Исследовательская работа.
по теме

Надежда Ивановна Шмидт

Тема "Развитие воображения второклассников на уроках литературного чтения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воображение принадлежит к числу высших, познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый процесс труда, нельзя приниматься за работу. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.

        Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

        Воображение в жизни ребенка играет еще большую роль, чем в жизни взрослого. С поступлением в школу начинается новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний, которые получает школьник в процессе обучения.

        Все это определяет актуальность выбранной темы исследования: развитие воображения младшего школьника на уроках литературного чтения.

        Объектом исследования явился процесс развития воображения младшего школьника.

        Предмет исследования: развитие воображения второклассников средствами учебной деятельности на уроках литературного чтения.

        Цель исследования определяется как выявление средств развития воображения младшего школьника на уроках литературного чтения.

        Были определены следующие задачи исследования:

  1. анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития воображения младшего школьника;
  2. подбор и апробирование диагностических методик на выявление уровня развития воображения младшего школьника;
  3. разработка и использование разнообразных заданий, обеспечивающих развитие воображения второклассников на уроках литературного чтения.

Учитывая важность роли возрастных особенностей младшего школьника в развитии воображения, в качестве гипотезы было выдвинуто следующее положение: возможно развитие воображения второклассников через выполнение ими специальных заданий на уроках литературного чтения.

                Исследование проводилось в три этапа:

  1. определение темы исследования;
  2. разработка содержания теоретической и практической работы по развитию  вербального и невербального воображения во втором классе;
  3. проведение опытно-экспериментальной работы во втором классе, анализ и обобщение ее результатов.

Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

Воображение – это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее, все новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим.

Воображение одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков.

        Развитие воображения является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

            Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство важных сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин, схем. Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ действительности.

        Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок, рассказов. У младших школьников мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие – фантастические образы и ситуации.

В процессе обучения, при общем развитии способности управлять своей умственной деятельностью, воображение становится также все более управляемым процессом, и образы его возникают в русле задач, которые ставит перед ними содержание учебной деятельности.

Опытно – экспериментальная часть.

Цель исследования заключалась в определении методов развития воображения младшего школьника, на уроках литературного чтения.

Практическая часть исследования включала в себя следующие задачи:

  1. Разработка диагностического аппарата исследования.
  2. Проведение исследования.
  3. Анализ полученных в ходе исследования результатов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе второго класса Раменской общеобразовательной школы №6. В классе 24 человека, из них 11 девочек и 13 мальчиков.

Для определения уровня развития воображения на констатирующем и контрольном этапах эксперимента детям предлагались следующие методики:

Методика 1 «Дорисуй фигуру».

Диагностическая методика составлена на основе исследований О. М. Дьяченко.

На листах нарисована какая-нибудь фигура. В качестве фигурок могут выступать, как элементы предметных изображений (непонятные изображения), так и простые геометрические фигуры. Необходимо дорисовать ее, чтобы получилась картинка (либо главный геро        й рассказа). На констатирующем этапе дети дорисовывали героя произведения Сергея Баруздина «Как Алешке учиться надоело», а на контрольном этапе – русская народная сказка «У страха глаза велики».

Методика 2 «Использование предмета».

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета отличающихся от обычных.

Инструкция: «зонт» используется для защиты от дождя, ты можешь придумать другие способы его использования, что из него можно сделать.

Время выполнения: 3 минуты.

Результаты оценивались по двум показателям:

  1. беглость ответов – 1 ответ – 1 балл;
  2. оригинальность ответов – 1 ответ – 4 балла.

Приведу  методы, использованные на контрольном этапе исследования.

Методика 1 «Дорисуй фигуру» - методика проводилась также как на констатирующем этапе, была изменена только исходная фигура.

Методика 2 «Использование предмета». Методика не изменялась, только был заменен предмет использования (теперь это «кастрюля»).

Формирующий этап эксперимента включал в себя систематическое использование особых заданий для развития воображения. Исследование строилось в соответствии с учебной программой.

Для достижения настоящих результатов при проведении уроков литературного чтения создавались такие условия, при которых:

  1. принимались все ответы детей (устные ответы детей, ответы в графической форме);
  2. исключалась критика личности и деятельности детей;
  3. осуществлялось обеспечение независимости выбора и самостоятельное принятие решений учащихся.

После изучения имеющегося опыта по развитию воображения младшего школьника, был отобран ряд приемов и методов работы по целенаправленному развитию воображения детей: прием драматизации, словесное рисование, описание по картине, одна строчка в рифму, составление диафильма, методический прием «Волшебные очки», из предложенных слов составить рассказ.

Исходя из этого основными задачами формирующего эксперимента выступали:

  1. Развитие воссоздающего воображения (создание образов соответствующих описанию):

а) вербального

б) невербального

  1. Развитие творческого воображения (самостоятельное создание новых образов).

На уроке по теме Николай Носов «Заплатка» после беседы по усвоению содержания текста, было предложено составить диафильм к рассказу. Замечу, что иллюстрация помогает ярче представить нарисованное словами, глубже понять читаемое. Рисунки позволяют без технических трудностей воссоздавать прочитанное и заново осмыслить его. На уроке, мы совместно с детьми определяли общий характер диафильма, последовательность развития событий. В связи с этим были выделены следующие части:

  1. Замечательные солдатские штаны;
  2. Мама и Бобка.
  3. Заплатка;
  4. «Молодец, Бобка!»

На заключительном этапе этого урока учащимся  было предложено графически изобразить 6 кадров (см. Приложение 3, 3а, 3б, 3в). При этом работа проводилась в форме конкурса на самого лучшего художника. Следует отметить, что подобное задание активизировало работу детей.

На уроке по теме Л. Пантелеев «Две лягушки» был использован прием «Словесное рисование» с целью развития воссоздающего воображения. На первом этапе урока использовалась динамическая, постепенно возникающая на глазах картина.

Умение словесного описания каждой детали действующего лица играет важную роль в развитии воображения учащихся. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно нарисованная (а учителем заранее - графически) соответствующая картинка. Постепенно создается законченная картина к эпизоду, которая и служит материальной опорой для возникших в воображении учеников представлений.

На уроке  по теме В. Сутеев «Снежный зайчик», после осмысления и полного анализа произведения, детям был предложен методический прием «Волшебные очки». Цель этого приема заключалась в развитии воображения и фантазии учащихся. Детям был представлен игровой материал: карандаши, листы с нарисованными «волшебными очками» различной формы. Задача детей заключалась в изображении Снежного зайчика так, чтобы части его тела приобретали форму очков

На уроке по теме А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» после восприятия текста второклассникам было предложено прочитать стихотворение так, как прочитал бы его каждый человечек.

Помимо этого на уроках литературного чтения был использован прием «Из предложенных слов составить рассказ».

Также ребятам был предложен методический прием «Одна строчка в рифму». Учащиеся должны закончить строчку так, чтоб соблюдалась рифма.

- Шла корова по луне…

- Стрекоза на шляпу села…

- Оторвали хвост собаке…

- Килька плавала в томате…

Приведу примеры двустиший, которые сочинили ребята:

Еремеев А.                 Шла корова по луне

                        И зашла домой ко мне.

Железников Н.          Стрекоза на шляпу села

                        И громко песенку запела.

Лесников И.        Стрекоза на шляпу села

                        И нечаянно ее съела.

Куприянов Н.        Оторвали хвост собаке

                        Помогите! Хвост найдите.

Таким образом, главным содержанием формирующего эксперимента выступало систематическое использование особых заданий на развитие воссоздающего и творческого воображения.

Рассмотрим итоги констатирующего эксперимента по методике «Дорисуй фигуру».

Методика «Дорисуй фигуру» предназначена для изучения невербального воображения. Методика проводилась во время изучения произведения Сергея Баруздина «Как Алешке учиться надоело». Исходной фигурой служил овал, который необходимо было дорисовать до одного из действующих героев.

Анализ результатов методики «Дорисуй фигуру» выявил следующее: 2 ученика достигли V уровня. На  IV уровне оказалось 10 человек, на III – 8 и на II – 4, самый низкий уровень на данном этапе не наблюдался.

        По методике «Использование предмета»  был выбран и предложен детям зонт. Они придумали для него следующее применение:

Ф. И. уч-ся

Использование предмета

Беглость

Оригинальность

Агафонова В.

Средство от дождя

1

0

Агишева Т.

Средство от дождя

1

0

Астахова М.

Средство от дождя

1

0

Байбородина Н.

Палка

1

4

Гаврилова Н.

Предмет для танца

1

4

Губанова И.

Шляпа

1

4

Еремеев А.

Парус

1

4

Железников Н.

Средство от дождя

1

0

Католик Ю.

Защита от солнца

1

4

Князева Н.

Санки, палка

2

4

Кожин А.

Корзина для ягод

1

4

Коротаев К.

Средство от дождя

1

0

Куприянов Н.

Парашют

1

4

Лесников И.

Ведро, удочка

2

4

Минаев К.

Средство от дождя

1

0

Пирогов Д.

Обруч

1

4

Рогов М.

Качели

1

4

Романова Д.

Лодка

1

4

Рубенцова М.

Сумка

1

4

Рябцев С.

Шкаф

1

4

Сынжеряк М

Средство от дождя

1

0

Титаров А.

Средство от дождя

1

0

Шилкина В.

Клюшка

1

4

Шокиров Д.

Шпага

1

4

Таким образом, и эта методика выявила бедность воображения второклассников, только 2 человека из 24 предложили два варианта использования предмета, все остальные предложили по одному варианту.  8 человек отметили только его настоящее применение (средство от дождя).

На контрольном этапе методика «Дорисуй фигуру» проводилась во время изучения русской народной сказки «У страха глаза велики».  Исходной фигурой служила произвольная незамкнутая кривая, которую необходимо было дорисовать до одного из героев произведения.

Анализ результатов методики «Дорисуй фигуру» выявил следующее: V уровня достигли 3 человека. IV уровня достигли 14 человек, III – 5 человек,  II - 2 человека. Низкий уровень на контрольном этапе не наблюдался.

Заметно, что на контрольном этапе в сравнении с констатирующим V и IV уровень повысился, а III и II уровень понизился.

По методике «Использование предмета»  была выбрана и предложена детям «кастрюля». Они придумали для нее следующее применение:

Ф. И. уч-ся

Использование предмета

Беглость

Оригинальность

Агафонова В.

Стол

1

4

Агишева Т.

Чашка

1

4

Астахова М.

Разнос, горшок для цветка

2

8

Байбородина Н.

Банка

1

4

Гаврилова Н.

Шапка, сумка

2

8

Губанова И.

Рояль

1

4

Еремеев А.

Стакан

1

4

Железников Н.

Щит, крыша для домика

2

8

Католик Ю.

Тарелка

1

4

Князева Н.

Кровать, ковшик

2

8

Кожин А.

Умывальник

1

4

Коротаев К.

Ведро, стул

2

8

Куприянов Н.

Качели

1

4

Лесников И.

Колесо, барабан

2

8

Минаев К.

Сковорода

1

4

Пирогов Д.

Светильник

1

4

Рогов М.

Абажур

1

4

Романова Д.

Зонт

1

4

Рубенцова М.

Люстра, будка для собаки

2

8

Рябцев С.

Шапка, кашпо

2

8

Сынжеряк М.

Крыша для машины

1

4

Титаров А.

Ведро

1

4

Шилкина В.

Стул

1

4

Шокиров Д.

Таз, карусель

2

8

Сравнивая результаты методики «Использование предмета», заметно, что у 7 человек повысилось беглость ответов, у 12 человек повысилось оригинальность ответов.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследовательской работы в основном подтвердилась (то есть предполагаемое изменение наблюдалось не у каждого ребенка по всем заданным параметрам).

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что для развития воображения младшего школьника необходимо формирование личностных качеств учеников – готовности к нестандартным решениям, к созиданию в разных сферах, что возможно через выполнение ими специальных  заданий на уроках литературного чтения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Воображение имеет важное значение в жизни ребенка. Оно связано с разными психическими процессами. Его роль велика не только в познавательной и практической деятельности, но и в системе всей духовной жизни, всех форм отражения объективного мира. Более того жизненный путь человека, развитие его личности, его индивидуальности существенно зависят от того, в какой мере воображение представлено в структуре деятельности и облике личности.

Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и рассказов.

Рассмотренная проблема развития воображения младшего школьного возраста, значима для современной школы вообще и начальной в частности.

Настоящая работа может быть полезна учителю начальной школы, который заинтересуется проблемой развития воображения учащихся в учебном процессе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Предмет исследования: развитие воображения второклассников средствами учебной деятельности на уроках литературного чтения

Слайд 4

Цель: выявление средств развития воображения младшего школьника на уроках литературного чтения.

Слайд 5

1) Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития воображения младшего школьника; 2) Подбор и апробирование диагностических методик на выявление уровня развития воображения младшего школьника; 3) Разработка и использование разнообразных заданий, обеспечивающих развитие воображения второклассников на уроках литературного чтения.

Слайд 6

Гипотеза: возможно развитие воображения второклассников через выполнение ими специальных заданий на уроках литературного чтения

Слайд 7

Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

Слайд 8

Практическая часть исследования включала в себя следующие задачи: разработка диагностического аппарата исследования; проведение исследования; анализ полученных в ходе исследования результатов.

Слайд 9

Методика 1. « Дорисуй фигуру » . Методика 2. « Использование предмета » .

Слайд 10

Задачи формирующего эксперимента: Развитие воссоздающего воображения: а) вербального; б) невербального. Развитие творческого воображения.

Слайд 12

Методический прием « Прочитай как человечек»

Слайд 13

Исходная фигура к методике «Дорисуй фигуру» на констатирующем этапе эксперимента.

Слайд 14

Результаты констатирующего эксперимента к методике « Дорисуй фигуру »

Слайд 15

Ф. И. уч-ся Использование предмета Беглость Оригинальность Агафонова В. Средство от дождя 1 0 Агишева Т. Средство от дождя 1 0 Астахова М. Средство от дождя 1 0 Байбородина Н. Палка 1 4 Гаврилова Н. Предмет для танца 1 4 Губанова И. Шляпа 1 4 Еремеев А. Парус 1 4 Железников Н. Средство от дождя 1 0 Католик Ю. Защита от солнца 1 4 Князева Н. Санки, палка 2 4 Кожин А. Корзина для ягод 1 4 Коротаев К. Средство от дождя 1 0 Куприянов Н. Парашют 1 4 Лесников И. Ведро, удочка 2 4 Минаев К. Средство от дождя 1 0 Пирогов Д. Обруч 1 4 Рогов М. Качели 1 4 Романова Д. Лодка 1 4 Рубенцова М. Сумка 1 4 Рябцев С. Шкаф 1 4 Сынжеряк М Средство от дождя 1 0 Титаров А. Средство от дождя 1 0 Шилкина В. Клюшка 1 4 Шокиров Д. Шпага 1 4 Методика « Использование предмета » на констатирующем этапе эксперимента.

Слайд 16

Исходная фигура к методике «Дорисуй фигуру» на контрольном этапе эксперимента.

Слайд 17

Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента к методике « Дорисуй фигуру »

Слайд 18

Методика «Использование предмета» на контрольном этапе эксперимента Ф. И. уч-ся Использование предмета Беглость Оригинальность Агафонова В. Стол 1 4 Агишева Т. Чашка 1 4 Астахова М. Поднос, горшок для цветка 2 8 Байбородина Н. Банка 1 4 Гаврилова Н. Шапка, сумка 2 8 Губанова И. Рояль 1 4 Еремеев А. Стакан 1 4 Железников Н. Щит, крыша для домика 2 8 Католик Ю. Тарелка 1 4 Князева Н. Кровать, ковшик 2 8 Кожин А. Умывальник 1 4 Коротаев К. Ведро, стул 2 8 Куприянов Н. Качели 1 4 Лесников И. Колесо, барабан 2 8 Минаев К. Сковорода 1 4 Пирогов Д. Светильник 1 4 Рогов М. Абажур 1 4 Романова Д. Зонт 1 4 Рубенцова М. Люстра, будка для собаки 2 8 Рябцев С. Шапка, кашпо 2 8 Сынжеряк М. Крыша для машины 1 4 Титаров А. Ведро 1 4 Шилкина В. Стул 1 4 Шокиров Д. Таз, карусель 2 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...