ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЁНКУ ПОСЛЕ КИ
рабочая программа по логопедии

Юрина Галина Николаевна

Рабочая программа коррекционно - педагогической помощи ребёнку после кохлеарной имплантации составлена на основе методического пособия О.В.Зонтовой "Пакет дидактических материалов по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом: методические рекомендации". (С-Петербург: "Детский проспект", 2009). Программа разработана для развития слухового восприятия детей младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации, с тяжёлым речевым недоразвитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ki_d_okument_microsoft_office_word_2.docx52.32 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 РЕБЁНКУ ПОСЛЕ КИ

СОСТАВИЛА:

ЮРИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА,

УЧИТЕЛЬ -ДЕФЕКТОЛОГ

                                                           

С. ОЗЕРКИ

2015ГОД

2. Пояснительная записка.

         Рабочая программа коррекционно - педагогической помощи ребёнку после КИ  составлена  на основе методического пособия О. В. Зонтовой  «Пакет дидактических материалов по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом: методические рекомендации».  (Санкт-Петербург: «Детский проспект», 2009).  Программа предназначена для развития слухового восприятия  детей младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации.        Известно, что спонтанно полноценного развития слуха у детей с КИ не происходит. Имплантированный ребенок, который раньше ничего не слышал, должен научиться слушать.

        Поэтому, после подключения и настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи.

Главная задача  коррекционно-педагогической помощи глухим детям младшего школьного возраста после КИ - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. 

       Это необходимо для того, чтобы подготовить ребёнка к дальнейшему обучению и последующей социальной адаптации в среде слышащих людей.

       Условия школы-интерната для слабослышащих  недостаточно благоприятны для детей с КИ.  Воспитанники оторваны от ежедневного общения с родителями (опекунами),  вследствие чего лишены естественной речевой среды: близкие не могут принимать активного участия в процессе реабилитации по причине удалённости места жительства семьи от школы-интерната.   С другой стороны,  в условиях данного учреждения  ребёнок после КИ  получает необходимую сурдопедагогическую помощь и поддержку.  Но в  каникулярное время родители (опекуны) обязаны закреплять в общении с ребёнком изученный  им в школе материал. На них же лежит ответственность за настройки и работоспособность речевого процессора, обеспечение батареями. Главная задача сурдопедагога - научить родителей развивать у ребенка понимание речи и использование речи для общения  при выполнении обычных дел. Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребенка слуха и речи.

         В условиях школы-интерната для слабослышащих коррекционно-педагогическая помощь детям после КИ осуществляется на обязательных  целенаправленных занятиях по развитию слухового и восприятия и формированию произношения.

 Занятия проводятся ежедневно, в 1 классе 5 раз в неделю, со 2 класса – 6 раз в неделю по 20 минут.

         Материал в программе расположен поэтапно. Первый этап,  на котором ребёнок учится обнаруживать разные звуки, различать их по разным характеристикам, узнавать их в разных ситуациях  -  самый простой.  Четвёртый этап, который  связан с умением понимать речь на слух, является самым сложным.

Поэтапное изучение материала  должно способствовать развитию слухового восприятия ребенка, его речевому развитию, расширению познаний об окружающем мире и развитию моторики. Большое внимание уделено развитию таких познавательных процессов, как внимание, мышление, память, наблюдательность и воображение. Переход от одного этапа к другому зависит от индивидуальных особенностей детей.  

У всех детей после КИ имеются нарушения произношения звуков. Поэтому  на индивидуальных занятиях проводится работа по коррекции произношения.

       Ожидаемый результат реализации программы: у детей  с КИ формируется адекватное слухоречевое поведение, позволяющее им активно использовать развивающееся слуховое восприятие для понимания и воспроизведения устной речи, а также для развития собственной речи.

 


3. Содержание программы

№ п/п

Содержание деятельности

Виды деятельности

Оборудование

Словарь

Домашнее задание

1.

Диагностика слухоречевого развития.

Слушание, повтор, чтение, выполнение поручений.

1 ЭТАП. ОБНАРУЖЕНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ И РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

РАЗДЕЛ 1.

ВЫРАБОТКА УСЛОВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУК

2.

1.  Обнаружение звука.

2. Выполнение действий в ответ на звук.

3. Уточнение диапазона слышимых ребёнком звуков:

Неречевые звуки низкой частотной зоны:

Средней частотной зоны:

Высокой частотной зоны:

4. Определение расстояния слышимости.

а. Неречевые и речевые звуки низких частот (барабан, дудка,  звуки А, У, М, Н).

б. Неречевые и речевые звуки средних частот (гармошка, гитара, деревянная дудка, звук Ш).

в. Неречевые и речевые звуки высоких  частот (бубен, свисток,  С,  СЬ, Ц).

Слушание, выполнение поручений, игры на развитие УДР, упражнения из рабочей тетради: «Кнопка», «Бабочка», и др.

Выполнение действий в ответ на звук.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, звучащие игрушки.

Барабан,  дудка.

Гармошка,  гитара.

Бубен,  свисток.

Барабан,  дудка.

Гармошка,  гитара.

Бубен,  свисток.

Да, нет, не слышу.

Выполнение действия в ответ на звук (складывание кубиков в коробку, пуговиц в банку, поднять руку, хлопнуть в ладоши, и т.д.)

РАЗДЕЛ 2.

ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 

3.

Бытовые шумы:

Дверной звонок и стук в дверь;

 Телефонный звонок (в т.ч. и мелодии сотового телефона) и

телефонный гудок (прерывный и непрерывный);

 Звук упавшего на пол предмета;

 Звук капающей и текущей воды.

 Шаги и др. звуки.

Слушание, выполнение поручений, упражнения из рабочей тетради: «Звуки дома», «Ухо».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерные программы «Звуки природы», «Учусь слушать и говорить», презентации, картинки.

Слышу, не слышу, вода, телефон, упал.

Узнавание и различение бытовых шумов в домашних условиях в течение дня.

4.

Звуки улицы:

Гул самолета;

 Звук работающего мотора машины, звук ее клаксона и звук

работающей сирены;

 Звук ветра;

 Шум дождя;

Шорох листьев;

 Звук морского прибоя и др. звуки.

Слушание, показ картинки, выполнение поручений, упражнения из рабочей тетради: «Звуки на улице»,  «Ухо».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Звуки природы», «Учусь слушать и говорить», презентации, картинки.

Самолёт, машина, слышу.

Узнавание и различение звуков улицы во время прогулок.

5.

Звуки, издаваемые животными:

Мяуканье и мурлыканье кошки;

 Лай собаки;

 Мычание коровы;

 Цокот копыт и звук, издаваемый губами лошади;

 Рык льва и собаки;

Щебетание птиц, воркование голубей и др. звуки.

Слушание, выполнение поручений, выбирание фигурок животных, имитация звуков, игра «Чудесный мешочек», упражнения из рабочей тетради: «Слышу – не слышу», «Звучащие игрушки».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерные программы «Звуки природы»,  «Домашний логопед», картинки, фигурки животных,

картинки.

Кошка, собака, корова, лошадь, слышу, не слышу.

Узнавание и различение звуков, издаваемых животными, звукоподражание, имитация звуков.

6.

Неречевые звуки, издаваемые человеком:

Кашель и чихание;

 Смех;

 Храп и др. звуки.

Слушание, выполнение поручений, показ картинки,

упражнение  «Слышу – не слышу».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Звуки природы», презентация «Неречевые звуки»,  картинки, фигурки людей.

Слышу, не слышу, кашель, чихание.

Узнавание неречевых звуков: кашель, чихание, сморкание, и т.д.

РАЗДЕЛ 3.

РАЗЛИЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗВУКОВ

7.

Определение наличия или отсутствия сигнала.

Слушание, выполнение поручений, упражнения из рабочей тетради: «Слышу – не слышу», «Есть сигнал – нет сигнала».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры.

Слышу – не слышу,  звук есть, нет.

Определение наличия или отсутствия звука от работающего  и выключенного  телевизора, текущей  и нет  воды и т.д.

8.

Определение количества сигнала.

Слушание, выполнение поручений, игры - упражнения из рабочей тетради: «Один или много барабанов», «Прыг», «Покажи круг – квадрат», и др.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, звучащие игрушки.

Один, много, два, три.

Определение количества сигналов: один, много, конкретное количество (два, три и др.)

9.

Определение длительности и прерывности сигнала.

Слушание, выполнение поручений,  упражнения из рабочей тетради: «Машина в гараже»,

«Лист».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры.

Длинный, короткий звук.

Определение длительности (длинный звук) и прерывности (несколько коротких звуков).

10.

Определение высоты звука.

Слушание, упражнения из рабочей тетради: «Неречевые звуки разных частот»,  «Какой мишка идёт», и др.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, игрушки.

Мишка идёт, ТОП-ТОП.

Зайка – топ – топ – топ.

Различение и узнавание высоких и низких звуков в играх.

11.

Громкость звука.

Слушание, упражнения из рабочей тетради: «Барабан: громко, тихо», «Нюша поёт» и др.

Рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

Громко, тихо.

Различение громких и тихих звуков в бытовой обстановке дома.

12.

Локализация звука.

 

Слушание, выполнение поручений, игры, упражнения из рабочей тетради: «Сверху – снизу», «Справа – слева»,  «Сверху – снизу и справа – слева».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, звучащие игрушки и предметы.

Сверху – снизу, справа – слева.

Определение направления звука во время игр и в бытовой деятельности.

РАЗДЕЛ 4.

РАЛИЧЕНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ

13.

Звукоподражания.

Слушание, показ картинок, упражнения из рабочей тетради: «При выборе из двух»,  « При выборе из трёх».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, компьютерная программа «Домашний логопед», звучащие игрушки.  

Ав-ав, мяу, му, тук-тук, би-би.

Наблюдение, прослушивание, узнавание звучащих игрушек и предметов, издающих звуки.

РАЗДЕЛ 5.

РАЛИЧЕНИЕ ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВ

14.

1. Односложные слова - резко отличающиеся друг от друга.

Слушание, показ или  повтор слов, упражнения из рабочей тетради: «Разные слова»,  «Похожие слова», и др.

Рабочая тетрадь.

Дом, кот. стол, лук, сок, суп, глаз, нос.

Узнавание односложных слов.

РАЗДЕЛ 6.

РАЛИЧЕНИЕ МНОГОСЛОЖНЫХ СЛОВ

15.

1. Многосложные слова с разным местом ударения.

Слушание, отхлопывание слов по слогам, игры, повтор  слов,  упражнения из рабочей тетради: «Сложи в шкаф»,  «Услышишь – раскрась».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры,

Майка, вода,

тапки, глаза, мама, кошка.

Отхлопывание слов по слогам,  повтор.

16.

Многосложные слова сходные друг с другом по месту

ударения и звуковому составу.

Слушание, упражнения из рабочей тетради: «Отвези в свой дом», «Рука или река?»

 

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, карточки.

Рука, река, молоко, молоток.

Отхлопывание слов по слогам,  повтор.

2 ЭТАП. РАЗЛИЧЕНИЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ОПОЗНАВАНИЕ ПРОСТЫХ ФРАЗ.

РАЗДЕЛ 1. РАЗЛИЧЕНИЕ ИМЁН БЛИЗКИХ.

17.

Различение имен.

Слушание, выполнение поручений, игра «Кто это?»,  упражнения из рабочей тетради: «Реакция на своё имя», «Моя семья», и др.  

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, фотографии, карточки с речевым материалом.

Таня, Оля, Данил, Степан, Дима.

 Узнавание и различение имён близких людей.

РАЗДЕЛ 2. ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА.

18.

Названия частей тела людей  и животных.

 Слушание, выполнение поручений, игра, повтор  слов,

упражнения из рабочей тетради:

 «Кот и собака», «Человек», рисование по заданию.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, карточки с речевым материалом, картинки, фигурки животных и людей.

Рука, нога, голова, туловище, хвост, лапы.

Показ и называние частей тела человека и животных.

РАЗДЕЛ 3. ЦВЕТА.

19.

Различение цвета.

Слушание, выполнение поручений, игра «Какого цвета не хватает», упражнения из рабочей тетради: «Шарики», «Краски», и др.,

повтор  слов.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, компьютерная презентация «Цвета», таблички с  речевым материалом.

Красный, белый, синий, зелёный, жёлтый.

Узнавание и различение цвета.

РАЗДЕЛ 4. РАЗМЕР И КОЛИЧЕСТВО.

20.

Различение и узнавание размера и количества предметов.

Слушание, выполнение поручений, игра «Сколько?»,  упражнения из рабочей тетради: «Большой и маленький», «Узкий и широкий», и др.,  повтор  слов.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, таблички с  речевым материалом, картинки.

Большой, маленький, узкий, широкий.

Поиск и показ предметов, разных по размеру и величине.

РАЗДЕЛ 5. ЕДА.

21.

Различение названий продуктов, пищи.

Слушание, выполнение поручений, повтор  слов, упражнения из рабочей тетради: «Положи на тарелку», «Суп», и др.

 

 

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, таблички.

Каша, сок, компот, суп, хлеб, яблоко, огурец.

Узнавание и различение названий продуктов, пищи в естественных ситуациях, в быту.

РАЗДЕЛ 6. ЖИВОТНЫЕ.

22.

Различение названий животных.

Слушание, выполнение поручений, игра, повтор  слов,  показ картинок, фигурок, упражнения из рабочей тетради: «Звукоподражания», «Штрихуем контуры», и др.

 

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Домашний логопед», фигурки животных, картинки.

Собака, корова, медведь, белка, волк.

Показ картинок, повтор названий животных, звукоподражания.

                                      РАЗДЕЛ 7. ПОСУДА.

23.

Различение названий посуды.

Слушание, выполнение поручений, игра «Что исчезло?», повтор  слов, упражнения из рабочей тетради: «Убери посуду», «Что лишнее».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, таблички, компьютерная презентация «Посуда».

Чашка, тарелка, кастрюля, ложка, нож, вилка.

Узнавание и различение названий посуды в ситуациях совместной деятельности в быту.

                                             РАЗДЕЛ 8. ИГРУШКИ.

24.

Различение названий игрушек

Слушание, выполнение поручений, повтор  слов, упражнения из рабочей тетради: «Убери игрушки», «Чего не хватает?», рисование, раскрашивание.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, игрушки, таблички.

Юла, кукла, мяч, поезд, машина, пирамида.

Узнавание и различение названий игрушек в ситуациях совместной деятельности в быту или во время игр.

                            РАЗДЕЛ 9. ТРАНСПОРТ.

25.

Различение названий транспорта.

Показ игрушек,  картинок,  различение слов, прослушивание звуков, вызываемых транспортом,

упражнения из рабочей тетради:  «Поставь в гараж», «Транспорт», рисование, раскрашивание.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, презентация «Транспорт».

Самолёт, мотоцикл, автобус, трамвай,  поезд, вертолёт.

Различение и узнавание названий транспорта дома во время прогулок.

                                                                                        РАЗДЕЛ 10. ГЛАГОЛЫ.

26.

Понимание и выполнение поручений.

Слушание, показ картинок, демонстрация действий, выполнение поручений,  повтор  слов, упражнения из рабочей тетради:

«Кто что делает?», «Сделай сам».

Рабочая тетрадь, картинки, окружающие предметы.

Пьёт, спит, кушает, говорит, идёт.

Демонстрация действий, повтор слов.

                      РАЗДЕЛ 11. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

27.

Различение названий числительных.

Слушание, выполнение поручений, игра: «Дай одну. Дай много», повтор  слов, упражнения из рабочей тетради: «Цветочки», «Конфеты», «Цифры».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, карточки, таблички, счётные палочки.

Один, одна, две, два, три, четыре, пять, и т.д.

Узнавание и различение слов – числительных, выполнение поручений, раскрашивание цифр по заданию взрослого.

                                                             

РАЗДЕЛ 12. РАСШИРЕНИЕ «ЗАКРЫТОГО» СПИСКА.

28.

Опознавание «открытого» списка слов.

Выполнение поручений, слушание, игра, повтор  слов, упражнения из рабочей тетради: «Выбирай», «Обобщающие слова».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, таблички, картинки.

Белка, мальчик, ручка, дверь, солнце, посуда, одежда, игрушки, овощи, фрукты.

Узнавание и различение слов в процессе общения и игр.

РАЗДЕЛ 13. ОПОЗНАВАНИЕ ПРОСТЫХ ФРАЗ.

29.

Понимание и различение фраз.

Слушание, выполнение поручений, игра, повтор  слов,  упражнения из рабочей тетради: «Форма – цвет», «Кто чем играет?», и др.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, таблички.

Мальчик играет с машинкой. Мама варит суп. Папа делает велосипед, и т. д.

. Понимание и различение простых фраз, относящихся к быту.

3 ЭТАП. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

РАЗДЕЛ 1. РАЗЛИЧЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ.

30.

Различение контрастных и сходных по высоте звуков.

Слушание, выполнение поручений, игра, повтор  звуков.

Упражнение  «С», «Ш», «Ч».

Упражнение «Письмо под диктовку».

Упражнение  «О», «У».

Упражнение «А», «И».

Упражнение  «Три сложных звука».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Домашний логопед».

Слышу, не слышу.

Раскрашивание, узнавание, различение,  называние букв в играх.

РАЗДЕЛ 2. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ.

31.

Различение слогов.

Слушание, выполнение поручений, игра, повтор  слогов, упражнения из рабочей тетради: «УА», «АУ». УМ», «МУ», и др.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Домашний логопед».

Слышу, не слышу.

Различение и опознавание слогов.

РАЗДЕЛ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗАДАННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ».

32.

Определение наличия и отсутствия гласного и согласного звука в начале, конце и середине слова.

Слушание, выполнение поручений, рисование, письмо, упражнения из рабочей тетради: «Ш», «Слова на букву (звук)», и др.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерная программа «Домашний логопед».

Платье, петух, телефон, тетрадь, молоток, мама.

Подбор букв на заданный звук, подбор картинок, в которых есть данный звук.

РАЗДЕЛ 4. ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО.

33.

Различение слов с ошибками.

Слушание, подбор картинок,

 повтор  слов,  упражнение из рабочей тетради: «Правильное слово».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, таблички, картинки.

Арбуз, банан, дом, собака, я слышу, правильно.

Подбор картинок на правильное слово.

РАЗДЕЛ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ.

34.

Понимание и определение места звука в слове.

Слушание, показ место расположения заданного звука, упражнения из рабочей тетради: «Гусеница», «Поезд».

 

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры.

В середине, в конце, в начале, я слышу, вот, тут.

Определение места звука в слове.

РАЗДЕЛ 6. ПОДБОР СЛОВА НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК.

35.

Подбор слов на заданный звук.

Слушание, показ слова, картинки, упражнения из рабочей тетради:

«Выбери картинки на заданный звук»,  «Азбука».

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, таблички.

Рак, радуга, свисток, солнце,  шапка, шарф, зонтик, заяц.

Подбор слов на заданный звук в совместной игре.

РАЗДЕЛ 7. СЛОВА, ПОХОЖИЕ ПО ЗВУЧАНИЮ.

36.

Опознавание слов, сходных по звучанию.

Слушание, выполнение поручений,  письмо, рисование, повтор  слов, упражнения из рабочей тетради: «Два похожих слова», «Три похожих слова», и т. д.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, таблички, карточки, картинки, презентация «Фонематический слух».

Банан – диван, лимон – вагон, суп – дуб – зуб.

Опознавание слов, похожих по звучанию, но разных по смыслу.

4 ЭТАП. РАСПОЗНАВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ.

РАЗДЕЛ 1. РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

37.

Восприятие (распознавание) на слух, незнакомого материала.

Слушание, выполнение поручений, игра, повтор  слов, упражнения из рабочей тетради: «Мальчики», «Шарики», и др.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, картинки, таблички.

Коля читает.  Миша играет.

Восприятие (распознавание) на слух материала, не знакомого ребёнку.

                                                   

РАЗДЕЛ 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

38.

Понимание и различение:

Предлогов;

Наречий;

Союзов;

Числа и рода существительных;

Времени глаголов;

Слушание, выполнение поручений, игра, повтор  слов, упражнения из рабочей тетради: «Кубики», «Мяч», и др.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, компьютерные презентации, карточки, таблички, картинки.

Кубик лежит на столе.  Хлеб и суп на столе. Было, сейчас.

Выполнение заданий и просьб взрослого, включающих использование предлогов,

наречий,

союзов,

числа и рода существительных.

РАЗДЕЛ 3. ВОПРОСЫ.

39.

Понимание и различение вопросов.

Слушание, выполнение поручений, игра, повтор  слов, упражнения из рабочей тетради: «Лето», «Огород», и др.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, сюжетные картинки, презентация «Времена года».

Что делает?  Что сделал?

Понимание на слух вопросов в конкретной контекстной ситуации.

РАЗДЕЛ 4. СЛОЖНЫЕ ФРАЗЫ.

40.

Понимание многосоставных инструкций и высказываний, выполнение поручений на слух.

Слушание, выполнение поручений, инструкций,  зарисовки, упражнения из рабочей тетради: «Цветы», «Девочки», и др.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, сюжетные картинки, таблички.

Принеси мне книгу из шкафа. Положи тетрадь на стол.

Понимание  высказываний и сложных поручений взрослого в домашней обстановке, совместной бытовой и игровой деятельности.

РАЗДЕЛ 5. УСТНЫЕ ТЕКСТЫ.

41.

Восприятие на слух текста, ответы на вопросы.

Прослушивание текста, рассматривание картинки, ответы на вопросы, рисование.

Рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры, Презентация «Короткие рассказы».

Понимание  содержания и смысла  простых сказок и рассказов.

4. Основные требования к умениям учащихся по развитию слухового восприятия:

Учащиеся с кохлеарным имплантом (КИ) должны научиться:

-      обнаружению и узнаванию речевых и неречевых (бытовых и других) звуков;

  • выделению в звуковых сигналах основных акустических признаков (громкость, длительность и др.) и различение звуковых сигналов по этим признакам;
  • управлению голосом и контролем голоса с помощью слуха;
  • различению слоговой структуры слов, длины предложений;
  • узнаванию часто используемых слов и предложений;
  • накапливать слуховые образы отдельных бытовых звуков, слов, фонем;
  • обнаруживать, узнавать, опознавать, имитировать различные неречевые, прежде всего, бытовые звуки, а также звуки, издаваемые человеком;
  • определению источника звука;
  • различать количество слогов в слове;
  • воспроизводить (с помощью движений) слоговой рисунок слова при восприятии на слух;
  • произносить слова с опорой на чтение, воспроизводить при восприятии на слух;
  • узнавать слова при закрытом выборе с опорой и без опоры на ритмическую структуру;
  • опознавать слова при открытом выборе;
  • - узнавать предложения при закрытом выборе;

    - узнавать предложения при открытом выборе.

  • понимать  смысл предложений и текста;
  • различать гласный и согласный звуки;
  • различать гласные при парном сравнении в слогах;
  • узнавать гласные в слогах и словах;
  • различать при парном сравнении высоту голоса;
  • различать и воспроизводить повествовательную и вопросительную интонацию предложений;

5. Контроль уровня обученности

Способы и формы проверки результатов:

  Тестирование.

  Диагностика слуха и речи учащихся.

6. Методические и учебные  пособия по РСВ:

1.  Зонтова. О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации. Методические рекомендации.   Санкт-Петербург: НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

2. Зонтова О.В  «Пакет дидактических материалов по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом: методические рекомендации».  (Санкт-Петербург: «Детский проспект», 2009).

3. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. КАРО, Санкт-Петербург, 2009 г.

4. .Назарова Л.И. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Москва, ВЛАДОС, 2001 г.

8. Оборудование:

1.  Компьютер.

2. Магнитофон.

9.Лист внесения изменений

№ п/п

Дата внесения изменений

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение.

Подпись сотрудника, внёсшего изменения.

4. Литература

1. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие — М.: Эксмо, 2011.

2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Науч. ред. проф. И.В. Королева.  СПб: Умная Маша,  2010.

3. Зонтова О.В  «Пакет дидактических материалов по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом: методические рекомендации».  (Санкт-Петербург: «Детский проспект», 2009).

4. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. Королева СПб.: Умная Маша, 2010.

5. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами.4-е издание, дополненное/ И.В Королева. - СПб.  СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма".

Выступление на спе.семинаре. В статье раскрывается понятие РДА, специфика построения коррекционной работы,виды помощи и организация занятий....

Предоставление детям качественной коррекционно-педагогической помощи в образовательном учреждении на базе класса КРО

Одними из мер, изложенных в  «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденной  Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, в разделе «Доступность ...

Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам по предупреждению и преодолению трудностей в обучении, возникающих в условиях ФГОС.

Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов; низкий уров...

Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения образования ребёнка – инвалида

В помощь при разработке программ психолого-педагогического сопровождения...

Особенности проектирования программы коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования.

Своевременное выявление детей с нарушенным слухом.Определение особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматри...