Размышления на профессиональные темы в непрофессиональном формате или обобщение опыта работы по итогам проведения дней психологии в начальной школе на тему «Мир детский и мир взрослый»
статья

Вот и закончились дни психологии на тему «Мир детский и мир взрослый». Чувства профессионального удовлетворения и «наполненной усталости»  в равных пропорциях все еще побуждают к дальнейшим действиям, созиданию, творческой активности и желания немедленно с кем-нибудь всем этим поделиться.

Однако именно на данном этапе понимаешь, что сейчас самое время остановиться и проанализировать все произошедшее за эти дни. Чтобы понять и не упустить САМОЕ ВАЖНОЕ. А самого важного было много. Но обо всем – по порядку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_dni_psikhologii.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Материал подготовлен педагогом-психологом ГБС(К)ОУ

школы-интерната № 3 Игнатенко Н.В.

Размышления на профессиональные темы в непрофессиональном формате

или

обобщение опыта работы по итогам проведения дней психологии в начальной школе на тему «Мир детский и мир взрослый»

Вместо предисловия

Вот и закончились дни психологии на тему «Мир детский и мир взрослый». Чувства профессионального удовлетворения и «наполненной усталости»  в равных пропорциях все еще побуждают к дальнейшим действиям, созиданию, творческой активности и желания немедленно с кем-нибудь всем этим поделиться.

Однако именно на данном этапе понимаешь, что сейчас самое время остановиться и проанализировать все произошедшее за эти дни. Чтобы понять и не упустить САМОЕ ВАЖНОЕ. А самого важного было много. Но обо всем – по порядку.

Глава I. Создание среды или как все начиналось

Мы живем на одной территории – мужчины и женщины, взрослые и дети, большие и

маленькие – разные полюса одной сущности, поэтому потрясающе непохожие и вместе с тем не представляющие себе жизни друг без друга. С похожими на нас легко и удобно. А как быть с теми, кто противоположен и дополняет нас? Как дисциплинированному взрослому не сорваться при виде импульсивного, не способного контролировать свое поведение ребенка?

Откуда берутся проблемы в поведении детей  и к чему они могут привести? Какое поведение взрослых провоцирует их возникновение? Чего не стоит делать родителям и педагогам, чтобы не усугублять ситуацию? И главное – как надо преодолевать трудности и разрешать возникающие в процессе взаимодействия проблемы?

Идея проведения дней психологии возникла как попытка найти ответы на эти актуальные вопросы и привлечь внимание взрослого сообщества к серьезности проблем эмоционального развития детей.  Достигать поставленную цель мы намеревались через создание особой атмосферы для взаимодействия взрослых и детей, которая предполагает живой диалог на языке практической деятельности, ее задач и проблем.  Мы решили действовать нетрадиционно: не учить, а давать мастер-классы, не предлагать готовое теоретическое знание, а ставить проблемы. Именно «погружение» на  определенный период времени в питательную для сердца и разума среду позволяет радоваться встрече друг с другом, с удовольствием раскрываться навстречу друг другу, учится важному, развиваться и питаться эмоциями, опытом и новыми идеями.

Выбранная нами тематика отражала тему эмоций и чувств маленького человека и связанных с ними взаимоотношений со взрослыми. А такие формы обучения, обмена опытом и общения, как социологические опросы, работа в творческих мастерских, психологические акции в полной мере соответствовали  необычности и увлекательности созданной атмосферы.

        По крайней мере, задумывалось все именно так и  вот что из этого получилось.

        Глава II. Самое важное

День первый.

26.11.13.

Тема дня: «Как мы видим друг друга?»

Ничем не примечательное утро обычного осеннего дня. На улице пасмурно и уныло. Но, как выяснилось, внутренняя погода входящих в этот день в двери нашей школы во многом отличалась от внешней. Это помогла определить психологическая акция «Цветные мысли сегодняшнего дня», к которой поначалу многие взрослые отнеслись очень насторожено. Делая выбор, многие руководствовались стереотипными знаниями об интерпретации цвета, а не своим истинным душевным состоянием. Нежелание прислушаться и услышать себя настоящего в повседневной жизни приводит к тому, что мы порой с такой же легкостью не «слышим» окружающих нас людей, будь то взрослые или дети, и не даем им возможность открытого эмоционального общения. Однако, задействуя свой эмоциональный потенциал при выборе цвета в следующий раз, многие начали задумываться над его значением и влиянием на свои взаимоотношения с окружающими,  о чем свидетельствовала неподдельная заинтересованность и желание разобраться в ситуации.

Настоящим знаковым событием текущего дня стала работа в творческих мастерских на тему «Как мы видим друг друга?», главными участниками которой стали учащиеся начальной школы: 3а, 4а, 4б классов. Детям предлагалось с помощью самых обыкновенных материалов (одноразовых тарелок, пластилина, цветной бумаги, ниток и т.д.) изобразить своего самого близкого и дорогого человека.

Для того чтобы лучше узнать и понять все происходившее, а главное чтобы процесс изготовления кукол завершился эмоциональным отреагированием психотравмирующих событий, мы предлагали детям ответь на следующие вопросы:

  • «Что ты чувствовал, когда делал маму, папу, … ?»
  • «Нравится ли тебе тот образ, который ты сделал?»
  • «Чтобы хотелось изменить?»
  • «Что ты будешь делать с этой куклой?» и т.д.

Разговаривать с детьми было и просто, и сложно одновременно. Просто, потому что дети, видя нашу доброжелательность, охотно шли на контакт и делились своими соображениями. Сложно, потому что иногда эти соображения оказывались неожиданными. Так, одна девочка, в процессе работы над маминым портретом высказала пожелание, «чтобы мама была доброй и хорошей, всегда улыбалась, и чтобы она больше на меня не сердилась и никогда больше не наказывала». Есть над чем задуматься, не правда ли?

Хочется отметить повышенную заинтересованность детей к подобной форме работы. Они с большим увлечением выполняли задание, тщательно и с большой любовью продумывая каждую деталь, от цвета глаз до цвета и длины волос. Большинство детей изображали маму, хотя в портретной галерее нашлось место также папам, дедушкам, а также сестренкам и братишкам.

        Данные проведенного соц. опроса с детьми (см. таблицу) подтвердили обозначившуюся картину: большинство опрошенных детей привязаны к матери, ведь именно этот человек дает ощущение любви, защищенности и безопасности.

АДРЕСАТЫ:

МАМА

ПАПА

ДЕДУШКА

БАБУШКА

БРАТ/

СЕСТРА

ДРУЗЬЯ

Этот человек самый добрый

57%

23%

---

20%

---

7%

Этого человека я очень люблю

67%

23%

---

13%

10%

---

Этот человек часто играет со мной

3%

7%

---

3%

47%

27%

Этот человек часто бывает сердитым

20%

10%

7%

10%

30%

---

Этот человек понимает меня

57%

20%

---

10%

13%

3%

В случаях, если самые близкие люди не знают проблем и потребностей детей и не задумываются о том, как нормализовать их душевное состояние, ребенок  начинает испытывать  чувство одиночества, тревоги, окружающие воспринимаются как источник возможной опасности, что сказывается на формировании межличностных отношений с окружающими.

А вот игровые потребности ребенка чаще всего удовлетворяются в кругу друзей, а также братьев и сестер.

Детям также предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • «Каким я вижу себя?»
  • «Каким меня видят окружающие?»,

Проанализировав ответы детей, мы получили следующие результаты:

  • адекватную самооценку имеет 27% детей. 

Такие дети ощущают твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, наблюдается способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности.

  • завышенную самооценку имеют 50 % детей.

           Такая ситуация может быть характерна как для детей действительно благополучных, так и для «компенсирующих» (выдающих  желаемое за действительное). В первом случае завышенная самооценка означает, что дети могут спокойно переносить трудности и неудачи, сохраняя привычный уровень активности. Другой вариант менее оптимистичен: дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставили их взрослые, с целью нивелирования  замеченную ими разницу оценок, которая несет страшный для ребенка смысл – меня не любят!!!

  • заниженную самооценку имеют 23 % детей.

           Подобная ситуация препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.        

Самым трудным для нас было привлечь к совместной работе родителей и вызвать у них интерес к происходящему. Практика  показывает, что не все родители склонны к  позитивному восприятию психолого-педагогических знаний, и тем более не готовы к радикальным изменениям во взаимоотношениях с детьми. Поэтому мы решили действовать постепенно и начали с проведения соц. опроса. Эта форма работы, с одной стороны, ни к чему их не обязывала, с другой –

послужила началом нашего совместного диалога.

Родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?
  • Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
  • Почему важно понимать, что думает и чувствует мой ребенок?

По результатам опроса большинство опрошенных не испытывают затруднений в проявлении чувств к  другим людям (90%)  и  резких спадов настроения (55%). Необходимость понимания эмоционального состояния своего ребенка прослеживается у 100% респондентов. Конечно же, мы понимали, что полученная картина не совсем объективна, но в нашем случае главное не объективность ответов, а желание обсудить актуальные для взрослого сообщества вопросы.

Педагоги также оказались готовы к профессиональному диалогу и порадовали нас своими ответами на следующие вопросы:

  • Какими способами поддержки детей в трудную минуту Вы пользуетесь?
  • Что, на Ваш взгляд, главное в жизни школьника?
  • Каким качествами должен обладать будущий старшеклассник?

Все участники опроса способны выстраивать собственную модель конструктивного взаимодействия с ребенком в трудных для него ситуациях, помочь ребенку справиться с внутренним напряжением и улучшить его душевное состояние. Главным в жизни школьника большинство участников опроса считают духовное и физическое здоровье, получение жизненно важных умений и навыков, активную жизненную позицию, а также любовь и поддержку с стороны родителей. При ответе на последний  вопрос за основу были взяты такие личностные качества учащихся, как: целеустремленность, ответственность, самостоятельность, человечность, доброта, любознательность, трудолюбие.

В  завершении  этого дня родителям и педагогам  были предложены информационные материалы, которые, на наш взгляд, могли бы помочь им больше узнать о наиболее часто переживаемых детьми негативных эмоциональных состояниях, а также о том, как помочь ребенку справиться с ними.

День второй.

27.11.13.

Тема дня: «От печали до радости одно мгновенье…»

        Лейтмотивом всех запланированных мероприятий второго дня стало проживание различных эмоциональных и поведенческих эмоций и состояний. Все как в повседневной жизни, когда время от времени приходится преодолевать различные трудности и противоречия. Бывает, что и нам, взрослым, способным задействовать весь свой интеллектуальный, эмоциональный и личностный потенциал, это не всегда удается. А детям найти в себе и проявить соответствующие возможности и способности еще труднее. И мы решили немного им помочь, организуя работу в творческой мастерской на тему «Страх в моей жизни и жизни моей семьи». Каждому участнику необычного игрового действа  мы предоставили возможность «столкнуться» лицом к лицу со своим страхом и попытаться самостоятельно найти выход из трудной жизненной ситуации. Дети вначале рассказали нам о своих страхах и страхах взрослых, после чего попытались обозначить  их с помощью изобразительных средств.

Для того чтобы лучше понять содержание детских и взрослых страхов, мы предлагаем  специальную таблицу, составленную на основе детских высказываний:

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦ. ОПРОСА УЧАЩИХСЯ НА ТЕМУ: « СЕМЕЙНЫЕ СТРАХИ»

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Я БОЮСЬ…

ВЗРОСЛЫЕ СТРАХИ

ЧЕГО БОИТСЯ МАМА…

ЧЕГО БОИТСЯ ПАПА…

Машин

Собак

Ничего

Врачей, которые делают уколы

Проиграть в суде

Ничего

Драться

Ничего

Водить грузовик

Большой высоты

Ничего

Ничего

Призраков

Что у неё дом отнимут

Ничего

Смерти

Когда папа бьёт

Ничего

Ничего не боюсь

Всяких жучков

Ничего

Монстров

За младшую сестрёнку

Ничего

Темноты

Ничего

Ничего

Мёртвых

Ничего

Ничего

Трупов

Садиться за руль

Попасть в аварию

За бабулю

Ничего

Ничего

Высоты

Мышей

Крыс

Что меня машина собьёт

Что меня машина собьёт

Что моя сестра Лена убежит из дома

Высоты

Высоты

Ничего

Пауков

Ничего

Ничего

Когда папа ругает

Ничего

Ничего

Смерти

Крыс

Ничего

Что потеряется мама

Когда дом скрипит от ветра

Ничего

Зубы лечить

Бабайку

Зубы лечить

Урагана

Ничего

Ничего

Услышать страшную новость

Ничего

Ничего

Монстров

Мышей

Ничего

Собаку

Крысу

Ничего

        Во второй части занятия мы предложили детям различные игровые способы борьбы со страхами.  Хочется отметить, что у наших маленьких участников было и собственное мнение на этот счет:  «Их надо закопать», - предложил Саша. «Нет, их надо сначала сжечь», - возразил Рома. «Их вообще навсегда уничтожить надо», - со знанием дела подхватила Даша.

После чего дети с удовольствием рвали, резали и кромсали ножницами свои страхи, вкладывая в каждое движение желание освободиться от них. А напоследок мы замуровали «останки» чудовищ в банку и плотно закрыли, тем самым победив их окончательно.

Таким образом, посредством необычных игровых приемов наши маленькие участники получили определенные знания и технологии психологического характера, а самым главным открытием стало понимание, что любую проблему можно решить.

После творческих заданий мы продолжили размышления о том, что же мешает нашим детям быть полностью счастливыми.  Вот они -  основные причины детских несчастий.

Причины

Количество ответов

Болезнь

15%

Напряженные отношения с родителями

30%

Разные страхи

15%

Отношения со сверстниками

30%

Прочие напряженные ситуации

10%

        Уделив внимание тому, что делает жизнь детей трудной, рассмотрим перечень стратегий, с помощью которых они справляются с этими трудностями. Детям  предлагалось подумать о том, что они делают, когда чувствуют внутреннее напряжение и беспокойство.

Конструктивные защитные стратегии

Количество детей,

использующих данную стратегию

Играю в компьютер, рисую, играю в игры, читаю, смотрю телевизор

30%

Говорю с кем-нибудь

10%

Ем или пью

15%

Обнимаю, прижимаю, глажу

40%

Прошу прощения

    5%

Негативные защитные стратегии

Количество детей, использующих данную стратегию

Борюсь, дерусь

35%

Ломаю, швыряю

25%

Плачу, грущу

20%

Дразню кого-нибудь

20%

Приведенные в таблицах  высказывания  детей позволяют  увидеть, насколько по-разному они реагируют на жизненные трудности и неприятности. Кто-то плачет и страдает, кто-то пытается протестовать и отстаивать свои права. В любом случае именно от этих неприятных ситуаций наши дети вынуждены защищаться, используя различные стратегии и механизмы защиты.          

Зачастую родители не знают проблем и потребностей своих детей, и не задумываются о том, как нормализовать их психическое состояние. Многие взрослые представляют мир ребенка как свой собственный мир, но только уменьшенный в масштабе.  По сравнению с проблемами самих взрослых: нехваткой денег, потерей работы, разводами и болезнями, — детские горе и радости порой кажутся им не заслуживающими серьезного внимания.  А  душу детей переполняют эмоции и переживания. К сожалению, об этих эмоциях они часто не могут рассказать словами и  прибегают  к  неэффективным стратегиям  защиты («грызу ногти», «дразню», «воплю, кричу», «бью, ломаю и швыряю и т.д.), которые трактуются родителями, воспитателями  как упрямство, капризы, агрессия, лживость или невоспитанность ребенка.

         А дети  еще не знают, как сказать о своих чувствах и потребностях. Помочь им  могут только взрослые, которые должны включиться в этот процесс как можно раньше.

 Мы  искренне  надеялись на то, что  детские сомнения и переживания помогут родителям и педагогам  задуматься об очевидном, увидеть мир другими глазами, расширить собственное понимание жизни. Именно этой цели были подчинены проведенные соц. опросы среди взрослых.  Родителям  и педагогам  предлагалось продолжить следующие высказывания:

МОИ ОПАСЕНИЯ НЕ РАЗ ЗАСТАВЛЯЛИ МЕНЯ…

  • СОВЕРШАТЬ ГЛУПЫЕ ПОСУПКИ
  • «ПЕРЕГИБАТЬ ПАЛКУ»
  • НЕСКОЛЬКО РАЗ ВСЕ ОБДУМЫВАТЬ
  • ПЕРЕЖИВАТЬ
  • ПЕРЕСТРАХОВЫВАТЬСЯ
  • ЕЩЁ РАЗ ПЕРЕСМОТРЕТЬ СВОИ РЕШЕНИЯ
  • ВОЛНОВАТЬСЯ
  • ПРИНИМАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ ПО ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
  • НЕТ ОПАСЕНИЙ

КОГДА МНЕ НАЧИНАЕТ НЕ ВЕЗТИ, Я …

  • ОСМЫСЛИВАЮ ПРИЧИНЫ НЕВЕЗЕНИЯ И ПРИНИМАЮ МЕРЫ
  • ЗАДУМЫВАЮСЬ НАД СВОИМИ ОШИБКАМИ
  • КОНЦЕНТРИРУЮСЬ И ДОБИВАЮСЬ ЖЕЛАЕМОГО
  • КУШАЮ
  • НАЧИНАЮ ГРУСТИТЬ
  • ДУМАЮ, ЧТО ЭТО «ЧЁРНАЯ» ПОЛОСА, НО БУДЕТ И «БЕЛАЯ»
  • УВЕРЕНА, ЧТО СКОРО НАСТУПИТ СВЕТЛАЯ ПОЛОСА
  • УПОКАИВАЮСЬ, ДЕЛАЮ БОЛЬШОЙ ВДОХ И НАЧИНАЮ ВСЁ ЗАНОВО
  • ДУМАЮ, ЧТО ЗАВТРА ПОВЕЗЁТ

ЗНАЮ, ЧТО ГЛУПО, НО БОЮСЬ…

  • Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО Я БОЮСЬ
  • Я НИЧЕГО НЕ БОЮСЬ
  • ОСТАТЬСЯ БЕЗ РАБОТЫ
  • ЧТО КОМПРОМИСС НЕ ВОЗМОЖЕН… РЕШЕНИЕ ПРИДЁТСЯ ПРИНИМАТЬ
  • СДЕЛАТЬ ОШИБКИ В СВОЕЙ РАБОТЕ
  • ЧТО МОЙ РЕБЕНОК НЕ ВЫДАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ
  • ОТВЕТИТЬ ГЛУПОСТЬ
  • ЧТО МЕНЯ НЕ БУДУТ ЦЕНИТЬ
  • ВДРУГ Я СВОЕГО РЕБЕНКА НЕПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАЮ

Из приведенных высказываний становится очевидным, что и взрослым приходится сталкиваться с негативными эмоциональными состояниями и очень часто они, как и дети, не знают, как разобраться в себе, своих жизненных трудностях и связанных с ними переживаниях.

Заканчивать день на такой грустной ноте совсем не хотелось,  и потому вместе с нашими маленькими участниками мы вновь встретились в творческой мастерской, но на этот раз с целью надолго зарядиться позитивными эмоциями и хорошим настроением! Тематика нашей встречи была

по-настоящему доброй и волшебной – «Мои заветные желания». Детям была представлена возможность выразить свои эмоции и чувства, определить приоритетные потребности.

        Желания большинства детей носили материальный характер («Хочу сенсорный телефон», «Хочу ноутбук», «Хочу мопед» и т.д.). На этом фоне особенно остро читалось одиночество и неудовлетворенная потребность в общении  с близкими людьми у тех детей, которые сразу, не раздумывая, хотели бы обрести так много и так мало одновременно – ощущение нужности и причастности к Взрослому, к своей семье – «Хочу, чтобы мама, папа и два братика со мной были!», «Хочу переехать в Чепецк, я там родился, у меня там брат и кошка», «Я хочу, чтобы мама не пила и чтобы меня не била»…- на душе вновь появляются нотки грусти, обиды и даже злости на нерадивость тех, кто с такой легкостью способен ранить детскую душу.

        Когда дети завязывали цветные ленточки на «Дереве желаний», их глаза сияли, на лицах вновь появились  улыбки, а в душе - радостное возбуждение от всего происходящего и, очень хочется на это надеяться, -  вера в то, что задуманное ими обязательно исполнится. Грусть и хандра в очередной раз были побеждены!

        Полученный опыт носил не только диагностический характер, но и позволил расширить диапазон возможностей межличностного взаимодействия.

Вот так завершился этот сложный и противоречивый, но очень важный день, заставивший и ведущих, и его участников не только задуматься о своих эмоциональных и поведенческих реакциях и состояниях, но и попытаться ответить на главный вопрос: в чем же все-таки ребенок нуждается больше всего? Многие родители и педагоги чаще всего уже заранее уверены в ответе - главное для ребенка, конечно же, любовь. Это кажется настолько очевидным, что не сразу приходит в голову спросить себя дальше: а в чем она должна заключаться? Что значит на деле – любить своего ребенка? Не вообще, а каждый день, не в идеале, а когда необходимо решать досадные, но, в сущности, банальные конфликты и проблемы.

Оказывается, на сегодняшний день мы, взрослые,  не всегда готовы дать качественно новые, четкие и конкретные ответы, как нам того бы хотелось. Однако, это не страшно. Главное, готовы ли мы,  способны ли и дальше находить ответы? Ведь пока мы будем их искать, мы будем, пусть очень медленно, но  двигаться вперед. Главное – не опоздать…

День третий.

28.11.13.

         Тема дня: «Праздник в доме»

        Эпилогом нашей маленькой, но насыщенной жизни стал яркий и необычный праздник, на котором, помимо ярких  сюрпризных моментов, затрагивались и более серьезные вопросы. Мы старались, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя одиноким, и по-настоящему ощутил состояние счастья и принадлежности к группе. Такую возможность предоставил мини-тренинг «Сердце».

        На этом наша работа, вернее ее практическая часть, была завершена. Предстояло подвести итоги.

        

Часть III. Точка роста 

        За эти три дня нам удалось сделать совсем немногое – зафиксировать и сделать зримыми не только радостные моменты, но также сомнения и переживания самых маленьких участников воспитательно-образовательного процесса в нашей школе. А еще - создать атмосферу настоящего праздника и настоящей работы, которые слились в нечто единое целое – в Событие, настоящую жизнь.         Было много открытий, много нового содержания, интересных практических находок и поворотов мысли. Были поводы и для разочарований.

        Мы очень надеемся, что нас услышали не только те, ради кого все это затевалось (это я о детях – самых искренних и отрытых наших участниках), но и те, кто считает себя ответственными за жизнь  детей –  родители и педагоги. И тогда каждый из нас по праву сможет считать это очередной точкой своего личностного и профессионального  роста. Может быть, это и есть САМОЕ ВАЖНОЕ?

        Вместо заключения

        Пришло время заканчивать свои размышления, которые как-то незаметно превратились в своеобразный рассказ        о практической работе взрослых с детьми, сопровождающийся детальным анализом сложностей и проблем, многочисленными примерами и собственными суждениями автора.

Рассказ о том, как научиться не воспитывать, а жить, принимая ребенка таким, какой он есть. Рассказ о том, как детям и взрослым увидеть  друг в друге то, что не так легко увидеть в повседневной жизни.

Рассказ, в который уже сейчас очень хочется вписать новую главу. Но это уже совсем другая история…

Размышляла:

педагог-психолог ГБС(К)ОУ

школы-интерната № 3

Игнатенко Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...

Обобщение опыта работы методического объединения классных руководителей и воспитателей начальной школы.

Коррекционная школа ставит перед педагогом-дефектологом три основные задачи - дать знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитывать у учащихся положительные качества ли...

Представление собственного инновационного педагогического опыта "Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе"

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Опыт моей работы может быть и...

Описание опыта работы "Электронные образовательные ресурсы на уроках в начальной школе"

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке цел...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...