Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе»
методическая разработка (1 класс) на тему

Дмитриева Надежда Владимировна

Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе» помогает формировать умение  учиться и общаться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Данная программа способствует:

развитию  активности  и самостоятельности младшего школьника;

расширяет возможности обучения и самообучения;

формирует  умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать самостоятельную работу по заполнению портфолио;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_v_nachalnoy_shkole.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психологического  сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе»

г.Санкт-Петербурга

Цель:

  • формировать умение  учиться и общаться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Задачи:

  • помочь младшему школьнику  в оформлении папки портфолио;
  • дать информацию о различных видах достижений учащихся;
  • помочь учащимся получить опыт самооценки и самопрезентации

Форма проведения:

  • психологические  часы, игровые тренинги, практические занятия.

Ожидаемый результат:                                                                                                                      

Данная программа способствует:

  • развитию  активности  и самостоятельности младшего школьника;
  • расширяет возможности обучения и самообучения;
  • формирует  умение учиться: ставить цели, планировать и

    организовывать самостоятельную работу по заполнению портфолио

Учебно тематический план.

Тема занятия.

1

Расскажу о себе. Кто я?

2

Как я выгляжу. Мой портрет.

3

Моя  семья.  

4

Моя мама. Мой папа.

Моя родословная

5

Мой адрес. История моей улицы. Безопасный маршрут

 « Дом-школа»

6

Дружба. Мои друзья.

7

Растём здоровыми. Распорядок дня.

8

Учусь ставить цели.

9

Мои достижения.

10

Моё рабочее место.

11

Мои школьные предметы. Мои учителя.

12

Какой я ученик. Секреты успешной работы.

13

Мои дела и домашние обязанности.

14

Творческие и игровые проекты.

15

Спеши делать добрые дела.

16

Праздники и традиции моего народа.

17

Я успешный сегодня. Продвижение по лестнице успеха.

18

Добрые пожелания.

19

Результаты, которых я достиг.

Тема занятия.

«Расскажу о себе. Кто я?»

Цели: - узнать представления учеников о самих себе.

           -  развить коммуникативные навыки младших школьников.

           -  настроить на дальнейшую продуктивную работу.

1.Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Наше занятие посвящено знакомству. Сегодня вы более близко познакомитесь друг с другом. Узнаете, кто чем любит заниматься, кто как проводит свободное время, узнаете пристрастия и привычки своих одноклассников. А веселее и интересней это можно сделать при помощи  игр:

2. Игровой блок

Игра  «Волшебный мячик»

 Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши. Что ты любишь расскажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом рассказывает о том, что он больше всего любит, и бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: « Что ты любишь расскажи...» и т.д.

Игра «Хоровод знакомства»

Все дети взявшись за руки водят хоровод со словами:
«Мы по кругу ходим, ходим,
Познакомиться хотим,
Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи),
Ну, а мы с вами-сидим».
После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

Игра «Кто? Где? Когда?» Игроки становятся в круг. По сигналу водящего дети перестраиваются так, чтобы имена располагались:
В алфавитном порядке;
По месяцам рождения;
По знакам зодиака;
По увлечениям и т.д.

Игра «Угадай мое хобби»     Вместо представления игрок дает подсказки:

Мое хобби начинается на букву «Р»;
Мое хобби заканчивается на букву «А»;
Оно состоит из 7 букв (Рыбалка).
Тот, кто правильно угадал имя, получает жетон.

Игра «Знаки зодиака»

Игроки группируются по знакам зодиака. Готовят о себе сообщения для других игроков об особенностях своих характеров. Можно пользоваться популярной литературой. Главное, чтобы все выступления были оригинальными и в каждом принимали участие все члены команды.

Игра «Интервью»

Каждый игрок получает карточку, на которой написан рассказ каждого из участников о себе. По сигналу ведущего нужно найти напарника, рассказ которого написан на карточке, и взять у него интервью. Перечень вопросов определяется организаторами игры. Все сведения нужно написать на листе. Все заметки помещаются в газете «Давайте познакомимся!»
Выигрывают те, кто справится с заданием раньше остальных игроков.

Игра «Суета сует»

Каждый участник игры получает список из 10 пунктов:

любит ловить рыбу...
любит петь...
любит читать... и т.д.
Списки игроков разные. Содержание списков любимых дел организаторы заранее узнают у игроков лично или из анкет. По сигналу водящего игроки начинают заполнять списки, вписывая напротив любимых дел, соответствующие имена игроков. Для этого все начинают узнавать друг у друга кто что любит делать. Выигрывают те, кто раньше всех сумеет заполнить весь список.

Игра «Моя эмблема, мой девиз»

Каждый игрок получает бумагу и карандаш. По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть эмблемой и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом (это может быть пословица, фраза из песни, крылатое выражение, название кинофильма и т.д.). потом делаем выставку работ, где каждый рассказывает о себе, о своей работе.

Игра «Мой напарник»

Дети разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать о друг друге. Потом все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. Стиль изложения - любой. Поощряется оригинальность.

Итоговое упражнение.

Я прошу вас встать в круг. По очереди мы будем называть лучшее качество, которое нам нравится в стоящем слева от нас человеке.

А теперь давайте поделимся впечатлениями. Как вы себя чувствовали, когда сосед справа говорил вам приятные вещи? Что вам понравилось и что не понравилось в проведенном занятии? Узнали ли вы что-либо новое друг о друге? Что? Пригодятся ли эти знания  в вашей дальнейшей школьной жизни?

Тема занятия.  

«Как я выгляжу. Мой портрет»

Цели: - Изучить индивидуальные особенности детей

           -  развитие навыков рефлексии

1. Ведущий:

На прошлом занятии мы лучше узнали друг друга. И сегодня мы продолжаем знакомство. Но знакомиться мы будем уже не друг с другом, а с самими собой. Итак, начинаем.

2. Методика «Автопортрет»

Цель: выявить представления ученика о самом себе.

Возраст испытуемых: 7-11 лет.

Оборудование: чистый лист бумаги, карандаши.

Инструкция экспериментатору. Ученикам предлагается нарисовать себя одного или с членами семьи.

При анализе рисунков выделяются признаки и изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

  1. Эстетическое изображение- выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
  2. Схематичное изображение в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада. Для них важно получить наиболее общие представления о явлении, частности и детали их интересуют по мере надобности. Синтетический когнитивный стиль с тенденцией к обобщению.
  3.  Реалистическое изображение, выполненное с более тщательными подробностями, т. е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Так рисуют люди, которые отличаются большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.
  1. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и чувством юмора.
  2. Автопортрет в интерьере — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа и т. д. К таким изображениям склонны люди, обладающие способностью к сюжетному угасанию, а также направленностью на

внешнее предметное окружение..

  1. Эмоциональный автопортрет- человек отразил себя в каком-то эмоциональном состоянии. Это люди, обладающие высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние. Переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается.
  2. Изображение позы или движения свойственно людям с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.
  3. Изображение автопортрета со спины- вместо лица рисуется затылок. Такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Материал, полученный в тесте, анализируется по схеме Рида:

  • Перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов — мыслительный экстраверт.
  • Органический рисунок — на фоне живой природы, в окружении растений, животных — это мыслительный интроверт.
  • Гаптический рисунок — изображение себя в нелегком состоянии, — сенсорный интроверт.
  • Эмфатический рисунок — изображение себя в эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт.
  • Декоративный рисунок — изображение портрета в приукрашенном виде — сенсорный экстраверт.
  • Имажинарный рисунок — изображение себя в виде персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;
  • Ритмический рисунок — изображение движущегося человека — интуитивный экстраверт;
  • Структурный рисунок — изображение себя «как есть»;голова, руки, ноги, может быть изображено одно лицо, бюст — интуитивный интроверт.
  1. Подведение итогов занятия

Групповое обсуждение рисунков.

Тема занятия .

 «Моя семья»

Цели: - Выявить особенности эмоциональных отношений учащихся и их родителей.

              - Обсудить с ребятами важность семьи в жизни каждого человека.

              -  развить коммуникативные навыки.

1. Ведущий: На прошлых занятиях мы с вами много узнали о себе, о своих одноклассниках. Сегодня мы поговорим о семье. Наверняка, у каждого из вас есть родители, которые подарили вам жизнь, которые заботятся о вас, каждый день окружают теплом и заботой. Но прежде, чем поговорить об этом, я предлагаю вам послушать одну очень поучительную историю.

2. Сказка о маленьком Тигренке

Возраст: 5—11 лет.

         «Никому нет дела до меня, я никому не нужен»,— так думал маленький Тигренок и продолжал идти, понурив голову, под палящим солнцем, сам не зная куда. Острые колючки больно впивались в его мягкие еще лапы, но тигренок не замечал этого — так ему было одиноко и грустно.

        Тигренок ушел из дома, он хотел отомстить маме-тигрице и папе-тигру за то, что они его не замечают, за то, что сегодня утром, когда тигренок с братом учились охотиться, родители его не похвалили и даже не увидели, что он так сильно старался. «Мой брат такой быстрый и ловкий, и у него всегда все получается, и родители, конечно, любят его больше, чем меня, а я просто жалкий увалень»,— продолжал рассуждать маленький тигренок, и ему становилось еще хуже.

        Так бы, наверное, он брел и брел, пока раскаленное красное солнце не соединилось бы с землей на горизонте, но вдруг ветки и трава под лапами тигренка раздвинулись, и он кубарем полетел вниз. Тигренок даже не успел как следует испугаться, как оказался на дне вырытой охотниками ямы. Яма была глубокой и темной, и тигренку стало очень страшно. Он принялся изо всех сил карабкаться вверх, но стены ловушки были гладкими, не за что было уцепиться, лапы тигренка скользили, и он постоянно сползал вниз. Тигренок продолжал свои попытки, пока совсем не ослаб. Тогда он свернулся калачиком на дне холодной ямы и заснул от голода и усталости. И тигренку приснился прекрасный сон, в котором тигрица-мать и тигр-отец лениво лежат около прозрачного журчащего ручья на залитой солнцем поляне под синим-синим небом и ласково смотрят, как их детеныши радостно играют друг с другом.

        Тигренок проснулся в черной яме, но в душе его зажглось маленькое солнышко и согрело его своим теплом. Он вдруг вспомнил то, что знал все время, но почему-то недавно забыл. Он вспомнил, что родители очень любят его, просто они учат его бороться, ведь без этого тиграм не выжить. И тигренок понял, как он любит своего брата, ведь и ему порой бывает очень тяжело и не все удается. «Как жалко, что я больше их никогда не увижу»,— подумал тигренок, и его сердце сжалось от боли. Прошло время — тигренок не знал, сколько дней, потому что в яме всегда темно,— и он услышал шорохи и звуки, но тигренку было все равно — от слабости он уже ничего не чувствовал. Яркий свет заставил тигренка открыть глаза и счастью его не было конца, когда он увидел маму, папу, брата и других зверей, которые. пришли на помощь и вызволили его из ловушки.

— Какое счастье, что мы нашли тебя! Мы искали тебя четыре ночи и четыре дня и всполошили всех зверей в округе,— радостно причитала мама-тигрица. А тигренок только прошептал в ответ: «Прости, мама, ты еще будешь гордиться мной». С тех пор тигренок всегда слушался своих родителей.

Прошло несколько лет, и не было еще в тех местах такого сильного, быстрого, умного и смелого тигра, каким стал наш тигренок. Все звери любили и уважали его, и часто его стали видеть на охоте с самой красивой тигрицей, с той, что живет на другой стороне реки.

3. Вопросы для обсуждения

Почему Тигренок ушел из дома?

Что вспомнил Тигренок, когда сидел в яме? Почему он это забыл?

Что бы ты посоветовал Тигренку, чтобы он никогда не забывал об этом?

А ты всегда слушаешься своих родителей?

Когда ты станешь взрослым, и у тебя будут дети, будешь ли ты воспитывать их так же, как сейчас тебя воспитывают мама и папа?

Если бы у тебя случилось горе, беде, несчастье, ты бы рассказал об этом своим родителям?

Ты боишься, когда тебя наказывают родители или нет? Как они это делают?

Когда ты станешь взрослым, хотел бы ты быть похожим на родителей?

 

Тема занятия.

«Моя мама. Мой папа»

   Цели: - Определить эмоциональные состояния ребенка по рисунку семьи.

               -Выявить уровень компетентности и престижности родителей в восприятии детей.

1. Ведущий.

Добрый день, дорогие друзья! Я рада вас приветствовать на нашем занятии. Сегодня я предлагаю порисовать. Я вам раздам бумагу и цветные карандаши, а вы изобразите мне в рисунке свою семью.

2. Тест «Рисунок семьи»

Возраст испытуемых: 7-11 лет.

Оборудование: стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей.

Интерпретация.    Вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу», — диагностируют о несформированности у ребенка понятия «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таком случае можно попросить нарисовать семью животных.

Предлагаем следующие варианты интерпретаций рисунков семьи.

Так, ребенок может очень тонко уловить особенности распределения семейных ролей. Например, мама — глава семьи, у нее все большое — глаза, нос, а особенно рот. Им она чаще всего и пользуется в общении. Рук у мамы нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (не физическим, а в восприятии ребенка) меньше мамы, расположен в верхнем левом углу. По сторонам от мамы выписаны брат со стоящими волосами и аккуратный сам художник данного рисунка такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого уши есть, а вот у сыновей стойкое нежелание воспринимать все, что говорят родители.

Другой показательный вариант — наличие на рисунке помещений. Например, огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке, за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю», — постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Обратите внимание на цветовую гамму рисунка — только черный цвет и немного зеленого в машине (это папа иногда его катает).

Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.

Не стойте над ребенком во время выполнения задания, такой рисунок будет искажен вашим контролем. Не обсуждайте полученные результаты при ребенке — этот тест для вас.

В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов. Важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке.

Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях:

  1. Это свидетельствует о трудностях самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти свое место».
  2. Это негативизм: «Я не стремлюсь найти здесь свое мести или способ выражения», «мне и без них неплохо»

Размер изображенного персонажа или предмета выражает его значимость для ребенка, т. е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент для учащегося.Например, если на рисунке собака или дедушка больше по размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

После того как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его о людях, изображенных на рисунке. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или фея. Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии. Если на рисунке изображен вымышленный персонаж, то подробно расспросите ребенка о нем — так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей.

Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто — ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, кто менее всего оказывает влияние на членов семьи. Например, если на листе выше всех изображен телевизор или новорожденная сестра, то в сознании ребенка именно они являются центром внимания в данный период времени и руководят остальными членами семьи.

Расстояние между персонажами однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.

Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ученика, не обладают.

Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.

Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток.

Голова — важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость — в голове. Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой.

Глаза — не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы «ими плакать». Поэтому глаза — «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке.

Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.

Персонажи с глазами «точками» или «щелками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, они не решаются попросить о помощи.

Уши — «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный без ушей, никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Рот — это орган, способный выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться.

Персонаж с большим и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (не обязательно только через крик). Если рта вообще нет или он «точечкой», «черточкой» — это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

Шея — символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами. Функции рук — цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то есть быть способным что-то делать, менять.

Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке — в сфере общения с близкими, в семье, если на правой — в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.

Ноги — для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле.

Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая — в мире близких эмоциональных контактов.

«Повисшие в воздухе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой точке ног и вы увидите, у кого опора тверже.

Солнце на рисунке — символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и солнцем — то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.

Изображение большого количества мелких предметов — фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого количества закрытых деталей (шарфы, пуговицы, окна) сигнализирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.

Наличие на рисунке различных предметов говорит о вещизме, который является ведущим принципом в семье.

Тема занятия .

 «Дружба. Мои друзья»

   Цели: - Сформировать у учеников представление о дружбе.

               - Обсудить трудности в общении со сверстниками.

1. Ведущий.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем занятии я бы хотела поговорить о дружбе. У вас есть друзья? А кто такой друг? Чем друзья отличаются от знакомых? Что означает фраза из известной детской песенки: «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг»?

Для того, чтобы разобраться кто же такой «настоящий друг» я предлагаю вам послушать сказочку.

2. Сказка про ежика Витю

Возраст: 4-11 лет.

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

  • Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты?— говорила Вите лиса.
  • Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.
  • Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.
  • У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте —и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса, и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький»,— подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг,— сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.

Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

3. Вопросы для обсуждения

За что было обидно ежику, почему он плакал?

Что изменило жизнь ежика?

Кто такой настоящий друг по мнению ежика?

А как считаешь ты?

Тема занятия .

 «Учусь ставить цели»

   Цели: - Выявить уровень самооценки.

               - Обсудить с учениками их представления о жизненных целях и средствах  их достижения.

1. Ведущий.

Дорогие ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. Тут написаны различные качества личности. Вам необходимо выбрать положительные качества, которые способствуют достижению успеха. Объясните, почему вы так считаете.

Качества: Упрямство, целеустремленность, доброта, исполнительность, неуверенность в себе, трудолюбие, пассивность и т. д.

     Как вы считаете, что еще нужно человеку для того, чтобы достичь поставленных им в жизни целей? Почему?

2. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г. Н.)

Цель: выявить уровень самооценки. Возраст испытуемых: 7-11 лет.

Оборудование: бланк опросника, письменные принадлежности.

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Нужно записать номер положения и против него один из трех вариантов ответа: да, нет или не знаю, выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать надо быстро, не задумываясь».

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах..
  1. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  1. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  2. У меня отсутствует уверенность в себе.
  1. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  1. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  2. Я все делаю хорошо (любое дело).
  1. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  1. В любом деле я считаю себя правым.
  1. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  2. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  3. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  4. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  5. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  6. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  7. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  8. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.
  9. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  10. Мне чаще везет, чем не везет.
  11. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество положительных ответов под четными номерами, затем количество под нечетными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

  1. Подведение итогов занятия.

Тема занятия .

 «Мои достижения»

   Цели:   -Формирование у учащихся установки на самостоятельное решение жизненных задач.

                  - Выявить уровень самооценки.

  1. Ведущий.

Добрый день, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами нарисована лесенка со ступеньками. На нижних ступеньках находятся плохие дети, чем ниже, тем хуже; а на верхних хорошие: чем выше, тем лучше. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажите, на какую ступеньку вы ставите себя, своего друга. Объясните, почему вы так нарисовали.

2. Определение самооценки интеллекта

Цель: выявить уровень самооценки интеллекта учащихся.  

Возраст испытуемых: 8-11 лет.

Оборудование: бланк опросника.

Инструкция испытуемому: «Выберите из 10 приведенных суждений об интеллекте одно, которое наиболее, по Вашему мнению, Вам подходит, и после этого зачеркните цифру справа».

  1. Мой интеллект в любой группе людей всегда оказывается самым высоким.
  1. Среди немногих интеллектуалов я — один из них.
  2. Я принадлежу к наиболее умным людям.
  3. Мой интеллект умеренно высокий.
  1. По своему уму я принадлежу к лучшей части окружающих меня людей.
  1. По своему уму я самый обыкновенный человек.
  2. Мой интеллект умеренно пониженный.
  1. Я принадлежу, в общем, к наиболее сообразительным людям.
  2. Среди немногих не очень-то сообразительных людей я —
    один из них.

10.  В любой группе я по своему уму всем уступаю.

Обработка результатов

Цифра «1» соответствует 20-26 баллам,

«2» — 27-32 балла,

«3» — 33-38 баллов,

«4» — 39-44 балла,

«5» — 45-50 баллов,

«6» — 51-56 баллов,

«7» — 57-62 балла,

«8» — 63—68 баллов,

«9» — 69—74 балла,

«10» — 75-80 баллов. Чем выше балл, тем ниже самооценка.

Тема занятия .

 «Мои школьные предметы.  Мои учителя.»

   Цели:   -Узнать представления учащихся о школе.

                 - Выявить общий кругозор учащихся.

  1. Ведущий.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о месте, где вы проводите половину своего дня - о школе.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, для чего нужна школа?

Нравится ли вам ходить на занятия? Почему?

Что для вас важнее отметки или знания?

       

2. Анкета «Кругозор»

1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными: 1.        ______________________

2.        3        ______________________________

Школьные предметы самые полезные        ______________________

самые трудные для тебя ____________________________________________.

  1. Назови самые трудные школьные уроки, если такие у
    тебя есть: 1.        ; 2        ; 3.        
  2. Допиши незаконченные предложения:

  • Охотнее всего я встречаюсь в школе...
  • Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться...
  • После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь...
  • В свободное время я больше всего интересуюсь...
  • Мое любимое занятие дома...

  • Со сверстниками мне интереснее всего...
  • Мне нравятся такие люди...
  • Мне нравятся телепередачи...
  • Главным событием моей жизни в этом году было...
  • Свое свободное время я предпочитаю тратить...
  • В моей жизни меня огорчает...
  • В будущем я хотел бы...

Тема занятия .

 «Какой я ученик? Секреты успешной работы»

   Цели:   -Выявить направленность мотивации учения.

  1. Ведущий.

Дорогие ребята! Послушайте, пожалуйста, рассказ.

«Однажды на перемене в школе между ребятами завязался разговор о том, для чего они учатся. «Я считаю своей обязанностью ходить в школу учиться», — сказала Галя. «А мне нравится в школе писать, считать и получать хорошие отметки», — сказал Яша. «А я люблю думать, рассуждать на уроках», — заявил серьезно Коля. «Каждый из нас должен стать культурным и развитым человеком, а для этого необходимо учиться», — сказала Даша.

Ребята, а для чего учитесь вы? Чем вам больше всего нравится заниматься в школе?

2.  Диагностика мотивации учения

Цель: выявить мотивы учения. Возраст: 7-11 лет.

Оборудование: чистые разлинованные листы, письменные принадлежности.

Инструкция экспериментатору Вариант 1

Экспериментатор проводит индивидуальную беседу, используя вопросы (с детьми в период ознакомления со школой):

  1. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
  2. Где ты больше хочешь учиться: в школе или дома? Почему?
  3. Если бы тебе сказали, что можно еще год побыть дома, ты
    обрадовался бы или нет? Почему?

Детям, которые уже учатся, можно предложить следующие вопросы:

  1. С желанием ты ходишь в школу или нет? Почему?
  2. Какие уроки тебе больше всего нравятся? Почему?
  3. Какие уроки не нравятся? Почему?
  4. Зачем ты учишься? Мог бы ты не учиться?
  5. Если бы тебе сказали, что в школу ходить не надо, ты об
    радовался бы или огорчился? Что бы ты стал делать?
  6. Если бы тебе предложили учиться во время каникул, об
    радовался бы ты или огорчился? Почему?

Интерпретация полученных данных

Ответы на вопросы обрабатываются качественно или количественно, оцениваются в баллах.

Например, на вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? Почему?» могут быть:

  • «очень хочется» с обоснованием «почему» — 3 балла;
  • «хочется» без обоснования «почему» — 2 балла;
  • не очень хочется — 1 балл;
  • не хочется — 0.

 

3. Отношения ребенка к школе, к учению можно выявить в сочинениях. Детям предлагают следующие темы сочинений:

«Как я учусь» План:

  1. Для чего я учусь?
  2. Что мне больше всего нравится в учебе? Почему?
  3. Какие предметы люблю, а какие не люблю? Почему?

«Может ли учитель перевести меня в следующий класс» План:

  1. Доволен ли я своим учением?
  2. Чему я научился?
  3. Что мне еще не удается?
  4. Как я думаю преодолеть встретившиеся трудности?

«Все ли я сделал, чтобы учиться хорошо» План:

  1. Как я оцениваю свою активность на уроке?
  2. Что мне мешает быть более активным?
  3. При каких условиях я был бы более активен?
  4. Какая помощь мне нужна, чтобы учиться лучше?

А также можно предложить следующие темы, показывающие широту познавательных интересов младших школьников:

  1. Что я знаю о слове.
  2. Что я знаю о математике.
  3. Чем я люблю заниматься.
  4. Мой выходной день.

Интерпретация полученных данных:  При анализе учитывается выбор темы сочинения и характер интересов.

Тема занятия.

«Спеши делать добрые дела. »

   Цели:   -развитие нравственных качеств личности.

       - развитие  активности  и самостоятельности младшего школьника;

1. Ведущий

Здравствуйте, ребята! Перед началом нашего занятия мне бы хотелось поиграть с вами в игру, для того, чтобы вы размялись, проснулись, и улыбнулись.

Игра «Почтальон»

Дети делятся на 2 команды. 1-ые игроки подбегают каждый к своему стулу, на которых лежат маленькие конверты (по числу участников). На обратной стороне написано имя адресата из другой команды. Прочитав имя адресата, «почтальон» громко выкрикивает его, а адресат поднимает руку и кричит: «Это Я!» Затем он отправляется за очередным письмом. Выигрывает самая быстрая команда. Организаторы на обратной стороне карточек могут написать значения имен. Эти карточки в конце игры можно огласить и подарить.

 Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

  1. Сказка о маленьком приведении.

В далекой стране, в одном очень старинном замке жили приведения. Их было очень много, и они любили пугать людей, живущих в этом замке, и даже маленьких детей. Все эти приведения гордились тем, что люди их боятся. Но жило среди этих злых и страшных приведений маленькое приведение по кличке Добряк. Так вот, он был таким добрым, что никогда никого не пугал. Даже наоборот, предупреждал людей о том, что их могут напугать. Добряк жил тихо, мирно, никого не обижая, но вот, остальные приведения постоянно над ним смеялись, обижали. Они говорили, что он неудачник, что он не умеет пугать.

И вот однажды все злые приведения собрались и решили между собой, что если маленькое приведение никого не напугает, они выгонят его из замка. Они позвали Добряка и сказали, что если он не справится, то ему придется искать себе новое жилище. Маленькое приведение заплакало, оно так не хотело никого обижать, но и уходить из замка ему не хотелось. И оно решило напугать кого- нибудь. Притаившись в шкафу, Добряк ждал, когда пройдет кто- нибудь, чтобы  совершить свое злое дело. И вот, через какое- то время Добряк увидел мальчика, идущего по лестнице. Маленькое приведение любило детей, ему не хотелось пугать мальчика, но вспомнив угрозу злых приведений прогнать его из замка, Добряк слетел со шкафа и, громко и страшно закричав, полетел прямо на мальчика. Мальчик, испугавшись, начал плакать. Он выглядел таким несчастным, что доброму маленькому приведению стало жаль его, и оно решило - пусть лучше меня выгонят из замка, но я теперь буду делать только добрые дела, и никогда не буду пугать людей. Добряк подлетел к мальчику и решил извиниться перед ним.

- Мальчик, прости меня, пожалуйста, я не хотел тебя так обидеть.

Мальчик посмотрел на приведение и перестал плакать. Теперь оно казалось ему не страшным, а наоборот, смешным и добрым. Мальчик спросил:

- А как тебя зовут?

Маленькое приведение очень удивилось и ответило:

-Добряк

-А меня Ваня. Хочешь со мной дружить?

- Конечно хочу, - маленькое приведение очень обрадовалось, ведь у него никогда не было друзей. И с этого дня он дружил с Ваней, с другими детьми, играл с ними в мячик, в салочки, ходил в цирк, смотрел мультики и был счастлив. Однажды, когда ребята решили пойти в зоопарк, Добряк захотел позвать с собой всех остальных приведений. И видя, какой он хороший, злым приведениям стало стыдно, они попросили у него прощения и разрешения тоже дружить  ним и его новой компанией. Конечно же, Добряк их простил, ведь он знал, как важно иметь друзей и вовремя отказаться от плохих дел. И они теперь дружили все вместе и все вместе делали только добрые дела.

  1. Вопросы для обсуждения

Из- за чего переживало маленькое приведение?

Чем Добряк отличался от остальных приведений, и как ему это помогло?

Считаешь ли ты его поступок верным, когда он пригласил злых приведений в зоопарк вместе с ним? Какие добрые дела совершил когда- либо ты (твои друзья, родители и т.п)

Тема занятия .

 «Творческие и игровые проекты»

   Цели:   -научить ребят самостоятельно придумывать игры и творческие мероприятия. 

1. Ведущий

Добрый день, ребята! На протяжении всех наших занятий мы много играли. Думаю, что за все это время мы узнали достаточно информации, чтобы самостоятельно разработать свой собственный игровой проект. Итак, игры бывают разные. Например, подвижные, в них вы часто играете на уроках физкультуры («Бояре», «Светофор», «Гуси» и т. д Можно проиграть в пару игр, если дети сами затрудняются с примерами.) Бывают игры интеллектуальные, играя в них вы становитесь умнее, узнаете что- то новое и интересное (Например, «Поле чудес», «Брейн- ринг», «Звездный час»)

А какие игры вы еще знаете? Как вы думаете, к каким видам они относятся?

А теперь, поиграем с вами в игру «Разведка».

Разделитесь, пожалуйста, на две команды. Каждая команда получает свой листик с заданием, а точнее с вопросами. Цель каждой команды- как можно быстрее узнать правильные ответы и вернуть листок ведущему.

Вопросы типа:

  • Сколько окошек в кабинете информатики?
  • Какое любимое блюдо директора школы?
  • Как зовут кота зав.хоза? и т.д

(Прежде, чем узнать ответы, ребятам нужно пробежаться по школе, найти нужных им людей. Это пример игры по станциям.)

Итак, ребята, теперь давайте подведем итоги, узнаем, кто выиграл. А теперь, в этих же командах, вам предстоит справиться с еще одним заданием- разработать самостоятельно игру. Она может быть спортивной, развлекательной, на сплочение…- какой угодно.

В конце занятия придуманные игры мы проиграем, и выявим победителя- того, кто придумал самую интересную игру.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ  НА ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ПОРТФОЛИО.

Взаимодействие психологической службы школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

Из чего складывается сотрудничество с родителями:

– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

– Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы.

– Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.

– Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

– Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.

– Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.

– Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

– Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.

– Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Основные способы общения родителей и педагогов:

1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.

2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.

3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты.

4. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.

5. Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе.

6. Проведение   неформальных   встреч   родителей,   детей  и  учителей (концерты,  праздники,  интеллектуальные  и  спортивные  игры,  выставки и т. д.).

7. Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и детей; дети – для родителей и учителей).

8. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:

– дни творчества детей и их родителей;

– открытые уроки и внеклассные мероприятия;

– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;

– родительское общественное патрулирование;

– шефская помощь;

– участие родителей в работе Совета школы.

Состав родительского Совета (комитета) школы


п/п

Фамилия, имя,

отчество

Место

работы

Телефон

Домашний адрес

Поручение

1

2

3

председатель

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная  – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

 в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

 в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.

Содержание, формы и методы работы с родителями

I. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

1. Психолого-педагогический лекторий:

 психолого-педагогические   проблемы   адаптации   ребенка    к  школе (1, 5 классы);

 развитие познавательных процессов (2–3 классы);

 формирование внутренней позиции будущего школьника (родители будущих первоклассников);

2. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

3. Индивидуальные тематические консультации.

4. Творческие группы, группы по интересам.

5. Педагогическая дискуссия.

6. Педагогический практикум.

7. Ролевая игра.

8. Посещение семьи.

9. Переписка с родителями.

II. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

1. Родительские собрания.

2. Родительские дни в школе.

3. Совместные творческие дела.

4. Помощь в укреплении материально-технической базы.

5. Социологические опросы.

6. Семейные гостиные.

III. Участие родителей в управлении школой.

1. Совет школы. (Общешкольный родительский комитет.)

2. Конференция школы.

3. Классные родительские комитеты.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, ее обсуждают на родительском комитете. Очередную тему собрания могут предлагать родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовим выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Тема конференции всегда конкретная, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка».

Практикум.

Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.

Открытые уроки.

Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но и учителя-предметники прибегают к ней в своей работе.

Педагогическая дискуссия.

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии – чье это дело?», «Умеете ли вы любить своего ребенка?».

Ролевые игры.

Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.

Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.

Индивидуальные тематические консультации.

Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, этим не следует пренебрегать.

Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Консультации полезны и для учителя и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Посещение семьи.

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.

Посещение семей учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как говорят, «по пути», коротко поговорить с отцом и матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. В таком случае невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и «тонкости» домашнего воспитания.

А ведь можно иначе. Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь школьнику в учебе.

Переписка с родителями.

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса: анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Но это в идеале. С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной школьной жизни? Чаще всего классный родительский комитет – это только наша мечта, а в реальности это 1–2 человека (в начальной школе чуть больше), помогающие педагогу в каких-то организационных делах. Но если члены некоторых классных родительских комитетов работают более активно и слаженно (по ряду объективных и субъективных причин), среди них есть инициативные, заинтересованные в улучшении жизни класса, в котором учится их ребенок, то в общешкольном комитете таких людей нет. В этом – большая доля и нашей вины. Школе нужен большой родительский комитет, в котором числятся представители от каждого класса. Нам нужна инициативная, работающая группа родителей, заинтересованных в оказании помощи школе как в вопросах обучения и воспитания, так и в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы. Пусть это будут 1–2 человека от параллели, но они выступят в роли координирующего штаба для разнообразной работы со всеми родителями и решении различных задач.

Материалы в папку портфолио.

                                                                                                                           

Памятка

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы, как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план. Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.

1. Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.

2. План сочинения должен включать в себя 3 пункта:

 1.вступление,

 2. основную часть

 3. заключение.

3. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.

4. Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что эпиграф – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.

5. Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие, точные и дословные выдержки из текста – цитаты.

6. Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!

7. Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем.

Памятка

КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.

2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.

3. Прочитай стихотворение еще 2–3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).

4. Обрати внимание на те места, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.

5. Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т. д.

6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.

7. Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1–2 раза кому-нибудь из друзей или родителям.

8. Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.

Памятка

РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ

Задумывался ли ты когда-нибудь о назначении тетради? Для чего она нужна? В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме урока и т. д. Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести ее в соответствии с требованиями учителя. “Это мне все известно и понятно”, – ответишь ты и будешь, конечно, прав. Нам бы хотелось вернуться к тем замечательным словам, которые написали о тетради ученики 6 класса: “Люби тетрадь, и она тебе поможет”. Действительно, хорошо оформленная, аккуратная тетрадь не только подскажет тебе на уроке и дома, но и поддержит, повысит настроение в трудную минуту. Просматривая свою тетрадь, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать... Относись к своей тетради, как к другу, и она ответит тебе тем же! Может, тебе пригодятся советы учеников 5 и 6 классов по оформлению, ведению и использованию тетради?

1. Оформление тетради:

– оберни тетрадь (используй  для этого специальную обложку), аккуратно подпиши ее;

– записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);

– оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.

2. Ведение тетради:

– выполняй все работы (в том числе рисунки, схемы) аккуратно;

– не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);

– не мни тетрадь;

– пиши аккуратно, разборчиво;

– не пачкай тетрадь;

– не стирай ручку резинкой;

– записывай правила и все самое важное по теме урока.

Умей проверять и исправлять  ошибки:

– проверяй работу от начала к концу и наоборот;

– каждое слово читай по слогам;

– если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;

– если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;

– не используй замазку;

– делай работу над ошибками (анализ ошибок);

– если ты не уверен, сначала пиши на черновике;

– подумай, а потом пиши.

3. Использование тетради:

– просматривай записи, сделанные в тетради;

– анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.

Памятка

СЕКРЕТЫ УСПЕХА НА УРОКЕ

                                

1. Подготовить все необходимое для урока до звонка.

2. Не отвлекаться, сосредоточиться на задании.

3. Не выкрикивать с места, поднимать руку.

4. Не жевать на уроке.

5. Не болтать с соседом по парте.

6. Не списывать.

7. Подготавливать свой ответ.

8. Соблюдать правила этикета.

9. Сидеть ровно.

10. Выключать мобильные телефоны.

11. «Перерабатывать» информацию.

Готовясь к ответу на уроке:

1. Припомни содержание материала.

2. Подумай или запиши план ответа.

3. Выдели самое главное в теме, при ответе сконцентрируй на этом внимание.

4. Каждое положение обязательно доказывай, приводи примеры, но коротко и ясно.

5. Обязательно делай обобщения и выводы из сказанного.

6. При необходимости пользуйся таблицами, схемами, пособиями, моделями.

7. Если твой ответ требует доказательства экспериментом, подготовь заранее все необходимое.

Памятка

РАБОТА С КНИГОЙ

(Работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению)

1. Выбери материал в книге по нужной тебе теме.

2. Прочитай внимательно текст.

3. Постарайся сформулировать основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: О ЧЕМ ТЕКСТ? Ответ на вопрос постарайся сформулировать одним предложением.

4. Придумай свое название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.

5. Прочитай текст второй раз и составь краткий план прочитанного по схеме.

6. Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом.

7. Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть. Выпиши их. Произнеси вслух не менее 3 раз. Постарайся воспроизвести выученное устно и письменно через некоторое время.

8. Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь и восстановив по памяти план на черновике.

9. Можешь составить опорный конспект.

Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовиться к изложению. Подготовка к изложению вряд ли потребует от тебя заучивания каких-то фактов наизусть: содержание прочитанного тебе следует передать своими словами.

Схема работы над изложением.

О чем я прочитал?    ________________________________________

_________________________________________________________

Название, которое я подобрал к этому тексту: ___________________

_________________________________________________________

План пересказа

Вступление___________________________________

Основная часть:

1_______________________________________________________

2________________________________________________________

3________________________________________________________

4________________________________________________________

Заключение_______________________________________________

_________________________________________________________

Что я должен выучить наизусть:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...

Будилова Т.Б., Суханова О.М. Программа «Педагогическое сопровождение семейного воспитания в начальной школе»

Введение тематических родительских собраний и индивидуальное консультирование способствует включению каждой российской семьи в образовательное пространство школы, повышает её педагогическую культуру. ...

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.

Материал к педагогическому совету, который поможет провести изучение личности ребенка....

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе...

Программы психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ в начальной школе

Данные программы представляют собой систему психолого-педагогической работы с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР) и интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталост...

Программа психологического сопровождения ФГОС НОО в начальной школе на 2012 – 2016 уч.г.

Программа психологического сопровождения ФГОС НОО в начальной школе на 2012-2016 уч.г....

Программа психологического сопровождения начальной школы

Программа психологического сопровождения начальной школы основана на матриалах книги О.В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я"...