Главные вкладки

    Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов 2 класс", автор педагог-психолог Потапова Н. В.
    методическая разработка (2 класс) на тему

    Потапова Наталья Владимировна

    Пояснительная записка, тематическое планирование, подробное описание занятий, приложения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Лакинская средняя общеобразовательная школа № 1

    Собинского района Владимирской области

     

    Коррекционно-развивающая программа

    для учащихся 2 класса

     «Развитие познавательных процессов»

    Программа рассчитана на детей 8-9 лет

    Педагог-психолог: Потапова Н. В.

                                                           

    Пояснительная записка

            Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов" для

    учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы

     (в рамках общеинтеллектуального  направления).

      Школьная не успешность, выражающаяся в неуспеваемости – одна из важнейших причин, способствующих нарушению психологического здоровья обучающихся и с которой чаще всего приходится сталкиваться педагогам.

      Основными причинами школьной неуспеваемости учащихся являются:

    • Психофизиологические нарушения
    • Педагогическая запущенность
    • Неправильный выбор стиля семейного воспитания

      Практика показывает, что у большинства учащихся возникают следующие проблемы:

    • Низкая мотивация к познавательной деятельности.
    • Затруднения в понимании причинно-следственных закономерностей.
    • Недостаточный уровень развития познавательных процессов.
    • Недостаточный уровень развития мыслительных операций.

      Таким образом, возникает необходимость проведения дополнительной работы педагога-психолога с учащимися, испытывающими данные трудности.

      Программа "Развитие познавательных процессов" направлена на развитие познавательных процессов учащихся, а также, на формирование социального доверия, обучение навыкам сотрудничества, развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных эмоций и обучение переносу полученных навыков в учебную деятельность.

      Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

    1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

    2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

    3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

    4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

    5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся.

     

     

       

    Цель программы:

    • развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
    • развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение подчиняться словесным указаниям; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
    • формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действий, произвольности, рефлексии);
    • способствование успешному интеллектуальному развитию и обучению.

     

    Задачи программы:

    • научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность;
    • сформировать у учащихся, как устойчивость внимания, так и распределение внимания, то есть умение контролировать выполнение одновременно двух или больше действий, такое умение основывается на расчленённом, дифференцированном отражении различных параметров  и условий деятельности; с помощью систематического выполнения упражнений увеличить объём, концентрацию внимания, улучшить навыки точного воспроизведения какого-либо образца;
    • сформировать у учащихся опосредованное запоминание, то есть умение использовать для запоминания вспомогательные средства, для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определённые связи и отношения между каким-либо из них  и некоторой системой условных знаков; улучшить показатели развития объёма слуховой, зрительной памяти;
    • всесторонне развить такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение, классификации, абстрагирование, сравнение, умозаключение, проведение аналогий, установление закономерностей, формирование логических операций;
    • сформировать у школьников как воссоздающее, так и творческое воображение;
    • сформировать у учащихся навыки зрительно-двигательной координации, пространственной ориентации движений.

    Описание ценностных ориентиров содержания

        

      Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

      Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

      Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

      Ценность  науки – ценность знания, стремления к  истине.

    Организационно-педагогические основы

      Программа предназначена для занятий с детьми 8-9 лет и направлена на:

    1. учащихся, имеющих недостаточный уровень развития познавательных процессов;
    2. учащихся, испытывающих трудности в обучении;

      Количество занимающихся – не более 8 человек (оптимальное количество – 6 человек).

      Программа рассчитана на 12 часов.

      Занятия проходят 2 раза (допустимо и 1 раз) в неделю по 30 - 40 минут (в зависимости от количества участников).

      Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".

      Данная коррекционно-развивающая программа опирается, в основном, на следующие принципы психокоррекционной работы:

    • Принцип единства диагностики и коррекции.
    • Принцип нормативности развития.
    • Принцип системности развития.
    • Деятельностный принцип коррекции.

    Основные формы работы:

      Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

    Содержание программы

      В данной программе подобраны задания на:

      - развитие мыслительной деятельности (Упражнения: «Задай вопрос», «Подбери слово»,  «Выбери главное»,  «Свойства»,  «Недостающая фигура»,  «Отгадай число», «Сравнилочка», «Назови одним словом», «Что лишнее», «Рифмоплёт», «Расшифруй предложение», «Собери пословицу», «Исключи лишнее понятие», «Скажи наоборот», «Угадай время года», «Силлогизмы», «Загадки», «Назови признаки», «Устойчивые сочетания», «Вставь недостающие слова», «Разгадай смысл пословиц», «Перепутанка»);

      - развитие внимания (Упражнения: «Алфавит», «Хор животных», «Считаем вместе», «Поём вместе», «Ищем безотрывочно», «Считай внимательно»);

    - развитие памяти (Упражнения: «Словарь», «Назови второе слово», «А ну-ка, повтори!», «Запрещенное движение», «Паровоз», «Меморина», «Вижу, слышу, чувствую»);

    - развитие воображения и восприятия (Упражнения: «Выдели звук», «Волшебники», «Три слова», «Использование предметов», «Правила хорошего тона», «Сыщики», «Отвечаем на вопрос», «Различение геометрических фигур», «Рассказ по картинкам»).

      При проведении занятий по данной программе используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, художественное творчество, слушание, письмо, запоминание, выполнение инструкций, фантазирование.

    Тематический план

    Тема

    Задачи

    Содержание

    Продолжи

    тельность

    1

    «Игра слов»

    - развитие словесно-логического мышления (аналогии, выделение существенных признаков);

    - 1 упр. «Задай вопрос»

    - 2 упр. «Подбери слово»

    - 3 физминутка «Солнышко»

    - 4 упр. «Выбери главное»

    - 5 упр. «Свойства»

    30-40 минут

    2

    «Хочу запомнить!»

    - развитие звукового восприятия;

    - расширение словарного запаса;

    - развитие двигательной и слухоречевой памяти;

    - развитие словесно-логической памяти.

    - 1 упр. «Выдели звук»

    - 2 упр. «Словарь»

    - 3 физминутка «Аист…»

    - 4 упр. «Назови второе слово»

    - 5 игра «А ну-ка, повтори!»

    30-40 минут

    3

    «Попробуй, отгадай!»

    - развитие математических умений и навыков;

    - развитие логического мышления (сравнение, умозаключение, установление закономерностей);

    - формирование навыков группового взаимодействия;

    -развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение).

    - 1 упр. «Недостающая фигура»

    - 2 упр. «Отгадай число»

    - 3 физминутка «Две лягушки»

    - 4 игра «Сравнилочка»

    - 5 игра «Поём вместе»

    30-40 минут

    4

    «Я – фантазёр!»

    - развитие творческого воображения;

    - развитие зрительной памяти;

    - развитие запоминания последовательности стимулов, увеличение объёма слухоречевой памяти;

    -развитие произвольного внимания.

    - 1 упр. «Волшебники»

    - 2 упр. «Три слова»

    - 3 игра «Запрещенное движение»

    - 4 упр. «Паровоз»

    30-40 минут

    5

    «Кто есть кто? Что есть что?»

    -развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение);

    - развитие мышления (обобщение, выделение существенных признаков);

    - развитие зрительной памяти.

    - 1 упр. «Алфавит»

    - 2 игра «Хор животных»

    - 3 упр. «Назови одним словом»

    - 4 игра «Меморина»

    30-40 минут

    6

    «Творческий подход»

    - развитие звукового восприятия;

    - расширение словарного запаса;

    - развитие творческого мышления;

    - развитие слухоречевой  памяти с опорой на образную сферу.

    - 1 упр. «Выдели звук»

    - 2 упр. «Что лишнее»

    - 3 физминутка «Раз-два-три-четыре-пять»

    - 4 упр. «Вижу, слышу, чувствую»

    - 5 упр. «Рифмоплёт»

    30-40 минут

    7

    «Расставим по местам»

    - развитие логических операций мышления (анализ, синтез);

    - развитие творческого воображения.

    - 1 упр. «Расшифруй предложение»

    - 2 физминутка

    - 3 упр. «Собери пословицу»

    - 4 упр. «Использование предметов»

    - 5 упр. «Правила хорошего тона»

    30-40 минут

    8

    «Учимся размышлять»

    - развитие логических операций мышления (классификация, обобщение, выявление отношения противоположности, установление логических связей).

    - 1 упр. «Исключи лишнее понятие»

    - 2 упр. «Скажи наоборот»

    - 3 физминутка

    - 4 упр. «Назови одним словом»

    - 5 упр. «Подбери слово»

    30-40 минут

    9

    «Будь внимателен!»

    - развитие мышления (узнавание явлений по заданным признакам, установление закономерности, сравнения);

    - развитие математических умений и навыков;

    -развитие произвольного внимания.

    - 1 упр. «Угадай время года»

    - 2 упр. «Силлогизмы»

    - 3 физминутка «Зарядка»

    - 4 упр. «Считаем вместе»

    - 5 игра «Загадки»

    30-40 минут

    10

    «А почему…?»

    - развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей);

    -развитие наблюдательности;

    - развитие воображения;

    - развитие умения различать геометрические формы,

    - формирование кинестетического образа разных геометрических форм.

    - 1 упр. «Отвечаем на вопрос»

    - 2 упр. «Различение геометрических фигур»

    - 3 физминутка «Зайка»

    - 4 упр. «Ищем безотрывочно»

    - 5 упр. «Сыщики»

    30-40 минут

    11

    «Называю то, что знаю, что не знаю – узнаю!»

    -развитие мыслительных операций (анализ, синтез, выделение существенных признаков);

    - развитие вербального мышления;

    - развитие воображения.

    - 1 упр. «Задай вопрос»

    - 2 упр. «Назови признаки»

    - 3 физминутка «Кузнечики»

    - 4 упр. «Устойчивые сочетания»

    - 5 упр. «Рассказ по картинкам»

    30-40 минут

    12

    «Разгадай и посчитай!»

    - развитие вербального мышления;

    - развитие понимания причинно-следственных связей;

    - развитие произвольного внимания;

    - развитие математических навыков.

    - 1 упр. «Вставь недостающие слова»

    - 2 упр. «Разгадай смысл пословиц»

    - 3 физминутка

    - 4 упр. «Перепутанка»

    - 5 упр. «Считай внимательно»

    30-40 минут

    Методическое обеспечение

       Занятия проводятся в кабинете психолога или в учебном кабинете начального класса.

      В процессе проведения занятий используется различный дидактический материал и оборудование: плакаты, таблицы, индивидуальные бланки с образцами заданий, индивидуальные бланки для выполнения заданий. 

      Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной (рефлексии).

      Вводная часть включает в себя приветствие и позитивный настрой к работе, разминку.

      Основная часть включает в себя непосредственно рабочие упражнения.

      Заключительная часть включает в себя рефлексию занятия (подведение итогов, обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий).

     

      Для решения задач, поставленных программой "Развитие познавательных процессов" используются основные методы обучения:

    - словесность;

    - наглядность;

    - проблемная ситуация;

    - игровые моменты.

    Ожидаемые результаты и способы их проверки

      В результате обучения по данной программе для учащихся должны быть характерны следующие показатели:

    • умение самостоятельно выполнять упражнения (чем меньше помощь учителя, тем выше самостоятельность учеников);
    • изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников;
    • умение успешно выполнять контрольные психологические задания, в качестве которых даются упражнения, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению;
    • повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.) как положительный результат эффективности занятий.

      Основные формы учета знаний и умений:

    тестирование (проводится перед началом проведения занятий и по окончании):

    • диагностика развития познавательных процессов (исследование творческого мышления - Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П. Торренс, исследование уровня развития внимания (объем и концентрация) по методике «Корректурная проба», исследование уровня развития вербальной памяти по методике «Заучивание 10 слов», Лурия);
    • диагностика интеллектуального развития учащихся (стандартизированная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене).
    • также диагностика личностных особенностей учащихся (проективный тест «Несуществующее животное», «Лесенка», Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

      Эффективность занятий подтверждается результатами диагностических исследований. Более успешными в учебной деятельности становятся более 50% учащихся, получающих коррекционно-развивающие услуги.

    Универсальные учебные действия

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

    Знать

    - о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

    - правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе;

    - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

    - возможности и роль математики и русского языка в познании окружающего мира;

     - понимать математику и русский язык, как часть общечеловеческой культуры;

    - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

     - общие приемы  и способы  решения  логических заданий;

    - общие приёмы и способы сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации;

    - необходимые сведения о геометрических фигурах, математических знаках, о звуко-буквенном ряде;

    - необходимую терминологию по математике и русскому языку.

    Уметь

    -  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

    - соблюдать правила игры и дисциплину;

    - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

    -  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

    -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителей  и других людей;

    - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    - формулировать собственное мнение и позиции.

     

    -  выполнять логические задания, производить вычислительные действия,

    систематизировать и структурировать знания;

    - различать звуки и буквы;

    - выполнять задания на сравнение свойств предметов и явлений, на установление причинно-следственных связей и аналогий,

    на нахождение закономерностей.

    Применять

    - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

    - подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

    - полученные сведения о математике и русском языке в других областях знаний;

    - приемы сравнения, обобщения и классификации по заданным критериям;

    - приемы установления аналогий, закономерностей;

    - речевые средства для решения  различных коммуникативных задач.

    - первоначальный  опыт самореализации в различных видах  деятельности,

    - умение выражать себя в доступных видах деятельности, игре и использовать накопленные знания.

    Библиографический список

    1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учеб. пособие – М.: Изд-й центр «Академия», 2000. – 160 с.
    2. Битянова М. Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». – СПб.: Питер, 2002.
    3. Гатанов Ю. Б. «Курс развития творческого мышления». – СПб.: Иматон, 1996.
    4. Глозман Ж. М. Развиваем мышление: игры, упражнения, советы специалиста / Ж. М. Глозман, С. В. Курдюкова, А. В. Сунцова. – М.: Эксмо, 2010. – 80 с.
    5. Дубровина И. В. «Руководство практического психолога». – М.: Академия, 1997.
    6. Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учебник для студ. высш. и ср. спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.
    7. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Издательство Москва «Ось – 89», 2001
    8. Моргулец Г. Г., Расулова О. В. «Преодоление тревожности и страхов у первоклассников. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
    9. Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 240 с.
    10. Реан А. А. «Психология ребёнка от рождения до 11 лет. Методики и тесты». – М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007.
    11. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании». – М.: Владос, 1996.
    12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2-х книгах. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – М.: Гуманид. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 480 с.: ил.
    13. Сиротюк А. Л. Коррекция, обучение и развитие школьников. Издательство Москва: Творческий центр, 2002
    14. Сунцова А. В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста / А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.
    15. Тукачева С. И. Коррекционно-развивающие занятия. 3 – 4 классы. Издательство «Экстремум», 2004

    Занятие № 1 «Игра слов»

      На первом занятии происходит знакомство ребят с целями и задачами занятий.

      Вырабатываются правила работы в группе.

     

    1 Упражнение «Задай вопрос»

      Ведущий загадывает слово. Задача игроков – задавая различные вопросы, отгадать, что это за слово. Все возможные вопросы разбираются вместе с ведущим в начале игры. Например, «Живое это или неживое?», «Съедобное или нет»?, «Какого цвета…формы…размера»?, «Где живёт?», «Чем питается?», «Для чего это можно использовать?» и т. д. Когда ведущий видит, что все участники игры поняли правила, слова начинают загадывать сами дети, по очереди.

      Для зрительной опоры можно загадывать не отвлечённые слова, а один из предметов, находящихся в кабинете.

    2 Упражнение «Подбери слово»

      В этом задании ребёнку необходимо установить логическую связь между первыми двумя словами и по аналогии добавить недостающее слово к следующему. В скобках даны ответы.

      Например:

    1ый набор слов

    Отец – сын, мать – (дочь)

    Страницы – книга, ветки – (дерево)

    Начало – конец, первый – (последний)

    Автомобиль – бензин, троллейбус – (электричество)

    Ложка – металл, тетрадь – (бумага)

    Курица – зерно, корова – (трава)

    Груша – фрукт, клён – (дерево)

    Окружность – циркуль, квадрат – (линейка)

    Пол – ковёр, стол – (скатерть)

    Птица – дерево, крот – (земля)

    3 физминутка «Солнышко»

    На зарядку солнышко  поднимает нас.

    Поднимаем руки мы по команде – раз!

    А над нами весело шелестит листва.

    Опускаем руки мы по команде – два!

    4 Упражнение «Выбери главное»

      Ведущий записывает на доске ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, «сад» - какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника…собаки…забора…земли?..

    Почему? Правильными будут слова «растения» и «земля». Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается с детьми. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то  или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

     Примерные задания:

    Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).

    Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

    Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

    Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

    Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).

    5 Упражнение «Свойства»         

      Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолёт». Необходимо придумать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. К примеру, для слова «вертолёт» могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства),  «штопор» и «вентилятор» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

      Примеры слов для подбора аналогов:

    1) вертолёт

    2) солнце

    3) арбуз

    4) телефон

    5) качели и т. д.  

    Занятие № 2 «Хочу запомнить!»

    1 Упражнение «Выдели звук»

      Ведущий называет какую-либо букву и звук, который она даёт и просит, чтобы дети по очереди называли слова, в которых есть этот звук. Можно задавать определённые правила игры, например, чтобы этот звук был в начале слова, в середине, конце.. Звуки можно задавать как твердые согласные, так и мягкие; ударные гласные и безударные. Кто больше назовёт слов, тот и выиграл.

    2 Упражнение «Словарь»

      Ведущий предлагает ребятам вспомнить и записать как можно больше слов, связанных с определённой темой. Например, тема «Лес».

      Это могут быть слова, обозначающие всё, что можно встретить в лесу: деревья, ягоды, мох, болото, грибы, звери…

      На выполнение задания отводится 5 минут. Задание можно проводить в виде соревнования, кто больше напишет слов.

      Примерные темы:

    • Семья
    • Школа

    3 физминутка «Аист…»

    Аист, аист длинноногий,

    Покажи домой дорогу.

    Топай правою ногой,

    Снова правою ногой,

    Топай левою ногой,

    После правою ногой,

    После левою ногой,

    Вот тогда придёшь домой.

    4 Упражнение «Назови второе слово»

      Ребятам зачитываются слова. Надо запомнить их попарно. Затем ведущий читает только первое слово из каждой пары, а дети записывают второе.

      Слова для предъявления:

    • Кукла – играть
    • Курица – яйцо
    • Ножницы – резать
    • Лошадь – сани
    • Книга – читать
    • Бабочка – муха
    • Солнце – лето
    • Щётка – зубы
    • Груша – компот
    • Лампа – вечер

    5 игра «А ну-ка, повтори!»

      В этой игре дети должны правильно повторить последовательность из нескольких движений, показанных взрослым. Лучше начать с серии из двух-трёх движений с постепенным увеличением количества последовательных движений. Например, взрослый выставляет правую ногу вперёд, затем ставит руки на пояс и потом поворачивает голову налево. Все движения озвучиваются. Ребёнок, наблюдая за взрослым, запоминает то, что он сделал, и повторяет в той же последовательности.

    Варианты серий движений:

    • Коснись правой рукой своего носа, сделай один шаг вперёд, присядь.
    • Прыгни на двух ногах вправо, поверни голову влево, положи руки на голову, топни правой ногой.
    • Прыгни три раза на правой ноге влево, кивни головой два раза, поставь руки на пояс и один раз повернись вокруг себя.

    Занятие № 3 «Попробуй, отгадай!»

    1 Упражнение «Недостающая фигура»

      Ребятам необходимо определить закономерность расположения фигур и нарисовать в пустом окошечке ту фигуру, которая должна там стоять (смотреть приложение).

    2 Упражнение «Отгадай число»

      На колёсиках первого паровоза ведущий пишет числа, а на его трубе сумму этих чисел. На колёсах второго паровоза ведущий также записывает числа, а трубу оставляет пустой. Далее, со вторым паровозом работают ребята. Они должны догадаться, какое вычислительное действие представлено на первом паровозе, как получилось число, записанное на трубе. После чего, дети вписывают недостающее число, в пустую трубу.

      Для работы ребятам можно предложить несколько паровозиков с различными числами.

    3 физминутка «Две лягушки»

    На болоте две подружки,

    Две зелёные лягушки.

    Утром рано умывались,

    Полотенцем растирались,

    Ножками топали,

    Ручками хлопали,

    Влево, вправо наклонялись,

    И обратно возвращались.

    Вот здоровья в чём секрет!

    Всем друзьям – физкульт-привет!

    4 игра «Сравнилочка»

      В этой игре необходимо сравнить предметы между собой: чем они похожи и чем отличаются. Выиграет тот, кто придумает больше сравнений. Например, яблоко и мяч похожи тем, что они оба круглые, могут катиться, не тонут в воде и т. д.; яблоко и мяч отличаются тем, что яблоко можно есть, а мяч – нет, мячик бывает синего цвета, а яблоко – нет, если проткнуть иголкой, то мячик «сдуется», а яблоко – нет и т. д. В этой игре также поощряются споры и разнообразие версий. Необходимо, чтобы дети не послушно соглашались с предложенным сходством или отличием, а осознавали предложенное основание для сравнения, оценивали его правильность и разумность. Эта игра, кроме развития мышления, хорошо формирует навыки группового взаимодействия: умение оценить и принять мнение другого, корректно возразить ему, отстаивать в разумных пределах собственное мнение и т. д.

    Возможные пары для сравнения:

    • Шкаф и холодильник
    • Дерево и бревно
    • Ворона и самолёт
    • Карандаш и ручка
    • Берёза и ёлка
    • Девочка и кукла
    • Вертолёт и поезд
    • Тигр и корова
    • Солнце и лимон
    • Кошка и телевизор

      Потом желательно, чтобы дети сами предложили пары для сравнения.

     

    5 Игра «Поём вместе»

      Ребята вместе с ведущим выбирают всем хорошо знакомую песню. По первому хлопку ведущего все начинают петь эту песню, по второму хлопку- пение продолжается, но только мысленно (про себя), по третьему хлопку – вновь поют все вслух и т. д.  

    Занятие № 4 «Я - фантазёр!»

     

    1 Упражнение «Волшебники»

      Ребятам предлагается дорисовать 6 кружков (диаметром 2 – 3 см) так, чтобы получились разные рисунки. Например, лицо, солнце, мяч, цветок и т. д.

    2 Упражнение «Три слова»

      Ведущий предлагает ребятам три слова и просит их написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в них входили все три слова.

    Слова для предъявления:

    • Дворец            Бабушка         Клоун
    • Разбойник       Зеркало          Щенок
    • Торт                  Озеро             Кровать

    3 игра «Запрещенное движение»

      Звучит весёлая ритмичная музыка. Ведущий показывает несколько движений, одно из которых – запрещённое. Ребята должны повторять все действия, кроме запрещённого. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками. В роли ведущего могут быть и сами дети.

    4 Упражнение «Паровоз»

      Ведущий раздаёт себе и ребятам по две карточки (всего десять) с различными картинками и объясняет задание: «Ребята, у нас с вами сейчас в путь отправиться «паровоз» (на стол выкладывается картинка с изображением паровоза), а мы будем выкладывать для него «вагончики», всего их десять. Первый участник показывает всем и называет свою первую «картинку-вагончик» и, переворачивая её обратной стороной, выкладывает на стол. Следующий игрок должен назвать, что нарисовано на этой перевёрнутой картинке и, показать и назвать свою картинку и также перевернув её положить на стол. Каждый последующий игрок кладёт свой «вагончик» и называет, что нарисовано на всех предыдущих картинках. Наша задача – постараться запомнить, что «везёт» каждый  «вагончик». Так продолжаем, пока не закончатся все картинки». После того, как все «вагончики» будут выложены, ребятам можно предложить вспомнить рисунки тех картинок, на которые укажет взрослый (например, что везёт второй «вагончик», что пятый и так далее…).

    Занятие № 5 «Кто есть кто? Что есть что?»

    1 Упражнение «Алфавит»

      Между ребятами распределяются буквы, которые присутствуют в предлагаемых фразах. Далее ведущий диктует или пишет на доске какую-либо фразу. А дети, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эти фразы. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

    Предлагаемые фразы:

    1) Чёрный ворон на дубу

        С белой крапинкой на лбу.

    2) От дождя блестит кора,

         Вдалеке видна гора.

    3) В замке светится окно,

        А в горах уже темно.

    2 игра «Хор животных»

      Ребята делятся на маленькие группы. Затем, дети сами выбирают, кого из животных они будут изображать голосом: кошку, собаку… Все вместе определяют, какую известную песню будут петь. Только вместо слов они будут произносить «мяу-мяу», «гав-гав»… Когда ведущий взмахивает обеими руками – поют все вместе, но каждый своим «голосом». Как только ведущий показывает на какую-то конкретную группу, все замолкают и поют только дети этой группы. Затем ведущий указывает на другую группу, потом взмахивает снова обеими руками и т. д. Ребята должны быть очень внимательными.

    3 упр. «Назови одним словом»

      В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот общий смысл нужно передать одним словом. В скобках даны ответы.

      Наборы слов:

    1. Метла – лопата (инструменты, орудия труда)
    2. Зима – лето (время года)
    3. Собака – пчела (живые существа)
    4. Трава – деревья (растения)
    5. Нож – ложка (столовые приборы)
    6. Дом – дача (здания, жилища)
    7. Конфеты – торт (сладости)
    8. Плюс – минус (математические знаки)
    9. Дождь – снег (осадки)
    10. Сумма – разность (результат математических действий)

            

    4 игра «Меморина»

      Для этой игры необходим набор любых парных карточек с картинками. Перед ребятами рядами выкладываются все карточки картинками вверх. Дети должны посмотреть и в течение 2 минут постараться запомнить расположение парных картинок. Затем все карточки переворачиваются, и ребята по очереди начинают отыскивать пары картинок. За один ход даётся одна попытка. Неправильно открытые картинки снова переворачиваются. Так продолжается до тех пор, пока не откроются все пары. Побеждает тот игрок, который смог открыть наибольшее количество пар картинок.

    Занятие № 6 «Творческий подход»

    1 Упражнение «Выдели звук»

      Ведущий называет какую-либо букву и звук, который она даёт и просит, чтобы дети по очереди называли слова, в которых есть этот звук. Можно задавать определённые правила игры, например, чтобы этот звук был в начале слова, в середине, конце.. Звуки можно задавать как твердые согласные, так и мягкие; ударные гласные и безударные. Кто больше назовёт слов, тот и выиграл.

    2 Упражнение «Что лишнее»

      Ребятам предлагаются любые три слова, например: птица, лисица, огурец. Из предложенных трёх слов надо оставить только два, которые имеют в чём-то сходные свойства. Одно слово, не обладающее этим свойством, окажется «лишним». Следует найти как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключённому лишнему слову.

      Примерные ответы:

    1) Лишним может быть слово «огурец». Огурец – неодушевлённый предмет, а птица и лисица – одушевлённые.

    2) Лишним может быть слово «птица», так как оно состоит из двух слогов, а остальные из трёх.

    3) Лишним может быть слово «огурец», так как оно начинается с гласной буквы, а другие два – с согласных и т. д.

      Слова для предъявления:

    • Собака – помидор – солнце
    • Корова – ботинки – трава
    • Стул – машина – пень
    • Курица – пшеница – подушка
    • Гусь – лягушка – тина
    • Вода – ветер – стекло

    3 физминутка «Раз-два-три-четыре-пять»

    Раз-два-три-четыре-пять!

    Вышли дети погулять.

    Остановились на лугу,

    Дальше я быстрей бегу.

    Лютики, ромашки, жёлтенькие кашки

    Собирал наш дружный класс –

    Вот какой букет у нас!

    4 Упражнение «Вижу, слышу, чувствую»

      Взрослый называет слова из предложенного списка или придуманные, а дети описывают вслух то, что они видят, слышат или чувствуют, когда представляют названные слова. Задача взрослого – создать вместе с детьми полимодальный образ, то есть образ, вызываемый при помощи участия разных органов чувств. Взрослый помогает детям фантазировать, чтобы создать максимально полный образ заданного слова.

      После того, как придуманы яркие образы на все 10 слов, ребятам предлагается вспоминать то, что они слышали, видели или чувствовали, и называть слова из списка. Если не удалось вспомнить все слова, нужно подсказать детям те ощущения, звуки или образы, которые они создавали, это непременно поможет актуализировать забытые слова. Обратите внимание на то, образы какой модальности (визуальной, аудиальной или кинестетической) помогали ребятам лучше запоминать слова.

    Списки слов

      Первая серия:

    1. Зубная паста. 2. Шоколад. 3. Бумага. 4. Снег. 5. Роза. 6. Ветер. 7. Мороженое. 8. Слеза. 9. Чай. 10. Кошка.

      Вторая серия:

    1. Сосулька. 2. Поезд. 3. Щенок. 4. Каша. 5. Гроза. 6. Мел. 7. Книга. 8. Ёжик. 9. Мультфильм. 10. Качели.

    5 Упражнение «Рифмоплёт»

      Ведущий предлагает ребятам заданные рифмы и просит придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково. Например: мост – хвост.

      Предлагаемые рифмы:

    Сад – (виноград)                    Давай – (трамвай)

    Рад – (акробат)                       Шутка – (жутко)

    Лето – (котлета)                     Мгновение – (восхищение)

    Огурец – (молодец)               Очки – (значки)

    Заяц – (палец)                         Цветок – (платок)

      Когда у ребят получится рифмовать слова, можно предложить им двустишия на заданные рифмы, которые они должны закончить.

      Предлагаемые двустишия:

    1) Я на улицу пойду,

        Я себе … (лису найду).

    2) У медведя во бору,

        Много ягод… (наберу).

    Занятие № 7 «Расставим по местам»

    1 Упражнение «Расшифруй предложение»

      Ведущий предлагает ребятам предложение из 4-6 слов, в которых слова так переставлены местами, что смысл предложений полностью теряется. Дети должны записать предложения с правильным смыслом. Например: из, пообедал, Андрей, школы, пришёл, и. (Андрей пришёл из школы и пообедал).

      Все зашифрованные предложения пишутся на доске.

      Наборы слов:

    1. Кот, дворе, мурлыкает, на.
    2. Люблю, подарки, маме, дарить, я.
    3. Хорошая, улице, на, погода.
    4. Магазине, мальчик, в, книгу, купил.
    5. Ваза, столе, стоит, на, цветами, с.

     2 физминутка

    Руки в стороны поставим,

    Правой левую достанем.

    А потом – наоборот,

    Будет вправо поворот.

    Раз – хлопок, два – хлопок,

    Повернись ещё разок!

    Раз-два-три-четыре,

    Плечи выше, руки шире!

    Опускаем руки вниз,

    И на корточки садись.

    3  Упражнение «Собери пословицу»

      Ребятам необходимо собрать пословицы из частей, «потерявших» друг друга.

      Примерные пословицы:

    1) За двумя зайцами погонишься…      1) …не говори, что не дюж.

    2) Взявшись за гуж…                              2) …всё в лес смотрит.

    3) Как волка ни корми…                        3) …ни одного не поймаешь.

    4  Упражнение «Использование предметов»

      Ведущий называет или показывает ребятам какой-либо хорошо известный предмет. Например: газету, книгу, консервную банку, шапку и т. д. И предлагает детям назвать как можно больше способов применения каждого предмета.

    5  Игра «Правила хорошего тона»

      В этой игре могут участвовать от 2х игроков.

      Ни для кого не секрет, что в разных местах нужно вести себя по-разному. Существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.

      Участникам игры предлагается придумать свой свод правил поведения в неожиданных местах, например:

    • На шкафу
    • В гостях у Змея Горыныча
    • В холодильнике
    • В теремке
    • В берлоге у медведя
    • На облаке
    • В цветочной клумбе

      Каждому игроку даётся 3-5 минут, чтобы придумать правила поведения в заданном месте. Правила можно записать или запомнить. После чего игроки по очереди озвучивают свои правила. Выигрывает тот игрок, который придумал самые остроумные правила, что определяют большинством голосов при голосовании.

      Если в игре участвует большое количество человек, то можно их разбить на команды.  

    Занятие № 8 «Учимся размышлять»

    1 Упражнение «Исключи лишнее понятие»

      Четыре из пяти слов можно объединить в одну группу, назвать одним словом, а пятое слово не подходит ко всем остальным, оно лишнее. Задача ребят исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

      Наборы слов:

    1) Собака, корова, синица, свинья, лошадь.

    2) Желтый, зелёный, красный, яркий, синий.

    3) Лист, кора, земля, почка, корень.

    4) Ворона, снегирь, воробей, барсук, аист.

    5) Ромашка, липа, роза, лютик, одуванчик.

    6) Диван, шкаф, окно, кровать, стул.

    7) Платье, брюки, пальто, сапоги, сарафан.

    8) Пельмени, борщ, макароны, банка, бутерброд.

       

    2 Упражнение «Скажи наоборот»

      Ведущий предлагает ребятам слова, к которым они должны подобрать противоположные по смыслу.

      Слова для предъявления:

      Верх, радость, мокрый, храбрость, лучший, чистый, вредно, мелкий, редко, уронить, позже, ссориться, тёмный, быстро, купить и т. д.

    3 физминутка

    Мы писали, мы писали,

    А теперь все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали,

    Затем пальчики сожмём,

    Сядем и писать начнём.

    4 Упражнение «Назови одним словом»

      В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот общий смысл нужно передать одним словом.

      Наборы слов:        

    1. берёза, ель, осина, ива  (деревья)

    2. пила, молоток, рубанок, отвёртка (инструменты)

    3. сыроежка, мухомор, лисичка, маслёнок (грибы)

    4. дятел, утка, орёл, курица (птицы)

    5. медведь, рысь, тушканчик, бобр (животные)

    6. колобок, Золушка, теремок, Курочка Ряба (сказки)

    7. трава, цветы, деревья, кустарники (растения)

    8. Пушкин, Заходер, Некрасов, Чуковский (писатели)

    9. пион, нарцисс, лилия, астра (цветы)

    10. автомобиль, поезд, самолёт, трамвай (транспорт)

    11. чайник, кастрюля, кувшин, сковорода (посуда)

    12. арбуз, малина, клюква, брусника (ягоды)

    13. огурец, морковь, редька, капуста (овощи)

    14. сапоги, туфли, валенки, кроссовки (обувь)

    15. жёлтый, красный, синий, зелёный (цвета)

    16. Москва, Киев, Волгоград, Кострома (города)

    17. Зинаида, Михаил, Наталья, Елена (имена)        

    5 Упражнение «Подбери слово»

      В этом задании ребёнку необходимо установить логическую связь между первыми двумя словами и по аналогии добавить недостающее слово к следующему. В скобках даны ответы.

      Например:        

    2ой набор слов

    Стекло – стакан, бумага – (книга)

    Самолёт – летчик, автомобиль – (водитель)

    Гвоздь – молоток, шуруп – (отвёртка)

    Дом – крыша, книга – (обложка)

    Хорошо – лучше, медленно – (медленнее)

    Огонь – пожар, вода – (потоп)

    Школа – обучение, больница – (лечение)

    Человек – ребёнок, собака – (щенок)

    Птица – гнездо, человек – (дом)

    Пальто – пуговицы, ботинок – (шнурок)

    Занятие № 9 «Будь внимателен!»

    1 Упражнение «Угадай время года»        

      Ребятам необходимо по перечисленным признакам назвать время года.

      Тексты для предъявления:

    1) Жарко. Печёт солнце. День длинный. Вода в реке тёплая. Дети купаются. На деревьях зелёная листва. На лугу много цветов. Летают бабочки и пчёлы.

    2) Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким. Очень рано темнеет.

    3) Дует холодный ветер, на небе тучи, часто идёт дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в тёплые края. День становится короче. Листва на деревьях желтеет и опадает.

    4) День становится длиннее. Солнечных дней всё больше. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнёзда. Становится тепло. В деревне начинают посевные работы. Появляется зелёная травка. Распускается листва на деревьях.

      Затем можно предложить детям у каждого времени года назвать самые главные признаки.

    2 Упражнение «Силлогизмы»

      Взрослый читает детям фразы и просит их закончить, либо, после объяснения взрослого, ребята самостоятельно выполняют задания на индивидуальных карточках, вписывая нужные слова (ответы). После завершения работы все ответы проверяются и разбираются вместе с детьми. В скобках даны ответы.

    Задания:

    • У Пети есть брат Коля. Как зовут брата Коли? (Петя)

    • Все рыбы покрыты чешуёй. Щука – рабы, значит… (она покрыта чешуёй)

    • Все мои друзья любят играть в футбол. Андрей – мой друг, значит… (он любит играть в футбол)

    • Все ученики нашего класса умеют писать. Денис учится в нашем классе, значит… (он умеет писать)

    • Драгоценные металлы не ржавеют. Золото – драгоценный металл, значит… (золото не ржавеет)

     

    • Все фрукты полезны. Яблоко – фрукт, значит… (оно полезно)

     

    • Кошки не любят мёд. Мурка – кошка, значит… (она не любит мёд)

    • Ни один мой друг меня не предаст. Саша – мой друг, значит… (он меня не предаст)

    • Оксана любит всё сладкое. Торт – сладкий, значит… (она любит торт)

    3 физминутка «Зарядка»

    Раз – присядка,

    Два – прыжок –

    Это заячья зарядка.

    А лисята, как проснутся,

    Любят долго потянуться,

    Обязательно зевнуть,

    Ну и хвостиком вильнуть.

    А волчата – спинку выгнуть

    И легонечко подпрыгнуть.

    Ну а мишка косолапый,

    Широко расставив лапы,

    То одну, то обе вместе,

    Долго топчется на месте.

    А кому зарядки мало –

    Начинают всё сначала.

     

    4 Упражнение «Считаем вместе»

      Ребята по очереди должны выполнять действия однозначных чисел.

     

      Предположим:

    1-ый называет число: например, 8

    2-ой называет знак: например, +

    3-ий называет число: например, 7

    4-ый называет знак: =

    5-ый называет ответ, в данном случае сумму чисел

    6-ой называет новое число и т. д.

    5 Игра «Загадки»

      Ведущий загадывает ребятам загадки. Кто больше отгадает, тот и выиграл.

    1) Стоят в лугах сестрички:

        Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)

    2) Пёстрая крякушка ловит лягушек,

        Ходит в развалочку, спотыкалочку. (утка)

    3) Кто на  свете ходит в каменной рубахе?

        В каменной рубахе ходят… (черепахи)

    4) В полотняной стране, по реке-простыне

        Плывёт пароход, то назад, то вперёд,

        А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (утюг)

    5) Кто носит шляпу на ноге? (гриб)

    6) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко,

        А за что беднягу бьют, а за то, что он надут. (мяч)

    7) В лесу, у пня, суетня, беготня:

        Народ рабочий весь день хлопочет – себе город строит. (муравейник)

    8) Висит сито – не руками свито. (паутина)

    9) Не зверь, не птица, а нос как спица,

        Летит – кричит, сядет – молчит,

        А кто его убивает, тот кровь свою проливает. (комар)

    10) Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (петух)

    11) Что за птица, песен не поёт, гнёзд не вьёт, людей и груз везёт? (самолёт)

    12) У кого глаза на рогах, а дом на спине? (улитка)

    13) Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.

          Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём. (велосипед)

    14) Одноухая девица узоры вышивает. (иголка)

    Занятие № 10 «А почему…?»

    1 Упражнение «Отвечаем на вопрос»

      Ведущий задаёт ребятам самые разные вопросы, которые начинаются со слова «почему»?

      Например:

    - Почему на люди плачут?

    - Почему в реке плавает рыба?

    - Почему цветы приятно пахнут?

    и т. д.

      Каждый ребёнок должен попытаться дать свой ответ на заданный вопрос. Затем выбирается самый оригинальный ответ.

    2 Упражнение «Различение геометрических фигур»

      Перед началом проведения игры взрослый вместе с детьми вспоминает, какие геометрические фигуры существуют, чем они друг от друга отличаются, при этом демонстрируются заранее вырезанные из цветной бумаги заготовки различных геометрических фигур. Затем, ребята делятся на пары. Один человек из пары должен сидеть, а другой стоять за ним, лицом к его спине. Взрослый показывает стоящим ребятам любую геометрическую фигуру, а они должны пальцем «нарисовать» эту фигуру на спинах своих напарников, а те, в свою очередь, должны угадать, что это за фигура. По ходу упражнения участники могут меняться местами.

    3 физминутка «Зайка»

    Зайке холодно сидеть,

    Нужно лапочки погреть.

    Лапки вверх, лапки вниз,

    На носочках подтянись.

    Лапки ставим на бочок.

    На носочках скок-скок-скок,

    А затем вприсядку,

    Чтоб не мёрзли лапки.

    4 Упражнение «Ищем безотрывочно»

      В течение 10-15 секунд ребята должны увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, размера, формы, материала…

      По сигналу ведущего один ребёнок начинает перечисление, другие его дополняют.

    5 Упражнение «Сыщики»

      Задаётся какая-нибудь ситуация. Например: «Вернувшись домой, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Игроки, как самые настоящие сыщики, по очереди называют возможные причины случившегося факта, объяснения возникшей ситуации. Причины можно называть как самые очевидные («забыли закрыть», «залезли воры»), так и маловероятные, необычные («прилетели инопланетяне»). Главное, чтобы все названные причины случившейся ситуации были логичны.

      Побеждает тот сыщик, который предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

    Примеры ситуаций:

    • В библиотеке пропали все книги А. С. Пушкина.
    • У Бабы Яги избушка перестала поворачиваться.
    • Вы включаете свет в квартире, а он не горит.
    • Человек летом идёт по улице в шубе.
    • Волк и заяц стали закадычными друзьями.

    Занятие № 11 «Называю то, что знаю, что не знаю – узнаю!»

    1 Упражнение «Задай вопрос»

      Ведущий загадывает слово. Задача игроков – задавая различные вопросы, отгадать, что это за слово. Все возможные вопросы разбираются вместе с ведущим в начале игры. Например, «Живое это или неживое?», «Съедобное или нет»?, «Какого цвета…формы…размера»?, «Где живёт?», «Чем питается?», «Для чего это можно использовать?» и т. д. Когда ведущий видит, что все участники игры поняли правила, слова начинают загадывать сами дети, по очереди.

      Для зрительной опоры можно загадывать не отвлечённые слова, а один из предметов, находящихся в кабинете.

    2 Упражнение «Назови признаки»

      Ребятам предлагается назвать признаки времён года по предложенному плану.

      План:

    1) Как изменяется продолжительность дня?

    2) Как изменяется температура воздуха?

    3) Какие выпадают осадки?

    4) Как изменяется состояние растений?

    5) Как изменяется состояние почвы?

    6) Как изменяется состояние водоёмов?

    3 физминутка «Кузнечики»

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте кузнечики.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Сели травушку покушаем,

    Тишину послушаем.

    Тише, тише, высоко,

    Прыгай на носках легко.

    4 Упражнение «Устойчивые сочетания»

      В сказках часто встречаются устойчивые сочетания. Например: живая вода, шапка-невидимка…

      Ведущий предлагает ребятам назвать как можно больше таких словосочетаний. Если у детей возникнут трудности, то можно облегчить их задачу, называя первое из слов, а второе слово называют сами ребята.

      Примеры словосочетаний:

    скатерть-самобранка                   гуси-лебеди

    ковёр-самолёт                              лягушка-путешественница

    царевна-лягушка                         кощей бессмертный

    Иван-царевич                              добрый молодец

    Баба Яга                                       Дед мороз

    чисто поле                                   красная девица  

    чудо-юдо                                     Змей Горыныч

    живая (мёртвая) вода                 курочка Ряба

    соловей-разбойник                    жар-птица

    мышка-норушка                         братец Иванушка

    и т. д.

     

    5 Упражнение «Рассказ по картинкам»

      Для этого упражнения понадобится набор карточек с любыми картинками (от 5 до 10 штук). Карточки раздаются детям. Смысл упражнения заключается в том, чтобы ребята, выкладывая каждый свою картинку, составили связный рассказ по этим картинкам.

    Занятие № 12 «Разгадай и посчитай»

    1 Упражнение «Вставь недостающие слова»

      Ребятам предлагаются предложения, в которые необходимо вставить недостающие слова. В скобках даны ответы.

      Предложения:

    1) Ребята … (пришли) на реку и стали купаться.

    2) Мама купила … (торт) ко Дню рождения.

    3) Мне купили куклу в … (магазине) игрушек.

    4) Осенью с деревьев … (опадает) листва.

    5) Мороз … (рисует) на стёклах узоры.

    6) Самолёт, пролетая по небу, … (оставляет) след.

    7) Миша получил … (двойку), потому что не выучил урок.

    8) Летом тепло, а … (зимой) холодно.

    9) Аня никак не могла решить … (трудную) задачу.

    10) Бабушка … (напекла) пирогов и позвала всех пить чай.

    2 Упражнение «Разгадай смысл пословиц»

      Ребятам предлагается сформулировать своими словами общий смысл предлагаемых пословиц:

    1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    2) Волков бояться – в лес не ходить.

    3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    4) Всяк кулик свое болото хвалит.

    5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

    6) Делу время, а потехе час.

    7) Не всё то золото, что блестит.

    8) Сделал дело – гуляй смело.

    3 физминутка

    Впереди из-за куста

    Смотрит хитрая лиса.

    Мы лисичку обхитрим –

    На носочках побежим.

    Зайчик скачет быстро в поле,

    Очень весело на воле!

    Подражаем мы зайчишке,

    Непоседе-шалунишке,

    Но закончилась игра

    И учиться нам пора.

    4 Упражнение «Перепутанка»

      В этой игре даны фразы из истории в перепутанном порядке. Задача детей – восстановить их последовательность. Работать можно с текстами на доске или на индивидуальных карточках.

      Детям можно предложить такую завязку для введения в задание.

      В типографии работает очень невнимательный наборщик текста, он перепутал «куски» историй. И теперь никак не может разобраться, в какой последовательности должны быть фразы. Если он не сможет всё исправить, то ребята прочтут неправильные рассказы. Помогите ему, пожалуйста, расположите все фразы в правильном порядке. Определите, какая должна быть первой, второй и т. д.

    «Умная галка»

    1) Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода поднялась до края кувшина.

    2) В кувшине вода была только на дне.

    3) На дворе стоял кувшин с водой.

    4) Галка очень хотела пить.

    5) Теперь можно было пить.

    6) Галка не могла достать воду.

    7) Какая умная галка!

    Ответ: 4, 3, 2, 6, 1, 5, 7.

    «Удивительное гнездо»

    1) Когда гриб вырос очень высоким, его нашёл мальчик.

    2) Маленькая овсянка свила гнездо на земле в лесу.

    3) Он срезал гриб и аккуратно положил гнездо с птенцами на землю.

    4) Гриб рос, рос и поднимал своей шляпкой гнездо.

    5) Удивительно то, что под гнездом овсянки начал расти подосиновик.

    6) Вернувшись из леса, мальчик рассказал о своей необычной находке друзьям.

    Ответ: 2, 5, 4, 1, 3, 6.

    «Рыбалка»

    1) Дима и Миша собрались пойти на рыбалку.

    2) В этот день рыбалка у ребят удалась, они наловили целое ведро рыбы.

    3) Потом они пришли на берег и устроились поудобней.

    4) Он дёрнул удочку и выловил большого карася.

    5) Накануне они приготовили всё необходимое снаряжение.

    6) Надели червей на крючки и забросили удочки.

    7) У Димы зашевелился поплавок.

    8) Миша и Дима встали пораньше, и пошли копать червей.

    9) Стали смотреть на поплавки и ждать.

    Ответ: 1, 5, 8, 3, 6, 9, 7, 4, 2.

    5 Упражнение «Считай внимательно»

      Ведущий предлагает ребятам по кругу считать от 1 до 50. Но при этом дети не должны называть числа, содержащие цифру 4. Вместо них играющие должны хлопать в ладоши.   Игру можно повторить, давая запрет на любое число.

    Приложение

    Занятие № 3

    1 Упражнение «Недостающая фигура»

    2 Упражнение «Отгадай число»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

    Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

    Презентация "Особенности работы с гиперактивными детьми", автор педагог-психолог Потапова Н. В.

    Определения гиперактивности и СДВГ, причины, особенности проявления, подробная характеристика ребёнка с СДВГ, сферы возможных нарушений, критерии выявления, методы коррекции, рекомендации педагогам и ...

    Коррекционно-развивающее занятие во 2-м классе "Развитие познавательных процессов" ________________________________________

    Коррекционно-развивающее занятие расчитано для детей с ОВЗ с (1-4 классы)...

    Коррекционно-развивающее занятие во 2-м классе "Развитие познавательных процессов" __________Презентация______________________________

    Коррекционно-развивающее занятие во 2-м классе "Развитие познавательных процессов" __________Презентация_____рассчитано для детей с ОВЗ...

    План-сетка коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»

    Материал содержит: план-сетку коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»  и конспект одного занятия направленного на развитие...