Особенности и факторы, влияющие на представление о будущей семье у юношей и девушек.
статья по теме

Лохтякова Наталья Михайловна

Статья по психологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель первой квалификационной категории

МОУ ООШ №114 г. Волгограда

Лохтякова Наталья Михайловна

Особенности и факторы, влияющие на представление о будущей семье у юношей и девушек.

Современное  российское  общество   на  протяжении  последних  лет  испытывает постоянные  кризисы   во  всех  сферах  социальной, экономической  и  психологической  жизни,    которые  влекут  за  собой  трансформацию  всех  его  подсистем,  в  том  числе и института семьи. Семья как социальный институт представляет особый интерес, поскольку, с одной  стороны,  она  обеспечивает  стабильность  общества  и эволюционирует  вместе  с  ним,  а  с  другой, выступает как пространство,  в  котором  происходит  личностное становление человека.

Такие ученые как А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. С. Макаренко, В.Я. Титаренко отмечают, что от типа родительской семьи во многом зависит характер представлений о будущей семье, ведь именно в семье ребенок узнает и усваивает нормы и принципы взаимоотношений, копирует образцы поведения родителей.

Необходимость изучения представлений семьи осознается и многими семейными психотерапевтами. Была выдвинута концепция нарушенных представлений о семье (семейных «мифов») и показана их роль в возникновении ряда семейных и личностных нарушений. Важно изучать не только объективную картину жизни семьи, какой она представляется исследователю, но и «внутреннюю картину семьи» в восприятии ее самими членами семьи. Таково же требование «стереоскопического подхода» к изучению семьи, то есть учет различий в представлении о своей семье у разных ее членов.

Между тем, изученность данного вопроса не идет ни в какое сравнение с его актуальностью, со значимостью представлений в жизни личности. Без ответа остаются пока многие важные вопросы: о сущности и структуре представлений о семье, путях их формирования, способах, какими они оказывают воздействие на жизнь человека, видах их нарушений и причинах этого. В то же время современное состояние науки и прежде всего имевшее место в последнее годы значительное продвижение в изучение когнитивных процессов личности создает возможности более полного и всестороннего их изучения и учета при семейной психотерапии. Речь идет о достижениях в изучении так называемых «наивных представлений», «ситуационных сценариев», процессов «каузальной атрибуции».

Рассмотрим основные особенности и функции семейных представлений:

  1. Большой объем  информации о семье, и неспособность применить ее в жизни. Объем известной индивиду, но не учитываемой им, информации весьма велик практически во всех сферах его жизни. Так, индивид может прекрасно знать о правилах уличного движениях, всех последствиях их несоблюдения, но все же не учитывать это знание в реальных ситуациях, например, в момент перехода через улицу. Индивид может обладать обширными знаниями в области психологии семейных взаимоотношений, но в реальных жизненных взаимоотношениях, в своей собственной семье очень мало учитывать эти знания. Следовательно, когда мы говорим о семейных представлениях, используемых индивидом при решении семейных проблем, необходимо делать различие между информацией, реально включаемой в такое представление, и той, которая могла бы быть включена. Для того чтобы индивид мог в различных семейных ситуациях принимать правильные решения, очень важно, чтобы его представление включало важнейшее, наиболее существенное черты данной ситуации и, далее, чтобы эти существенные черты были отражены правильно, адекватно. В противном случае мы будем иметь дело с одним из нарушений семейных представлений: неполнотой представления (не все существенные черты отражены) или его ошибочностью (по одному или нескольким существенным признакам у индивида есть информация, но она ошибочна).
  2. Семейные представления играют значительную роль в управлении восприятием индивидом различных семейных ситуаций. Они определяют не только то, что именно представляется индивиду само собой разумеющимся и неизменным, но и то, какую информацию индивид стремится получить, попав в ту или иную ситуацию[1].

Развитие брачно-семейных представлений юношей и девушек включает в себя формирование у них правильных воззрений о соотношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других.

 В. А. Сысенко[2] формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни:

  1. нравственная (осознание ценности брака, детей и т. д.);
  2. психологическая (сумма психологических знаний, необходимых

в супружеской жизни);

  1. педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей);
  2. санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта);
  3. экономическая и хозяйственно-бытовая.

Очень важной является и область полового воспитания — формирование эталонов мужественности и женственности. Именно в юношеском возрасте у школьников происходит завершение формирования ролевых позиций мужчины и женщины. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У мальчиков же во главу угла встают сила и мужественность, что сопровождается бесконечными поведенческими экспериментами, имеющими целью найти себя и сформировать свой образ взрослости. Формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности начинается с первых дней жизни ребенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подростковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного общения с лицами противоположного пола.

Исследования Т. И. Юферевой показывают, что практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужественности и женственности, являются взаимоотношения с противоположным полом. Оказалось, что эти представления в каждом возрасте отражают особые аспекты общения: в 7-м классе — семейно-бытовые отношения, в 8-м и, особенно, в 9-м — более близкие эмоционально-личностные отношения между юношами и девушками, причем прежние отношения с возрастом не углубляются, а просто замещаются другими. [54]

Представления о семье носят сложный, комплексный характер. Достаточно сложно определить механизм их формирования и то, какой именно фактор оказывает большее влияние. Количество этих факторов велико и проследить их взаимосвязь достаточно сложно.

Итак, ученые выделяют следующие факторы, формирующие представления о семье и браке.

  1. Родительская семья и тип воспитания в ней.
  2. Образовательная система
  3. Общение со сверстниками
  4. Система массовых коммуникаций

Разберем подробнее каждый фактор.

1. Родительская семья.

Развитие личности получает свое начало в семье. Семья и в дальнейшем остается исключительно важной средой формирования основных качеств и представлений личности человека.  Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия.

В России долгое время существовала «домашняя школа», которая отвечала требованиям культуры и была основным элементом своего времени. С молодежью в рамках семьи, домашнего хозяйства проводилась воспитательная работа, ориентированная на будущую самостоятельную супружескую жизнь. К 14 – 16 годам каждый молодой человек интеллектуально и морально был готов заменить отца (мать) и выполнять эти роли в собственной семье. Своеобразная «программа» формирования у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержится в народной педагогике.

А. Г. Харчев отмечает, что в отличие от других воспитательных институтов «семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни»[3]. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее нравственного и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности семьянина. Семья обеспечивает два необходимых условия контакта ребенка и взрослого – постоянство эмоционального общения с одними и теми же людьми и длительность такого общения.

Семья является «естественной культурной средой» ребенка. Она дает ребенку представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда, прививает ему навыки интеллектуальной культуры. В семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь. Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родитель–ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи».

Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия), что представляется важным для становления положительного образа семьи.

2. Образовательная система

К образовательной системе относят такие социальные институты как начальная и средняя школа, профессиональные училища,  техникумы, высшая профессиональная школа.

Взаимодействие различных элементов образовательной системы направлены на достижение общей цели, которая определяется как обучение, воспитание и развитие личности. Все элементы образовательной системы, включенные в процесс взаимодействия, имеют цель - развитие личности учащегося, как субъекта деятельности.

Школьное развитие человека, как личности предполагает развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, развитие уверенности в себе и самопринятия, самостоятельности и автономности учащегося. Несомненно, эти характеристики важны и для создания полноценной семьи, а уровень интеллекта, самостоятельность во многом влияют на формирования тех или иных представлений о семье, браке.

Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача социальных норм и опыта происходит не только на уроках и классных часах, через публичные выступления  и задушевные разговоры учителей с детьми. Не менее важными являются организация жизни школы, ее атмосфера, взаимоотношения между учениками и учителями. Рассогласование декларируемых норм и ценностей и реальной жизнью школы может привести и приводит к разнообразным, в основном негативным, последствиям (формирование «двойной морали» у учащихся, полное отрицание нормативной регуляции поведения, социальная апатия и т.п.).

3. Общения со сверстниками.

 На отношение детей с ровесниками влияет не только их представление об отдельных людях, но и их взгляды на взаимоотношения между людьми.

Специалисты выделяют в детских подростковых группах функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые отношения со сверстниками[4].

Функционально - ролевые отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей: учебной, трудовой. И разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Эмоционально-оценочное отношение со сверстниками – это осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами в совместной деятельности. На первый план здесь выходят эмоциональные отношения между сверстниками.

Личностно-смысловые отношения между сверстниками – это взаимосвязи в группе, когда мотив ребенка приобретает личностный смысл для его сверстников.

При этом другие начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные. Таким образом, общение со сверстниками напрямую формируют многочисленные представления о различных аспектах жизни. И от того каким окажется это окружение зависят и представления о семье и браке.

4.Система массовых коммуникаций

В современных трактовках понятием «массовая коммуникация» (от латинского comnmunicatio — сообщение, передача) принято обозначать массовый процесс «производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общение людей как членов "массы", осуществляющееся с помощью технических средств».

Феномен массовой коммуникации, можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это определенный набор новых технических средств  для давно известного суггестивного воздействия на психику людей. С другой стороны, феномен массовой коммуникации внешне сохраняет максимально возможную степень индивидуализации человеческого сознания – не нужны контактные группы, все сидят по домам, каждый имеет свободу. Но это внешне. Внутренне же, психологически, выбора нет. Абсолютное большинство и населения смотрит тот же телевизор, слушает радио, читает газеты. Роль и значение информационной среды все время возрастает по мере дальнейшего развития СМИ и массовых коммуникаций. Эта среда оказывает на человека активное влияние. Она влияет на формирование и функционирование его личности, на его духовное, интеллектуальное и психическое развитие, состояние психического здоровья. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда  человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной, психогигиенической, облагороженной информационной среды. Неблагоприятная, «загрязненная», деструктивная информационная среда будет отрицательно влиять на личность и психическое здоровье человека по тем же закономерностям, по которым влияет на человека природная среда его обитания.

Таким образом, с одной стороны, СМИ создают благоприятные возможности для коллективного творчества людей, способствуют укреплению интеллектуальной силы, способны развивать у личности такие свойства, как солидарность, коллективизм. С другой стороны, они создают условия для подавления индивидуального творчества в человеке, для деградации здоровых интересов, нередко формируют ориентации на пассивный отдых, бездеятельные развлечения, то есть способствуют в некоторых случаях ослаблению активности личности.

Как мы видим, множество факторов определяют представления о семье. Каждый из них по-своему значим  и в процессе социализации, расширения круга взаимодействий представления о семье постоянно расширяются, пополняются новой информацией, претерпевают изменения и т.д.

Представления о семье выполняют несколько важных функций для индивида. Человек может обладать обширными знаниями в области психологии семейных взаимоотношении, но в реальных жизненных взаимоотношениях, в своей собственной семье очень мало учитывать эти знания. Следовательно, когда мы говорим о семейных представлениях, используемых индивидом при решении семейных проблем, необходимо делать различие между информацией, реально включаемой в такое представление, и той, которая могла бы быть включена. Для того, чтобы индивид мог в различных семейных ситуациях принимать правильные решения, очень важно, чтобы его представление включало важнейшее, наиболее существенное черты данной ситуации и, далее, чтобы эти существенные черты были отражены правильно, адекватно. В противном случае мы будем иметь дело с одним из нарушений семейных представлений: неполнотой представления (не все существенные черты отражены) или его ошибочностью (по одному или нескольким существенным признакам у индивида есть информация, но она ошибочна).

Семейные представления играют значительную роль в управлении восприятием индивидом различных семейных ситуаций. Они определяют не только то, что именно представляется индивиду само собой разумеющимся и неизменным, но и то, какую информацию индивид стремится получить, попав в ту или иную ситуацию.

Список использованной литературы:

  1. Антонов, А. И. Социология семьи. [Текст] / А. И. Антонов, В. Н. Медведков. - М. : МГУ, 2010. - 304 с.
  2. Бодалев, А. А. Семья и формирование личности [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Просвещение, 2000. - 206 с.
  3. Ковалев, С. В. Психология современной семьи [Текст] / С. В. Ковалев. – М. : Просвещение, 2007. – 208 с.
  4. Прихожан, А. М. Дети без семьи [Текст] / А. И. Прихожан, Н. Н. Толстых. - М., 2008. 271 с.
  5. Сысенко, В. А. Брачно-семейная адаптация, ее характер и содержание [Текст] / под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара  : Бахрах-М, 2002. -575 с.
  6. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 2011,351с.
  7. Тесленко, А. Социализация молодежи: теоретико-методологический аспект [Текст] / А. Тесленко // Альма Матер. – 2005г. - №4.
  8. Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы [Текст] / А.Г. Харчев, М. С. Мацковский. - М. : Просвещение, 2005. - 140 с.
  9. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений [Текст] : курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М. : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с


[1]  Тесленко, А. Социализация молодежи: теоретико-методологический аспект [Текст] / А. Тесленко // Альма Матер. – 2005г. - №4.

[2] Сысенко, В. А. Брачно-семейная адаптация, ее характер и содержание [Текст] / под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара  : Бахрах-М, 2002. – С. 358

[3] Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы [Текст] / А.Г. Харчев, М. С. Мацковский. - М.: Просвещение, 2005. – С. 97

[4] Прихожан, А. М. Дети без семьи [Текст] / А. И. Прихожан, Н. Н. Толстых. - М., 2008. – С. 108  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Факторы, влияющие на погоду"

Исследовательская работа "Факторы, влияющие на погоду" в виде презентационных слайдов....

факторы влияющие на качество образования

выступление на педогогическом совете школы от 04.04.2011года по теме "Факторы влияющие на качество образования в 1-4 классах"...

Родительское собрание " Факторы, влияющие на здоровье ребенка"

Здоровый ребенок-это оптимальный уровень физического,психического,интеллектуального развития для каждого возраста.Это способность к адаптации и адаптированию,способность сопротивляться и  приспос...

Формирование и актуализация представлений о будущей семье у обучающихся в образовательных учреждениях.

Ценность семьи неоспорима: именно семья «вводит» ребенка во все многообразие окружающего мира, определяет его процесс социализации. В общепринятом смысле социализации редко говорят о роли семьи, а име...

Факторы, влияющие на сохранение психологического благополучия ребенка в семье

Статья представляет собой методические рекомендации для родителей и учителей с целью раскрытия факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка, побуждение родителей проявлять заботу о психологи...

Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество образования

Изучение  особенностей, непосредственно влияющих на общий уровень развития учащегося в целом и на способности к обучению в частности....