Статья."Рекомендации по повышению самооценки младших школьников."
статья на тему

Лозина Александра Александровна

статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

3.3. Рекомендации по развитию самооценки.

    Анализ общей и психолого-педагогической литературы, разработанная методика и анализ ее результатов позволили составить рекомендации по развитию самооценки младших школьников.  Была разработана модель комплексного сопровождения.

    В современной научной литературе проблема комплексного сопровождения развития ребенка в настоящее время занимает одно из приоритетных мест.  В качестве основных постулатов современной теории комплексного сопровождения выступают: «необходимость системного, междисциплинарного сопровождения; его непрерывный характер; опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка; взаимодействие вместо взаимодействия»

  В современной психологической литературе эффективность психологического сопровождения развития ребенка, целью которого в конечном итоге выступает индивид, субъект деятельности, личность, связывает с наличием психологического обеспечения процесса сопровождения. В настоящее время разработаны принципы психологического обеспечения процесса сопровождения, к которым относятся:

  • Направленность психологического обеспечения на всех учащихся;
  • Направленность психологического обеспечения на весь период пребывания ученика в образовательном учреждении;
  • Гибкость и последовательность психологического обеспечения и ориентация на потребности школы;
  • Ориентация психологического обеспечения на успешную реализацию целей, содержания, технологий педагогического процесса;
  • Охват всего педагогического персонала, учеников, родителей;
  • Комплексный характер, опора на деятельностный подход;
  • Координирующая роль педагога-психолога.

  Разработка модели психологического сопровождения развития самооценки школьников со зрительной недостаточностью опирается на методологическую платформу, основу, которой составляет система принципов, включающая: общие принципы, отражающие своеобразие метода сопровождения, специальные принципы, учитывающие специфику работы с детьми, имеющими зрительную недостаточность, и, специфические принципы, отражающие своеобразие работы по развитию самооценки.  

  К общим относятся:

  • Ответственность субъекта развития за принятие решения;
  • Соблюдение приоритета интересов сопровождаемого;
  • Непрерывный характер сопровождения;
  • Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

   К специальным относятся принципы:

  • Единства и коррекции;
  • Единства диагностики и коррекции нарушений развития;
  • Взаимосвязи коррекции и компенсации;
  • Учета возрастных, типологических и индивидуальных особенностей развития школьников со зрительной недостаточностью;
  • Использования комплекса методов психолого-педагогического воздействия;
  • Личностно-ориентированного подхода;
  • Компенсаторно-развивающей направленности.

  К специфическим относятся принципы:

  • Создание ситуации успеха;
  • Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки ребенка;
  • Ориентация на ведущий вид деятельности.

  В соответствии с принципами, положенными в основу модели психологического сопровождения развития самооценки школьников с нарушениями зрения, ее содержательный компонент должен включать три блока:

  •  Диагностический блок представляет собой программу изучения уровня развития когнитивного и эмоционального компонентов самооценки и степени ее реалистичности;
  • Развивающий блок включает такие направления работы, которые, обеспечивая прежде всего развитие когнитивного и эмоционального компонентов и реалистичности самооценки.
  • Содержание психокоррекционного блока направлено на коррекцию самооценки субъектов психологического сопровождения.

  В ходе реализации психологического обеспечения указанной модели работа должна осуществляться  в следующих направлениях:

  • Расширение знаний о формировании заниженной, завышенной самооценки у детей с нарушением зрения;
  • Углубление знаний об особенностях формирования самооценки у школьников с различным характером и глубиной зрительных нарушений;
  • Обучение приемам, способствующим развитию когнитивного, эмоционального компонентов самооценки и степени ее реалистичности;
  • Обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы;
  • Вооружения знаниями, обеспечивающими профилактику формирования завышенной или заниженной самооценки.

   Технологический компонент модели психологического сопровождения должен включать в себя различные методы работы, направленные на диагностику уровня развития когнитивного компонента, эмоционального компонента самооценки и степени ее реалистичности у школьников с нарушениями зрения.

    В процессе реализации технологического компонента модели Должны быть задействованы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня развития когнитивного, эмоционального компонентов и степени реалистичности самооценки; во-вторых, различные развивающие методы (игровые и проективные, тренинги).

   В младшем школьном возрасте основными методами развития самооценки должны быть игровые и проективные.

   В-третьих, в целях коррекции самооценки технологический компонент модели должен включать психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Применение в целях коррекции самооценки школьников с нарушениями зрения психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т.е. методов арттерапии,  обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия.

   В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основными являются:

  • Выражение субъектом своих чувств.
  • Стремление понять, что происходит в своем внутреннем мире.
  • Удовлетворение потребности в общении.
  • Познание окружающего мира

  Использование арттерапии позволяет задействовать два механизма психокоррекции:

  • Переконструирование с помощью искусства психотравмирующей ситуации;
  • Создание с помощью искусства эстетической реакции, изменяющей действие «эффекта от мучительного к приносящему наслаждение»

  В работе с младшими школьниками продуктивней всего использовать в качестве основного вида арттерапии – сказкотерапию.

  В ходе сказкотерапии наряду с народными и авторскими сказками необходимо должны быть использованы специально составленные сказки, затрагивающие проблемную ситуацию ребенка.

  Должны быть использованы дерективные и недерективный метод сказкотерапии.

   При использовании дерективной (направленной) сказкотерапии задается тема, в рамках которой психолог, занимающий активную позицию, подбирает психотерапевтические метафоры в соответствии с проблемой ребенка.

   Недерективный метод сказкотерапии предполагает учет психологом уникальности личности ребенка, своеобразия его внутреннего мира, ориентированность на его активность. Целью сказкотерапии является оказание ребенку помощи в выявлении и осознании своих проблем и путей их решения.

   В зависимости от проблем ребенка, нужно использовать следующие виды сказок:

  • Дидактические, имеющие поучительный смысл
  • Психотерапевтические, раскрывающие смысл происходящих событий
  • Психокоррекционные, позволяющие позитивно влиять на поведение ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости".

Материал по данной теме очень актуален, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности...

Доклад на тему "Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости"

Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости....

Рекомендации педагога-психолога родителям по повышению самооценки младших школьников.

Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, уважайте его чувства, интересы и стремления....

Рекомендации при повышенной активности младшего школьника

Данный беклет может помочь родителю понять, как младшему школьнику адаптироваться в школе в современных реалиях, а также узнать психологические особенности детей младшего школьного возраста....