Вариант программы коррекционной работы с ребёнком, не готовым к обучению в школе.
рабочая программа (1 класс) по теме

Маринина Елена Владимировна

Коорекционная работа психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psiholog.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант программы коррекционной работы с ребёнком, не готовым к обучению в школе.

ЧУ ЦО «Личность»

                                                                                                                                   Педагог-психолог

        Маринина Е. В.

        2010-2011 учебный год

Психологическая характеристика ребёнка, не готового к обучению в школе.

1. Фамилия, имя.

2. Дата рождения.

3. Посещал ли детский сад. Не посещал.

4. Перечень школьных трудностей: плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего не всегда выполняет требования учителя; низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности; преобладает игровая мотивация; эмоциональная неустойчивость; наличие импульсивных реакций.

5.Подробное описание поведения на уроке: в школе его привлекают  внешние факторы: новый портфель, пенал, учебники, тетради, любит получать пятёрки, очень гордится значком – отличительной особенностью детей школы «Личность». Охотно приступает к выполнению деятельности на уроке и первую часть заданий выполняет почти безошибочно, но последующее выполнение, требующее сформированности саморегуляции и самоконтроля, вызывает трудности. Быстро устаёт и теряет интерес к заданию. Мальчику  свойственно отвлекаться, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя. Часто выражает сомнения в возможности самостоятельного выполнения задания. Но охотно принимает помощь, исправляет ошибки при прямом указании на них. После совместного со взрослым планирования этапов выполнения задания и внешнего руководства деятельностью задание выполнялось правильно.. Часто требуется неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Необходимо дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. В работе проявляет поспешность или крайнюю медлительность. Долго не может приступить к выполнению задания, часто отвлекается, переспрашивает. Ребёнку трудно подчиняться требованиям учителя. Иногда во время урока может достать из-под парты самолётик и поиграть с ним. Может отвлечься, смотреть в окно и беседовать о событиях, происходящих на улице, хотя его не спрашивали об этом. Обидчив. Особую трудность испытывает при выполнении заданий, требующих развитых навыков анализа, синтеза, развёрнутого этапа ориентировки и планирования деятельности, при выполнении заданий на классификацию зачастую опирается на второстепенные, несущественные признаки. Воображение отличается привязанностью к предметной среде или прошлому опыту. В паре или группе работать не может: упрям, неуступчив, нетерпим к мнению других детей, агрессивен, а сам предложить решение не может.

6. Предпочитаемые игры: играет с самолётиками, которые приносит из дома, может даже играть во время урока; охотно играет в игры, организованные учителем, но предпочитает  положительные роли или где есть ситуация успеха. Любит использовать внешние атрибуты. А зачастую просто слоняется по площадке на прогулке или играет с ребятами из детского сада. Часто жалуется учителю, что ему скучно. Одноклассники неохотно берут его в игру.

7. Поведение во время игры:

Постоянно жалуется на других детей. Играть с детьми не умеет, но постоянно  задирается с ними, навязывает им себя. Любит «побеситься», если ребята поддерживают его в этой игре, очень радуется. В коллективных играх не умеет видеть другого и учитывать его позицию и интересы. Любит играть самостоятельно со своими игрушками или наблюдает за играми других детей или мешает им играть, т. к. неуступчив, упрям, хочет, чтобы всё было так, как он хочет, не хочет уступить в чём-то, чтобы сохранить игру. Легко поддаётся плохому влиянию, копирует нежелательные формы поведения.

8. Особенности общения со взрослыми. На уроке нуждается в постоянном контроле со стороны учителя. Часто жалуется учителю, что не сможет выполнить задание, может даже отказаться от выполнения. Охотно принимает помощь, нуждается во внешнем руководстве деятельностью. Не всегда может подчиняться требованиям учителя, особенно когда устаёт на уроке, может отказаться от деятельности. Постоянно нуждается в помощи со стороны учителя, нуждается в одобряющих и побуждающих к деятельности замечаниях. В организованной учителем игре долго и с большим увлечением играет, просит учителя поиграть в понравившуюся игру снова и снова, на переменах старается быть возле учителя, охотно моет доску, чтобы заслужить похвалу и «подлизаться» к учителю.

9.Специфика родительско-детских отношений: семья неполная, благополучная, единственный ребёнок в семье, воспитывает мама.

До поступления в школу отсутствовали организованные занятия с ребёнком по развитию речи, логического мышления, внимания. Мама постоянно пропадает на работе, ребёнок посещает школу с 9 до 19.00. Мама может забрать и в 21.00, так как часто задерживается на работе.

10. Особенности общения со сверстниками. Ситуативность. Особо привлекательной является для него главная роль в сюжетно-ролевой игре. В игры с правилами и скрытым сюжетом играет неохотно. Он не умеет сознательно подчиняться правилам, следить за своими действиями, не умеет договариваться с детьми. Жалуется на детей, хотя сам нарушает правила игры и поэтому не может продолжить игру.

11. Предполагаемая причина и тип психологической неготовности ребёнка к школьному обучению: общая задержка психического развития, педагогическая запущенность. Группа «докризисный», «большой дошкольник», не прошедший в полной мере развитие в дошкольном возрасте и в силу этого не вступивший в кризис семи лет.

12. Программа коррекционной работы.

Первое направление работы:

Необходима специальная коррекционная работа по повышению уровня общего развития. Расширение кругозора, повышение уровня умственного развития, обогащение словаря, развитие связной речи. Учителю рекомендуется включать в урок разнообразную предметно-практическую деятельность при формировании понятий, действия с реальными предметами и их символами чередовать виды деятельности, обеспечивающих смену ведущего анализатора, использовать задания, активизирующие мыслительную деятельность; соблюдать эмоционально-комфортную атмосферу  в классе и рациональный режим организации труда.

Активизировать мыслительную деятельность смогут проблемно-поисковые методы обучения, примером которых могут служить логические задачи(развиваются умения рассуждать, делать выводы и умозаключения, что будет способствовать коррекции недостатков психического развития). Организовать учебный процесс так, чтобы ребёнок понял и осознал необходимость приобретаемого навыка и который         он должен обязательно использовать в своей самостоятельной деятельности. В индивидуальной коррекционной работе восполнить пробелы развития ребёнка, активизировать познавательную деятельность, приучающую к аналитической обработке получаемой информации, обеспечивающую целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способ действий на основе речевого опосредования. Формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словаря, развитие устной монологической речи.

Главной особенностью ребёнка являлось то, что он отставал в развитии уже с младенчества. Он не имеет опыта позиции «пра-мы» (ребёнок был на попечительстве то бабушки, то няни).

Второе направление работы:

С другой стороны  самые разнообразные способы и методы психологической помощи связаны с развитием центрального психологического новообразования.

 Психологической основой коррекционной работы является целенаправленное развитие воображения, так как воображение представлено лишь предметной средой или прошлым опытом. Основным механизмом будет служить игра. Процесс развития воображения будет представлять последовательное освоение всех видов игр: от режиссёрской примитивной до режиссёрской на новом уровне, в которой основное свойство воображения – видеть целое раньше частей – совпадает с позицией режиссёра в «режиссёрской игре». Развитие воображения от предметной среды через приобретение собственного опыта к появлению особой внутренней надситуативной позиции. Это приведёт к появлению теоретического отношения к задаче, к поиску способа решения задачи, к возникновению способности абстрагироваться от конкретной реальной ситуации и решать задачи во внутреннем плане. Освоение всех видов игр будет способствовать появлению у ребёнка особой внутренней позиции, характеризующей высокий уровень развития произвольного воображения. Коррекционная работа осуществляется в групповой и индивидуальной форме.

Этапы коррекционной работы

Задачи, решаемые на каждом этапе

Средство коррекционной работы

Перечень возможных заданий

Первый этап (обучение режиссёрской игре)

Научить:

- неоднозначно воспринимать окружающие предметы;

- переносить функции с одного предмета на другой;

- соединять различные предметы, объекты по смыслу, содержательно, включая их в единый сюжет


Цель: развить умение самостоятельно играть с разными предметами продолжительное время; появление индивидуальной игры

1) многофункциональные предметы ( кубики, коробочки, части конструкторов и др.), т. е. предметы-заместители;

2) картинки



3) участие в разного рода совместных со взрослым делах, в которых организатором и инициатором выступает взрослый ( шкатулка с различными предметами, кубики с нарисованными лицами, строительный материал)

Игры: «магазин», «больница», «автогонки» и др.



Игры: «Оживи картинку», «Придумай по картинке сказку, историю»

«Волшебная шкатулка»-составление совместных рассказов (нахождение различных способов использования предмета в зависимости от ситуации);

«Город для зверей и людей»

Второй этап ( обучение образно-ролевой игре)

Развивать умение:

- выделять ключевое свойство предмета или живого существа, в большей степени характеризующее этот предмет или живое существо;

-входить в разные роли и подолгу оставаться в одной и той же роли;

- вносить изменения по ходу реализации роли

1) изображение с помощью костюмов и мимики различных предметов, животных; сценок сказок, мультфильмов;

2) участие в конкурсах, театрализации

«А ну-ка, угадай», «Море волнуется»,

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»;

«КВН». Постановка сценок из спектаклей, конкурсы

Третий этап ( развитие сюжетно-ролевой игры)

Ознакомление с различными сферами действительности, которую возможно отобразить в игре;

развитие умения создавать свой сюжет и действовать по собственному замыслу;

учить соподчинению ролей, взаимопониманию, общению


Цель: научить на более высоком уровне общаться со взрослыми и сверстниками, подолгу развивать один и тот же сюжет и подчиняться правилам ролевого поведения

1) обогащение опыта детей, знакомство с окружающей действительностью

2) отобразительные игры      ( необходимы партнёры по игре);




3) игры-драматизации с привлечением детей к рисованию декораций, изготовлению костюмов, с возможностью изменения сюжетной линии ;

4) сюжетно-ролевые игры с созданием ситуации вхождения в роль, придумыванием новых ролей, включением сказочных персонажей;

5) обыгрывание различных ситуаций с воображаемыми партнёрами или игрушками (адекватные воображению ребёнка игрушки)

Экскурсии, знакомство с трудом людей, рассказы детей о событиях.

Поиграть в мультфильм, который только что посмотрели; изображение того, что только что увидели

Обыгрывание сказок, придумывание историй





Игры «в школу», «В парикмахерскую»







Игры «в школу», «больницу», «в театр», «путешествие за город» и т.д.

Четвёртый этап  (формирование игры по правилам)

Учить:

- объединять как можно больше предметов в единый сюжет;

-формулировать правила, выделяя их из сюжета;

-находить смысл и контекст в любой ситуации – постигать суть игры, уметь объяснить эту суть другим, т. е. вставать в позицию обучающего позиция в общении «над»);

-договариваться друг с другом о том, во что играть, вырабатывать совместный способ игры, распределять участников, договариваться о стратегии и тактике

Цель: учить действовать вне рамок сюжета, приобретение навыков, необходимых для развития воображения: действие от замысла

1)Различные предметы, картинки с изображением предметов, наборы мелких игрушек;

2) взрослый как субъект, которого нужно научить правилам игры или в качестве субъекта может выступать другой ребёнок



3) придумывание сюжета, чтобы лучше запоминались правила;

4) позиция наблюдателя в игре с правилами; выполнение роли тренера или болельщика – определённая позиция вовне;

5) нетрадиционные версии известных игр, придумывание правил к старым играм

Истории из жизни людей и животных с объединением до 15-20 предметов


Игры по сюжету известной сказки, элементы сюжета в которых превращаются в правила; истории или рассказы, содержание которых превращается в игру с правилами

«Вышибала» с элементами сюжета (охотники и зайцы)


настольные игры с обучением правилам игры других детей




старые игры по новым правилам

Пятый этап (обучение режиссерской игре на высоком уровне)

Цель: научить реализовывать собственные сюжеты.

Учить:

-учитывать разные позиции при организации общения;

- учить играть самостоятельно в режиссерскую игру;

- совместно сочинять сказки, придумывать сюжеты(осмысливать и переосмысливать окружающее, понимать позицию партнёра по общению) и обыгрывать их;

- угадывать и показывать чужие сюжеты (предметно представить или создать замысел в контексте предметной ситуации, придуманной другим или другой группой детей)

1) кубику, пуговицы, катушки и другой материал(20-25 отдельных предметов) для объединения (составление историй в совместной деятельности, сотрудничество: позиции: «сверху», «снизу»);

2) индивидуальная режиссерская игра  с использованием предметов и «пустых» кубиков, фигурок из бумаги;

3) совместное сочинение сказок;




4) рассказы и изображение их содержания с помощью игрушек – отгадывание предметной ситуации, предложенной другими;

5) занятия с младшим дошкольником, игра с ним

«Подружи» игрушки, объединив их единым сюжетом






«Придумай окончание сказки», «Покажи историю, которую я рассказала только что», «Придумай свою игру»


«Продолжи рассказ, придумав одно-два предложения» по темам:» Самое весёлое», «Приятное-неприятное», «Групповая картина»

«Угадай и покажи историю»





«Поиграй с Васей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы в школе

Программа коррекционной работы...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЁНКУ ПОСЛЕ КИ

Рабочая программа коррекционно - педагогической помощи ребёнку после кохлеарной имплантации составлена на основе методического пособия О.В.Зонтовой "Пакет дидактических материалов по развитию слу...

Коррекционно-развивающая работа с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Педагогическая статья раскрывает аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Статья рекомендована...

Портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе. Трудности адаптационного периода младших школьников.

Презентация "Портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе. Трудности адаптационного периода младших школьников."...

Программа коррекционной работы учителя - дефектолога (вариант 2.2)

Программа коррекционной работы содержит:• перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потр...

Программа Коррекционно- развивающих занятий по адаптации к школьному обучению "Лесная школа"

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новы...