«Особенности эмоциональной сферы ребенка в семьях с разным типом взаимодействия»
статья на тему

Окулова Валерия Сергеевна

Актуальность изучения супружеских взаимоотношений и их влияния  на формирование личности и эмоциональную сферу детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности эмоциональной сферы ребенка в семьях с разным типом взаимодействия»

Актуальность изучения супружеских взаимоотношений и их влияния  на формирование личности и эмоциональную сферу детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка и эмоционального нестабильного состояния.

Постоянный контроль супругов своего поведения, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному эмоциональному развитию.

Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов  и в особенности для ребенка.

Теоретической основой исследования являются следующие положения: стадии супружеских взаимоотношений В. Зацепина, причины семейных конфликтов В. Сысенко, супружеские роли Т.С. Яценко, психология семейных отношений С. В. Ковалева, анализ семейных отношений Э.Г. Эйдемиллера.

Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка младшего школьно возраста.

Предмет исследования: эмоциональная сфера ребенка в связи с типом супружеских взаимоотношений в семье.

Цель работы: Изучить типы супружеских взаимоотношений, каким образом взаимоотношения родителей влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
  • Определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
  • Описать методики психологической диагностики, позволяющие исследовать взаимоотношения супругов и личность школьника;
  • Исследовать индивидуальные особенности и типы супружеских взаимоотношений с помощью личностных опросников, методик и анкетирования.
  • Разработать программу социально-педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семье.

Гипотеза:  заключается в том, что различные типы супружеских взаимоотношений, выделенные по структурным и социальным признакам, обуславливают особенности эмоциональной сферы ребенка; от  отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит эмоциональная сфера ребенка.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- психодиагностические методы (тесты, методики, опросники).

- работа, направленная на деятельность  младших школьников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и используемой литературы.

Различие теоретических позиций проявлялось в представлении об эмоции.

Таким образом, мы можем определить термин эмоции следующим образом: это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности.

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений.

4) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; (Закаблук, 1985, 1986).

Супружеские отношения - это форма и условие семьи, позволяющие в той или иной мере реализовать ее основные функции - воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение разнообразных потребностей ее членов.

Основным базисом счастливого супружества, по мнению С.В. Ковалева, является совместимость супругов. Совместимость супругов складывается из совместимости как семейных партнеров и их совместимости как брачных партнеров – личностное и интимно-сексуальное соответствие супругов.

В. Сысенко все причины семейных конфликтов объединил в три группы.

1. Конфликты, возникающие на базе несогласованного и несправедливого разделения труда в семье.

2. Разногласия, возникающие на основе хронического неудовлетворения каких-либо потребностей одного или даже обоих супругов, в том числе их сексуальные влечения.

3. Конфликты, имеющие своим источником недостатки и дефекты воспитания, характера и прочих относящихся к психологическому складу вещей, значение которых сильно преувеличивается.

Социально-педагогические исследования, показали, что представление о семейных ролях часто ограничиваются какой-либо одной стороной семейной жизни – преимущественно хозяйственно-бытовой или сексуальной.

Отношения между мужем и женой имеют огромное влияние на эмоциональную сферу личности ребенка.

Ссоры в семье делают ребенка плаксивым, непослушным, агрессивным.

Негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за нерешенных личностных проблем, часто продолжает свое существование в каждой «половинке» семьи.

Цель эмпирического исследования – изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на эмоциональное состояние ребенка, разработать социально – педагогическую помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений.

        Задачи исследования:

  1. Выявить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений;
  2. Изучить эмоциональную сферу ребенка;
  3. Провести оценку эффективности опытно-экспериментальной работы.

4) Разработать программу психолого-педагогической помощи по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на эмоциональную сферу ребенка.

Гипотеза: сформировать нормальное  психическое и эмоциональное состояние ребенка, путем улучшения микроклимата супружеских отношений.

Основным методом позволяющим решить поставленную цель, является социально-педагогический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, констатирующий, формирующий, заключительный

В качестве экспериментальной площадки нами была выбрана школа № 23, г. Краснотурьинска, Свердловской области. В исследовании приняли участие 11 семей учащихся 2-го класса.

В теоретической части нашего исследования были рассмотрены научно-практические подходы к исследованию проблем супружеских взаимоотношений как социально-педагогического фактора влияния данных отношений на эмоциональную сферу ребенка. Для выявления влияния супружеских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка и для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений нами были использованы две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение эмоциональной и психологической сферы ребенка. Для определения влияния супружеских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка, нами были использованы следующие методы исследования для детей:

Цветовой тест Люшера

(Тест предназначен для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей).

Методика "Кактус" М.А. Панфилова 

(тест предназначен для выявления состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности).

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

 (Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности) .

Вторая группа методов направлена на выявление супружеских отношений со стороны супругов. В ходе исследования супругов нами были использованы следующие методы:

  • Методика “Общение в семье”

(Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М) (Методика предназначена для исследования характера общения между супругами)

  • Опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП)

(Опросник позволяет выявить иерархии семейных ценностей супругов, а так же сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье). Волкова

Данные методики просты в применении, а также позволяют выявить влияние супружеских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, был опросник.  Его цель: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье. Общий анализ данных выглядит следующим образом:

  1. 100% из 11 семей имеют полный состав.
  2. По количеству детей: 54,5 % имеют 2  и более детей; 45,5% имеют 1 ребенка.

Необходимо произвести сравнительный анализ представлений о семейных ценностях  и ролевых  установок мужа и жены. Определим степень согласованности семейнных ценностей супругов.

  • Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы. Такие семьи назовем благополучными.

Отношение в семье значимы, особенно для ребенка.  К первому уровню отношений супругов можно отнести одну (9,1%) семью (02).

  • Средней степень конфликтности. Несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях. Такие взаимодействия пагубно влияют на психику ребенка. Ко второму уровню отношений супругов мы отнесли 8 (72,7%) семей (01, 03, 04, 05, 06, 08, 09, 10).

  • высокая степень конфликтности. Сильное отрицательное воздействие на ребенка. К третьему уровню отношений супругов можно отнести две (18,2%) семьи (07, 11).

Методика “Общение в семье”

  1. уровень  - низкий уровень, мало общего между супругами, доверие на низком уровне, нет общих тем для разговора, сложность во взаимопонимании, проблематичность в общении. Такие взаимодействия отрицательно влияют на психику ребенка. К первому уровню отношений супругов мы отнесли 3 (27,27%) семей  (02, 06, 10).
  2. Уровень – средний уровень, в общении между супругами возникают легкие разногласия. К данному уровню мы отнесли 5 (45,46%)семей (03,05,07,09,11).

Самый высокий – третий уровень, супруги понимают друг друга с полуслова, нет разногласий. К данному уровню мы отнесли 3 (27,27%) семей (01,04,08). 

Цветовой тест Люшера

  1. балла - Благоприятное эмоциональное состояние у 6 (54,5%) учащихся (01,02,03,04,06,10).

3 балла -  Удовлетворительное эмоциональное состояние у 3 (27,3%) испытуемых (07,08,11).

2 балла - Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога. К данной категории не принадлежит ни один из опрошенных детей (0%).

1 балл - Ребенок находится в кризисном состоянии, таких опрошенных 2 (18,2%) детей (05, 09).

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

  • Тревожность ребенка находится на среднем уровне – общее число несовпадений по всему тексту менее 50%, таких2 (18,2) ребенка (01,08);
  • Повышенная тревожность ребенка -  общее число несовпадений по всему тексту больше 50%, таких 9 (81,8) детей (02,03,04,05,06,07,09,10,11);
  • Высокая тревожность ребенка - общее число несовпадений по всему тексту больше 75% от общего числа вопросов теста, не выявлено ни одного ребенка с высокой тревожносью (0%).

Таким образом, на основании проведенных нами исследований можно сделать следующие выводы: у 54,5 % семей взаимоотношения супругов носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации, 45,5% семей не удовлетворены своим браком, у таких семей наиболее часто возникают разногласия и конфликтные ситуации. 54,5% семей выносят супружеские недопонимания и конфликты в сферу воспитания. Следовательно, супружеские взаимоотношения родителей играют немаловажную роль в воспитании ребенка, оказывают отрицательное влияние на эмоциональную сферу ребенка.

        Корреляционный анализ  показал, что действительно,  эмоциональная сфера ребенка зависит от взаимодействия супругов.

Наибольшее влияние взаимодействия родителей на ребенка прослеживается,  когда супруги уделяют основное внимание ребенку и хозяйственно-бытовой сфере. Для ребенка характерны: неуверенность в себе, агрессивность, тревожность, открытость  для окружающих.

Таким образом, в нашем исследовании, мы можем выделить преобладающий тип супружеского взаимодействия, который оказывает наибольшее влияние на эмоциональную сферу ребенка – родительско-бытовой.  Вероятно, детям, с родительско-бытовым типом взаимодействия, уделяют чрезмерное количество внимания, поэтому они и не имеют своей точки зрения.

Показатели корреляционного анализа говорят нам о том, что в семьях, где супругам легко общаться, взаимопонимание между ними играет важную роль, и сходство во взглядах является важным фактором благоприятного взаимодействия, детям свойственна уверенность, они оптимистично настроены, имеют свою точку зрения и эмоционально стабильны.

Исходя же из проведенных нами методик, было выявлено, что супруги с родительско-бытовым типом взаимодействия, имеют среднюю степень конфликтности и взаимопонимания, то есть в таких семьях происходят ссоры и конфликты между супругами, которые отрицательно влияют на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому дети неуверенны в себе,  проявляют агрессивность и тревожность.

Взаимосвязей влияния других типов взаимодействия на эмоциональную сферу ребенка не было обнаружено. Вероятно из-за того, что в рамках выпускной квалификационной работы не предполагается обширная выборка.

Для детей свойственен повышенный уровень школьной тревожности.  Как дети из конфликтных семей, так и дети из благоприятных семей, испытывают страх перед  своим учителем, страх при проверки знаний, дети боятся самовыражения, большинство из них, на данный момент,  переживают социальный стресс;

Таким образом, мы видим, что на детей воздействует не только типы взаимодействия супругов и конфликтные ситуации, но и такая социальная среда, как школа.

Помочь семьям с трудностями в супружеском взаимодействии его  негативного влияния на эмоциональную сферу ребенка, можно с помощью проведения психолого-педагогической помощи формирования и коррекции супружеского взаимодействия. Так же мы подобрали рекомендации для педагога младших школьников, чтобы дети не испытывали тревожность, отвечая на уроке и общаясь с учителем.

В коррекционной программе мы использовали следующие методы: беседу, проведение классных часов, различные тренинги, дискуссии, игровые упражнения.

Психолого-педагогическая помощь  коррекции типов супружеского взаимодействия и деятельности педагога окажет положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, а именно улучшится атмосфера в семье, снизится уровень тревожности и агрессивности у ребенка.

 Основные выводы по результатам исследования: родительско-бытовой тип супружеского взаимодействия оказывает непосредственное влияние на эмоциональную сферу ребенка.

Неблагоприятное взаимодействие супругов обуславливает у ребенка тревожное состояние, наличие агрессивности, нестабильный эмоциональный фон.

  1. Позитивное взаимодействие характеризуются наличием общих интересов между супругами, а так же пониманием, которое является  главной ценностью, и оказывает положительное влияние на эмоциональный фон ребенка.
  2. Коррекция супружеского взаимодействия предполагает   формирование адекватной эмоциональной сферы ребенка;

В завершении, можем сделать заключение о том, что наша гипотеза частично подтвердилась. Следовательно, если оказать помощь в коррекции типов супружеского взаимодействия и помощь в поведении педагога, то они  положительно повлияют на эмоциональную сферу ребенка, а именно улучшится атмосфера в семье, снизится уровень тревожности и агрессивности у ребенка, он перестанет испытывать страх перед учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Делимся опытом: Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" (руководитель кружка "Волшебная страна" Володина М.П.)

Статья " Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" - это возможность и желание поделиться опытом с коллегами и рассказать о том, чем я занимаюсь, что приносит радость мне...

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.

Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...

Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

По предмету: основы невропатологии и психопатологии  На тему: Особенности  эмоциональной сферы детей  младшего школьного возраста...

Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья

   В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционно...

Особенности эмоциональной сферы младших школьников

Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные р...

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

В статье описаны особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дошкрольного и школьного возраста. Описаны особенности эмоций обучающихся с умств...

Статья по теме «Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха»

Изучение особенностей эмоциональной сферы детей с нарушением слуха имеет большую значимость, поскольку наработки в данной сфере способствуют повышению эффективности коррекционной работы с детьми, а эт...