Сотрудничество учителя и психолога в школе.
статья (4 класс) по теме

Сотникова Алла Пантелеевна

Статья рассказывает, как в повседневной работе учителя и психолога можно найти рациональные зерна для работы с детьми, испытывающими трудности в учении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_psikhologa_i_uchitelya_v_shkole.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество учителя и психолога в школе.

   Психолог в школе осуществляет сопровождение детей в индивидуальной образовательной траектории. С успешными детьми психолог общается во время развивающих занятий, направленных на раскрытие потенциальных возможностей этих детей. С учениками, которые испытывают трудности в учении, психолог общается  каждый день. В определенные дни проводятся коррекционно-развивающие занятия групповые, в другие дни – индивидуальные. Психолог в динамике видит продвижение детей по «лесенке» знаний. Какую же помощь еще может оказать психолог учителю в школе?

   Психолог, посещая уроки, наблюдает за детьми и, в любом случае, он видит работу учителя. Наиболее интересным и важным является то, какие методы и приемы работы учитель использует для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к ученикам, испытывающим трудности в обучении.

   Наблюдения показывают, что учителя работают с детьми на словесно-логическом уровне, который для многих «трудных» детей оказывается недоступной «ступенькой». Ученики, к сожалению, не понимают учебный материал. Слова и фразы других учеников  по предмету звучат для них, как язык другого народа. И когда всё непонятно, то остается только ничего не делать на уроке, что вызывает искреннее беспокойство учителя.

  Психолог может рассказать учителю о механизмах восприятия учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении. Он делится с учителем информацией, которую учитель когда-то учил в университете, но не придал ей значения или счел менее существенной, чем необходимость сосредоточиться на предметных умениях и навыках.

  О чем же беседуют психолог и учитель? О возрастных особенностях мышления детей. Ученикам в начальной школе легче познавать мир, используя в качестве «инструмента» наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Важно отметить, что «трудные» дети, приходя в среднюю школу, автоматически не переходят на словесно-логическое мышление как доминирующее в познавательной деятельности. Они по-прежнему умеют думать над заданием только в том случае, если оно представлено так, что с ним можно работать руками или оно последовательно запечатлено в изображениях.

   Если в начальной школе мы часто видим работу с такого рода материалом, то в средней школе мы чрезвычайно редко встречаемся с ней.

   Психолог может помочь учителю облечь учебный материал в форму, доступную для понимания детям, испытывающим трудности в учении. Приведем один пример из множества возможных преобразований материала из словесно-логического в наглядно-образный. Например, в шестом классе на уроке математики необходимо сравнить дроби пятьдесят шесть пятьдесят седьмых и пятьдесят пять пятьдесят шестых, не приводя к общему знаменателю. Учитель методически грамотно объясняет способ работы: вычесть из единицы оба числа и сравнить дроби по правилу сравнения дробей с одинаковым числителем и разными знаменателями. Потом эту информацию надо дополнить тем, в какой первоначальной дроби больше «не хватает», та и меньше. В классе воцарилась тишина. Способные ученики, не слушая объяснения, сделали сравнение неверно, полагаясь на свою интуицию. «Трудные» дети в очередной раз услышали набор «иностранных» математических слов. Можно было бы не придавать этому значения, если бы это задание не являлось подготовкой к контрольной работе, которая будет на следующий день… После урока, обсуждая с учителем возможные варианты достучаться до «трудных» учеников, психолог предлагает нарисовать историю сравнения в картинках, сделав фактически модель выполнения заданий подобного типа. В шестом классе дети могут представить, что часть при делении на большее число будет меньше. Чертим два равных отрезка. В каждом целом не хватает по одной части. В случае с пятьюдесятью шестью пятьдесят седьмых не хватать будет меньшей по размеру части. Следовательно, «наполненность» веществом (сама дробь) будет больше. Это просто один из примеров, как можно сделать обучение понятнее и ближе ученику. Если оно будет понятнее, то количество успешно выполненных заданий будет значительно выше. Следовательно, и мотивация учения будет выше. А это одна из главных целей сопровождения ученика в его индивидуальной траектории учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Сотрудничество учителя-логопеда с учителями начальных классов.

Рекомендации учителям начальных класс в работе с логопатами....

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов.Логопед подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами ре...

Результативные методы технологии обучения в сотрудничестве, применяемые на уроках учителем начальных классов МБУ школы № 87 г.о. Тольятти Киселевой Еленой Анатольевной

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предпола...

Совместная работа учителя - логопеда и психолога в школе

Данная статья является частью большого сообщения о работе школьного психолого-педагогического консилиума. В статье представлен один из видов совместной работы логопеда и психолога в школе, в час...

Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...

Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога....