Развитие воли в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема
статья по теме
Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения. Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, организованность, смелость, деловитость, самообладание, дисциплинированность.
Таким образом, переход ребенка в старший класс, характеризуется его умственным развитием, физическим, нравственным и волевым. С каждым годом младший школьник предъявляет к себе и окружающим новые требования, что говорит о появлении более устойчивых волевых качеств, хотя это и не предел их совершенствования. Некоторые волевые усилия переходят в упрямство, сильную возбудимость и на это взрослым нужно обращать внимание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психолого-физиологическое и волевое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Поступление в школу для ребенка является переломным моментом в его жизни. Отличительная особенность положения ученика, состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно-значимой деятельностью, которая сопровождается волевыми действиями, порожденным актуальными потребностями и стимулом. Необходимость в этих действиях возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется препятствие. Для того чтобы ребенок успешно справлялся с препятствиями возникающими в учебной деятельности ему необходимо выработать в себе волевые качества.
Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения. Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, организованность, смелость, деловитость, самообладание, дисциплинированность.
Существуют признаки, по которым можно исследовать волю и волевые качества младшего школьника:
1. Дисциплинированность: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителя, выполнение правил в учебной деятельности), добровольное выполнение правил, установленных коллективом, недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на мероприятие), соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки;
2. Самостоятельность: умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность или досуг, умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, соблюдение выработанных привычек самостоятельного поведения в новых условиях деятельности, выполнение посильной работы без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний, подсказок);
3. Упорство и настойчивость: умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности, умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда) Упорство- умение человека преодолевать всякие преграды и трудности. Известно, что А.В. Суворов, И.В. Мичурин, Н. Островский, не отличавшиеся физической силой, преодолевали колоссальные трудности и добивались намеченной цели. И.В. Мичурин пишет о себе, « Теперь даже самому не верится, как я со своим слабым здоровьем, мог вынести частые тяжелые работы».
4. Выдержка: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднительных условиях (помехи, неудачи), контроль своего поведения в непривычной обстановке, умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах) и тормозить чувства при сильном эмоциональном возбуждении (радость, негодование);
5. Организованность: соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место), планирование своих действий и разумное их чередование, рациональное расходование времени с учетом обстановки, умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки;
6. Решительность: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка, выполнение принятого решения без колебаний, уверенно, отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений, проявление решительных действий в непривычной обстановке;
7. Инициативность: проявление субъективного творчества, выдумки, рационализации, участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других, активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов, стремление проявить инициативу в непривычной обстановке;
8. Целеустремленность: является волевым свойством личности, проявляющимся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели, как необходимые ступени на пути к достижению основной цели, а все лишнее, ненужное отбрасывается.
9. Смелость: умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели.
С.Л.Рубинштейн говорил, что воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта…. который,…возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними.
За каждое волевое действие ученик несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Младший школьник должен вовремя приходить в школу, быть внимательным на уроке, регулярно готовить домашние задания; причем делать все это надо и тогда, когда нет желания. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, обязательных для всех детей.
Воля школьника характеризуется следующими основными чертами.
Младшие школьники, как правило, с интересом, старательно учатся, глубоко переживают все изменения в своей жизни. Они еще не могут длительное время удерживать цель действия, поэтому без поддержки из вне не всегда доводят дело до конца. Самостоятельность в этом возрасте развита еще слабо. В свободное время у учащихся первых- вторых классов она чаще проявляется в форме двигательной разрядки, без критического осмысливания своего поведения. При единстве требований школы и семьи у детей этого возраста успешно развиваются такие качества, как организованность и прилежание.
Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. В. А. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым учителем» отмечает, что каждый учитель должен быть исследователем, успехи которого могут быть обеспечены широкой культурой общего порядка, широким знанием психолого-педагогических закономерностей и как мудрый человек он должен помогать ребенку, а особенно в первые трудные школьные дни обучения».
Учитель не просто взрослый наставник, а является официальным носителем общественных требований к ребенку. Для ребенка- школьника проблемой является новый уровень отношений с родителями. Ведь требования их к ребенку носят уже совсем иной характер. Теперь он ценится, прежде всего, за то, как справляется со своими учебными делами, как ведет себя в школе, а также какие отметки приносит домой. Вместе с новыми обязанностями поступивший в школу ребенок получает новые права. Родители обязаны снабжать ребенка ученическими принадлежностями и создавать условия для занятий. Палочки, желуди и картинки, которые еще недавно являлись средствами игры, теперь, в условиях учебной работы, выполняют иную роль: они становятся наглядными пособиями, которые помогают обучаться счету и письму. Поступление в школу перестраивает весь образ жизни ребенка и далеко не сразу маленький школьник обучается управлять своим поведением и внутренними психическими процессами.
Таким образом, психолого-педагогическая проблема заключается в том, чтобы в этих трудных для начинающего ученика условиях родители и учитель помогли развить его волю, волевые качества, которые необходимы для процесса обучения и дальнейшей жизни.
По мнению психолога М. Брихцина, воля – это сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом, как необходимость и возможность, способность человека к самобилизации и саморегуляции.
Развитие волевой регуляции поведения у младших школьников осуществляется в нескольких направлениях. И.М. Сеченов трактовал их так: « С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, которые рассматриваются как объективизация сознательных психических действий. Произвольное движение есть всегда сознательное. С другой - обретение ребенком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.» Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок идет в школу и учится пользоваться волей, как средством психической и поведенческой саморегуляции.
Поведение ребенка под влиянием предъявляемых к нему требований начинается с усиленного развития выдержки, сдержанности и терпения, как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. В процессе учебной деятельности крепнут и дефференцируются мотивы долга. Не только развиваются мотивы долга перед родителями, учителями, но и перед коллективом класса. Все это оказывает решающее влияние на развитие воли детей: из чувственной и импульсивной воли дошкольника при правильном воспитании развивается высокосознательная и дисциплинированная воля школьника. Исследования В.А. Иванникова (1960), В.И. Селиванова (1949) и других показали, что у школьников 1-3 классов заметно растет умение проявлять волевые усилия. Это наглядно проявляется в их умственной деятельности. Начинают формироваться произвольные умственные действия, намеренное запоминание учебного материала, внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Если в 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, то уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. При необходимости воздержаться от какого-либо действия дети сами создают условия, исключающие эти действия, например, отворачиваются, чтобы не посмотреть на интересные картинки, или берутся за другое дело. Самостимуляция в этом возрасте используется достаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она диффузна, не подкреплена нравственными принципами.
По А.И. Высоцкому школьники младших классов часто проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли учителя и еще для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых. Но, как показывают исследования Л.И. Божович, М.Н. Волокитской, на первых порах ребенка побуждает учиться еще и более близкий и доступный ему мотив сама учебная деятельность. Учащиеся со слабым уровнем развития воли проявляют высокую и устойчивую активность в изучении предметов только при наличии интереса к ним, например, на уроках физкультуры. При изучении нелюбимых предметов активность проявляется только школьниками с высоким уровнем развития воли. У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмы, способные побороть влияние мешающих делу эмоции и внешних воздействий.
У младших школьников в определенной мере развита самостоятельность, однако она протекает чаще всего от импульсивности возникающих у них эмоций и желаний, а не в результате критического осмысления ситуаций и своей роли в ней. Нарастающее стремление к самостоятельности и развитие самосознания нередко толкают школьников младших классов на намеренное неподчинение общим правилам. Такое поведение, они считают, проявлением своей взрослости и независимости. Часто, защищая свои решения, суждения и поступки, школьники проявляют упрямство. Даже зная, что они не правы, школьники горячо отстаивают свое мнение. Проявление упрямства младшие школьники расценивают как проявление ими упорства, настойчивости. Поводом для проявления упрямства в учебной деятельности является конфликт между учащимися и учителем по поводу «несправедливо выставленной отметки». Чаще всего это происходит в том случае, когда учитель не мотивирует выставление той или иной отметки или, постоянно порицая ученика, не замечает его усилий, не поощряет его. А отметка учителя, оценивающая результат учебной работы школьника является конкретным выражением его мотивации. В этом случае упрямство возникает как протест и проявляется в нежелании отвечать урок или подчиняться требованиям учителя. «Старайтесь не обескураживать ребенка, особенно на первых порах его учебы,- пишет А.Е. Адрианова, - у младшего школьника только закладывается стремление к преодолению трудностей».
Нельзя ни отметить и проявление уже в 3-м классе высокого уровня такого волевого качества, как решительность. Она, в определенной мере, может быть связана с все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивностью. Проявление смелости школьниками во многом зависит от того, находится ли ребенок в группе сверстников или ему приходится проявлять смелость одному. По данным Ю. И. Шульги родителям, пытающимся обучать плаванию своих детей, очень часто не удается завести детей на глубину и заставить их лечь на воду. Однако при обучении первоклассников на уроках физкультуры все дети смело прыгали в воду, независимо от того, имелись у них типологические особенности, предрасполагавшие к проявлению боязливости.
У младших школьников возрастает выдержка и умение сдерживать свои чувства. Выдержка проявляется сначала в подчинении требованиям взрослых. Появляется и закрепляется она именно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения в школе начинают регламентировать поведение детей. Г. Мюнстерберг, изучавшая выдержку у школьников младших классов, отмечает, что первоклассники имеют еще поверхностные, отрывочные представления о выдержке и слабо осознают свои возможности в ее проявлении, стремясь быть выдержанными, руководствуясь связанными с ближайшей перспективой мотивами. Ко второму классу у них увеличивается способность сдерживать свои побуждения, расширяются представления о выдержке и мотивы сдержанного поведения в какой-то мере становятся связанными уже с отдаленной перспективой.
По мнению таких психологов, как С.В. Ивашкин, В.И. Селиванов второклассники уже применяют и некоторые приемы самостимуляции, самоодобрение, вспоминая о героях прочитанных книг. У учащихся третьих классов многие элементы сдержанного поведения автоматизируются, оно проявляется уже в нескольких видах деятельности. Девочки более сдержанны, чем мальчики, у которых импульсивность сильнее. Авторы объясняют это особым положением девочек в семье, где они выполняют ряд домашних дел по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности. В то же время школьники младших классов еще не умеют владеть собой и сдерживать резкость тона, развязность поведения или эмоциональную возбужденность, вызванные случайными обстоятельствами. Отсутствие выдержки проявляется и в преобладании непроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемости детей от учебных занятий, т.е. к непреднамеренному нарушению учащимися младших классов дисциплины.
С. В. Ивашкин показал, что третьеклассники проявляют инициативность в игре и учении лучше, чем в труде. Упорство у младших школьников развито еще слабо, даже у третьеклассников. Мальчики могут проявить упорство в подвижных играх, физической работе, но у них не хватает его при выполнении домашнего задания или для того, чтобы дисциплинированно вести себя на уроках.
Таким образом, переход ребенка в старший класс, характеризуется его умственным развитием, физическим, нравственным и волевым. С каждым годом младший школьник предъявляет к себе и окружающим новые требования, что говорит о появлении более устойчивых волевых качеств, хотя это и не предел их совершенствования. Некоторые волевые усилия переходят в упрямство, сильную возбудимость и на это взрослым нужно обращать внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"
Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...
Концепция развития личности ребенка младшего школьного возраста
Обобщение опыта по данной теме....
Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.
Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...
Комплекс диагностического материала по изучению развития уровня внимания младшего школьного возраста
комплекс методик по развитию и коррекции внимания младших школьников...
Особенности развития речи детей с ЗПР в младшем школьном возрасте и пути решения проблемы
В стае, дается краткая характеристика детей с задержкой психического развития. Рассматриваются какие нарушения встречаются при формировании письменной речи. Даны рекомендательные задания...
«Проблема развития памяти в младшем школьном возрасте»
Проблеме изучения памяти посвящено множество теоретических и практических разработок. Существуют теории, концепции, подходы, практические исследования, ежедневно выпускаются монографии, докторские, пи...
Отклонение в поведении ребенка младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблема и его коррекция
Рассмотрены сущность, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-педагогической деятельности по предупрежд...