Родительское собрание "Игровые формы и методы развития познавательных способностей у учащихся 3-го класса"
материал (3 класс) на тему

Стрелкова Марина Александровна

Родительское собрание "Игровые формы и методы развития познавательных способностей у учащихся 3-го класса"

Цель урока: развитие познавательных способностей учащихся 3 класса.

Психолого-педагогически задачи:

  • Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания и памяти.
  • Ознакомить родителей с психологическими и педагогическими методами и приёмами развития познавательных способностей учащихся (концентрации и объёма внимания, а также слуховой, зрительной и образной памяти).

Инструментарий:

  • для проведения родительского собрания нужно подготовить листы белой бумаги формата А 4 по числу участников;
  • цветные карандаши или фломастеры;
  • синие ручки и простые карандаши;
  • небольшие предметы: апельсин, конфета, яблоко, линейка, блокнот, мячик, ручка и т.п.;
  • бланки с символами, картинками для игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_roditelskoe_sobranie.docx76.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Белгорода

Родительское собрание "Игровые формы и методы развития познавательных способностей у учащихся 3-го класса"

Выступление

на родительском собрании

в 3 «А» классе

педагога – психолога

Стрелковой М. А.

Дата проведения:

20.09.2013 года

Белгород 2013 год

 Дата:  20.09.2013 г.                                                                                                                               Время:18.00-18.20

Родительское собрание "Игровые формы и методы развития познавательных способностей у учащихся 3-го класса"

Цель урока: развитие познавательных способностей учащихся 3 класса.

Психолого-педагогически задачи:

  • Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания и памяти.
  • Ознакомить родителей с психологическими и педагогическими методами и приёмами развития познавательных способностей учащихся (концентрации и объёма внимания, а также слуховой, зрительной и образной памяти).

Инструментарий: 

  • для проведения родительского собрания нужно подготовить листы белой бумаги формата А 4 по числу участников;
  • цветные карандаши или фломастеры;
  • синие ручки и простые карандаши;
  • небольшие предметы: апельсин, конфета, яблоко, линейка, блокнот, мячик, ручка и т.п.;
  • бланки с символами, картинками для игр.

Процедура проведения:

В классе столы и стулья расставляются так, чтобы получилось 4 зоны на максимальном отдалении друг от друга. Родители разделены на 4 группы. Каждая группа садится за отдельный “круглый” стол. В родительском собрании могут принимать участие не только родители, но и ученики первого класса. На рисунке № 1 показана примерная расстановка мебели.

Все группы занимаются развитием разных познавательных способностей:

первая группа – развивает концентрацию внимания;

вторая группа – развивает объём внимания;

третья группа – развивает слуховую память;

четвёртая группа – развивает зрительную и образную память.

На столах заранее приготовлен необходимый материал: карточки с играми и упражнениями (белой стороной вверх), раздаточные материалы, необходимые для участников каждой игры.

Рис.1. Расстановка мебели в классе

I этап родительского собрания:

В каждой группе выбирается один ведущий-родитель, который и проводит психологическую игру или упражнение, написанную на карточке, с остальными членами своей группы.

II этап:

После того, как каждая группа научилась играть в свою игру, выбирается 1 человек от группы. Он проводит ту же самую игру со всеми родителями класса.

III этап:

На этом этапе классный руководитель Криковцова Н.В. предлагает педагогические методы развития познавательных способностей у детей.

IV этап:

Родители предлагают свои игры и упражнения, которые помогают развивать познавательные способности детей.

Подробное описание этапов:

I этап родительского собрания:

Вступительное слово классного руководителя: Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешной учебной деятельностью ваших детей. Результаты учения тесно связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности наших малышей.

Важнейшие компоненты любого психического процесса – это память и внимание.

Их хорошее развитие напрямую помогает ребёнку учиться более продуктивно:

  1. Умение концентрировать своё внимание помогает малышу сосредоточенно работать на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, а также в течение длительного времени выполнять монотонную и рутинную работу.
  2. Умение переключать внимание помогает быстро и без потери темпа и времени перейти от одного вида деятельности, предлагаемого учителем, к другому.
  3. Если у ребёнка хорошо развиты различные виды памяти (зрительная, слуховая, образная, тактильная), он одинаково хорошо запоминает и объяснения учителя, и написанное на доске или в учебнике, учит стихи, он легче и успешнее работает в тетради.
  4. Ребёнку просто легче учиться, когда его познавательные способности развиты достаточно хорошо.

У многих учеников нашего класса, по материалам психологического исследования познавательных способностей, недостаточно развиты процессы произвольного внимания и различные виды памяти. Эти дети не умеют на длительное время сосредоточиться на одном деле, не умеют играть с игрушками, их интересы и увлечения примитивны.

Без помощи родителей школа не сможет изменить сложившуюся ситуацию. Часто родители занимаются с детьми только выполнением домашнего задания, а не играми и упражнениями, способствующими развитию познавательных способностей. Мы сегодня расскажем вам, как можно развивать познавательные способности ваших детей, просто играя с ними вместе вечером, в выходные дни, на прогулках, детских и семейных праздниках. Это и забавно, и помогает развитию памяти и внимания. Совместная игра улучшает микроклимат в семье, взаимопонимание между родителями и детьми, увеличивает доверительность отношений. Надеюсь, что наши игры и упражнения обогатят вашу копилку родительского мастерства.

Педагог-психолог: Уважаемые родители! Сегодня вы вспомните хорошо известные, но незаслуженно забытые, игры и упражнения для развития познавательных способностей – различных видов памяти и категорий внимания. Вы знаете, что хорошее развитие познавательных способностей помогает ребёнку лучше учиться, он легче “схватывает” новый материал, быстрее запоминает уже пройденное, быстрее и качественнее учит стихи и др. К сожалению, уровень познавательных способностей учеников вашего класса несколько ниже, чем хотелось бы. Поэтому сегодня мы предлагаем вам самим побывать в роли ваших детей, всем вместе поиграть в развивающие игры и затем использовать их дома, не только играя со своими детьми, но и развивая их способности.

Классный руководитель:

– В каждой группе мы просим вас выбрать одного ведущего-родителя.

– Теперь, когда ведущие выбраны, каждый круглый стол будет играть в свою игру, которая написана на карточке, лежащей на каждом столе. Ведущий берёт карточку.., а дальше все слушаются ведущего и делают то, что он говорит.

– Игра начинается! (ведущий проводит игру, написанную на карточке, с остальными членами своей группы).

Игры и упражнения для развития познавательных способностей

(напечатаны на отдельных карточках):

Карточка № 1.

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Все садятся в кружок. Ведущий быстро говорит: “Все, у кого в одежде есть что-то белое, поменяйтесь местами (поднимите руку, хлопните в ладоши). Все быстро выполняют команду ведущего. В следующий раз выполняют команду все, у кого -

  • светлые волосы;
  • голубые глаза;
  • брюки, а не юбки;
  • в одежде присутствует какой-то цвет (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный и т.д.);
  • есть украшения;
  • накрашены губы;
  • кто получил сегодня “5”;
  • кто изучает английский язык и др.

Вариативность игры: в эту игру можно играть до бесконечности, постоянно придумывая новые варианты.

Карточка № 2.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ

На стол выкладываются любые 6 предметов, например:

  • апельсин;
  • конфета;
  • яблоко;
  • линейка;
  • блокнот;
  • мячик.

Все внимательно смотрят на этот “натюрморт”, стараясь запомнить все предметы на нём. Затем все отворачиваются.

Через 10 секунд поворачиваются и называют все предметы, которые были на столе (стол в это время накрыт платком).

Ведущий убирает платок, и все проверяют, правильно ли они ответили. Ещё 10 секунд смотрят на “натюрморт”, отворачиваются.

В это время ведущий меняет любые 2 – 3 предмета на столе (например, убирает яблоко и кладёт карандаш).

По команде ведущего все поворачиваются и говорят, что изменилось.

У этой игры множество вариантов:

  • можно увеличивать количество предметов на столе;
  • менять большее количество предметов;
  • менять предметы местами;
  • менять цвет предметов (вместо синего карандаша положить красный) и т.д.

Карточка № 3.

ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Все садятся так, чтобы им удобно было писать. Каждому даётся листок бумаги и ручка (карандаш).

Ведущий просит всех закрыть глаза и медленно, с интервалом в 1 секунду, читает 7 – 10 любых коротких слов (например, можно взять любые словарные слова из учебника по русскому языку).

Пример: лес, стол, брат, окно, мёд, дерево, карандаш, лист, корова, игла.

После того, как ведущий назвал все слова, он просит всех открыть глаза и записать слова на своём листе бумаги. Кто написал больше правильных слов, тот и выиграл.

Варианты этой игры:

  • можно брать любые слова;
  • количество слов можно постепенно увеличивать от 7 до 15-20 слов;
  • можно записывать слова вразнобой (как запомнили);
  • можно записывать слова по порядку (как назывались);
  • можно записывать слова по алфавиту и т.д.

Карточка № 4.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ

На листе бумаги нарисованы символы – бланк 1 (рисунок 2).

Рис. 2. Бланк № 1.

Все играющие должны внимательно смотреть на них в течение 20 секунд и стараться запомнить.

Затем им предлагается бланк 2, на котором среди многих других символов (рисунок 3) есть те символы, которые нужно было запомнить.

Рис. 3. Бланк № 2.

Задача игроков найти символы и обвести в кружок.

Варианты игры:

  • можно использовать любые символы;
  • можно использовать любые картинки (например, из лото или какой-то другой детской игры);
  • можно использовать слова, написанные от руки или напечатанные на компьютере (например, можно взять любые словарные слова из учебника по русскому языку);
  • картинки, слова или цифры могут быть разных цветов и размеров, написанные или набранные разным шрифтом и стилем;
  • можно использовать любые цифры, знаки, иероглифы и т.п.

II этап:

После того, как каждая группа научилась играть в свою игру, выбирается 1 человек от команды, по очереди выходит в центр класса и проводит ту же самую игру, но теперь уже со всеми родителями класса.

Педагог-психолог и классный руководитель следят за правильным ходом игры.

III этап:

На этом этапе классный руководитель предлагает педагогические методы развития познавательных способностей у детей.

Упражнение № 1.

Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.

Упражнение № 2.

Для улучшения концентрации внимания ребёнку можно предложить такое упражнение: в таблице предложенных букв необходимо вычёркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З. Эта таблица называется таблицей Бурдона.

Вариант 1:

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИЖЮАЗБПАВОРШЩМСЫ0FЕН
РАУЩЙЦЗЧСЩКДЕЖХАИЩВЖЕТАОИИМЩК
ПОМТВШКБЗЫКЮМОСЩИЩАЛУЧЫАООЗКХ
АРВЫДФЖСТКОАЛПЬМОАЩУЦЧБЫЪХХАЛЕ
ЩММБМИИСОААПШОШРКИИОВЩУУОКТИЕИ
ЕИМОККМКТУЭЖСЭУЗЩАЛУЦЯТЯЧБМТВГМ
ИВЛЫЧЖЭЪУСЬЦШКНАОВЛПТСОАДЖХЖЮЖ
УЧХЦЪЛМТИАНКЕПИЧСБДЩУЫЦЙЧЮЖЗХ
ПОРВЛЖЭЙЦУКЕЬБЮЮЛАРПОЕШНЩГСМИТ
ТЬБЧАВРЕЗХХИХПРАВМТИТСКНЕОМПГРАМ
ИТЕНШОЩЗХЪЭЖДЛОРПАВЫФЯЧЧСММИТТЬБЮ
ЮОРВАПЕНШБЗИКБИЖЮАЗБПАВОРЫДФЖСТК
ОАЛПЬМОАЩУЦЧБЫЪХШЩМСЫ0АФЮСТЖМП
СВЮКЧФФЛFЕНУЙСНПМИПАВЫФЯЧСМИТЬБЮЖ
АФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛДЛОРПАВЫФЙЦУКЕНГШ
ЩЗХЪГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШЕЛШВЩКЬТВЫЧ

Вариант 2:

Тоже задание предлагается выполнить, используя страницу старого журнала или газеты (можно взять любой печатный текст).

Упражнение № 3.

Предложите ребёнку найти слова, которые спрятались в рядах букв и обвести их.

ЗОГАЗЕТАНЕАФЮСТЖМПСВЮДОМКЧФФЛОЖБЮР
МФДКНИГАЛИТГЕДИШАФЯЛМИШКАЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФПИСЬМОГРВКДУЕКБСТОЛЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШОКНОРМФИТЯВУЛКАНИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИПЛАТЬЕЖЮАЗБПАВОРШСОБАКАЩМСЫ0FЕН
РАУЩЙЦБРАТЗЧСЩКДЕЖХСВЕЧААИЩВЖЕТМЁДАОИИ

(В каждой строке спрятались два слова).

Упражнение № 4.

Ребятам предлагается решать примеры в определённом порядке:

1 вариант – сначала решить примеры с однозначными, а потом с двухзначными числами.
2 вариант – сначала решить примеры на сложение, потом на вычитание.
3 вариант – решать попеременно примеры с однозначными и двухзначными числами.
4 вариант – решить сначала примеры из второго столбика, потом из третьего, а потом из первого столбика и т.п.

2+3=

10-5=

30-12=

5+5=

10+10=

28-14=

6-2=

12-10=

10+14=

4+6=

13+11=

18+12=

8-4=

14+10=

16+13=

4+3=

11+12=

 

6-4=

10-2=

 

5+6=

 

 

7-3=

 

 

9+1=

 

 

IV этап:

Родители предлагают свои игры и упражнения, которые помогают развивать познавательные способности детей.

На этом этапе классный руководитель и педагог-психолог оценивают актуальность игр и дают им свою оценку. Здесь очень важно, чтобы оценки были в большинстве случаев положительные. Если игра не является развивающей познавательные способности, нужно сказать об этом и предложить родителям всем вместе подумать, в каком случае всё же может быть полезна предложенная игра. Все высказывания должны быть позитивными и побуждать родителей к активности.

На этом же этапе все родители получают от классного руководителя и педагога-психолога печатные памятки – рекомендации по дальнейшей эффективной развивающей работе с детьми.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание и память – одни из самых важных психических процессов. Внимание и память являются важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для развития памяти и внимания вашего ребёнка необходима ваша помощь.

– В основе внимания и памяти лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить познавательные способности малыша.

– Развивая познавательные способности своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

– Постоянно тренируйте познавательные способности своего ребёнка. Используйте для этого любую возможность: прогулки на свежее воздухе, походы, совместные мероприятия, детские и семейные праздники. Делайте это в игре, ненавязчиво, без назидания.

– Развивая познавательные способности своего ребёнка, не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.

– Стимулируйте интерес к развитию познавательных способностей собственным примером и примерами из жизни других людей.

– В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию познавательных способностей.

– Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

В завершении родительского собрания родителям предлагается письменно оставить комментарий, задать вопросы, предложить темы будущих родительских собраний. Все пожелания родители пишут на листочках бумаги и кладут в “Почтовый ящик”. Высказывания могут быть анонимными.

Список литературы:

  1. Л. Ф. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1997 г.
  2. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания.1-4 классы, М, 2011 г.
  3. Ф. Е. Рыбаков. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности. С-Пб, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей"для учащихся начальных классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать обра...

Пояснительная записка по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса

Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихс...

Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий

Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение наборо...

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей" для учащихся 2 класса.

Рабочая  программа  разработана на основе требований   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

«Развитие познавательных способностей». для учащихся с ЗПР 4 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА«Развитие познавательных способностей»....