Лекция "Воля"
план-конспект урока по теме

Есева Ирина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_volya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Воля

Этапы урока

Ход урока

Структура волевого действия

На доске:





















































Система волевого действия

























































































Волевое – неволевое  поведение


Составление  структуры.


- С чего начинается волевое действие?

- С осознания цели действия  и связанного с ним мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего её, стремление к цели принято называть желанием.

- Но не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. фильтруется через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску.

- При формировании цели особую роль играет её содержание, характер и значение.  Чем значительнее цель. Тем более стремление может быть вызвано ею.

- Желание не всегда сразу претворяется жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в затруднительном положении, не зная какое из них реализовать. Как по - вашему можно назвать этот этап?

- Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных  побуждений к деятельности, принято называть БОРЬБОЙ МОТИВОВ.

- Заключительным моментом борьбы мотивов является ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ, заключающегося в выборе цели и способов действия.

-  Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение  принятого решения связано с определенным сроком. Если  исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае говорят о НАМЕРЕНИИ исполнить принятое решение., например, поступить в вуз. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную  решением направленность на осуществление цели.

- При существовании намерения выделяют этап планирования путей достижения поставленной цели. Спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации  необходимо сознательное ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ ( особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения действия)

- Это заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: во внешнем действии или во внутреннем (воздержание от какого – то внешнего действия).

- Просмотрите структуру и выделите этапы волевого действия. (в паре)

- Проверяем (слайд 1):

1. мотивационный.

2. целеобразование.

3. Принятие решения.

4. Исполнение решения.

- Сделайте вывод по структуре волевого действия. (волевое действие включает следующие этапы: 1. мотивационный.

2. целеобразование.3. Принятие решения.4. Исполнение решения., наиболее сложный из них этап исполнения)


- А если один  из компонентов системы убрать?

(будет нарушена вся система)

- прочитайте и определите есть ли нарушение компонентов системы и где (в группах по 5 чел)?

Для иллюстрации приводим краткую выписку из истории болезни (на листочках):

больной Лены Т., 1957 г. рождения (история болезни представлена М. А. Каревой), поступила в больницу им З. П. Соловьева 27/III 1974 г., выписана — 30/IV 1974 г. Учится в 10-м классе. Наследственность не отягощена. В дошкольном возрасте перенесла детские инфекции. Была способной, общительной девочкой, читать начала с 5 лет. В школе до 5-го класса была отличницей. Много времени отдавала учебе. Занималась общественной работой. Настроение было всегда радостным. В подростковом возрасте стала интересоваться своей внешностью, огорчалась, что она полная. С восхищением рассказывала об одной из своих учительниц, "стройной женщине", которая указывала девочкам, что надо следить за собой, быть всегда подтянутой, подчеркивала значимость внешнего вида для женщины. Лена стремилась подражать во всем этой учительнице, стать на нее "похожей".

Весной 1973 г. после просмотра французского фильма, в котором играла "красивая актриса с тонкой фигурой", многие одноклассницы Лены стали себя ограничивать в еде, чтобы стать "такими же изящными, как киноактриса". Больная тоже включилась в эту деятельность похудания, стала себя резко ограничивать в еде (весила 54 кг при росте 161 см). Стала исключать из рациона хлеб, сладкое, уменьшила общее количество пищи, стала после еды делать упражнения "для живота". Похудела на 6 кг, чем вызвала беспокойство родителей. Осенью пошла в школу. Учебе уделяла все свободное время. Одноклассники заметили, что девочка похудела. Восхищались ее силой воли. Никто из них не смог долго ограничивать себя в еде. Девочки подходили к Лене, советовались, спрашивали о диете, ей это очень нравилось.

С этого времени (август-сентябрь 1973 г.) стала еще больше ограничивать себя в еде, совсем не употребляла хлеба. За столом была очень напряжена. Когда ее уговаривали есть, делала вид, что ест, при этом выбрасывала и прятала продукты.

С ноября похудела на 10 кг (вес 38 кг), прекратились менструации, появилась апатия, раздражительность. Жаловалась, что стало трудно понимать объяснения учителя, утомлялась на занятиях. Одноклассники удивлялись, как она в таком состоянии может учиться. Тем не менее продолжала ограничивать себя в еде. Гордилась своей "силой воли": "Доктор, вы представить себе не можете, что это такое, когда бабушка приносит свежую булочку, посыпанную сахарной пудрой, и умоляет ее съесть, а я не ем!" Начались конфликты с родителями по поводу еды, в ответ на просьбы близких поесть могла резко ответить, нагрубить. Слезы матери, уговоры не помогали. Тщательно скрывая причину, уверяла, что нет аппетита. Гораздо позднее в больнице призналась, что есть хотелось всегда, что "аппетит был очень сильный, но не ела, так как боялась, что не выдержит и съест много и опять станет полнеть".

С января 1974 г. началось лечение у психиатра, сначала амбулаторно, а затем в больнице. Вес при поступлении был 35 кг. Уверяла врача, что она не только здорова, но и вполне счастлива: "Я добилась всего, что хотела!" При попытках персонала накормить больная грубила, делала вид, что ест, но выбрасывала пищу, вызывала рвоту после еды.

Была переведена в больницу им. 3. П. Соловьева. Физическое состояние: рост 161 см, вес 38,5 кг, подкожно-жировой слой почти отсутствует, кожные покровы бледные. Внутренние органы без патологии. Неврологическое состояние: тремор пальцев рук, сухожильные рефлексы оживлены. Психическое состояние: при поступлении жаловалась на слабость, апатию, повышенную утомляемость, раздражительность. Была возмущена тем, что переведена в больницу им. 3. П. Соловьева, настаивала на выписке. О своем состоянии говорила неохотно, уверяла, что почти выздоровела. В доказательство приводила прибавку в весе на 3 кг.

После длительного медикаментозного лечения стала лучше есть. Выписана при весе 50 кг.

Через 2 недели после выписки поправилась до 56,5 кг. Начал тревожить "избыток веса", стала опять ограничивать себя в еде, боялась "стать жирной".

С больной было проведено экспериментально– психологическое исследование. К факту обследования отнеслась спокойно. Старается как можно лучше узнать инструкции, помощь экспериментатора принимает, хорошо использует. Ошибки исправляет сама или с направляющей помощью, оправдывается при этом. Задания старается выполнить как можно лучше.

Нарушений познавательной сферы не выявлено, память, мышление соответствуют возрастному и образовательному уровням. Отмечается утомляемость и затрудненность переключения внимания.

Самооценка больной отражает ее состояние. Здоровье свое она оценивает так: "когда весила 35 кг, была больная, не могла от своего отказаться, сейчас я — среди весьма здоровых". Свой характер считает хорошим, гордится им: "Я усидчивая, хорошо схожусь с людьми". При исследовании методом ТАТ тема еды, похудания отсутствует, отмечается тема конфликта в семье и в любви. 

- Т.О, мы рассмотрели структуру волевого действия и выяснили, что эта схема может быть и системой.



- Определить и соотнести: волевое – неволевое поведение (слайд 2):



Человек сдержался и не нагрубил начальнику, потомучто побоялся его мести

(волевое состояние, т.к. связано с подавлением возникшей потребности при помощи волевого усилия)

Одна юная спортсменка – прыгунья в высоту – очень хотела именно на данных соревнованиях выполнить норму первого разряда. Первые две попытки на нужной ей высоте закончились неудачно: планка была сбита. Осталась последняя попытка. Боясь неудачи, спортсменка 17 раз начинала разбег, но ни разу не оттолкнулась от земли, чтобы прыгнуть. (решение – прыгать или нет – она каждый раз принимала, иначе бы не дала разбега. Но состояние решиости выполнить намерение – прынуть – удержать во время каждого разбега она не смогла.


1 вариант: правильно соотнесли;

- Какие знания, умения помогли вам выполнить задание?

2 вариант: не смогли соотнести:

- Какие знания нам понадобятся, чтобы выполнить задание?

( определения волевого и неволевого поведения)

- Волевое состояние . В.И. Селиванов определяет эти состояния как «класс психических временных состояний, которые являются оптимальными внутренними условиями личности, способствующими преодолению трудностей». К ним относятся (слайд 3):


Волевое состояние

характеристика

Состояние мобилизационной готовности

Довольно устойчивое, длящееся от нескольких часов до нескольких дней, отражающее возникновение целевой доминанты, направляющей   сознание человека на достижение высокого результата, и готовность бороться с любыми трудностями во время предстоящей деятельности.

Состояние решимости

Это готовность не к быстрому принятию решения, а готовность начать осуществлять принятое решение, инициировать действие при наличии риска, в случае возможностей неприятных последствий. Т. О, это состояние возникает одновременно с принятием решения, а не до него. Характерной особенностью является то, что по мере приближения по времени и пространству к желаемому объекту решимость может снижаться, если человек не уверен в успехе.

Состояние сосредоточенности

Это Волевое состояние связано с преднамеренной концентрацией внимания на процессе деятельности.

Состояние сдержанности

Это состояние волевого напряжения по сдерживанию побуждений, появляющихся при возникновении определенных эмоциональных состояний (радости, злости, гнева)


Безвольное поведение. За безволие принимают как нежелание («явно выраженное отрицательное отношение к преодолению трудностей» - В.И. Селиванов), так и неспособность проявить силу воли (неумение подавлять в себе отдельные желания, настроения и чувства – А.В. Веденов). Безволие в большинстве случаев связано с мотивацией, т.е.  с подготовительным этапом волевого акта. «Безвольные» действуют непродуманно, нерешительно при выборе цели или, наоборот, самоуверенно, импульсивно. У них слабо выражена способность выбора путей  и средств достижения

цели. Т.О, у всех слабовольных отмечается отсутствие активной работы сознания на стадии планирования действий.


Проявления воли (волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности.

Слайд 4:

Выдержка и самообладание

  • Выражаются в умении сдерживать свои чувства; умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманные действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.




Целеустремленность

  • Сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.


  • Стратегическая – умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами;
  • Оперативная – умение ставить цели для отдельных действий и не отклонятся от них в процессе достижения.



Инициативность 



  • Способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.



Решительность 


  • Отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений.



Последовательность действий человека



  • Характеризует то, что все совершаемые человеком поступки из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий связана с самоконтролем и самооценкой.




- Домашним задание будет привести примеры на каждое качество из художественных произведений.


- У нас в ходе урока получилась таблица.

- Рассмотрите её и сделайте выводы по вопросам (слайд 5):

1. Что для меня было сложным и почему?

2. Что показалось интересным и что этому способствовало?

3. Что хотелось бы добавить в таблицу?

Литература: 1. И.П.Ильин. Психология воли.

                      2. А.Г. Маклаков. Общая психология.

                3. Б.В. Зейгарник. Патопсихология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудо - волы" А.Вахрушев

Разработка урока и презентация по теме "Чудо-волны" А.Вахрушев, УМК "Школа 2100"...

Родительское собрание на тему "Воспитываем силу воли""

Вы, наверно, слышали иногда от своих детей «Не умею…», «Не знаю как…» Это не страшно, если это Вы слышите редко. Но если постоянно… То тогда нужно задуматься над вопросом, а не безвольным и безответст...

Воля и волевые качества учащихся. Как их развить?

Материал для родителей , желающих развить потенциал своих детей....

Родительское собрание "Воля и труд человека дивные дивы творят"

Цель данного собрания привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи....

СИЛА ВОЛИ.

Родителям на пользу!!!...

ВОЛЯ И ТРУД ЧЕЛОВЕКА ДИВНЫЕ ДИВЫ ТВОРЯТ

Привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи....

Игра "Волчок". Построение механизма для раскручивания волчка

РобототехникаПередаточное отношение. Ведущая и ведомая шестерня. Повышающая передача.Игра "Волчок". Построение механизма для раскручивания волчка....