Главные вкладки

    "Диагностика в работе классного руководителя начальных классов"
    тест (2 класс) по теме

    Ефремова Людмила Раульевна

    Материал включает в себя различные виды психодиагностики, применяемые в работе учителя начальных классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Диагностика в работе классного руководителя.

                                                                             Слайд№1

    Диагностика- не панацея, а средство, которое может помочь  

                                  сделать проблему беспроблемной

                                                                                 Д.Добсон

      Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть  использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

      Диагностика – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. СЛАЙД №2

      Диагностика позволяет:                                                           СЛАЙД №3

    • Хорошо узнать детей
    • Проследить их развитие и становление личности
    • Владеть психологической ситуацией
    • Определить перспективы дальнейшего развития

    Диагностика бывает 3 типов:                                                 СЛАЙД №4

    • Начальная (планирование и управление классным коллективом)
    • Корректирующая (ориентирует на изменения)
    • Обобщающая (прогнозирование результатов работы)

    Диагностика связана                                                              СЛАЙД№5

    • Со сбором
    • Хранением
    • Переработкой
    • Использованием информации для управления учебно-воспитательным процессом

    Проведение диагностических исследований накладывает определённые обязанности:                                                                         СЛАЙД №6

    1. Соблюдение строгой конфиденциальности.
    2. Не всегда в ходе диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке.
    3. Любой диагностический материал должен быть составлен таким образом, чтобы в нём не было некорректных фраз, которые могли бы задеть достоинство человека.

      Методы диагностики:                                                                                 СЛАЙД №7

    • Опрос (позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и решениям)
    • Беседа
    • Наблюдение( даёт возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс  данной деятельности)
    • Анкетирование (дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность  и личности на коллектив)
    • Метод незаконченного предложения
    • Метод социометрического выбора
    • Рисуночные тесты
    • Сочинения (позволяют изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития, личностных качеств, отношение к миру)

    Что касается  сочинений, то это отличная диагностика учащихся в различных направлениях развития личности. Так сочинение «Самое дорогое в моём доме» выявляет уровень ценностей ребёнка: кто- то перечисляет материальные ценности ( золото, мебель, холодильник,варенье-самое главное, чтобы оно не прокисло,игрушки,животные и, наконец, основное- мама, папа, семья.) Сейчас дети намного чаще выбирают семью, что очень радует.

    Анкетирование  применяется очень часто. Можно перечислить некоторые темы анкет:

    «Сфера интересов учащихся»

    «Самоанализ личности»

    «Направленность личности»

    «Проявление учащимися темперамента»

    «Наблюдение за поведением ребёнка»

    «Признаки импульсивности»

    «Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи»

    «Критерии выявления гиперактивного ребёнка»

    Но для учащихся младших классов(1-2) анкетирование мало подходит, так как дети очень маленькие, не могут справиться с большими текстами.

    Единственное, что подходит- это анкетирование родителей, начиная с первого родительского собрания .Результаты позволяют быстрее познакомиться с семьями учеников.

    В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей. Одним из существенных принципов является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

     Педагогам необходимо иметь в своём арсенале диагностические «инструменты», позволяющие понять ДУШУ ребёнка, его эмоциональное состояние.

    Исследованию эмоциональной сферы детей,в отличие от интеллектуальной, посвящено мало материала.

    В своих классах  я постоянно использую методы ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

    Я очень люблю психологию, читаю много книг в этой области, люблю, когда психологи приходят в класс  с различными видами исследования детей. Но я считаю, что этого мало, психологи нас посещают редко. Поэтому я сама провожу некоторые виды психодиагностики.

    1. Самый первый  тест  «Домик»

    Проводится в 1 классе, в сентябре. Дети ещё не умеют писать, но печатают буквы. Им предлагается нарисовать домик, окна в нём. В окнах поселить себя, маму, папу, бабушку, дедушку.

    Дети на этом не останавливаются и заселяют туда и дядю, и тётю, и собаку, кошку. Расширяют рисунок, добавляя деревья, цветы, забор.  Но есть рисунки, в которых нет самого ребёнка, или ребёнок один. Это уже о многом говорит, а именно:

     о месте ребёнка в семье, внутрисемейных отношениях.

    1. Тест «Лестница самооценок».                                               СЛАЙД №8

    Детям предлагается лист , на котором нарисовано 6 лестниц с пятью ступеньками. Произносится  инструкция:

    - Представьте себе, что на этих лесенках стоят все дети, которые живут на планете.

    1 лесенка- на самую верхнюю ступеньку встали самые добрые дети,

    ниже- менее добрые, ещё ниже- ещё менее добрые и т. д., на последней- совсем недобрые. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? (рисуют человечка или ставят крестик)

    2 лесенка- на самой верхней ступеньке- самые умные,ниже- менее умные и т.д., на нижней-ещё менее умные.

    3 лесенка- на верхней ступеньке- самые здоровые, …..,на нижней-совсем нездоровые.

    4 лесенка- самые весёлые, …на нижней- совсем невесёлые.

    5 лесенка- самые общительные (легко общаются с незнакомыми),

    …,на нижней-замкнутые, любит быть один.

    6 лесенка- самые послушные,…,нижняя- непослушные.

    Результаты:

    Нормальная самооценка- на 4-5 ступенях.

    Одна тройка- не страшно.

    Раньше  дети больше выбирали верхние ступеньки.

    Сейчас большинство имеют заниженную самооценку.(10 чел.-норма)

    Заниженная самооценка парализует деятельность.

    Заниженная самооценка говорит об отрицательном  отношении к себе, неуверенности  в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям,неврозам, асоциальности у детей. Это связано с холодным отношением к детям в семье,суровым авторитарным воспитанием. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Или постоянно опекают и контролируют. Об этом я сообщаю родителям на собрании или в индивидуальной беседе.

    1. Социометрия.

    Проводится в конце 1 класса.

    Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в  классе и положение в них каждого ребёнка;  измерение степени разобщённости- сплочённости в классе , выявление лидеров , актива класса, «отвергнутых» по признакам симпатии-антипатии.

    Задачи:

    Сплотить коллектив;

    Создать психоэмоциональный комфорт в коллективе;

    Формировать толерантное отношение друг к другу.

    Результаты.

    Наблюдается смена лидеров. В 1 классе выбрали одних учащихся, во 2 классе в лидеры вышли другие учащиеся. Такие изменения требуют сделать перегруппировку в командах так, чтобы снизить напряжённость в коллективе.

    4.Рисуночные тесты.                                                                       СЛАЙД №9

    При диагностике я использую рисуночные тесты, так как из них можно много узнать о внутреннем мире ребёнка, о его душевных переживаниях, о его характере, о семейных отношениях, раскрыть проблемы эмоционального характера, выявить различного рода страхи, трудности в восприятии учебного материала.  Вместе с тем дети охотно выполняют задания, так как рисование- это привычный и понятный вид деятельности. Дети очень любят рисовать.

    1. Тест «Кактус»                                                                   СЛАЙД№10

    В последнее время участились случаи детской агрессии в отношении сверстников и взрослых. На становление агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние многие факторы: соматические заболевания или заболевания головного мозга, различные социальные факторы, стили воспитания в семье. Подтверждается тот факт, что сцены насилия в кино способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

    Виды агрессии:

    -физическая(ребёнок дерётся, кусается, ломает, швыряет предметы и т.д.)

    - вербальная ( ребёнок кричит, угрожает, оскорбляет других)

    - косвенная (ребёнок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников)

    Способы выражения (выплёскивания)  гнева:          СЛАЙД №11

    • Громко спеть любимую песню.
    • Попрыгать на скакалке
    • Пускать мыльные пузыри
    • Пробежать по коридору школы
    • Быстрыми движениями руки стереть с доски
    • Погоняться за кошкой, собакой
    • Сломать несколько игрушек
    • Стучать карандашом по парте

    С помощью теста «Кактус» можно увидеть эмоциональное состояние ребёнка, отметить наличие агрессивности, её интенсивность.

    Задание: на листе бумаги нарисовать кактус таким, каким представляешь.

    Рисунок в центре- стремление к лидерству;

    Мелкий рисунок- неуверенность в себе;

    Цветок в горшке- стремление к домашней защите;

    Дикорастущий-одиночество;

    Сильно торчащие,длинные, близко расположенные иголки- агрессивность.

    ( есть лысые кактусы, есть с иголками внутри)

    1. Тест «Несуществующее животное»                               СЛАЙД №12

    Является одним из самых информативных рисуночных методик.

    Исследует состояние психики, выявляет скрытые эмоции у детей.

    Задание: На листе бумаги нарисовать  животное, которого никогда не было в природе, дать ему название. По окончании работы ученик говорит, где живёт, чем питается, злой или добрый.

    Данный тест выявляет :

    - тревожность( много штрихов, увеличен размер)

    - уровень воображения ( реально существует-низкое, вымершее- норма, сложное изображение-богатое творческое, из механических частей-нестандартное мышление и подход к жизни)

    - самооценка (расположение на листе: вверху- завышенная, внизу- заниженная,в бок-органическое поражение мозга,в углу- депрессия)

    -страх(глаза без зрачков)

    -агрессия  вербальная(зубы, клыки- огрызается, грубит в ответ)

    - агрессия защитная (рога, чешуя, панцирь)

    -агрессивность( шипы, острые углы,иглы, оружие)

    - психическое заболевание (отсутствие головы)

    - невротическое состояние (болото, тина, грязь, слизь)

    Многие  поселили своё животное на далёкую планету, что означает ОДИНОЧЕСТВО.

    5.Физиогномика.

     Можно проводить диагностику характера человека по внешности и жестам.( чтобы знать, как с ним общаться)

    Наблюдая за жестами, движениями глаз, головы, можно научиться быть хорошим собеседником и слушателем.

    Но меня волнует проблема лживости у детей и взрослых. Я прочитала книгу «Как распознать лжеца по языку тела» и могу поделиться некоторыми сведениями.

    В большинстве случаев ложь – это когда собеседник отводит глаза, когда что –то говорит, испытывает эмоциональное возбуждение, часто сглатывает, часто моргает (норма 6-8-раз в минуту, медленнее- устал).

    Легче всего обманывать по телефону,т.к. не видно  лица.

    Есть люди, которые способны определить ложь интуитивно.Их называют «мастерами истины». Исследуя 20000 человек отобрали только 50 человек с такими способностями.Большое умение распознавать обман проявили не психологи и психиатры, а агенты секретной службы.

    Улыбка лжеца ( льстеца) длится более 5 секунд. Улыбка не является искренней. Если эмоция удивления длится более секунды- это подделка.

    Если РЕБЁНОК скрывает что-то, он ДЕРЖИТ РУКИ ЗА СПИНОЙ ИЛИ В КАРМАНАХ.

    Ложь вызывает зудящее ощущение на лице и шее. Поэтому кто говорит неправду,часто начинает почёсывать лицо( кончик носа),шею, оттягивать воротник.

    Если потирает мочку уха- не хочет больше говорить.

    Но иногда почёсывание шеи означает неуверенность, сомнение.

    Рука к щеке- скучно.

    Рука опирается на щёку и указательный палец- интерес.

    Рука на щеке, а большой палец поддерживает подбородок- критически настроен.

    Детектор лжи для ребёнка.

    Ребёнку говорят, что у обманщиков чернеет язык.При просьбе показать язык, ребёнок его отказывается показывать.

    Ребёнку говорят, что у обманщиков краснеют глаза. Ребёнок, который лжёт, закроет глаза.

    Налить в стакан воды. Попросить ребёнка опустить в воду палец.  Если обманывает, то вода покроется рябью. Ребёнок нервничает,  дрожит, на воде появляется рябь.

     Определение интеллекта.

    Уши располагаются выше уровня бровей- высокий интеллект.

    Уши на уровне от бровей до глаз- интеллект выше среднего.

    Уши ниже уровня бровей- интеллект ниже среднего.

    6 Почерк и характер человека.( тоже относится к диагностике)

                                                                                                СЛАЙД №13

    Манера писать у человека абсолютно специфическая и никогда не повторяется. НЕТ ОДИНАКОВЫХ ПОЧЕРКОВ, как и отпечатков пальцев.

    Бывают сходные почерки но одинаковых не бывает.

    Каждый из нас пишет двумя почерками:

    1.Друзьям (наше домашнее платье) свобода

    2. Парадный ( тщательно застёгнутый костюм на все пуговицы) документы.

    Чем больше разница, тем больше раздваивается человек в личной и общественной жизни.

    Некоторые необоснованно предъявляют претензии учителям начальных классов по поводу  формирования каллиграфического письма у всех учеников.

    Гораздо важнее наблюдать за свободным развитием почерков у детей, чем калечить их, добиваясь «чистописания». Посмотрев тетради, можно увидеть ярко выраженную индивидуальность, самостоятельность.

      Основные положения современной школы- СКОРОПИСЬ,ПРОСТОТА, СВОБОДА, аккуратность.

    По почерку можно определить:

    - высокий человек или низкий

    - цвет волос

    -какие физические недостатки имеет рука

     - задатки и способности

    - психическое состояние.

     Диагностика почерка  Достоевского  и Гоголя выявила  нарушение психического равновесия .

    Я предполагаю нарушение психики у 2 учеников, которые учились в начальных классах.Но профессионального подтверждения я не нашла.

    ПОЧЕРК ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ПОЛНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, НО В СКРЫТОМ СОСТОЯНИИ.

    Почерк может изменяться в зависимости от обстоятельств и физического развития человека. В почерке раскрывается внутренний мир человека. Как бы ни старались учителя , каждый выбирает удобный для себя способ письма.

    К старости почерк характеризуется дрожанием, заменой прямых линий волнистыми. После операции омоложения старческое дрожание почерка исчезает.

    НАКЛОН.(разум и чувства)

    Чем больше наклон вправо, тем чувствительнее, послушнее.

    Чем больше наклон влево, тем холоднее, сдержаннее, непослушен,упрям.

    Разнотипность наклона- разум и чувства находятся в конфликте, быстрая смена настроения. Разум желает одно, сердце стремится к другому.

    Если это проявляется очень резко- это неврастеническая натура.

    Если в семье у одного супруга почерк направо, а у другого- налево, то могут быть трудности в отношениях между ними, родителями и ребёнком.

    СТРОКИ.

    Прямые- уравновешенность, сдержанность, доводит дело до конца.

    Волнистые- гибкое мышление, умение обходить трудности

    Поднимаются к концу – оптимисты

    Строки падающие – пессимисты.

    Меня всегда интересовало, почему дети боятся переносить слова.

    Свободное место в конце строки-осторожность, переходящая в трусость, не любит ходить по краю, ЩЕДРОСТЬ.

    Не оставляет свободного места-не желает делиться с другими,доверяет только себе,ЖАДНОСТЬ.

    Если янаблюдаю резкое изменение почерка, то сообщаю родителям, ищем причины.

    Как люди с красивым лицом могут обладать дурным характером,а внешне некрасивые люди-хорошим характером. Так и с почерком.

    Не всегда красивый почерк- признак ума. С неразборчивым почерком человек может быть очень умным.

    КАРАКУЛИ.

    Их очень много. Многие люди оставляют на полях ,в блокнотах,листах во время заседаний, разговора по телефону и т.д.).

    1)домики и домашняя мебель-стремление обрести домашнее тепло и уют.

    2)цветы и листья- добрая натура,любят помогатьдругим, мягкий характер.

    3)красивые профили, головы и лица- человек полный юмора и оптимизма, с удовольствием смеётся над  собой, но его ирония может больно ранить других.

    4)рожицы устрашающие- расстроен или не доволен чем-то.

    5) треугольники, овалы, квадраты – способность к руководящей деятельности, способность планировать и организовывать.

    6) изогнутые изящные линии- тактичный человек, способность проявлять интерес к различным вопросам.

    7)разукрашенные птички, зверушки,рыбки- признак живого воображения и чувства юмора.Подобные рисунки изображают писатели.

    8) звёзды- оптимистическая натура,перед лицом трудностей не опустит руки.

    9) круги–духовные цели не связаны с материальной выгодой.

    10) крестики-нолики- проявление спортивного духа.

    11) непрерывные волнистые линии- склонность к музыке.

    12) человечки- живёт в коллективе  и для коллектива.

    ЕСЛИ ПЕДАГОГИКА ХОЧЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ, ТО ОНА ДОЛЖНА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, УЗНАТЬ ЕГО ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ.

                                                      К.УШИНСКИЙ                               СЛАЙД№14


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы классных руководителей начальных классов

    План рабПлан работыметодического объединения классных руководителей начальных классовна 2011 – 2012 уч. год Руководитель:Кулаженкова С.А.  Цель воспитательной работыпедагогического коллекти...

    Презентация "Диагностика в работе классного руководителя" (из опыта работы)

    В презентации представлено несколько методик  диагностики (из опыта работы)...

    Использование ИКТ в работе классного руководителя начальных классов.

    Использование ИКТ в работе классного руководителя начальных классов....

    Работа классного руководителя начальных классов с родителями

    Выступление на школьном методическом объединении о работе с родителями....

    План воспитательной работы классного руководителя начальных классов на 2016-2017 учебный год

    В данный воспитательный план входят: пояснительная записка, работа с родителями, циклограмма классного руководителя, План - сетка работы на год....

    ИКТ в работе классного руководителя начальных классов

    Современные дети не только активно участвуют в данных мероприятиях, но и с интересом берутся за их подготовку с использованием ИКТ. Часто в данную работу вовлекаются и родители, а совместная дея...

    Опыт работы классного руководителя начальных классов

    Представлен опыт работы классного руководителя начальных классов по теме :"Роль классного руководителя в становлении коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...