Что способствует появлению тревожности
консультация по теме

Копылова Татьяна Николаевна

Если родители постоянно всего опасаются, волнуются по любому поводу, то это передается их ребенку. Повышенной тревожностью также отличаются бабушки. Отмечено, что если родители не удовлетворены своими социальными условиями, работой, зарплатой, то это может повысить тревожность их детей.Многие родители считают, что их дети должны стать отличниками. И ругают их даже за тройки. Их родители хотят, чтобы их сын добился больших успехов  в каком-то деле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_sposobstvuet_poyavleniyu_trevozhnosti.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что  способствует появлению тревожности

  • Повышенная тревожность самих родителей. Если они сами постоянно всего опасаются, волнуются по любому поводу, то это передается их ребенку. Повышенной тревожностью также отличаются бабушки. Отмечено, что если родители не удовлетворены своими социальными условиями, работой, зарплатой, то это может повысить тревожность их детей.
  • Противоречивые требования, исходящая от разных членов семьи, или разнобой в требованиях, предъявляемых учителями и родителями. Мама считает: нет ничего страшного, если ребенок иногда пропустит школу, когда он плохо себя чувствует. Отец другого мнения: в любом состоянии надо идти и учиться. Поэтому когда он приходит домой и узнает, что ребенок не ходил на занятия, то гнев его страшен. В результате даже пропуск уроков по уважительной причине вызывает у ребенка страх перед реакцией родителя. Постоянное ожидание  неприятностей приведет к повышенному тревожному эмоциональному фону самого ребенка.
  • Завышенные требования родителей к успехам ребенка. Многие родители считают, что их дети должны стать отличниками. И ругают их даже за тройки. Их родители хотят, чтобы их сын добился больших успехов  в каком-то деле. А если ребенок не в состоянии хорошо учиться?  Такие подростки чувствуют себя несчастными и нелюбимыми, потому что расположение к ним домочадцев зачастую зависит исключительно от их успехов. Получилось, как хотят родители,- все хорошо, не получилось- крик и скандал. В результате такие дети живут ожиданием скандалов и неприятностей. И начинают их ждать уже не только от своих близких. Часто у них возникает вообще страх несоответствия требованиям окружающих.
  • Авторитарный стиль воспитания. В авторитарной семье ребенок постоянно находится в напряжении, потому что знает: все его слова и действия будут придирчиво «рассматриваться под микроскопом». И, скорее всего, в большинстве случаев им будут недовольны, особенно если он позволит себе проявить самостоятельность или отстоять свое мнение. В результате  у подростка появляется чувство вины, которое становится практически постоянным  именно оно и способствует появлению у него страха перед взрослым, облаченным властью. Такой подросток будет иметь проблемы в школе, ибо учителя-люди, перед которыми также надо отвечать (пусть даже на уроке на поставленный вопрос). И это вызывает у него уже знакомое чувство тревоги.
  • Постоянные скандалы в семье или развод. Любому ребенку для полноценного развития важна спокойная, доброжелательная обстановка. Жить в атмосфере конфликтов и выяснения отношений тяжело.

Как вести себя, если ребенок тревожен?

  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Он должен поверить в свои силы. Найдите для подростка такое дело (кружок, секцию), где он сможет почувствовать  и реально увидеть свои достижения. Научите подростка оценивать свои результаты  с собственной позиции, ведь мнение даже самого близкого человека всегда субъективно.
  • Говорите добрые слова о своем ребенке при ваших и его друзьях. Это повысит его самооценку.
  • Научите подростка представлять и формулировать свои цели позитивно. А перед тем как что-то сделать, вспомнить похожее дело, которое уже завершилось успешно. Это настроит его на более оптимистичный лад.
  • Все родители знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. И, тем не менее, многие допускают эту ошибку. В результате ребенок чувствует себя еще более несчастным. Сравнивайте только достижения самого ребенка с его же результатами прошлого периода.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Пусть ваших «нельзя» будет мало, но значимых, чем по каждому поводу  и без ребенок будет слышать бесконечные «не..» и нравоучения.
  • Старайтесь предъявлять к подростку требования, исходя из его возможностей, такие, которые он в силах выполнить. Если ребенок будет не в силах выполнить ваши желания, то неудачи будут преследовать его, и он потеряет веру в себя. А бесконечные его извинения перед вами лишь увеличат чувство вины. Все это не будет способствовать развитию его жизненного и творческого потенциала. Более того, он может усомниться в вашей любви к нему, потому как «не соответствует придуманному вами идеалу». А подростку порой так не хватает уверенности в вашей любви к нему, вне зависимости от его достижений.
  • Поддерживайте своего ребенка и верьте в него.

        Использованная литература:

1.Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей Психологическая наука и образование – 1988 №2 – с. 15;

2. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996;

3.Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.-  И: Речь,Санкт-Петербург, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шкала тревожности СирсаШкала тревожности Сирса

Оценку в качестве эксперта проводит учитель или знающий данного учащегося психолог....

Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению

Советы родителям, воспитателям - как помочь тревожному ребенку....

Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению

Как снять тревожность у ребенка? Советы родителям и педагогам...

Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению

Советы родителям и педагогам по снятию тревожности у ребенка...

Проблема: школьная тревожность. Особенности поведения тревожного ребенка

В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять п...

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности  младших школьников КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ...