Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Особенности совместной работы педагога-психолога и библиотекаря в начальной школе.

    Дорошенко Татьяна Васильевна

    Новые возможности работы с детьми в тандеме психолог + библиотекарь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psiholog_bibliotekar.docx216.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности совместной работы педагога-психолога и библиотекаря в начальной школе.

    В современном мире, мире равных возможностей, работа психолога и библиотекаря в тандеме раскрывает важный аспект взаимодействия разных педагогических специалистов в работе с детьми в форме инклюзивного образования.

    Эти два специалиста,  работая вместе, могут более эффективно проводить работу по  улучшению психологического сопровождения детей с особенностями в развитии и могут влиять на формирование личности ребёнка как читателя.

    В начальной школе ГОУ ЦО «Школа здоровья» №1998 «Лукоморье» уже несколько лет проводится такая работа. Она основана на библеотерапии, сказкотерапии и драматерапии.  В возрасте 7-11 лет, дети наиболее чувствительны к метафоризации и сказочности многих психологических образов, проблем и отношений. Психолог и библиотекарь,  работая в тандеме, добиваются более глубоких результатов каждый в своём деле.

    Раскрою смысл каждого вида взаимодействия с психологической точки зрения:

     Библиотерапия  основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния ребёнка. При подборе книг необходим тщательный учет особенностей детей:

    •  индивидуальной психологической ситуации и особенностей психики ребёнка
    •  возрастных особенностей
    •  половой идентификации
    •  состояния здоровья
    •  ситуации в семье
    •  социального опыта
    • образовательного и культурного уровня

    В подборе  книг очень важна ориентация литературного произведения на позитивное решение проблемы.

     Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания учениками своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя.

    Сказкотерапия основана на метафоризации образов, проблем и отношений. Это наиболее детский метод, потому что обращен к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем и обогащаем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психолог, работая с конкретными проблемами, находит их первопричину и помогает ребёнку достичь внутренней гармонии. Способствует поднятию самооценки, личностному росту, развитию самосознания.

    Драматерапия - это современный вариант психодрамы для решения личностных и межличностных проблем с использованием масок, ролевых импровизаций и постановок различных пьес. Направлена на решение конфликтных ситуаций, поднятие самооценки детей, их личностный рост, самоопределение, на снятие барьеров в общении.

    И, конечно же, библиотекарь в данных видах взаимодействия психолога с детьми выступает в роли главного советчика при подборе разнообразной литературы  для решения тех или иных проблем.

    Выявляя проблемы разного характера, психолог формирует группы детей для дальнейшего взаимодействия по разным направлениям. Библиотекарь подбирает материал для их эффективной работы.

    Все эти методы работы с детьми дают возможность  психологу и библиотекарю построить эффективную работу в рамках инклюзивного образования.

    Примеры литературных произведений используемых в работе психолога:
    Г.Х. Андерсен /
    Гадкий утенок. (самооценка, самоопределение, внутренний мир)
    В.Катаев /
    Цветик-Семицветик. (пересмотр отношения к своему здоровью и здоровью окружающих)
    Л.Н.Толстой /
    Филиппок. (самоопределение, самооценка)
     В.Г.Короленко / Слепой музыкант. (пересмотр отношения к своему здоровью и здоровью окружающих)
    Д.Н.Мамин-Сибиряк  /
    Серая Шейка. (нравственный ценности, взаимовыручка, смекалка)
    и многие другие…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе

    В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте...

    Проектная деятельность школьного библиотекаря в начальной школе

    Современная система российского среднего образования уделяет все большее внимание проектной и исследовательской деятельности школьников....

    Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

    В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в  системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....

    Совместная работа учителя - логопеда и психолога в школе

    Данная статья является частью большого сообщения о работе школьного психолого-педагогического консилиума. В статье представлен один из видов совместной работы логопеда и психолога в школе, в час...

    Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе.

    В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрироват...

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...