«Совместная игровая деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Методическая разработка.Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №98

компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

192286, Санкт-Петербург, ул. Димитрова, д.18, к.4, т./ф. 772-16-82

Конспект занятия

«Совместная игровая деятельности

педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

Педагог-психолог

 высшей квалификационной категории

Сергеева М. В.

Санкт-Петербург

Предлагаемый конспект совместной игровой деятельности с детьми дошкольного возраста, полностью удовлетворяет требованиям стандартов. «Выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива» (ФГОС ДО от 17.10.2013г. №1155)

 Игра является «ведущей игровой деятельностью»  (Л.С.Выготский) детей дошкольного возраста, а совместная игровая деятельность основновополагающий принцип в работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

 Особенность предлагаемой совместной игровой деятельности состоит  в том, что она основана на методе психо-лого-ритмике (ПЛР), являющей здоровьесберегающей технологей. Метод психо-лого-ритмики (ПЛР) - включает в себя двигательно-пространственные композиции, сопровождаемые музыкальными и речевыми ритмами.

 Все композиции подобраны по единой лексической теме или сюжету и  имеет ритмическую основу. От участников (кроме ведущего)

 не требуется специального разучивания текстов и «совершенного» исполнения  движений, стихов, песенок.

 Подбор композиций направлен на решение комплекса психолого-педагогических  (профилактических, коррекционных, образовательных) задач.

Освоив игровые действия, ребенок меняет позицию «ведомого» на позицию «ведущего». Действуя в том или ином  «образе» ребенок решает свои личностные проблемы,  т.е. происходит катарсис его неудовлетворенных желаний.

Взаимодействуя в общем действии с детьми и взрослыми, один участник решает свои личностные проблемы, а другой экспериментирует со своим телом, речью, эмоциями, отношениями. Таким образом, создаются условия для самостоятельного и коллективного творчества.

Воспитатели, специалисты, дети и их родители могут  использовать составные  элементы этой композиции. Например, логопед использует пальчиковую игру в индивидуальной работе с ребенком,  воспитатель применяет психологическую игру  в совместной игровой деятельности в группе,  дети в самостоятельной и совместной игровой деятельности, а родители могут  играть с детьми во время домашних праздников.

 Для создания яркого «образа» используются разнообразные выразительные средства: пантомима, интонационно окрашенная речь, звуки живой природы, театральные шумы, шумовые инструменты, атрибуты, изготовленных из природных и подручных материалов.

 Время занятия 15 - 30 минут (в зависимости от возраста участников), частота 1-2 раза в неделю,  количество участников – от 5 до 8 детей и не более 18 (дети и их родители).

 

Цель: укрепление психо - физического здоровья и  позитивной социализации детей дошкольного возраста..

 Задачи:

1.Создание психологически комфортной зоны для всех участников. 

2.Способствовать социально-коммуникативному развитию всех участников.

2.Способствовать познавательному и  речевому развитию всех участников.

4.Способствовать художественно-эстетическому развитию и раскрытию творческих наклонностей всех участников.

5.Способствовать коррекции отклонений в физическом, психическом и социально-личностном развитии  всех участников, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

 

Предполагаемые результаты:

1.Снижение психо-эмоционального напряжения, тревожности, страхов, агрессивности.

2.Формирование навыков позитивного общения и взаимодействия.

3.Стимулирование активизации  внутренних ресурсов и  развития уверенности в своих силах.

Использованная литература:

1 Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М. «Просвещение» 2005г.

2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. «Просвещение» 1994г.

3.Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет», «Союз» СПб 2000г.

4.Методическое пособие для педагогов ДО «Знакомство детей с русским народным творчеством»

5.Лесина С.В. «Коррекционно-развивающие занятия и  мероприятия», «Учитель» 2007г.

6.Лютова Г.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» СПб «Речь»  2011г.

7. Фопель  К.  «Как научить детей сотрудничать» М. 2010г.г.

8.Щипицина Л.М. «Азбука общения» СПб МУСР им. Р. Валенберга 2006г.

 

Конспект

совместной игровой деятельности с детьми 5-7 лет дошкольного возраста.

Название: «Путешествие в деревню»                        

Тема: «Домашние животные и птицы»

Ведущий: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поедем в деревню на лошадке»

 Динамическое упражнение «Лошадка»

(тренинг реакции возбуждения и торможения)

«Я лошадка – серый бок,                                 дети двигаются подскоками по кругу

Я скачу в галоп, в галоп.

Я скачу в галоп, в галоп, стоп!»                                    и резко тормозят

Ведущий выбирает того, кто будет «Петушком»

 Считалочка «Тара-бара»

(тренинг выхода из конфликтных ситуаций).

                 « Тара - бара, вставать пора.                  

                   Ребят кормить, телят поить,

                   Коров доить, тебе водить!»              

Подвижная игра «Петушок»

(развиваем саморегуляцию, скорость двигательной реакции)

«Петя, Петя, петушок

Покажи свой кожушок!

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

1, 2, 3, 4, 5 – невозможно сосчитать!

Петя, Петя, петушок –

                Подари свой кожушок!

Ведущий: «Пора овечкам  в поле идти, травку свежую щипать»

Коммуникативная игра «Овечки»

(развиваем зрительное внимания  и чувство эмпатии )

«Как паслись овечки в поле,                                      дети идут по кругу,

На широком на просторе.

Они по полю  гуляли                                                приседают и закрывают глаза,
И овечку потеряли
!                                                     а ведущий накрывает одного

«Ты ау, ау, овечка, наше милое сердечко!               ребенка тканью

Где ты потерялась, под каким кустом осталась?»

Вот нашлась, сама овечка, наше милое сердечко!»          Дети открывают глаза, отгадывают имя ребенка по тканью,

обнимают и гладят его по голове

Ведущая: «Вот и козочка вышла погулять и свежей травки пощипать»

Тактильная игра «Дили-дон»

(развиваем слуховое внимание и тактильные ощущения)  

«Дили-дон, дили-дон

Бубенчик  заливается.                                          Ребенок с завязанными платком глазами 

определяет по звуку колокольчика, где

Моя  козочка- коза  с  ним  не  потеряется!

Дили-дон, дили-дон,                                                        находится  другой

Угадай  откуда  звон!»    

                                                                                        ребенок, ощупывает, узнает

Ведущий: «Корова лежит на лугу. У нее много молока и она зовет хозяйку, чтобы она её подоила».

Дыхательное упражнение «Корова»

 (регуляция психо-эмоционального состояния)

Сесть удобно на ковер, руки на коленях.                     Вдох-выдох – 3 раза

Вдох и выдох через нос с пением «м»                            имитация мычания коровы

Голову медленно поворачивать направо и налево           можно закрыть глаза

Наборная игра «Корова «Му»

( развиваем навыки игрового взаимодействия)

           « Я – корова «Му»,                                  «Корова - ведущий» идет и «бодает» игрока,

               Гуляю на лугу

                 корова строгая,                                        а тот пролезает, между ног «коровы»

                Большая, круторогая                                                и  становится за ней

                И кого бодну, тот тоже скажет: «Му!»                  Затем  выбирает следующего.

                Деток я люблю, молоком пою!»

                                                                                     После того, когда все участники встали

                                                               за «коровой», она их обнимает                    

                         

Ведущий: «Маленькие поросята проголодались, надо их покормить»

Пальчиковая игра «Двое поросят»

( развиваем мелкую моторику рук).

«Двое милых поросят

Всегда кушать так хотят

И так жадно кашки ждут,

Что на цыпочки встают.

Вот двери открываются

Хозяйка появляется:

Им кашки наливает

И кушать приглашает.

                 Мигом рядом очутились

И в кашку с головой зарылись.

Едят… и только хвостики торчат».

Ведущий: «Пора нам возвращаться домой, садитесь на машины и поедем в город».

Этюд «Водитель»

(развиваем творческие способности)                                                           Дети двигаются по кругу, изображая водителей машин

Ведущий: «Вот и закончилось наше путешествие, до свиданья, до новых встреч!»

Метод психо-лого-ритмики (ПЛР) - включает в себя двигательно-пространственные композиции, сопровождаемые музыкальными и речевыми ритмами.

В основу метода психо-лого-ритмики легли фундаментальные труды Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Р.Элькони, П.Я.Гальперина. Принцип «ведущей игровой деятельности» является основополагающим (Л.С.Выготский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.

1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...

Мастер-класс по использованию программы компьютерного моделирования LEGO Digital Designer в организации образовательной деятельности по конструированию с детьми дошкольного возраста

Данный мастер-класс  проводится с целью повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного использования программы виртуального моделирования LEGO Digi...

Методическая разработка"Использование игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

Игровые технологии включены мной в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий .которые повышают уровень восприятия учебного материала.Обучающие иг...

Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда

В статье описывается опыт совместного взаимодействия специалистов психолгого-педагогического сопровождения образовательного процесса: педагога-психолога и учителя-логопеда с учащимися начальных классо...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В материале представлена статья: Презентация опыта совместной деятельности педагога-психолога и учителя - логопеда в школе По теме: «Развитие эмоциональной лексики через формирование эмоцио...