Главные вкладки

    "Особенности адаптационного периода первоклассников" Семинар-тренинг для родителей
    план-конспект занятия (1 класс) по теме

    Халитова Джамиля Чолпонбаевна

     

    Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания адаптационного периода ребенка при поступлении в школу и научить их справляться с возникающими трудностями. На наш взгляд, данная форма работы с родителями наиболее эффективна, так как кроме теоретического материала, предлагаемого психологом, в ней содержатся несложные практические упражнения и задания, которые впоследствии могут быть использованы участниками тренинга  в семьях вместе с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_dlya_roditeley_pervoklassnikov.rar589.96 КБ
    Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.rar128.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа №1» г. Губкинский ЯНАО

     

     

     «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

    Семинар-тренинг для родителей

    Автор-составитель:

    Халитова Джамиля Чолпонбаевна

    педагог-психолог МБОУ «ООШ№1»

    Губкинский, 2012 г.


    Цель:

    Повышение психологической компетентности родителей в области взаимодействия с детьми на протяжении всего адаптационного периода первоклассника.

    Задачи:

    1. Знакомство участников тренинга друг с другом.
    2. Создание атмосферы доброжелательности.
    3. Осознание причин и проявлений адаптационного периода первоклассника.
    4. Определение способов поддержки и помощи ребенку.
    5. Обобщение опыта и способов взаимодействия с детьми (собственный опыт родителей, педагога и психолога).

    Краткое описание мероприятия

    Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания адаптационного периода ребенка при поступлении в школу и научить их справляться с возникающими трудностями. На наш взгляд, данная форма работы с родителями наиболее эффективна, так как кроме теоретического материала, предлагаемого психологом, в ней содержатся несложные практические упражнения и задания, которые впоследствии могут быть использованы участниками тренинга  в семьях, вместе с детьми.

    К данной разработке прилагается презентация, которая демонстрируется по ходу предоставления информации, и может быть использована ведущим по своему усмотрению.

    Ход мероприятия

    1. Введение.
    1. Представление психолога.

    Добрый день! Меня зовут Джамиля Чолпонбаевна, я педагог-психолог.

    Цель нашей встречи сегодня – раскрыть особенности адаптационного периода первоклассника, выявить причины трудностей, которые могут возникнуть в вашей семье, с тем, чтобы суметь помочь нашим детям в этот непростой для них период жизни.

    1. Для начала я предлагаю познакомиться со всеми поближе. Сделаем это не совсем обычным способом. Поиграем в игру «Снежный ком». (Участники, сидя в кругу, каждый по очереди называют хорошее качество своего характера, которое начинается с первой буквы его имени. Например, Джамиля: «Д» -Добрая. Следующий участник называет себя и представляет предыдущих членов группы.)
    2. Деление участников тренинга на 2 группы. Проводится игра «Белый-пушистый». Образуются две группы: «белые» и «пушистые».

    1. Основная часть.
    1. Задание для работы в группе (5 минут):

    Отметьте, какие изменения произошли в вашем ребенке при поступлении в первый класс? Например, ребенок стал более плаксивый, капризный или более самостоятельный (проявления могут быть как положительные, так и отрицательные).

    По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своей работы. Обсуждение.

    Ведущий подводит итог.

    1. Задание для работы в группе (5 минут):

    Определите основные пути и способы поддержки ребенка в адаптационный период? Например, как можно поддерживать оптимальный уровень работоспособности или тренировать волевые усилия, какие вы знаете пути и способы снятия напряжения и т.д.

    По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своих обсуждений.

    Ведущий подводит итог и дополняет полученную информацию.

    1. Игра на снятие напряжения «Снежки»

    Участники тренинга встают в круг. Каждому предлагается взять как можно больше листов бумаги, хорошо смять каждый лист в комок и бросить его в центр круга на пол. Формируя комочек, необходимо мысленно вложить в него все свои негативные эмоции. После того, как все листы будут превращены в комки, круг участников делится пополам, образуя две команды, стоящие друг против друга. По сигналу ведущего (например, зазвучала музыка), команды начинают перебрасывать «снежки» на территорию противника. Их задача – избавиться от снежных комочков. По окончанию музыки игра останавливается. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньше «снежков».

    1. Упражнение «У меня хороший ребёнок, потому что….»

    Мы часто говорим о своих детях, мы часто видим недостатки наших детей. А всегда ли замечаем их достоинства?

    Я предлагаю вам сейчас 10 раз продолжить предложение «У меня хороший ребёнок, потому что….»

    - легко ли было это сделать?

    - какие возникли затруднения?

    - часто ли мы задумываемся о том, сколько хорошего в наших детях?

    - зачем нам надо думать о положительных качествах детей, что это нам даст?

    1. Ведущий подводит итог, выводит общие рекомендации.

    1. Заключительная часть.
    1. Рефлексия.
    2. Заполнение анкеты:

    - Был ли тренинг полезным для Вас?

    - Что больше всего понравилось (не понравилось)?

    -Появилось ли желание еще раз поучаствовать в подобном мероприятии?

    - Какие еще темы Вы хотелибы обсудить в таком формате?



    Подписи к слайдам:

    Принимать ребенка -значит любить его не за то,что он красивый, умный, способный, отличник, а просто так, просто за то, что он есть!Б.Ю. Гиппенрейтер
    Чувстварадость тревогавосторг растерянностьудивление напряжение Первоклассник – это ребенок… воспитатель, группа беспечность, беззаботность игра детский сад (дошкольник) учитель, сверстники требования, обязанности учебная деятельность школа (школьник) В первые дни (недели) снижается сопротивляемость организма Может:Нарушаться сонНарушаться аппетитПовышаться температураОбостряться хронические заболеванияДети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут Свое пространство
    портфель, тетради, учебники
    соблюдениеграфика работы и отдыха
    своя комната, рабочее место - письменный стол
    Внешние атрибуты
    Режим дня
    Как помочь ребенку учиться в школе? Витамины комплекса В:В1 – хлеб с отрубями, крупы, фасоль, печень, свинина В2 В6 молочные продукты, рыба, яйца, свежие овощи В условиях стресса истощаются запасы: кальция магния Необходимо регулярное употребление витамина С Дневной сон
    Расслабляющие ванны (пустырник, шалфей и др.)
    Прогулки на улице не менее 2–х часов в день
    Подвижные игры
    РОДИТЕЛЯМСоставьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением.Не пропускайте трудности возможные у ребенка на начальном этапе обучения. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 летних детей.
    ПЕРВОКЛАССНИКА Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо давать малышу физическую разрядку. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. С поступлением в школу в жизни ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Принимайте участие в жизни класса и школы.
    ПАМЯТКА Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Искренне интересуйтесь его школьными делами. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость.Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. У д а ч и в а м!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Возрастные особенности первоклассника,помощь ребенку в адаптационный период к школе со стороны родителей

    Младший школьный возраст –  это возраст формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятел...

    Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

    Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

    Особенности адаптационного периода первоклассников

    Адаптация к первому классу – один из важнейших периодов в жизни ребенка, период формирования его ученических и личностных качеств. Нередко этот этап становится труднейшим испытанием, как для новоиспеч...

    Особенности адаптационного периода пятиклассников

    используется на родительских собраниях и педсоветах. Говорится о возрастных особенностях данного возраста и о трудностях адаптации....

    Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

    Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...

    Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.

    Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...