музыки,; весёлой и грустной . | Выполнение упражнений: «Тихо и громко», «Различай весёлую и грустную музыку». | Уметь различать тихую и громкую; весёлую и грустную музыку. | ||||||
Восприятие пространства (4ч) | ||||||||||
24 | Ориентировка на собственном теле | Упражнения и задания | Работа со схемой собственного тела: - что находится в верхней части лица? В нижней части лица? - Анализируется расположение всех основных составляющих тела (голова, шея, плечи, туловище, рук, ног); - отдельных частей тела ( ладони, пальцы, колени, стопы и тд. | Уметь ориентироваться на собственном теле. | ||||||
25 | Ориентировка в пространстве относительно самого ребёнка | Беседа, упражнения | Участие в беседе и выполнение упражнений: «Схема тела», «Пространство вокруг меня». | Уметь ориентироваться в пространстве относительно себя. | ||||||
26 | Ориентировка в линейном ряду | Игра | Участие в игре: «Что где находится». | Уметь ориентироваться в линейном ряду. | ||||||
27 | Ориентировка на листе бумаги | Задания и упражнения | Выполнение заданий и упражнений: «Внимательно слушай и рисуй», «Назови, что и где видишь». | Уметь ориентироваться на листе бумаги. | ||||||
Восприятие времени (5ч) | ||||||||||
28 | Сутки. Части суток. | Картинки с изображением разных частей суток, упражнения и задания. | Работа с картинками с изображением разных частей суток. Выполнение заданий и упражнений: «Что зачем следует?». | Знать части суток. | ||||||
29 | Последовательность событий (смена времени суток». | Модель «Сутки», упражнения и задания. | Работа с моделью «Сутки». | Знать последователь-ность событий. | ||||||
30 | Дни недели. Семь суток. | Настенный и настольный календари. | Выполнение упражнений «Что сначала, что потом?». | Знать дни недели и их последователь-ность. | ||||||
31 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». | Беседа по вопросам, задания. | Работа с понятиями вчера, сегодня, завтра. Выполнение задания «Что раньше, что позже?». | Уметь различать события «сегодня», «завтра», «вчера». | ||||||
32 | Обобщающий урок | |||||||||
33 | Итоговая диагностика. | Стимульный материал | Выполнение заданий на оценку состояния общей моторики, оценку ручной моторики; на исследование особенностей зрительного восприятия. | |||||||
34 | Итоговая диагностика. | Стимульный материал | Исследование сформированности предметно-действенного и вербально-логического мышления. |
Литература для учителя.
1. Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Электронный ресурс] / Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
2. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст/Н.Я. Семаго,М.М. Семаго. – 2-е изд. –М:Айрис-прес,2007.
3. Чистякова М.И./Под ред. М.И. Буянова. Психогимнастика- 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" Тема" Коррекция недостатков умственной деятельности"
Вся система коррекционно-педагогической работы признана адаптировать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школьников к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным...
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...
Конспект открытого коррекционного занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс «Веселое путешествие».
Цель: Закрепление знаний учащихся о форме предметов и основных цветах.Задачи: 1. Обобщить знания учащихся об основных геометрических фигурах и основных цветах;2. Развивать у учащихся пространств...
Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии ...
Рабочая программа по кружку "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
в программе указано содержание разделов, изучаемых во 2 классе. Дана таблица, в которой можно отследить динамику развития психомоторики и сенсорных процессов....
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью, составлена с учет...
Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс(вариант 1) по теме «Развитие моторики и зрительно-моторной координации».
Цель занятия: Обучающиеся научатся различать эмоциональное состояние человека (настроение);Задачи: 1. Эмоционально-экспрессивное развитие ассоциативного мышления, внимания, моторики и зрительно ...