Главные вкладки

    Рабочая программа по кружку "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Наталья Алексеевна Титова

    в программе указано содержание разделов, изучаемых во 2 классе. Дана таблица, в которой можно отследить динамику развития психомоторики и сенсорных процессов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihomotorika_na_sayt.docx42.99 КБ
    Файл tematicheskoe_planirovanie_psihomotorika.docx37.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    2.2 Цель, задачи программы.

    Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева .Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования (по ступеням обучения) и базисному учебному плану образовательного учреждения. Предмет входит в коррекционную подготовку. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в общем развитии от своих сверстников с сохранным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. А значит, необходимо оказание комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в конечном счете, будет способствовать более успешной адаптации и интеграции в общество. Программа направлена на реализацию цели, задач школы-интерната.

    Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.

    Цель школы - интерната: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся. 

    Задачи:

    1. Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с  умственной  отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.

    2. Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.

            Учитывая тему, цель и задачи школы-интерната, поставлены следующие цель и задачи программы:

    Цель:развивать и корригировать недостатки познавательных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта

                Задачи: 

    • способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве
    • снижать эмоциональную напряженность обучающихся; создавать ситуацию успеха;
    •  развивать умения сравнивать и классифицировать.

    2.3. Сроки реализации программы,объем

           Данная программа рассчитана на 1 (один) год. По учебному плану на изучаемый материал отводится следующий объем:

                                                                                                                          Таблица №1

    Класс

    I четверть

    II четверть

    III четверть

    IV четверть

    За год

    2

    36 часов

    28 часов

    40 часов

    32 часа

    136 часов

    (4 ч. в неделю)

    2.4 Принципы  программы

    Основные принципы отбора программного материала это – коррекционная и практическая направленности. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. В программах реализуются межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как: математика, трудовое обучение,  чтение и развитие речи, письмо и развитие речи.

    В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

    Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

    III. Содержание программы

    Развитие моторики, графомоторных навыков

    Выполнение движений по инструкции из 3-4 звеньев. Выполнение движений по словесной инструкции, изменения направления движений по инструкции, содержащей предлоги: в, на, над, под, из, за.

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Штриховка в разных направлениях.

     Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. (примеры упражнений см. ниже). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма

    Тактильно-двигательное восприятие

    Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. Перечислим основные из них:
    — ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
     — нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
      — нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);

    Кинестетическое и кинетическое развитие

    Обучение детей овладению различными движениями и позами предусматривает проведение работы по разным направлениям:
     — формирование представлений о схеме собственного тела;
     — знакомство с разным качеством движений (быстрые — медленные, мягкие — жесткие, тяжелые — легкие, сильные — слабые );
      — обучение технике движения (отрывистое, мягкое, плавное, четкое, фиксированное, замедленное );

    овладение разными способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика и др.);
       — работа с ритмом;
          — работа с воображаемыми предметами;
          — овладение элементами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения, эмоционального раскрепощения.

    Восприятие формы, величины, цвета

    Восприятию формы независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, обведения по контуру, ощупывания, сопоставления элементов фигур и др.
    Действуя путем проб и примеривания, ощупывания и т. д., дети начинают проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учатся использовать эти знания на практике в повседневной жизни.

    Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия форм

    «Найти предмет указанной формы»

    Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
     
    «Из каких фигур состоит машина?»
      Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
      
    «Коврик»
       Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей       этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
       
    «Найди предмет такой же формы»
       Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
     
    «Какая фигура лишняя?»
      Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
      
    Развитие зрительного восприятия

    — формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
          — расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
          — формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;
      —совершенствование зрительно-двигательной координации  — формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
          Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения:

     — определение изменений в ряду предметов;
     — нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;
     — нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
     — нахождение нереальных элементов нелепых картинок;

      — запоминание 4—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.
          Особое внимание уделяется согласованию исследующих движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве
    .

    Восприятие особых свойств предметов

    Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

    Развитие слухового восприятия

    Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

    Развитие пространственно-временного восприятия.

    Определение направления движения в пространстве, расположения предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.

    Различение левой –правой частей тела у человека, Стоящего напротив.

    Предлоги, обозначающие направление движения: в, из, над, под, за;– расположения предметов относительно друг друга: у, на, над, под, за.

    Упражнения для развития глазомера.

    Определение направления звука в пространстве (справа, слева, сзади, спереди).

    Моделирование пространственного расположения мебели в помещении.

    Расположение предметов в классе по инструкции педагога. Поиск предметов в классе по условной схеме.

    Ориентировка в помещении и на улице. Вербализация пространственных отношений.

    Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

    Месяцы года. Порядок месяцев в году. Номера месяцев от начала года.

    Соотношение мер времени: час – минута, месяц – неделя – сутки. Количество суток в месяце. Количество недель в месяце. Количество минут в часе. Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).

    Определение времени по часам с точностью до 5 минут двумя способами: 5 ч 15 мин, 15 мин шестого.

    IV. Предполагаемые   результаты реализации программы.

    При оценивании сформированных знаний, умений навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются 4 группы обучающихся.

                                                                                                                       

    I группа

    II группа

    III группа

      IV группа

    Первую группу составляют дети  которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

    Для второй группы   характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно задан-ных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планиро-вание своей дея-тельности у них затруднены, хотя с основными требо-ваниями программ они справляются.

    Третья группа учащихся  отлича-ется пассивностью, инертностью пси-хических процесс-сов, сочетающихся с нарушением внимания, что при-водит к различным ошибкам при решении задач, примеров, списы-вании текстов и других заданий.

    Относятся дети  которые занимаются по индивидуальной прог-рамме, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступно.

                                   

    Система оценки достижений обучающихся .

    В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

    Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. 

    Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.  Во время обучения во втором  классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

    В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

    Коррекционные занятия по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»  имеют безотметочную систему прохождения материала .Мониторинг   развития сенсорных процессов у обучающихся представлен в виде таблицы( Приложение № 1)

    VI. Описание  материально-технического обеспечения

    Электронные образовательные ресурсы

    - http://  www.uchportal.ru

    - http://  www.nachalka.ru

    - http://  www.ped-kopilka.ru

    Наглядные пособия:

    -магнитная азбука

    -календарь природы

    Таблицы

    -Жизнь диких животных

    -Домашние  животные

    - Русские народные сказки

    - Кем быть?

    - Что вокруг меня растет?

    Учебное оборудование

    - карточки( большой-маленький, широкий-узкий)

    - раскраски

    - трафареты( шаблоны)

    -веер цифр(букв)

    -карандаши цветные

    VII. Список литературы

    Антонова, С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. – //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.

    Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» Электронный ресурс/ Т.М. Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html (30.08.2013)

    Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Электронный ресурс / Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова.Режим доступа:http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html

                                                                                                                       

    Приложение № 1

    Мониторинг развития психомоторики и сенсорных процессов    

                                                           

    Что должны знать, уметь

    Фамилия, имя обучающегося

    Ка

    Кер

    Ков

    Кр.

    Лео

    Ор.

    Лат

    Сте

    Ци

    Яло

    • Различать  основные цвета и их оттенки

    Классифицировать  геометрические фигуры

    • Конструировать  предметы из геометрических фигур

    Целенаправленно  выполнять действия по инструкции педагога

    • Составлять  целое из частей на разрезном наглядном материале

    Выделять  части суток

     

     Определять  порядок дней недели

    Находить  различия у двух сходных сюжетных картинок

    Классифицировать  предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению

    Соотносить  времена года с названиями месяцев

    Различать  вкусовые качества

    Ориентироваться  в помещении, двигаться в заданном направлении

    Давать  полное описание объектов и явлений

    Самопроизвольно  согласовывать свои движения и действия

    Департамент образования и молодежной политики

    Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

    (Тюменская область)

    КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

    ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

    «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

    РАССМОТРЕНО

    на заседании методического

    объединения учителей начального уровня обучения

    Протокол № ___

    от «___»_________2017г.

    СОГЛАСОВАНО:

    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КОУ «Нефтеюганская  школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    ____________

    «___»___________2017г.

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор КОУ «Нефтеюганская  школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    __________

    приказ №____

    от «___»________2017г.

    Рабочая программа

    по предмету «Развитие психомоторики

    и сенсорных процессов» для 2  класса

                                                                                     

        Объем часов по предмету:

    1 четверть

    36 часов

    2 четверть

    28 часов  

    3 четверть

    40 часов  

    4 четверть

    32 часа  

                                                                     

                                                                                        Педагог доп.образования: Титова Н.А.

    г. Нефтеюганск-2017



    Предварительный просмотр:

    № п/п

    Раздел

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    Тип урока

    1

    2

    Развитие моторики, графомоторных навыков

    Выполнение действий по инструкции учителя

    2ч.

    Практический

    3

    4

    Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога

    2ч.

    Практический

    5

    6

    Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

    2 ч.

    Практический

    7

    8

    Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

    2 ч.

    Практический

    9

    10

    Координация движений (игры с мячом, обручем

    2 ч

    Практический

    11

    12

    Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо )

    2 ч

    Практический

    13

    14

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

    2 ч

    Практический

    15

    16

    Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

    2 ч

    Практический

    17

    18

    Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость(сжимание и разжимание кистей рук, « Кулак-ребро-ладонь)

    2 ч

    Практический

    19

    20

    Упражнения на развитие координированных графических движений

    2 ч

    Практический

    21

    22

    Упражнения с предметами: нанизывание пуговиц на шнурок, составление цепочки из скрепок)

    2 ч

    Практический

    23

    24

    Упражнения с предметами: (сортировка бобов, фасоли, гороха,  перебор крупы (пшено, гречка, рис)

    2 ч

    Практический

    25

    26

    Упражнения для расслабления рук (массаж подушечек пальцев рук с речевым стихотворным сопровождением)

    2 ч

    Практический

    27

    28

    Упражнения для расслабления рук (массаж подушечек пальцев рук с речевым стихотворным сопровождением)

    2 ч

    Практический

    29

    30

    Имитационные движения для кистей рук

    (мытье рук перед едой,  стряхивание воды с кисти, полоскание белья, надевание перчаток, поглаживание кошки

    2 ч

    Практический

    31

    32

    Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

    2 ч

    Практический

    33

    34

    Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

    2 ч

    Практический

    35

    36

    Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

    2 ч

    Практический

    Итого: 36 часов

    1

    2

    Графический диктант (по показу)

    2 ч

    Практический

    3

    4

    Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм

    2 ч

    Практический

    5

    6

    Работа в технике объемной аппликации

    2 ч

    Практический

    7

    8

    Тактильно-двигательное восприятие

    Аппликационная  лепка  (заполнение рельефного рисунка пластилином)

    2 ч

    Практический

    9

    10

    Аппликационная  лепка  (заполнение рельефного рисунка пластилином)

    2 ч

    Практический

    11

    12

    Конструирование  из бумаги (оригами)

    Практический

    13

    14

    Конструирование  из бумаги (оригами)

    2 ч

    Практический

    15

    16

    Рисование  пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»

    2 ч

    Практический

    17

    18

    Рисование  пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»

    2 ч

    Практический

    19

    20

    Пальчиковая гимнастика                            ( использование массажных мячей-валиков)

    2 ч

    Практический

    21

    22

    Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

    2 ч

    Практический

    23

    24

    Игры со средней мозаикой

    2 ч

    Практический

    25

    26

    Собирание пазлов

    2 ч

    Практический

    27

    28

    Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога

    2 ч

    Практический

    Итого: 28 часов

    1

    2

    Дидактические игры
    на развитие тактильной чувствительности

     Дидактические игры :«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»,   «Узнай фигуру»

    2 ч.

    Практический

    3

    4

    Дидактические игры«Отгадай цифру» (букву),       «Золушка»

    2 ч.

    Практический

    5

    6

    Дидактические игры :«Узнай предмет по контуру»,  «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

    2 ч

    Практический

    7

    8

    Дидактические игры :«Узнай предмет по контуру»,  «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

    2 ч

    Практический

    9

    10

    Кинестетическое
    и кинетическое развитие

    Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)

    2 ч

    Практический

    11

    12

    Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

    2 ч

    Практический

    13

    Дыхательные упражнения

    1 ч

    Практический

    14

    15

    Восприятие формы, величины, цвета

    Сравнение предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина),

    Практический

    16

    17

    Конструирование предметов из геометрических фигур

    2 ч

    Практический

    18

    19

    Выделение и различение частей предметов

    2 ч

    Практический

    20

    21

    Составление целого из частей на разрезном наглядном материале

    2 ч

    Практический

    22

    Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»

    Практический

    Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

    1 ч

    Практический

    23

    Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

    1 ч

    Практический

    24

    25

    Развитие зрительного восприятия

    Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей

    2 ч

    Практический

    26

    Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

    1 ч

    Практический

    27

    Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

    1 ч

    Практический

    28

    Упражнения для профилактики и коррекции зрения

    1 ч

    Практический

    29

    Дидактические игры и упражнения
    для развития зрительного восприятия

    1 ч

    Практический

    30

    Дидактические игры и упражнения
    для развития зрительного восприятия

    1 ч

    Практический

    31

    32

    Восприятие особых свойств предметов

    Развитие вкусовых качеств. Дидактическая игра « Узнай на вкус»

    2 ч

    Практический

    33

    34

    Развитие обоняния ( контрастные ароматы. Пищевые запахи)

    1 ч

    Практический

    35

    Игра  «Определи предмет по запаху».

     «Коробочки с запахами»

    1 ч

    Практический

    36

    Дифференцирование понятий                  « тяжелый-легкий»

    1 ч

    Практический

    37

    Игры  для восприятия температурных различий      «Четыре времени года»

    Практический

    38

    Повторение пройденного материала

    1 ч

    Практический

    39

    Повторение пройденного материала

    1 ч

    Практический

    40

    Повторение пройденного материала

    1 ч

    Практический

    Итого: 40 часов

    IV четверть

    32

    1

    2

    Развитие слухового восприятия

    Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

    2 ч

    Практический

    3

    4

    Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений

    2 ч

    Практический

    5

    6

    Различение речевых и музыкальных звуков

    2 ч

    Практический

    7

    8

    Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

    2 ч

    Практический

    9

    10

    Дидактические игры и упражнения
    для развития слухового восприятия

    2 ч

    Практический

    11

    12

    Восприятие пространственных отношений

    Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

    2 ч

    Практический

    13

    14

    Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

    2 ч

    Практический

    15

    16

    Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа

    2 ч

    Практический

    17

    Пространственная ориентировка на поверхности парты

    1 ч

    Практический

    18

    19

    Дидактическая игра «Определи положение предмета»( с использованием предлогов)

    2 ч

    Практический

    20

    21

    Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве

    2 ч

    Практический

    22

    23

    Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве

    2 ч

    Практический

    24

    25

    Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве(«Самый внимательный», Внимательно слушай и рисуй»

    2 ч

    Практический

    26

    27

    Восприятие временных отношений

    Представление о времени. Части суток

    2 ч

    Практический

    28

    Порядок месяцев в году

    1 ч

    Практический

    29

    30

    Знакомство с часами (циферблат, стрелки)

    2 ч

    Практический

    31

    32

    Определение времени по часам. Игры с моделью часов

    2 ч

    Практический

    Итого:32 часа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

    Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

    Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

    Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

    Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

    В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие познавательных процессов"

    рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочное планирование, формирование УУД...