Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда
опыты и эксперименты

Коробова Наталия Альбертовна

В статье описывается опыт совместного взаимодействия специалистов психолгого-педагогического сопровождения образовательного процесса: педагога-психолога и учителя-логопеда с учащимися начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_dekadniku.docx34.93 КБ
PDF icon sovmestnaya_rabota_psihologa_i_logopeda.pdf2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога в проектной деятельности» «Совместная деятельность педагога–психолога и учителя- логопеда»

Коробова Н. А.,

 учитель-логопед.

 МАОУ СШ №143

Мокрищева С. В.,

педагог-психолог.

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими различные отклонения в познавательной, в том числе и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом.

О взаимодействии психолога и учителя – логопеда говорят и пишут многие, эта тема совсем не нова. Но на наш взгляд она не потеряла своей актуальности, а зазвучала по новому в связи с введением ФГОС. Взаимо- дополняемость позиций специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в подходе к обучающемуся, тесное сотрудничество во всех направлениях коррекционно-развивающей работы рассматривается как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению его физического и психического здоровья; основное направление совместной работы - создание и поддержание здоровьесберегающей среды всех участников образовательного процесса.

 Совместная работа двух специалистов позволяет решать несколько задач:

  • Обеспечение единства коррекционно-развивающего пространства.
  • Полноценное профессиональное взаимодействие в педагогическом процессе.
  • Обновление содержания коррекционной работы с детьми-логопатами.
  • Высокий уровень и творческий характер деятельности специалистов.

Цель сотрудничества педагога-психолога и учителя-логопеда: создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Логопедическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и испытывающими трудности в обучении сводится к их социальной адаптации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, создания для них ситуации успеха. Успешная реализация поставленных задач возможна при создании благоприятной образовательной среды, при тесном взаимодействии специалистов психолого-педагогического сопровождения в исправлении, а в дальнейшем – и развитии речи и других познавательных процессов, и психических функций.

Взаимодействие логопеда и педагога-психолога на наш взгляд очень результативно, т.к. мы четко определяем задачи каждого, соблюдаем единство требований к ребенку и реализуем преемственность в работе.

Задачи работы учителя-логопеда и педагога-психолога пересекаются по ключевым позициям, что прослеживается в представленной ниже таблице:

Задачи работы учителя-логопеда и педагога-психолога

учитель – логопед:

педагог – психолог:

Изучение уровня речевого, познавательного развития, социально – личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – развивающей работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционно-развивающей работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Основная задача учителя-логопеда – развитие речи, которое в свою очередь способствует развитию высших психических функций. Для педагога-психолога развитие речи также одна из основных задач, которая в контексте его работы является средством развития высших психических функций.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания учащихся лежат следующие проблемы:

  • несформированность высших психических функций сочетается с недостаточностью речевого развития;
  •  нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
  • речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа учителя-логопеда в рамках интеграции заключается в развитии звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя, формирование связной речи, полноценных умений и навыков.

Работа педагога-психолога в рамках интеграции заключается в развитии и коррекции высших психических функций памяти, внимания и мышления, активизации познавательной деятельности, создании среды психологической поддержки детям с нарушениями речи, активизации отработанной лексики, развитии произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

Именно поэтому сотрудничество должно начинаться ещё на начальном этапе, как только учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог изучили медицинские карты обучающихся.Нами составляются медико-псилого- логопедические паспорта. Что значительно повышает продуктивность совместной работы и позволяет своевременно выявить группу риска детей.

Ф.И.

Особенности состояния здоровья

Готовность к школе

Мотивация

Речевая готовность

Приложение

1.

А.....

ППЦНС

ЧБР

-Готов

-Условно готов

-Не готов

-Высокий уровень

-Средний уровень

-Внешняя мотивация

-Низкий уровень

-Негативное отношение к школе

Нарушения речи

Рекомендации

       Консультативная поддержка педагогических работников и родителей решает вопросы инклюзивного образования, повышает уровень компетентности в области речевого и психического развития детей. Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей помогает родителям и педагогам грамотно взаимодействовать с детьми, эффективно строить коррекционно - развивающую работу.

       В своей совместной деятельности стараемся планировать много совместных мероприятий, занятий и проводить  их в интегрированной форме. Особо на наш взгляд полезны и взаимные консультации: логопед консультирует психолога по поводу речевых проблем, влияющих на работу с ребенком, а психолог рассказывает логопеду о психологических, поведенческих и эмоционально-личностных особенностях детей.

         И логопед, и психолог занимаются развитием речи и высших психических процессов, но каждый со своей стороны. Основная задача логопеда — развивать речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. При этом логопед может использовать музыкотерапию, сказкотерапию, психогимнастику.  Психолог, в свою очередь, воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные у логопеда.

      Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога не ограничивается использованием коррекционно-развивающих методов и приемов на занятиях, взаимная интеграция гораздо глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, мероприятий, развлечений, составление общих планов коррекционной работы с обучающимися, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития учащихся, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

        Аналитическая деятельность позволяет нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

         Нами проводятся много совместных мероприятий,  разрабатываются  критерии динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и  эффективности коррекционно-развивающей работы.

         Имеется большой опыт проведения совместных мероприятий, которые мы проводим раз в месяц.

Совместные мероприятия:

  1. Психолого- логопедический квест « Дорогами Познания».
  2. В гостях у сказки ( Кукольный театр.)
  3. Мы вместе( Совместное мероприятие нормотипичных детей и детей с ОВЗ).
  4. Гавайская  вечеринка.
  5. Ожившие картины .
  1. Новогодний серпантин.
  2. Познавательный квест « В гостях у бабы Яги».

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей у детей в процессе игры.

Задачи:

-Создание положительной психологической атмосферы, позволяющей максимально раскрыться каждому участнику квеста;

-Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс.

-Развитие интереса, творческих способностей, воображения, мышления, логики, поисковой активности.

-Формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

      Таким образом, согласованность и взаимодействие психолога и учителя - логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в познавательном, речевом развитии детей, повышается уровень знаний педагогов, компетенции родителей в области  психологии и коррекционной педагогики.

Использованные ресурсы:

1. https://infourok.ru/vzaimosvyaz-uchitelyalogopeda-i-pedagogapsihologa-v-detskom-sadu-3214842.html

2.https://logopedprofiportal.ru/blog/882913

3.https://www.maam.ru/detskijsad/-organizacija-sovmestnoi-raboty-pedagoga-psihologa-i-uchitelja-logopeda-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html

4. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sovmestnaya_deyatelnost_uchitelyalogopeda_i_psiholo_114822.html

5.https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/orghanizatsiia_sovmiestnoi_dieiatiel_nosti_loghopieda_i_psikhologha_v_ghruppakh

6. http://xn--c1abdmprbesi0b.xn--p1ai/speccons/vzaimodejstvie-uchitelya-logopeda-i-pedagoga-psihologa-v-organizatsii-

7. https://e.psihologsad.ru/568626


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности совместной работы педагога-психолога и библиотекаря в начальной школе.

Новые возможности работы с детьми в тандеме психолог + библиотекарь....

Совместное выступление педагога- психолога и учителя-логопеда «Психолого-педагогическая поддержка при переходе к субъектно-ориентированному обучению»

Субъектно-ориентированное обучение мы рассматриваем как здоровьесберегающий ресурс,который способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся....

неделя психологии МО педагогов – психологов, социальных педагогов, учителя – логопеда «Доброта – спасет мир» и "Жить в мире с собой и другими"

второй год в нашей школе проходит неделя психологов, социальных педагогов и логопеда.Цель - развитие представления учащихся о доброте, воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В материале представлена статья: Презентация опыта совместной деятельности педагога-психолога и учителя - логопеда в школе По теме: «Развитие эмоциональной лексики через формирование эмоцио...

Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2.  начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...