История развития психологии
статья по теме

Миронова Татьяна Александровна

Урок в 11 классе "История развития психологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_11_klasse.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Урок психологии в 11 классе

Тема « Психология и история развития»

                  Подготовил:

                                                            Педагог- психолог  МКОУ СОШ №10

                                                        Миронова Татьяна Александровна

г. Бирюсинск 2013

Цель: знакомить со спецификой работы практического психолога, с особенностями развития психологии как науки.

Задачи:

Научить понимать разницу между профессией психолога и другими людьми, оказывающими помощь человеку.

Научить обучающихся выделять этапы развития психологии.

  1. Беседа о психологии

Психолог задаёт вопрос обучающимся:

-Что такое психология?

-Кто такой психолог?

Обучающиеся дают свои ответы.

Психолог даёт точное понятие.

Психология ( от греч. «псюхе»-душа. «логос»- наука) – это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внешним миром.

Или можно сказать так: психология наука о закономерностях развития и функционирования психики ( как особой формы  жизнедеятельности) и психических явлений.

Психология помогает разобраться нам в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках.

Психолог:

- не врач, он не ставит диагноз, не лечит и не прописывает лекарств;

-не юрист, так как не защищает права другого человека по его поручению;

- не священник, так как не прощает и не отпускает грехи.

Психолог помогает человеку самому найти выход из затруднительных ситуаций, преодолеть внутренние барьеры. Психология учит пониманию самого себя, своих чувств и желаний, своих поступков и поведения других людей. Чем больше человек знает себя, тем больше  у него возможностей в решении такого важного вопроса, как выбор профессии.

  1. Психические процессы

В настоящее время предметом изучения психологии являются психика и психические явления.

Психика- это свойство высокоорганизованной  живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека.

В свою очередь психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.

Эмоциональные  психические процессы это такие явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением .

Таким образом, предметом психологии являются как психика и психические явления одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и  коллективах.

 В свою очередь, главная задача психологии состоит в исследовании психических явлений.

  1. Этапы развития психологии.

Психология, как и любая другая наука, прошла определённый путь развития. В её истории можно условно выделить четыре этапа.

 На первом этапе психология существовала -как наука о душе, на втором- как наука о сознании, на третьем – как наука о поведении, на четвёртом- как наука о психики.

Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психики человек сталкивается с тех пор как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Но задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

этапы

Начало этапа

1 этап. Психология как наука о душе

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Начало этапа – более 2 тыс. лет тому назад

2 этап. Психология как наука о сознании

Начинается с 17 века. Способность чувствовать и думать назвали сознанием. Основной метод- наблюдение человека за самим собой.

3 этап. Психология как наука о поведении

Начинается с 20 века. Задачи психологии- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека

4 этап. Современный этап развития психологии.

Начинается со второй половины  20 века. Изучение фактов закономерностей и механизмов психики.

Были донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки.

Вероятно, что такое стремление человека разобраться в самом себе привели к образованию одной из первых наук- философии. Изучение и объяснение души является первым этапом в становлении психологии. Представители  идеалистической философии рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Наиболее яркими представителями данного направления  являются философы школы Пифагора с острова Самос.

  Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика- вторичное, производное от материи явление.

По Платону ( 427-347 гг до н.э). По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа- начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело- начало зримое, низменное преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. Душа- самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о её здоровье значительно больше, чем о здоровье тела.

Второй этап. Рене Декарта ( 1569-1650). Выражение, принадлежащее Декарту «Мыслю, значит существую». Что  же такое мысль?». Он говорит, что мышление-это всё то, что мы воспринимаем непосредственно само собою». Основной постулат психологии  второй половины  девятнадцатого века; первое, что обнаруживает человек в самом себе- это его сознание. Он резко противопоставляет душу и тело, утверждая, что  существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух.

  Примерно с этого  времени  возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. На смену психологии души пришла психология сознания. Философы по- разному трактовали сознательную жизнь, считая её проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов- идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь- это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.

  Такой подход  к рассмотрению психического вызывал определённые противоречия. С одной стороны, это было связано с тем, что раз сознание является замкнутым в самом себе, то его нельзя изучить объективными методами, а значит, насколько перспективны все исследования, которые его изучают. С другой стороны, подобный подход к рассмотрению психических явлений не давал никакого практического  результата, и, следовательно,  психология начала рассматриваться как некая умозрительная наука. Поэтому в противовес этому направлению возник бихевиористический подход, который стал  рассматривать поведение в качестве предмета психологии- третий этап.

Четвёртый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.

Список используемой литературы

1.Е.Е. Григорьева., О.А. Махаева. Я выбираю профессию. Издательство УЦ « Перспектива», 2006г.

2.А.Г. Маклаков. Общая психология. ООО « Питер Пресс», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития ложки.

Появление ложки в мире....

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.) Подготовила: Карандина Галина Ивановна. Возрастная группа: 4-...

История развития города Дальнереченска

История развития города Дальнереченска...

История развития компьютерной техники

В презентации кратко представлена история  развития компьютерной техники. Можно  применять на вступительных  уроках по информатике в начальной  школе и на первых уроках информатики...

Проект-исследование "История развития Биробиджанской типографии"

Совместная с ученицей и ее родителями исследовательская работа, посвященная 75 летнему юбилею города Биробиджана...

История развития спортивного тимбилдинга.

История развития тимбилдинга Сама идея тимбилдинга в форме командобразования пришла к нам еще с античных времен. Документальные свидетельства древних тимбилдингов датируются примерно ...

Статья по педагогике и психологии. История развития ребёнка.

Материал статьи будет полезен учителям начальной школы, воспитателям и родителям при организации учебно-воспитательного процесса  с младшими школьниками. Статья содержит рекомендации  педаго...