Рабочая программа по кружку "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа (2 класс) на тему

Наталья Алексеевна Титова

в программе указано содержание разделов, изучаемых во 2 классе. Дана таблица, в которой можно отследить динамику развития психомоторики и сенсорных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotorika_na_sayt.docx42.99 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie_psihomotorika.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

2.2 Цель, задачи программы.

Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева .Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования (по ступеням обучения) и базисному учебному плану образовательного учреждения. Предмет входит в коррекционную подготовку. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в общем развитии от своих сверстников с сохранным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. А значит, необходимо оказание комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в конечном счете, будет способствовать более успешной адаптации и интеграции в общество. Программа направлена на реализацию цели, задач школы-интерната.

Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.

Цель школы - интерната: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся. 

Задачи:

1. Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с  умственной  отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.

2. Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.

        Учитывая тему, цель и задачи школы-интерната, поставлены следующие цель и задачи программы:

Цель:развивать и корригировать недостатки познавательных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта

            Задачи: 

  • способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве
  • снижать эмоциональную напряженность обучающихся; создавать ситуацию успеха;
  •  развивать умения сравнивать и классифицировать.

2.3. Сроки реализации программы,объем

       Данная программа рассчитана на 1 (один) год. По учебному плану на изучаемый материал отводится следующий объем:

                                                                                                                      Таблица №1

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

2

36 часов

28 часов

40 часов

32 часа

136 часов

(4 ч. в неделю)

2.4 Принципы  программы

Основные принципы отбора программного материала это – коррекционная и практическая направленности. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. В программах реализуются межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как: математика, трудовое обучение,  чтение и развитие речи, письмо и развитие речи.

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

III. Содержание программы

Развитие моторики, графомоторных навыков

Выполнение движений по инструкции из 3-4 звеньев. Выполнение движений по словесной инструкции, изменения направления движений по инструкции, содержащей предлоги: в, на, над, под, из, за.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Штриховка в разных направлениях.

 Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. (примеры упражнений см. ниже). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма

Тактильно-двигательное восприятие

Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. Перечислим основные из них:
— ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
 — нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
  — нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);

Кинестетическое и кинетическое развитие

Обучение детей овладению различными движениями и позами предусматривает проведение работы по разным направлениям:
 — формирование представлений о схеме собственного тела;
 — знакомство с разным качеством движений (быстрые — медленные, мягкие — жесткие, тяжелые — легкие, сильные — слабые );
  — обучение технике движения (отрывистое, мягкое, плавное, четкое, фиксированное, замедленное );

овладение разными способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика и др.);
   — работа с ритмом;
      — работа с воображаемыми предметами;
      — овладение элементами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения.

Восприятие формы, величины, цвета

Восприятию формы независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, обведения по контуру, ощупывания, сопоставления элементов фигур и др.
Действуя путем проб и примеривания, ощупывания и т. д., дети начинают проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учатся использовать эти знания на практике в повседневной жизни.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия форм

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
 
«Из каких фигур состоит машина?»
  Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
  
«Коврик»
   Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей       этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
   
«Найди предмет такой же формы»
   Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
 
«Какая фигура лишняя?»
  Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
  
Развитие зрительного восприятия

— формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
      — расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
      — формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;
  —совершенствование зрительно-двигательной координации  — формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
      Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения:

 — определение изменений в ряду предметов;
 — нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;
 — нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
 — нахождение нереальных элементов нелепых картинок;

  — запоминание 4—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.
      Особое внимание уделяется согласованию исследующих движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве
.

Восприятие особых свойств предметов

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Развитие слухового восприятия

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Развитие пространственно-временного восприятия.

Определение направления движения в пространстве, расположения предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.

Различение левой –правой частей тела у человека, Стоящего напротив.

Предлоги, обозначающие направление движения: в, из, над, под, за;– расположения предметов относительно друг друга: у, на, над, под, за.

Упражнения для развития глазомера.

Определение направления звука в пространстве (справа, слева, сзади, спереди).

Моделирование пространственного расположения мебели в помещении.

Расположение предметов в классе по инструкции педагога. Поиск предметов в классе по условной схеме.

Ориентировка в помещении и на улице. Вербализация пространственных отношений.

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Месяцы года. Порядок месяцев в году. Номера месяцев от начала года.

Соотношение мер времени: час – минута, месяц – неделя – сутки. Количество суток в месяце. Количество недель в месяце. Количество минут в часе. Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).

Определение времени по часам с точностью до 5 минут двумя способами: 5 ч 15 мин, 15 мин шестого.

IV. Предполагаемые   результаты реализации программы.

При оценивании сформированных знаний, умений навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются 4 группы обучающихся.

                                                                                                                   

I группа

II группа

III группа

  IV группа

Первую группу составляют дети  которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы   характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно задан-ных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планиро-вание своей дея-тельности у них затруднены, хотя с основными требо-ваниями программ они справляются.

Третья группа учащихся  отлича-ется пассивностью, инертностью пси-хических процесс-сов, сочетающихся с нарушением внимания, что при-водит к различным ошибкам при решении задач, примеров, списы-вании текстов и других заданий.

Относятся дети  которые занимаются по индивидуальной прог-рамме, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступно.

                               

Система оценки достижений обучающихся .

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. 

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.  Во время обучения во втором  классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Коррекционные занятия по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»  имеют безотметочную систему прохождения материала .Мониторинг   развития сенсорных процессов у обучающихся представлен в виде таблицы( Приложение № 1)

VI. Описание  материально-технического обеспечения

Электронные образовательные ресурсы

- http://  www.uchportal.ru

- http://  www.nachalka.ru

- http://  www.ped-kopilka.ru

Наглядные пособия:

-магнитная азбука

-календарь природы

Таблицы

-Жизнь диких животных

-Домашние  животные

- Русские народные сказки

- Кем быть?

- Что вокруг меня растет?

Учебное оборудование

- карточки( большой-маленький, широкий-узкий)

- раскраски

- трафареты( шаблоны)

-веер цифр(букв)

-карандаши цветные

VII. Список литературы

Антонова, С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. – //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.

Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» Электронный ресурс/ Т.М. Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html (30.08.2013)

Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Электронный ресурс / Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова.Режим доступа:http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html

                                                                                                                   

Приложение № 1

Мониторинг развития психомоторики и сенсорных процессов    

                                                       

Что должны знать, уметь

Фамилия, имя обучающегося

Ка

Кер

Ков

Кр.

Лео

Ор.

Лат

Сте

Ци

Яло

  • Различать  основные цвета и их оттенки

Классифицировать  геометрические фигуры

  • Конструировать  предметы из геометрических фигур

Целенаправленно  выполнять действия по инструкции педагога

  • Составлять  целое из частей на разрезном наглядном материале

Выделять  части суток

 

 Определять  порядок дней недели

Находить  различия у двух сходных сюжетных картинок

Классифицировать  предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению

Соотносить  времена года с названиями месяцев

Различать  вкусовые качества

Ориентироваться  в помещении, двигаться в заданном направлении

Давать  полное описание объектов и явлений

Самопроизвольно  согласовывать свои движения и действия

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей начального уровня обучения

Протокол № ___

от «___»_________2017г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КОУ «Нефтеюганская  школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

____________

«___»___________2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор КОУ «Нефтеюганская  школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________

приказ №____

от «___»________2017г.

Рабочая программа

по предмету «Развитие психомоторики

и сенсорных процессов» для 2  класса

                                                                                 

    Объем часов по предмету:

1 четверть

36 часов

2 четверть

28 часов  

3 четверть

40 часов  

4 четверть

32 часа  

                                                                 

                                                                                    Педагог доп.образования: Титова Н.А.

г. Нефтеюганск-2017



Предварительный просмотр:

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

Тип урока

1

2

Развитие моторики, графомоторных навыков

Выполнение действий по инструкции учителя

2ч.

Практический

3

4

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога

2ч.

Практический

5

6

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

2 ч.

Практический

7

8

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

2 ч.

Практический

9

10

Координация движений (игры с мячом, обручем

2 ч

Практический

11

12

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо )

2 ч

Практический

13

14

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

2 ч

Практический

15

16

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

2 ч

Практический

17

18

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость(сжимание и разжимание кистей рук, « Кулак-ребро-ладонь)

2 ч

Практический

19

20

Упражнения на развитие координированных графических движений

2 ч

Практический

21

22

Упражнения с предметами: нанизывание пуговиц на шнурок, составление цепочки из скрепок)

2 ч

Практический

23

24

Упражнения с предметами: (сортировка бобов, фасоли, гороха,  перебор крупы (пшено, гречка, рис)

2 ч

Практический

25

26

Упражнения для расслабления рук (массаж подушечек пальцев рук с речевым стихотворным сопровождением)

2 ч

Практический

27

28

Упражнения для расслабления рук (массаж подушечек пальцев рук с речевым стихотворным сопровождением)

2 ч

Практический

29

30

Имитационные движения для кистей рук

(мытье рук перед едой,  стряхивание воды с кисти, полоскание белья, надевание перчаток, поглаживание кошки

2 ч

Практический

31

32

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

2 ч

Практический

33

34

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

2 ч

Практический

35

36

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

2 ч

Практический

Итого: 36 часов

1

2

Графический диктант (по показу)

2 ч

Практический

3

4

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм

2 ч

Практический

5

6

Работа в технике объемной аппликации

2 ч

Практический

7

8

Тактильно-двигательное восприятие

Аппликационная  лепка  (заполнение рельефного рисунка пластилином)

2 ч

Практический

9

10

Аппликационная  лепка  (заполнение рельефного рисунка пластилином)

2 ч

Практический

11

12

Конструирование  из бумаги (оригами)

Практический

13

14

Конструирование  из бумаги (оригами)

2 ч

Практический

15

16

Рисование  пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»

2 ч

Практический

17

18

Рисование  пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»

2 ч

Практический

19

20

Пальчиковая гимнастика                            ( использование массажных мячей-валиков)

2 ч

Практический

21

22

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

2 ч

Практический

23

24

Игры со средней мозаикой

2 ч

Практический

25

26

Собирание пазлов

2 ч

Практический

27

28

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога

2 ч

Практический

Итого: 28 часов

1

2

Дидактические игры
на развитие тактильной чувствительности

 Дидактические игры :«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»,   «Узнай фигуру»

2 ч.

Практический

3

4

Дидактические игры«Отгадай цифру» (букву),       «Золушка»

2 ч.

Практический

5

6

Дидактические игры :«Узнай предмет по контуру»,  «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

2 ч

Практический

7

8

Дидактические игры :«Узнай предмет по контуру»,  «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

2 ч

Практический

9

10

Кинестетическое
и кинетическое развитие

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)

2 ч

Практический

11

12

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

2 ч

Практический

13

Дыхательные упражнения

1 ч

Практический

14

15

Восприятие формы, величины, цвета

Сравнение предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина),

Практический

16

17

Конструирование предметов из геометрических фигур

2 ч

Практический

18

19

Выделение и различение частей предметов

2 ч

Практический

20

21

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале

2 ч

Практический

22

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»

Практический

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

1 ч

Практический

23

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

1 ч

Практический

24

25

Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей

2 ч

Практический

26

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1 ч

Практический

27

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

1 ч

Практический

28

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1 ч

Практический

29

Дидактические игры и упражнения
для развития зрительного восприятия

1 ч

Практический

30

Дидактические игры и упражнения
для развития зрительного восприятия

1 ч

Практический

31

32

Восприятие особых свойств предметов

Развитие вкусовых качеств. Дидактическая игра « Узнай на вкус»

2 ч

Практический

33

34

Развитие обоняния ( контрастные ароматы. Пищевые запахи)

1 ч

Практический

35

Игра  «Определи предмет по запаху».

 «Коробочки с запахами»

1 ч

Практический

36

Дифференцирование понятий                  « тяжелый-легкий»

1 ч

Практический

37

Игры  для восприятия температурных различий      «Четыре времени года»

Практический

38

Повторение пройденного материала

1 ч

Практический

39

Повторение пройденного материала

1 ч

Практический

40

Повторение пройденного материала

1 ч

Практический

Итого: 40 часов

IV четверть

32

1

2

Развитие слухового восприятия

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

2 ч

Практический

3

4

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений

2 ч

Практический

5

6

Различение речевых и музыкальных звуков

2 ч

Практический

7

8

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

2 ч

Практический

9

10

Дидактические игры и упражнения
для развития слухового восприятия

2 ч

Практический

11

12

Восприятие пространственных отношений

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

2 ч

Практический

13

14

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

2 ч

Практический

15

16

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа

2 ч

Практический

17

Пространственная ориентировка на поверхности парты

1 ч

Практический

18

19

Дидактическая игра «Определи положение предмета»( с использованием предлогов)

2 ч

Практический

20

21

Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве

2 ч

Практический

22

23

Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве

2 ч

Практический

24

25

Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве(«Самый внимательный», Внимательно слушай и рисуй»

2 ч

Практический

26

27

Восприятие временных отношений

Представление о времени. Части суток

2 ч

Практический

28

Порядок месяцев в году

1 ч

Практический

29

30

Знакомство с часами (циферблат, стрелки)

2 ч

Практический

31

32

Определение времени по часам. Игры с моделью часов

2 ч

Практический

Итого:32 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

Рабочая программа коррекционного курса «Оптимизации процесса формирования полноценного навыка чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями»

В настоящее время проблема успешного овладения полноценным навыком чтения, приобретение которого является одним из важных условий развития речевой культуры учащихся, вызывает огромный интерес н...

Рабочая программа внеурочной деятельности - Информационные процессы в программировании

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная рабочая программа является коррекционной  для  обучения  обучающихся    3-4 классов  с  умственной  отсталостью,  составлена  с  учет...