«Проблема развития памяти в младшем школьном возрасте»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Астафьева Любовь Александровна

Проблеме изучения памяти посвящено множество теоретических и практических разработок. Существуют теории, концепции, подходы, практические исследования, ежедневно выпускаются монографии, докторские, пишутся рефераты и все для того, чтобы, наконец, раскрыть секреты механизмов памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_razvitiya_pamyati_v_ml_shk_vozraste.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема развития памяти в младшем школьном возрасте»

Проблеме изучения памяти посвящено множество теоретических и практических разработок. Существуют теории, концепции, подходы, практические исследования, ежедневно выпускаются монографии, докторские, пишутся рефераты и все для того, чтобы, наконец, раскрыть секреты механизмов памяти.

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.

В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.

Цель работы: исследовать индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения.

Задачи:

  1. Память, ее характеристика как познавательного процесса.
  2. Изучить особенности развития памяти у младших школьников.

Объект исследования - память младших школьников.

Предмет исследования - возрастные особенности памяти младшего школьника, развитие памяти в обучении.

Память, ее характеристика как познавательного процесса

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой.

К основным процессам и механизмам памяти можно отнести - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

1. Запоминание. Процесс памяти, заключается в восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга, затем образуются временные условнорефлекторные связи. Как известно запоминание может быть произвольным и непроизвольным.

2. Сохранение – следующий процесс памяти. Суть сохранения заключается в том, что временные условно-рефлекторные связи не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Таким образом, память человека постоянно пополняется.

3. Воспроизведение – также важнейший процесс памяти. Данный процесс отличает то, что здесь происходит воспроизведение человеком, ранее запомненного материала. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция.

4. Забывание – выступает процессом памяти, противоположным сохранению. Происходит определенный физиологический процесс, что приводит к забыванию того, что было запомнено ранее. Исследования показали, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.

Также следует отметить свойства памяти. К ним можно отнести:

  • Объем - т.е. то количество запомненных единиц информации;
  • Длительность - т.е. способность человека максимально большее время удерживать необходимую информацию;
  • Точность воспроизводимого материала - т.е. способность человека максимально точно воспроизводить запечатленную информацию;
  • Быстрота воспроизведения - показатель и способность человека использовать по необходимости имеющуюся у него информацию.

По продолжительности сохранения информации:

  • Кратковременная память хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с.
  • Долговременная память - память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока.

По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

  • Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматический, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких усилий, «автоматический».
  • Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель.

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте

Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки.

У младших школьников более развита память наглядно - образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы.

Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи.

Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.

Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.

От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.

И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется чем? – тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить.

К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.

Упражнения для развития памяти у детей

Развитие памяти детей необходимо начинать как можно раньше и продолжать постоянно. Это необходимо делать как родителям, так и учителям.

Обычно лишь подросток может использовать мыслительные действия для запоминания чего-либо (например, поставить крестик на руке, чтобы не забыть о встрече).

Однако доказано, что уже дошкольники могут эффективно использовать некоторые из этих мыслительных действий для запоминания. Развитие речи дошкольника во многом завит от развития его памяти.

Игры для развития памяти у детей:

1. «Картинки»

Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.

2. «10 отличий»

Хороший вариант игр картинок это «найди 10 отличий». Этот вариант можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать, что изменилось.

3. «Запомни зоопарк»

Ребенку выкладывают на обозрение несколько мягких игрушек (для дошкольника не больше 7). В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После этого он отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. Малыш поворачивается обратно и рассказывает, что изменилось.

4. «Портрет»

Из группы выбирается ведущий. Его облик необходимо запомнить. После чего, ведущий выходит за дверь и там что-нибудь меняет в своем обличии. Он возвращается, и дети угадывают, что изменилось в его внешности.

5. «Описание»

После того как вы прогулялись в парке и пришли домой, попробуйте вспомнить вместе, какой-нибудь интересны объект, который увидели или необычного человека, который проходил мимо вас. Начинайте называть то, что вам запомнилось в этом человеке или предмете по очереди. Кто больше признаков назовет тот и победил.

6. «Танцевальный кружок»

Эта игра развивает двигательную память. Под веселую музыку взрослый показывает детям какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.

7. «Попробуй, повтори!»

Берем счетные палочки. Взрослый выкладывает из них определенную композицию и дает время ребенку ее запомнить. Затем малыш повторяет эту композицию со своими счетными палочками. Можно поменяться ролями. В этой игре можно использовать не только счетные палочки, но и монетки, бусинки, спички и т. д.

8. Упражнение «Воображение»

Задача малыша запомнить сказанные взрослым слова зарисовав их на бумаге, а затем, глядя на свои рисунки повторить эти слова. Здесь несколько этапов. На первом предъявляются простые слова, к примеру: стол, стул, человек, звезда. На втором этапе слова усложняются (к существительным прибавляются прилагательные), например, старый дом, летающий жук. На третьем слова становятся не такими прямыми как на первых двух этапах, например: радость, грусть, старость, сказка и так далее. Количество слов, предъявляемых на каждом этапе необходимо увеличивать постепенно. Так же постепенно желательно отказаться от рисования на бумаге, а запоминать образ в голове. Это упражнение можно сделать еще сложнее, если вместо листочка и карандаша дать детям счетные палочки. Теперь им будет не так просто «нарисовать» слово, для дальнейшего воспроизведения. Но именно такие трудности позволят ребенку развить свою память.

9. Упражнение «Оживление»

Предложите ребенку представить какое-нибудь животное. А затем попросите оживить его у себя в сознании. Пусть малыш расскажет то, что он представил. Пусть опишет само животное, чем оно занимается. Если это упражнение доставляет сложности у малыша, то можно начать с карточек с изображением животного. То есть взрослый показывает карточку с животным и предлагает ему описать это животное и представить, чем оно может заниматься (или чем оно уже занимается на картинке). Помимо животных можно представлять любые предметы.

Заключение:

Таким образом, память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами, память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается, в той или иной степени.

Для детей младшего школьного возраста особенно актуально использовать такие методы психологического воздействия, которые способствуют его активизации и делают какую-либо деятельность интересной, поскольку у младших школьников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он запоминает преимущественно интересные для него события, события, вызывающие эмоциональный отклик.

Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных процессов. А также бороться с неосмысленным запоминанием.

Учителя должны следить за тем, как развивается память у школьников, работать над ее улучшением, внедрять в учебную и внеурочную деятельность упражнения, тренирующие мышление, память.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2010;

2. Дубровина И.В. Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителей. М. – 2011;

3. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. М.: РИПОЛ классик, 2010;

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности памяти в младшем школьном возрасте

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является особо значимой. В условиях изменяющихся образовательных стандартов, постоянного роста потока информации увеличивается нагрузка ...

Развитие воли в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема

Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определ...

Упражнения для развития памяти в младшем школьном возрасте

Упражнения для развития памяти в младшем школьном возрасте...

Развитие памяти в младшем школьном возрасте

В нашем исследовании по изучению памяти в младшем школьном возрасте приняли участие ученики 2-х классов школы № 280 и школы № 211 города Санкт-Петербурга, в возрасте от 8 до 9 лет, в количестве 30 чел...

Развитие слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста

Материал содержит теоретический материал по данной теме и презентацию с упражнениями на развитие слуховой памяти....

«Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей школьного воз...

Статья на тему: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ

Как же помочь детям научиться запоминать важный для них  материал, способствовать тому, чтобы ребенок хотел и мог воспроизводить как можно больше информации, понимая при этом необходимость, того,...