Программа "Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе"
рабочая программа (1 класс) по теме

Филиппова Наталья Сергеевна

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка [7].  

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования

Адаптация первоклассников

к обучению в начальной школе

Исполнитель:

Филиппова Наталья Сергеевна,

Педагог-психолог  

МБОУ СОШ №14        

Консультант:

Приходько Надежда Ивановна,

канд. пед. наук, доцент,

зав. кафедрой

Кемерово 2013


Пояснительная записка

Настоящая программа построена в соответствии с требованиями Министерства образования  РФ к обязательной документации педагога-психолога и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, на основе ФГОС 2 поколения.

 Действующий ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе устанавливают необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса. ФГОС определяет цели и основные составляющие психологического сопровождения, которые сформулированы в частности в п.6.2. «Сохранение психологического здоровья воспитанников, мониторинг их развития, организация развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психологическом развитии. В соответствии с ФГОС у выпускника начальной школы должны быть сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД).

Личностные УУД:

  • Личностное, жизненное самоопределение;
  •  Действие смыслообразования;
  •  Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
  •    Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Познавательные УУД:

  • Общеучебные;
  •  Логические учебные действия;
  • Постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  •  Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • Разрешение конфликтов ;
  •  Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание;
  •   Планирование;
  •   Прогнозирование;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • Коррекция ;
  •  Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей [7]. 

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.

Дарвиш О. Б. отмечает – «младший школьный возраст в современно периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте, продолжает Дарвиш О. Б., происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни [4].

С физиологической точки зрения – это время физического ростра, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония физического развития ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.»

        Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка [7].  

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций [3].        

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость [6].

Некоторая часть первоклассников испытывает трудности в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

Дезадаптированность  обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

        Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемостью обучающихся в последующие годы.

Психологическая программа направлена на помощь учащимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.        

Цель: Содействие психологической адаптации первоклассников к условиям  начальной школы. 

Задачи:

  1. Диагностировать психологическую готовность первоклассников к обучению в начальной школе;
  2. Создать  условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
  3. Создать  благоприятные условия для знакомства детей друг с другом;
  4. Способствовать формированию внутренней позиции школьника;
  5. Способствовать формированию  у учащихся 1 класса навыков учебного сотрудничества;
  6. Создать  условия  для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

Отличительной особенностью данной программы является подбор материала и разработка занятий с учащимися первых классов, которые рассчитаны на учебный год, для адаптации ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья.

Младший школьный  возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. В этом возрасте чаще всего ребенок практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Постепенно ребенок данного возраста социализируется,  адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать. Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие.  В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми,  а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет. К 7 годам ребенок способен сосредотачиваться не только на увлекательной деятельности,  но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и, поэтому, ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Часто ребенок не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая  готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 33 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут. Строятся в доступной и интересной для учащихся форме:

  • психогимнастика;
  • рисование:
  • ролевые игры;
  • групповая работа;
  • освоение приемов саморегуляции.

В работе используются группы методов:

  • метод убеждения (разъяснение и внушение, рассказ и беседа);
  • метод стимулирования;
  • метод самовоспитания;
  • метод психологической саморегуляции;
  • метод игровой терапии.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные школьные правила;
  • позитивные взаимоотношения между людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого человека и др.);
  • формы обращения;
  • невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;
  • некоторые положительные и отрицательные черты характера;
  •  правила дружбы, честной игры;
  • приемлемые для себя стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов;
  • приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжение.

Учащиеся должны уметь:

  • подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;
  • общаться со сверстниками и старшими;
  • преодолевать негативные эмоциональные состояния;
  •  анализировать собственный  жизненный  опыт;
  • останавливаться и принимать  конструктивное  решение в  трудных и опасных  ситуациях.

К концу учебного года 80% учащихся благоприятно адаптируются  к обучению в начальной школе

Длительность программы 1 год

Программа реализуется на основе психодиагностики   (2 раза в год)

Программу реализует педагог-психолог Филиппова Наталья Сергеевна

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,

                                                     психологического обследования.

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных  

                                          особенностей учащихся начальной школы.

 


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Раздел 1. Введение в школьную жизнь

4

1. Узнаем друг друга

2

2. Выбор приветствия

1

3. Лента школьного времени

1

Раздел 2. Изучаем правила  общения

7

4. Учимся договариваться

2

5. Спор и ссора

2

6. Пойми меня

1

7. Уважая себя, уважай других

2

Раздел 3.  Познаем себя и других

9

8. Все люди разные

1

9. «Если б я был волшебником»

1

10. Я глазами других

2

11. Всё, что с нами происходит

1

12. Мальчики и девочки

2

13. Помоги себе сам

1

14. Посвящение в ученики

1

Раздел 4. Мир вокруг меня

2

15. Взгляд на мир

1

16. Пути-дороги в мир здоровья

1

Раздел 5.  Я и моё здоровье

4

17. Я и другие

1

18. Познай себя и соблюдай правила для всех

1

19. В единстве с природой

1

20. Движение – жизнь

1

Раздел 6.  Мой внутренний мир

7

21. В стране Доброландии и Злосландии

2

22. Остров Чунга- Чанга

2

23. Учусь владеть собой

2

24. Прощай, первый класс!

1

Итого

33

                         


  Содержание программы

Раздел 1. Введение в школьную жизнь. -  4 часа

Тема 1. Узнаем друг друга. - 2 часа

Установление контакта между детьми. Создание условий для самораскрытия. Демонстрация вариантов знакомств. Выработка правил приветствия.

Тема 2 . Выбор приветствия - 1 час

Осознание ответственности школьника за свои поступки. Практиковать в учебном взаимодействии. Нормализация мышечного тонуса.

Тема 3. Лента школьного времени. – 1 час.

Уточнение представления о времени. Уроки и перемены. Планирование времени. Тренировка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.

Раздел 2. Изучаем правила  общения. – 7 часов.

Тема 4. Учимся договариваться. – 2 часа.

Освоение новой школьной нормы общения. Уточнение возможностей человеческого общения. Тренировка невербального воздействия детей друг на друга.

Тема5. Спор и ссора. – 2 часа.

Умение вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и чужих эмоций.

Тема 6. Пойми меня. – 1 час

Воспитание чувств, эмпатии, толерантности. Создание условий для  анализа собственного жизненного опыта.

Тема 7. Уважая себя, уважай других. – 2 часа.

Толерантное отношение к другим людям. Оказание помощи другим и умение принять помощь от других. Тренировка общих способностей несловесного воздействия друг на друга.

Раздел 3. Познаем себя и других. – 9 часов

Тема 8. Все люди разные. – 1 час.

Разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций. Способность считаться с различиями между людьми. Терпимое отношение к различиям в поведении людей. Ценностное отношение к иному. Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.

Тема 9. Если б я был волшебником. – 1 час.

Актуализация эмоционального состояния учащихся. Способствование переживанию чувств торжества, победы, удачи, уверенности в своих силах.

Тема 10. Я глазами других. – 2 часа.

Социально-психологическая компетентность. Выработка  новых способов поведения. Позитивный эмоциональный тон общения.

Тема 11. Всё, что с нами происходит. – 1 час.

Анализ и разрешение внутриличностных конфликтов. Снижение уровня тревожности. Приобретение и закрепление приемлемых стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.

Тема 12. Мальчики и девочки. – 2 часа.

Культура взаимоотношений. Позитивные отношения между девочками и мальчиками. Тренировка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.

Тема 13. Помоги себе сам. – 1 час.

Осознание возможности и необходимости саморегуляции. Приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Тема 14. Посвящение в ученики. – 1 час.

Обобщение представлений о школе, об учениках, об учителе. Осознание того, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем. Развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Раздел 4. Мир вокруг меня – 2 часа.

Тема 15. Взгляд на мир. – 1 час.

Осознание зрения как основного способа познания и  установления отношения с миром. расширение опыта зрительного восприятия предметов ближайшего окружения для улучшения его спонтанного использования в оценке окружающей среды. Развитие зрительной чувствительности посредством восприятия своих собственных движений.

Тема 16. Пути-дороги в мир здоровья. – 1 час.

Осмысление необходимости двигательной активности. Приобретение элементарных навыков саморегуляции. Приобщение к регулярным занятиям физическим упражнениями.

Раздел 5.  Я и моё здоровье – 4 часа.

Тема 17. Я и другие. – 1 час.

Умение воспринимать другого человека, понимать его внутренний мир. Эмоциональная близость. Переживание единства и доверия друг другу. Преодоление эмоциональной замкнутости. Невербальный опыт взаимодействия с другими детьми.

Тема 18. Познай себя и соблюдай правила для всех. – 1 час.

Контроль и оценка своего физического состояния. Потребность в выполнении гигиенических правил. представление о валеологической культуре.  

Тема 19. В единстве с природой. – 1 час.

Способы сохранения здоровья. Приобщение к зравотворчеству. Совершенствование физических качеств.

Тема 20. Движение - жизнь. – 1 час.

Приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями. Осмысление необходимости двигательной активности. Приобретение элементарных навыков саморегуляции.

Раздел 6. Мой внутренний мир. – 7 часов.

Тема 21. В стране Доброландии и Злосландии. – 2 часа.

Тренировка регуляции своих поведенческих реакций. Приобретение и закрепление приемлемых и способов разрешения конфликтов.

Тема 22. Остров Чунга- Чунга. – 2 часа.

Овладение  навыками управления своей эмоциональной сферы. Подражательное воспроизведение чужих эмоций.

Тема 23. Учусь владеть собой. – 2 часа.

Расширение представления о способах саморегуляции в критическом состоянии. Тренировка умения останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.

Тема 24. Прощай, 1 класс! – 1 час.

Обобщение полученных знаний. Закрепление саморегуляции.



Методическое обеспечение программы

Технологическая карта

 Тема занятия

Кол-во

час.

   Цель занятия

             

   Способы действия

    Виды деятельности

  1. Введение в школьную жизнь. – 4 часа

1,2

Узнаем друг друга

2

Создание благоприятной

психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта между детьми.

Сбросить интенсивность физического и психического напряжения.

Демонстрация вариантов знакомства.

Выработка правил приветствия.

        

Игра "Круг знакомства".

Беседа "Как можно знакомиться".

Упражнения «Что изменилось в этой комнате?», «Кто крепче пожал руку?» и др.

Подвижная игра.

Рисунок.

3.

Выбор приветствия

1

Помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии.

Нормализовать мышечный тонус.

Приветствие,

работа со стихотворением, проблемный вопрос «С кем должен здороваться школьник?»

Практикум,

игра «Не собьюсь».

Упражнения и игры на внимание, подвижная игра.

4.

Лента школьного времени

1

Уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время.

Тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научиться различать и сравнивать их.

Работа с режимом дня, знакомство с лентой времени, диагностические упражнения.

Игра «Вот так».

Психогимнастические упражнения-игры на чередование противоположных по характеру движений: напряженных-расслабленных, резких – плавных.

Подвижная игра «Веселая перемена».

  1. Изучаем правила общения. – 7 часов

5,6

Учимся договариваться

2

Помочь детям освоить новую школьную норму общения – молчаливый выбор отвечающего в группе, уточнить возможности человеческого общения.

Тренировка общих способностей

несловесного воздействия детей друг на друга.

Создание проблемной ситуации, демонстрация нового стиля взаимодействия, упражнения детей в применении нового

жеста.

Игра с мячом «Знакомство».

Игра «Обмен ролями».

7,8

Спор и ссора

2

Формировать умение вести дискуссию, поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения.

Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции.

Создание проблемной ситуации.

Подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций.

Игра «Мы с товарищем вдвоем очень весело живем».

Пантомимические загадки, изображающие: удивление – восхищение – изумление; обида – досада.

9

«Пойми меня»

1

Воспитывать чувство эмпатии, толерантности, внимательного отношения друг к другу.

Обеспечить условия для анализа собственного жизненного опыта.

Арт-терапия.

Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино».

Рисуночные пробы и творческие работы.

Игра «Пойми меня».

10,11

Уважая себя, уважай других.

2

Развивать толерантное отношение к другим людям, формировать терпимое отношение к другим,

их привычкам, взглядам,

готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других. Тренировка общих

способностей несловесного воздействия детей друг на друга.

Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия.

Оценивание своих эмоций и эмоций партнера.

Рассказ

В. Осеевой "Просто старушка",

игра "Встреча".

Подвижная игра «Самолетики».

  1. Познаем себя и других. – 9 часов

12

Все люди разные

1

Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций. Формировать способность считаться с различиями между людьми. Развивать терпимое отношение к различиям в поведении людей. Прививать ценностное отношение к "иному".

Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Групповая работа по наблюдению разнообразных человеческих типов.

Выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения.

Инсценировать отрывок из сказки "Гадкий утенок", игра "Цветик-семицветик", аукцион идей: "Хорошо, что люди разные, потому что..."

 Проигрывание загадок на решение различных конфликтных ситуаций (с обязательной сменой ролей).

13

«Если б я был волшебником»

1

Актуализировать эмоциональное состояние учащихся, способствовать переживанию чувств торжества, победы, удачи, уверенности в своих силах.

Изотерапия.

Сказкотерапия.

Анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций, повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях, контролируя ощущения.

Игра «Поляна волшебных цветов»,

упражнения: тревога-беспокойство, стыд  - вина, радость – удовольствие.

14,15

Я глазами других

2

Развивать социально-психологическую компетентность ребенка, социального доверия и воспитание новых способов поведения.

Привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию.

Учебно-игровая ситуация, позволяющая учиться общаться, устанавливать

позитивный эмоциональный тон общения. Динамическая пауза.

 Этюд "Просто так",

игра "Угадай-ка", игра "Снежная королева»,

игра "Окажи внимание другому".

Упражнения и игры на внимание.

16

Всё, что с нами происходит

1

Анализировать и разрешать внутриличностные конфликты, снизить уровень тревожности. Приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов

Диагностическое обследование уровня  тревожности. Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами, загадки на решение различных конфликтных ситуаций

Рисуночный тест.

танец – игра «Страна Трямляндия»,

просмотр эпизода мультфильма.

17,18

Мальчики и девочки

2

Воспитание у детей культуры взаимоотношения, способствовать установлению позитивных отношений между мальчиками и девочками.

Тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.

Выявление качеств присущих девочкам (женственность, миловидность, мягкость и др.); мальчикам (мужественность, сила и др.).

Физические движения, выражающие какой –либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием.

Тесты-упражнения «Настоящие мужчины»,

беседа «Друг в беде не бросит».

Аукцион комплиментов, в ходе которого мальчики говорят девочкам комплименты, девочки высказывают благодарность.

Игра «Резко – плавно».

19

Помоги себе сам

1

Способствовать осознанию детьми возможности и необходимости саморегуляции, закрепить приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Релаксационный тренинг.

Упражнения и игры.

20

Посвящение в ученики

2

Обобщить представления детей о школе, об учениках, об учителе; помочь детям осознать, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем.

Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Проигрывание поведения «учеников лесной школы» в школьных ситуациях.

Анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций.

Игра «Лесная школа»

Пантомимические загадки : радость – удовольствие, сочувствие- жалость – нежность.

  1. Мир вокруг меня. – 2 часа

21

Взгляд на мир

1

Развивать осознание детьми зрения как основного способа познания и установления отношения с миром; расширить опыт зрительного восприятия предметов ближайшего окружения для улучшения его спонтанного использования в оценке окружающей среды; развить зрительную чувствительность посредством восприятия своих собственных движений.

Упражнения на осознание  своих зрительных ощущений в процессе восприятия разных цветов; изотерапия.

Ролевая игра «Цветные человечки»,

Занятия «Фотографы», «Театр теней», «Сюрпризы гнома»; игры-инсценировки со световыми и цветовыми эффектами, творческие игры с цветовыми пятнами: красными, желтыми, синими, - нанося акварельные краски кисточкой или пальцами на лист влажной бумаги.

Игровое упражнения по окрашиванию воды или песка в разные цвета, приготовление цветного льда.

22

Пути-дороги в мир здоровья

1

Приобщать детей к  регулярным  занятиям  физическими  упражнениями, содействовать  осмыслению  необходимой  двигательной  активности, способствовать  приобретению  элементарных  навыков  саморегуляции.

Игровой тренинг способствующий пониманию  детьми  того,  что  чередование  труда и  отдыха    помогает  поддерживать  высокую работоспособность.

Игровая программа  «На  здоровье!», психотехнические  игры  и  упражнения.

Y. Я и мое здоровье. – 4 часа

23

Я и другие

1

Развитие у детей умения воспринимать другого человека, научиться понимать внутренний мир других людей, помочь установить эмоциональную близость, получить переживание единства и доверия друг другу, помочь преодолеть эмоциональную замкнутость, развить эмоциональную отзывчивость, помочь  приобрести невербальный опыт взаимодействия с другими детьми.

Ситуации, позволяющие проявить внимание и интерес к сверстникам, проигрывание типичных ситуаций проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее- к внутреннему, через движение – к чувствам, через фантазию – к переживаниям.

Игры на взаимодействие: «Солнышко», «Ветерок», «Пробуждение» и др.

Подвижные русские народные игры.

Игры с предметами.

Диагностическое исследование.

24

Познай  себя и соблюдай  правила  для  всех

1

Развивать  умения  контроля и оценки  своего  физического  состояния, формировать  потребность в  выполнении  гигиенических  правил, формировать  представления о  валеологической   культуре.

Создание  проблемной  ситуации, проведение  тренинга.

Ролевая  игра  «Тряп Тряпыч»,

«Пятиминутка  знатоков».

25

В  единстве с природой

1

Расширять  знания о  способах  сохранения  здоровья, приобщать к  здравотворчеству, совершенствование  физических  качеств (быстрота, ловкость и  др.).

Демонстрация и показ  ситуаций здорового  образа  жизни.

Подвижные перемены, оздоровительные  минутки, просмотр мульфильма «Ох и Ах».

26

Движение – жизнь

1

Приобщать  детей к  регулярным  занятиям  физическими  упражнениями, содействовать  осмыслению необходимости  двигательной  активности, способствовать приобретению  элементарных  навыков  

саморегуляции.

Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами, игры-загадки на решение спорных  ситуаций, разучивание коллективных подвижных  игр, спортивных развлечений.

Игры «Звонок на  урок», «Удочка» и т.п.,

 игры-эстафеты, спортивные  упражнения, самостоятельные  игры  детей.

YI. Мой внутренний мир. – 7 часов

27,28

В  стране Доброландии и Злосландии

2

Тренировка  детей  регулировать  свои  поведенческие  реакции, приобретение и  закрепление  приемлемых  для  ребенка  стереотипов поведения и способов  разрешения  конфликтов.

Показ и проигрывание  ситуаций, в  которых  дети  обнаруживают  возможность избежать  конфликта, если  вести  себя  по  другому, тренировка умения  регулировать  свои  поведенческие  реакции, арт-терапия.

Самостоятельные  игры-фантазии с  проекцией  новых  эмоциональных  проблем и  актуальных  переживаний, хоровое  пение «Улыбка», рисование  добрых  героев сказки

«Золотой  ключик».

29,30

Остров Чунга-Чанга

2

Овладение  навыками  управления  своей  эмоциональной  сферой: развитие у  детей  способности  понимать, осознавать  свои  и  чужие  эмоции, правильно  их  выражать, тренировка  общих  способностей  несловесного воздействия  детей  друг  на  друга.

Подражательное воспроизведение чужих  эмоций, решение  проблемных  ситуаций.

Пантомимические загадки,

танец «Маленьких  утят»,этюд «Ты – лев»(саморегуляция),  подвижная  игра «Слушай  команду».

31,32

Учусь  владеть  собой

2

Расширять представление о  способах саморегуляции в  критическом  состоянии, тренировать  умение  останавливаться и  принимать  конструктивное  решение в  трудных и опасных  ситуациях

Анализ и разыгрывание конфликтных  ситуаций  из  школьной  жизни

Тренинг «Стоп! Подумай! Действуй!», игра «Истории  из  жизни»

33

Прощай, первый  класс!

1

Обобщить   полученные знания, закрепить  навыки  саморегуляции.

Подготовка и проведение праздника

Праздник «Прощай, первый  класс!»


Литература для педагогов.

1.        Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст]  - Т.Ц. Сфера,  2005. – 90 с.

2.        Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе [Текст] – М: Изд-во Совершенство, 1998. - 352 с.

3.        Дереклеева, Н.И. Родительские собрания 1-4 класс [Текст] – Изд-во Вако, 2005. -  252 с.

4.        Рудова, А.С. Дни рождения - обучайки. Развивающие театрализованные программы и кукольные спектакли-сказки [Текст] - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009, - 205с.

5.        Сухин, И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков» [Текст] – Ярославль: Академия развития, 2002, - 192 с.

Литература для родителей.

1.        Афанасьев, С.П., Коморин, С.В. Триста творческих конкурсов [Текст] – Кострома: МЦ Вариант, 2000, - 112 с.

2.        Болотова Т.Е. Как помочь себе и своему ребенку [Текст] – СПб.: Речь, 2009. – 176 с.

3.        Соколова, Л. А. Играем на прогулке. Наблюдаем, познаем, учимся [Текст] – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010, - 255с.

4.        Шмаков, С.А. Уроки детского досуга [Текст] -  М.: Новая школа, 1993, – 88с.

Литература для детей.

  1. Вакуленко, Ю.А., Попова, Г.П. Веселая карусель для младших школьников: частушки-хохотушки, узелок загадок [Текст] – Волгоград: Учитель, 2007, - 88 с.
  2. Драгунский, В. Ю., Медведев,  В. В., Коваль, Ю. И.  Смешные рассказы о школе [Текст]- Изд-во: Самовар, 2009, - 112 с.

  1. Козлов, С.Г. Трям! Здравствуйте! [Текст] – Изд-во: Лабиринт, 2013, - 96с.
  2. Носов, Н.Н. Живая шляпа  [Текст] – Изд-во: Эксмо, 2013, - 112 с.
  3. Носов, Н.Н. Фантазеры  [Текст] – Изд-во: Эксмо, 2013, - 112 с.


Список литературы:  

  1. Айзман, Р.И., Жарова, Г.Н., Айман, Л.К., Савенков,  А.И.,Забрамная, С.Д., Ядрихинская, И.Е. Подготовка ребенка к школе [Текст] – М. 1991 – 134с.
  2. Ануфриев,  А. Ф., Костромина,  С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] – М.: Издательство «Ось89», 1997. – 272 с.
  3. Грищук, Л.А. Школа дошкольников [Текст] – Изд-во Панорама, Изд-во Глобус, 2007. – 124 с.
  4. Дарвиш О.Б., Возрастная психология [Текст] - Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 263 с.
  5. Ильина,  М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет [Текст]: пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с.
  6. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /под ред. Головей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. [Текст] – СПб.: Речь, 2008 – 688 с.
  7. Понфилова,  М.А. Школа сказки для детей [Текст] – Изд-во Т.Ц. Сфера, 2012. – 92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

"Программа раннего развивающего обучения "Малышок"" (Занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Комплексная программа раннего развития ориентирована на подготовку детей к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, желание и привычку думать, стремление уз...

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему «Особенности построения программы обучения в начальной школе»

Данное выступление можно использовать на родительском собрании для родителей будущих первоклассников....

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе

Настоящая программа построена в соответствии с требованиями Министерства образования  РФ к обязательной документации педагога-психолога и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, ...

Психолого- педагогические аспекты готовности первоклассника к обучению в начальной школе

Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстник...