Статья на тему: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ
статья

Богомолова Юлия Александровна

Как же помочь детям научиться запоминать важный для них  материал, способствовать тому, чтобы ребенок хотел и мог воспроизводить как можно больше информации, понимая при этом необходимость, того, что процесс обучения должен быть для детей интересным, занимательным, развивающим. Здесь на помощь приходит мнемотехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_1.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ

Интернет, телевидение, социальные сети, всевозможные приложения и программы, начиная от обучающих, игровых, развивающий, а дальше больше и больше.  Сейчас мы все столкнулись с таким огромным потоком информации, которую очень трудно освоить даже взрослому человеку, а как с этим справиться ребенку?

Отклонения в развитии памяти у детей с ЗПР  связаны с низким объемом запоминаемого материала, преобладанием непроизвольного запоминания над произвольным, снижением продуктивности памяти, Объем запоминания и продолжительность запоминания у детей с ЗПР ограничен. Такие дети склонны к механическому заучиванию материала. У них ослаблены  механизмы памяти (уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания). Информация, которую они пытаются запомнить,  часто искажается или бывают неточности в запоминании. Поэтому, дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. Общие недостатки памяти детей с ЗПР: заметное, по сравнению с нормой, снижение результативности первых попыток запоминания; несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания);  сниженный объем запоминания; нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов.

Как же помочь детям научиться запоминать важный для них  материал, способствовать тому, чтобы ребенок хотел и мог воспроизводить как можно больше информации, понимая при этом необходимость, того, что процесс обучения должен быть для детей интересным, занимательным, развивающим. Здесь на помощь приходит мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи, при которых включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Так как наглядный материал у детей с ЗПР усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет им эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов, значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – условно-наглядная схема должна быть изображена так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать при обучении составлению описательных и творческих рассказов; при заучивании стихов; при обучении пересказу художественной литературы. Для решения математических задач эффективно применение  методов  и приемов мнемотехники, которые эффективны при запоминании различных типов информации. Например, метод, который носит название «Цифробуквенный код».

Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.

Примеры использования приемов мнемотехники в 1-3 классах.

1. В 1-2 классах можно составить словарь «Мнемонических картинок», когда нужно нарисовать придуманный вариант, постоянно добавляя в него новые и новые слова.

В 3-4  классах уже хорошо запоминается просто мысленный образ. Таким образом, увеличиваем объём памяти через создание ассоциаций и образов.

КОРзина – в корзине насыпан КОРМ

КАРтина – представляем картину, на ней изображена ворона, она КАРкает

ЛОПАта – великан ест лопатой, ЛОПАет

иНЕй – вот он есть, а вот и НЕт его

ПОМИдор – упал и покатился ПО МИру  (нужно нарисовать мысленный образ)

В повседневной жизни этот способ поможет запомнить названия улиц, фамилии, исторические события, профессиональные термины.

2.Для запоминания  последовательности действий эффективно использовать мнемодорожки.  Например, порядок дел (убрать постель, умыться, почистить зубы, позавтракать, идти в школу). Этот прием позволяет достигать результатов в формировании регулятивных универсальных учебных действий, а именно планировать собственную деятельность, развивать саморегуляцию.

3. Мнемотаблицы – помогают выучить стихотворение, запомнить пересказ.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, стихотворение записывается схематически и ребенок воспроизводит его, используя графическое изображение.

4. «Римская комната» - техника, которая позволяет запомнить большой объём информации, подготовиться к пересказу. Суть техники заключается в том, что запоминая главное, мы привязываем информацию к предметам. Здесь важно соблюдать порядок, нельзя запоминать в разнобой. Например, будем выступать в классе, привязываем образ к предметам в часовом порядке: рабочему столу, окну, цветам на шкафах, стенду, партам, доске и т.д.

5. «Коды» – используются для запоминания чисел, номеров телефона, исторических дат и т. д. Если число очень большое, нужно разделить его на группы. Например, номер карты удобно запомнить, создав группы по 4 цифры. Далее придумываем образ цифр.

Допустим, нам надо запомнить номер квартиры 176 – стрела (1) полетела к девушке с косой (7) да сгорбленной старушке (6). Образ запоминается, а вместе с ним в памяти возникает нужное число – 176.

Наиболее эффективным запоминание будет, если ученик научиться создавать собственные ассоциации и образы. И вот здесь для тренировки можно применять как создание своего кода, так и расшифровка созданных кем-то образов. Это занятие очень интересно и увлекает учащихся. В этом случае эффективно применять  картинки Друдлы.

Друдлы  – это интересное изобретение, название которого состоит из трех слов «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка). Суть изобретения в том, что ребенку предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей или кляксы, она требует ответа на вопрос: «Что здесь нарисовано?», учащийся должен проявить фантазию, чтобы придумать всевозможные варианты.

Далее можно использовать  «Письмо в рисунке» - учащиеся должны расшифровать (рассказать) историю, которую зарисовал другой ученик. В математике, например, можно решить задачу по схеме.

Использование мнемотехник позволяет развивать внимание и память, создание образов повышает концентрацию на текущих действиях. Конечно же, развивается воображение, а значит и творческое мышление, как следствие развивается интуиция и умение искать решение. Все это пригодится как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Применение приемов мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

1) развитие основных психических процессов познавательной деятельности.

2) перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

3) развитие мелкой моторики.

4) процесс запоминания более простым, интересным и творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития памяти в младшем школьном возрасте

Упражнения для развития памяти в младшем школьном возрасте...

Развитие памяти в младшем школьном возрасте

В нашем исследовании по изучению памяти в младшем школьном возрасте приняли участие ученики 2-х классов школы № 280 и школы № 211 города Санкт-Петербурга, в возрасте от 8 до 9 лет, в количестве 30 чел...

Статья на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте."

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"...

Статья на тему: "Развитие воображения детей младшего школьного возраста с ОВЗ на уроках рисования"

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипо...

«Проблема развития памяти в младшем школьном возрасте»

Проблеме изучения памяти посвящено множество теоретических и практических разработок. Существуют теории, концепции, подходы, практические исследования, ежедневно выпускаются монографии, докторские, пи...

«Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей школьного воз...