Проблема выявления одарённых детей.
статья по теме

В статье говорится о важности  создания благоприятной психологической обстановки для одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_vyyavleniya_odaryonnykh_detey.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Проблема выявления одарённых детей.

            Выявление одаренных детей – очень  важная проблема.  Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть  своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В-третьих, одарённые дети, попадая в щкольные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одарённых детей формируется стремление не выделятъся, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем снижаются. «Усреднение» одарённого ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так называемым «синдромом бывшего вундеркинда». Ощущение творческой несостоятельности, «зацикленность» на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что, в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности.

           Поэтому очевидна острая необходимость в подходах к проблеме прогноза развития одарённости. Исследования П.Торренса показали, что одарённые дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание всё делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Следующая ошибка: среди учителей бытует мнение, что одарённый ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с одарённым ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у учителей.

            Кроме того, оригинальность творческого мышления часто оценивается окружающими как отклонение. Одарённым детям приходится около 2/3 времени в школе проводить впустую, проявляя «интеллектуальный саботаж». Одарённые дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

           Исследователи показывают более высокую чувствительность одарённых детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям.

Проблемы одарённых детей:

  • Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённых детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  • Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  • Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  • Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  • Стремление к совершенству. Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  • Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одарённые дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одарённых и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одарённого ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одарённого ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

           Сегодня создаются специальные программы для работы с одарёнными детьми, школы перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.

          Итак, сохранение и развитие одарённости – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы воспитания одарённых детей

Проблемы воспитания одарённых детей Проблемы воспитания одарённых детей, стратегии семейного воспитания, взаимодействия семьи и педагога как фактор развития успешной личности. Одарённые дети. Какого...

Проблемы воспитания одарённых детей

Проблемы воспитания одарённых детей, стратегии семейного воспитания, взаимодействия семьи и педагога как фактор развития успешной личности....

Способы выявления одарённых детей в начальных классах (из опыта работы)

В данной статье я описываю о способах выявления одарённых детей....

Методические рекомендации по выявлению одарённых детей

В данном материале приведена система методик и тестов, применение которых позволит как можно раньше выявить одарённых детей из общей массы и вести планомерную работу по развитию их одарённости...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

Педагогическая статья "СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

В статье раскрывается понятие "детская одарённость", а также рассматриваются возможные способы выявления и развития способностей младших школьников....

Способы выявления одарённых детей в начальной школе

Своевременное выявление одарённых детей в начальной школе помогает в работе на с детьми на ранних этапах....