ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
статья на тему

Смурова Людмила Евгеньевна

Инновационный подход к психологическим занятиям с проблемными детьми в условиях ФГОС

Статья была написана в 2012 году специально для выступения на научно-практической конференции по теме:  «Инновационная психолого-педагогическая деятельность в образовательном пространстве по работе с проблемными детьми: опыт, проблемы, перспективы» с докладом на тему: «Инновационный подход к психологическим занятиям с проблемными детьми в условиях ФГОС» проходившей в ГБОУ ЦО № 1863 27 марта 2012 года.

В работе раскрыт инновационный подход к психолого-педагогической работе с проблемными детьми в условиях ФГОС, а также взаимосвязь психолого-педагогических занятий с формированием универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_podkhod._konferentsiya_2012.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Л.Е. Смурова

В работе раскрыт инновационный подход к психолого-педагогической работе с проблемными детьми в условиях ФГОС, а также взаимосвязь психолого-педагогических занятий с формированием универсальных учебных действий.

Каждый педагог в процессе своей профессиональной деятельности встречает немало учащихся, испытывающих различные школьные сложности и проблемы. Эти проблемы часто связаны с  усвоением учебного материала, адаптацией, социализацией ребенка в школьном обществе, индивидуальными психологическими особенностями.

Диагностическая работа, систематически проводимая  в 2005-2011г.г. среди более 400 детей начальной школы  показывает, что от 26 % до 48 % детей только в первых классах являются проблемными или испытывают различные трудности. На сегодняшний день (в 2011-2012 уч.году) в систематической психологической помощи нуждается  не менее 40% детей начальной школы, не считая частых отдельных случаев краткой индивидуальной помощи  детям. 

Консультативная работа с педагогами начальных классов показывает, что это дети, испытывающие проблемы в адаптации к школе, адаптации к классу (в т.ч. новенькие дети), дети с низким уровнем общего развития (ниже возрастной нормы), соматически ослабленные, часто болеющие дети, дети с проблемным поведением, дети пережившие травму, личностно и социально недостаточно зрелые дети, учащиеся испытывающие различные школьные сложности и т.д.

Современная работа с проблемными детьми требует применения инновационного подхода. Из исследований видно, что такая инновация, как формирование универсальных учебных действий напрямую связана со всем образовательным процессом, и психологическая помощь нуждающимся детям является неотъемлемой её частью.

Инновационность всегда являлась важнейшей характеристикой педагогической деятельности. Само слово инновация в переводе означает «нововведение, обновление, новинка» (от лат. in – «в» и novus – «новое»). [3] Инновации в педагогике призваны  развивать  образовательный процесс в соответствии с современными требованиями общества и индивидуальностью человека, для формирования социально полезной, активной, трудолюбивой личности, способной к развитию и саморазвитию и применению своих знаний в различных жизненных ситуациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает наличие инновационного компонента в начальном образовании, то есть возникает необходимость формирования у детей  универсальных учебных действий для начального общего образования. [1]

Так как развивающее образование в рамках введения ФГОС  является органичной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, то возникает необходимость определять последовательность и содержание деятельности ОУ по обеспечению качественного образования для всех детей, в том числе и проблемных детей, испытывающих те или иные сложности, среди которых дети группы риска школьной дезадаптации.

Известно, что типичными особенностями этих детей на этапе поступления в школу является ослабленное здоровье, недостаточный для начала школьного обучения уровень развития школьно-значимых психических и психофизиологических функций, личной и социальной зрелости. [2]

Известно, что типичными особенностями этих детей на этапе поступления в школу является ослабленное здоровье, недостаточный для начала школьного обучения уровень развития школьно-значимых психических и психофизиологических функций, личной и социальной зрелости. [2]

Если в детском саду ведущей деятельностью ребенка является игра, то в начальной школе ею становится учебная деятельность. Поэтому, к концу пребывания в детском саду ребенок по возрастной норме должен владеть ролевой игрой, которая предполагает коллективную игру. Когда ребенок в саду не научился успешно контактировать со сверстниками и участвовать в ролевых играх, то в начальной школе ему будет затруднена и учебная деятельность.

При этом существует ряд других причин, мешающих ребенку хорошо учиться в начальной школе, например неполное развитие познавательных процессов, высших психических функций. Нельзя забывать об индивидуальных особенностях личности учеников: неадекватная самооценка, тревожность, страхи, непонимание своей индивидуальности и уникальности, одаренность, левшество, низкие коммуникативные навыки и другие частные  причины, которые также в различной мере противодействуют успешному развитию младшего школьника.

Развивающие психологические занятия с такими детьми должны  быть направлены на создание в начальной школе адаптивной педагогической среды для проблемных детей. Ребенок, испытывающий трудности, может не говорить о своих проблемах, порой не полностью их осознает, и поэтому не всегда привлекает к себе внимание взрослых. Здесь возникает необходимость  обеспечивать равными возможностями в получении качественного начального образования проблемных детей и детей группы риска, что представляет собой инструмент качества организации их образования в условиях образовательного учреждения.

Современная задача образования – не загонять ребенка в жесткие рамки учебной деятельности, образования и информации, а ориентировать его на пробуждение в себе сензитивности, чувствительности к собственной деятельности, провоцировать саморазвитие и самопознание ученика в учебном процессе.

Современный подход к формированию универсальных учебных действий может и должен провоцировать развитие у детей знаний, умений и навыков. Особенность заключается в том, что знания в итоге добываются самими детьми, благодаря актуализации проблемной ситуации.

«Универсальные учебные действия  - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».[1]

Известно, что УУД бывают регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные. Рассмотрим их связь с целями психологических занятий с проблемными детьми. [1]

1.        Развитие познавательных и психических процессов на занятиях (восприятия, памяти, внимания, воображения, речи, моторики, межполушарного взаимодействия), а также интеллектуальной сферы, способствуют формированию познавательных учебных действий.  Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Дети уже в начальной школе овладевают не только общеучебными действиями (ставят цель, работают с информацией), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Часто интерес ребенка к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького исследователя, который самостоятельно собирает нужные сведения, проводит наблюдения, делает выводы. Ему важно самому оценить собственный, личный результат, увидеть свои возможности.

Активация и развитие познавательных процессов требует вариативного подхода  к проведению психолого-педагогических занятий с использованием различных развивающих методик и упражнений, дабы не вызывать у детей с низкой мотивацией негативного отношения к занятиям в целом.

2. Развитие эмоциональной сферы на психологических занятиях, введение ребенка в мир и понимание человеческих эмоций и чувств способствуют развитию  личностных УД. Известно, что психологические занятия могут помочь ребенку лучше понимать себя, свои чувства и чувства другого. Развивая эмоциональную сторону личности ученика, способствуя формированию  адекватной самооценки, самосознанию  и рефлексии ребенка, мы помогаем  осваивать личностные универсальные умения. Ребенок проще и более успешно принимает нормы поведения в обществе, со временем учится правильно оценивать себя и свои поступки. В этом есть и нравственный аспект: развивается умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. На занятиях дети учатся понимать, что может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации, увидеть что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.

Задача взрослых не только помогать, а со временем и научить ребенка самостоятельно видеть и противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Позже, для успешной жизни ребенку необходимо будет понимать какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой сфере он лучше сможет  выразить свои способности и будет наиболее востребован в обществе.

Развитие личностных действий на психолого-педагогических занятиях делает само обучение более осмысленным,   а на фоне позитивного эмоционального фона дети лучше видят значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. [1] Именно эту направленность возможно и необходимо поддерживать с помощью занятий с педагогом-психологом.

3.        Развитие личностно-социальной сферы на занятиях – работа по формированию коммуникативных умений связаны с коммуникативными УД.  Человек живет в обществе и порой всю жизнь учится взаимодействовать в социуме, с первого этапа обучения в школе дети учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понятно выражать свои мысли, учитывать мнения других людей и аргументировать свои высказывания. С помощью развития коммуникативных действий дети учатся возможностям сотрудничества – умение слушать, слышать и понимать друг друга, планировать и уметь договариваться в совместной деятельности, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко выражать свои мысли в речи, уважать в общении не только самого себя, но и  партнера. Здесь также развивается умение эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать помощь и поддержку друг другу.

Развитие коммуникативных навыков может включать в себя не только коммуникативные, но и простые двигательные упражнения, известно, что общение между детьми лучше складывается на фоне общей деятельности (игры).

Естественно, в школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Это связано с различными факторами, например особенностями семейного воспитания, уровнем развития ребенка, готовностью ребенка к школьному обучению и прочими. Поэтому важно целенаправленно обучать детей отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. В любом детском коллективе в различной степени существует необходимость учить детей выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, договариваться друг с другом, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Видя перед глазами положительные примеры общения, детям проще общаться самим и работать в группах, также это пригодится в будущей взрослой жизни при решении проблем на работе и в семье.

4.        Формирование позитивной мотивации к учению, помощь в осознании себя как ученика связаны  с регулятивными УД. Они необходимы для успешного существования в современном обществе,  чтобы человек умел ставить себе конкретные цели, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Если ребенок  учится правильно ставить перед собой задачу, адекватно оценивает уровень своих знаний и умений, то ему становится проще найти доступный и понятный способ решения задачи. Если человек умеет учиться, это хороший залог для его нормальной социализации в обществе, а также будущего профессионального роста.

Освоение регулятивных действий дает возможность ребенку в дальнейшем управлять своей познавательной и учебной деятельностью, со временем дети учатся правильной постановке целей, планированию, контролю, коррекции своих действий, и пониманию успешности усвоения, т.е. в целом приучает к ответственности за свою жизнь. Примером регулятивных действий может служить известная притча, о том, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Рассмотрим возможности универсальных учебных действий:

- обеспечение учащемуся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создание условий развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. [5]

Основным методом работы с проблемными детьми на занятиях является сказкотерапия, в основе которой лежит безопасная система, основанная на принятии ребенком (следовательно и доверии ребенком) метафорической, сказочной, литературной истории. Ребенок изучает и говорит о чужих проблемах, в это время неосознанно решает свои проблемы. Известно, что сказкотерапия дает высокий результат в коррекции тревожности, а следовательно, и возможной дезадаптации. Авторские сказки из разных методик специально могут быть подобраны для обсуждения проблемных ситуаций, типичных проблем школьников на разных годах обучения. [4]

Вариативность занятий немаловажна, так как это позволяет осуществить гибкий подход к меняющемуся школьнику. Большинство занятий могут являться автономными друг от друга, что позволяет корректировать психолого-педагогическую работу в зависимости от состояния группы детей, с которыми проводится занятие.

Таким образом, важно чтобы учащиеся не просто развивали на занятиях со школьным педагогом-психологом внимание, память, речь, воображение, самооценку, эмоции, уверенность в своих силах, коммуникативность и т.д., но и могли понять и проанализировать собственную проблемную ситуацию и со временем оценить личные возможности и результаты.

Литература:

  1. Р.Ш. Мошнина, С.Г. Батырева, Т.П. Хиленко, Н.Н. Шевелева, Д.Е. Яковлев Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе. Методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива, 2011.- 44 с.
  2. Кумарина Г.Ф., Токарь И.Е. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа и методические рекомендации. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 44 с.
  3. Савенков А.И. Традиционное обучение и педагогические новации //Школьный психолог. – 2007. - № 10-11.
  4. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось – 89, 2003. – 144с.
  5. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий.- М.: Просвещение, 2010. - 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Современный подход к психологическим занятиям с проблемными детьми в условиях ФГОСЛ.Е. СмуроваВ работе раскрыт инновационный подход к психолого-педагогической работе с проблемными детьми в условиях ФГ...

«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»Выступление на МО учителей начальных классов....

Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС

 Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занима...

Презентация "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

 Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занима...

Работа с одаренными детьми в условиях ФГОС НОО

Презентация профессиональных достижений учителя. Данный материал поможет учителям в подготовке к аттестации....

"Особенности работы с одаренными детьми в условиях ФГОС"

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка....