Совместная работа учителя - логопеда и психолога в школе
статья по логопедии на тему

Тараненко Елена Викторовна

 

Данная статья является частью большого сообщения о работе школьного психолого-педагогического консилиума. В статье представлен один из видов совместной работы логопеда и психолога в школе, в частности, мониторинг специалистами процесса освоения грамоты учениками первых классов. Цель нашего мониторинга – вовремя выявить учеников с проблемами в обучении и своевременно оказать коррекционную помощь.

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть обусловлены комплексом причин, среди которых – как недостаточность психических предпосылок освоения данных видов речевой деятельности, и неадекватность методик обучения возможностям ученика.

В нашей школе работа с учащимися начинается с момента поступления малышей в 1-й класс. Уже в период записи первоклашек в школу логопед и психолог интересуются у учителей, проводящих эту запись о поступающих к нам детях. Учителя нашей школы владеют определенным запасом знаний из области коррекционной педагогики, поэтому в нужный момент "нужным" детям рекомендуют проконсультироваться у логопеда или психолога на предмет готовности ребенка к школе. Поэтому часть детей на нулевом этапе обучения уже посещают наших специалистов.

На первой-второй неделе сентября начинают посещение уроков в 1-х классах логопед и психолог. Уже во время этих посещений они выявляют для себя "группу риска". Затем начинается более глубокое знакомство с первоклассниками. Логопед проводит обследование состояния звукопроизношения наших новичков. Составляется список нуждающихся в помощи логопеда детей, формируется группа, приглашаются родители и начинается работа. Но это только первые шаги помощи детям.

Логопед постоянно интересуется процессом овладения навыками письма и чтения, учителя проговаривают проблемы у определенных учеников, особенности их поведения, умения запоминать, излагать свои мысли. В этот же период проводит диагностику и психолог. Не секрет, что логопед и психолог совместно обсуждают результаты своих диагностик и составляют план работы с детьми и родителями на период освоения грамоты и чтения, т.е. на первое полугодие, с целью – выявить группу детей с угрозой дисграфии и дислексии и подготовить их к занятиям по коррекции навыков письма с января месяца.

Начиная с декабря, по согласованию логопеда с учителями, проводится мониторинг овладения навыком письма: на двойном листке в начале каждого месяца учитель выполняет с детьми комплекс проверочных заданий – сначала дети под диктовку пишут буквы заглавные и строчные, простые слова, простое предложение, сложные слова, короткие диктанты, списывание и пр. Это дает возможность проследить, как созревает письму у ребенка. И те дети, у которых нулевая динамика или специфические трудности в овладении письмом попадают в январе к логопеду. Как правило, эта же группа детей занимается и с психологом. Вышеуказанный мониторинг продолжается до конца первого класса.

Иногда возникают у детей проблемы в обучении, и наша задача определить причины этих проблем, помочь ребенку, семье, если потребуется, то изменить вид обучения. Это всегда проходит очень тяжело, но потом родителя благодарят за своевременную помощь. Чудеса, конечно, случаются, но не каждый день. Обычно результативной бывает продолжительная целенаправленная работа по организации коррекционно-развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_rabota_logopeda_i_psihologa_v_shkole.docx13.11 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя - логопеда и психолога в школе

Данная статья является частью большого сообщения о работе школьного психолого-педагогического консилиума. В статье представлен один из видов совместной работы логопеда и психолога в школе, в частности, мониторинг специалистами процесса освоения грамоты учениками первых классов. Цель нашего мониторинга – вовремя выявить учеников с проблемами в обучении и своевременно оказать коррекционную помощь.

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть обусловлены комплексом причин, среди которых – как недостаточность психических предпосылок освоения данных видов речевой деятельности, и неадекватность методик обучения возможностям ученика.

В нашей школе работа с учащимися начинается с момента поступления малышей в 1-й класс. Уже в период записи первоклашек в школу логопед и психолог интересуются у учителей, проводящих эту запись о поступающих к нам детях. Учителя нашей школы владеют определенным запасом знаний из области коррекционной педагогики, поэтому в нужный момент "нужным" детям рекомендуют проконсультироваться у логопеда или психолога на предмет готовности ребенка к школе. Поэтому часть детей на нулевом этапе обучения уже посещают наших специалистов.

На первой-второй неделе сентября начинают посещение уроков в 1-х классах логопед и психолог. Уже во время этих посещений они выявляют для себя "группу риска". Затем начинается более глубокое знакомство с первоклассниками. Логопед проводит обследование состояния звукопроизношения наших новичков. Составляется список нуждающихся в помощи логопеда детей, формируется группа, приглашаются родители и начинается работа. Но это только первые шаги помощи детям.

Логопед постоянно интересуется процессом овладения навыками письма и чтения, учителя проговаривают проблемы у определенных учеников, особенности их поведения, умения запоминать, излагать свои мысли. В этот же период проводит диагностику и психолог. Не секрет, что логопед и психолог совместно обсуждают результаты своих диагностик и составляют план работы с детьми и родителями на период освоения грамоты и чтения, т.е. на первое полугодие, с целью – выявить группу детей с угрозой дисграфии и дислексии и подготовить их к занятиям по коррекции навыков письма с января месяца.

Начиная с декабря, по согласованию логопеда с учителями, проводится мониторинг овладения навыком письма: на двойном листке в начале каждого месяца учитель выполняет с детьми комплекс проверочных заданий – сначала дети под диктовку пишут буквы заглавные и строчные, простые слова, простое предложение, сложные слова, короткие диктанты, списывание и пр. Это дает возможность проследить, как созревает письму у ребенка. И те дети, у которых нулевая динамика или специфические трудности в овладении письмом попадают в январе к логопеду. Как правило, эта же группа детей занимается и с психологом. Вышеуказанный мониторинг продолжается до конца первого класса.

Иногда возникают у детей проблемы в обучении, и наша задача определить причины этих проблем, помочь ребенку, семье, если потребуется, то изменить вид обучения. Это всегда проходит очень тяжело, но потом родителя благодарят за своевременную помощь. Чудеса, конечно, случаются, но не каждый день. Обычно результативной бывает продолжительная целенаправленная работа по организации коррекционно-развивающего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...

Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...

Использование игрового комплекта ПЕРТРА в совместной работе учителя - логопеда и педагога - психолога

Хочу поделиться опытом использования игрового комплекта ПЕРТРА на логопедических занятиях с учащимися с нарушениями речи при формировании зрительно-пространственных функций и развитие кинетических ощу...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя информатики с обучающимися с ОВЗ

Данное занятие с обучающимися с ОВЗ проводят сразу три педагога: учитель информатики, учитель-логопед, педагог-психолог. Цель занятия: уточнить и расширить знания об информационной безопасности, разви...

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися

Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и педагога-библиотекаря с обучающимися с ОВЗ

Психолого-логопедическое занятие с обучающимися с особыми образовательными потребностями проводят сразу три педагога: учитель-логопед, педагог-психолог и педагог-библиотекарь. Цель занятия: развитие н...

Проект "Говорю, пишу, читаю правильно" для совместной работы учителя - логопеда, родителей, психолога и детей младшего школьного возраста.

Данный проект служит для коррекции и развития речи младших школьников при совместной работе учителя - логопеда, родителей, психолога, учащихся младших классов и помощи библиотекаря....