Как развивать способности
консультация (2 класс) на тему

Дорофеева Марина Михайловна
Родительское собрание Тема: Как развивать способности Цель: ознакомление с методическими и практическими рекомендациями по выявлению и развитию способностей ребенка Задачи: 1. Познакомить родительский коллектив с видами способностей . 2. Привлечь внимание родительского коллектива к проблеме развития детских способностей. 3. Способствовать созданию условий для развития и реализации способностей одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_sposobnosti.docx32.37 КБ
Файл kak_razvivat_sposobnosti.pptx719.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Как развивать способности

Цель: ознакомление с методическими и практическими рекомендациями по выявлению и развитию способностей ребенка

Задачи: 1. Познакомить родительский коллектив с видами способностей .

2. Привлечь внимание родительского коллектива к проблеме развития детских способностей.

3. Способствовать созданию условий для развития и реализации способностей одарённых детей.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Здравствуйте, дорогие родители! Мы очень рады всех вас сегодня видеть в нашей школе. Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний, творческих профессий, стал деловым и предприимчивым. 
Сегодня мы уточним для себя «Что такое способности ребенка?» и наметим пути развития способностей младших школьников, наших с вами детей. Ведь, как утверждает Альберт Лиханов, увидеть в ребенке способности, дарования – это наше с вами «высшее педагогическое предназначение». А первые учителя ребенка – отец и мать; учебник – жизнь семьи, её ценности, уклад, взаимоотношения. Жизнь каждого ребенка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. Каждый новый день, каждая новая встреча, каждое событие влияют на ребенка, обогащая или обедняя его душу. Как не разрушить в ребенке нежные ростки самобытности, индивидуальности, творчества? Благодаря искусству педагогов (родителей как первых педагогов) таланты детей могут быть замечены в ребенке и раскрыты на радость людям и самому растущему человечку. Но, к сожалению, из-за неправильного воспитания они могут быть использованы так, что принесут только зло и разрушение, либо могут быть просто загублены. Исходя из этого, очевидна актуальность нашего разговора на этой встрече

  1. Основная часть.

Что же такое способности?
Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, это такие качества, которыми отличается один человек от другого.
         Одни исследователи полагают, что способности природно заданы, наследственно предопределены, и мы можем только «следовать за природой», развивая задатки чада.
           Другие полагают, что основополагающим в развитии способностей является разностороннее воспитание и создание родителями и педагогами условий для развития ребенка.
         Большинство исследователей убеждены, что важно и то и другое.
   Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка. Врожденными являются лишь задатки. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.

Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (рисованию, занятию музыкой - специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?

Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности:

  • Интеллектуальная
    наблюдателен; разносторонне любознателен; имеет исключительную память; охотно и легко учится; знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; умеет хорошо излагать свои мысли.
  • Академических достижений
    Чтение:
    часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать.
    Математика:
    проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
    Естествознание:
    внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
  • Творческого или продуктивного мышления
    чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
  • Общения и лидерства
    легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
  • Художественной деятельности
    - Изобразительное искусство:
    проявляет очень большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием или лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
    -
    Музыка:
    проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.
  • Двигательная
    проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

    Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей.

    Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

    Но мы взрослые (родители, педагоги) должны помнить, что способности развиваются в деятельности. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, и обязательно взрослыми должна создаваться ситуация успеха.

    Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация. Без тренировки же способны зачахнуть даже самые выдающиеся таланты. 
    Самое вредное, что могут сделать родители, — это заставлять ребенка заниматься каким-то делом насильно, против его воли. Даже если он вначале сам испытывал желание и был заинтересован, потом он имеет полное право отказаться, если занятие чем-либо не понравилось. Кружки, факультативы и секции определяйте вместе с ребенком, оставляя ему право выбора и возможность передумать.

    Ваша задача как родителей предоставить ребенку возможности, а как их реализовать, он выберет сам. Ведь у каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий - сочиняет стихи… Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы повышаем его самооценку, уверенность в себе, корректируем проблемы поведения, организуем интересный досуг, в конечном счете, развиваем.

                                 Советы родителям

    Как же лучше всего помочь ребенку раскрыть все свои способности? И как создать для этого нужную атмосферу?
  • Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. В вопросах развития способностей ребенка родители не должны руководствоваться своими «хочу» («хочу, чтобы ты стал великим футболистом!» или «желаю видеть тебя звездой балета!»), а должны опираться на индивидуальные способности ребенка и его желания. Если у вашего чада склонности к искусству, не надо пытаться сделать из него врача или юриста, пусть он лучше будет хорошим художником, чем посредственным врачом или юристом.
  • Хвалите ребенка. Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны. Если он совершил что-то хорошее, обязательно похвалите его. Если он сделал ошибку, не ругайте, помогите ее исправить. После этого похвалите ребенка за его ответственные действия. Хвалите за любые изменения к лучшему, не дожидаясь чрезвычайных успехов.
  •  Наказывайте (ругайте) еще осторожнее. Никогда не ругайте ребенка до 10 лет за интеллектуальные неудачи - только за плохую самодисциплину: не убрал, не сел за уроки вовремя, не доделал задание и прочее, связанное с плохой организацией деятельности.
    Малыш, который постиг искусство уверенности в себе, становиться полноценной личностью, действующей по своим устремлениям и стандартам. Ребенок, который растет неуверенным в себе, вырастает взрослым, зависимым о других, действующим по чужим стандартам, живущим чужим умом. А его возможности развития оказываются нереализованными, способности остаются на низком уровне.
  •  Окружите ребенка любовью. «Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Дети, как молодые ростки, хорошо растут и развиваются, если проявлять к ним внимание и заботу. Вода и солнечный свет питают растение, и оно становится здоровым и крепким. Подобным образом и родители, выражая свою любовь лаской и добрым словом, помогают детям расти психически и эмоционально здоровыми и крепкими.
    Вы в огромной мере способствуете развитию своих детей, когда выражаете им свою любовь, читаете им на ночь или просто играете с ними. Родительская любовь и забота чрезвычайно важны для дальнейшего развития вашего ребенка, чтобы в будущем он стал зрелым, ответственным человеком.
  • Подавайте хороший пример
    Все родители хотят, чтобы их дети стали высоконравственными, заботливыми и чуткими людьми. Вы сможете достичь этой цели, если сами будете стараться подавать хороший пример, быть другом, собеседником и учителем. Хотя у всех детей есть врожденная способность поступать хорошо и правильно, родителям все же необходимо постоянно прививать им нравственные ценности.
    Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Детские психологи единодушны в том, что время, которое родители проводят с детьми, намного важнее самых дорогих игрушек и развлечений. Побыть с детьми можно даже занимаясь обычными повседневными делами. Например, просто гуляя в парке и любуясь природой, родители могут расспросить ребенка о чем-нибудь и пообщаться.
    Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям быть с детьми целый день. Однако родители должны находить время для своих детей. Именно в таком внимании они нуждаются. Чтобы это получалось, необходимо хорошо организовывать свои дела, а также быть готовым чем-то жертвовать.
  • Развивайте самостоятельность ребенка. По мнению специалистов, если взрослые пытаются по часам расписывать занятия детей и руководить их жизнью, то их воображение и творческие способности не будут должным образом развиваться. В этом вопросе стоит сохранять умеренность. Пусть ребенок сам открывает свой собственный мир и проявляет изобретательность. Как правило, дети находят, чем себя занять. Однако это не снимает с вас обязанности следить за тем, что ребенок делает, где играет и не грозит ли ему опасность.
  • Поощряйте активность ребенка.
    Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность - не развивает, слишком трудная - пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно - просто следите за ощущениями и достижениями ребенка. Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило, довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается конкретное издание.
  1. Заключение.

Развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!

Важную роль в развитии способностей играет и создание соответствующего психологического климата в школе и семье. Важен положительный эмоциональный настрой, а также личный пример взрослого. Если мама или папа чем-то увлекаются, находя в этом радость, то и ребенок видит в этом радость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как развивать способности

Слайд 2

«Смотреть на дитя и видеть в нем незримое никому сплетение дарований – вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания» Альберт Лиханов

Слайд 3

Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, это такие качества, которыми отличается один человек от другого. Задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей

Слайд 4

Классификация способностей (по сфере деятельности) Интеллектуальная Академических достижений Чтение Математика Естествознание Творческого или продуктивного мышления Общения и лидерства Художественной деятельности Изобразительное искусство Музыка Двигательная

Слайд 5

Советы родителям Наблюдайте за ребенком Хвалите ребенка . Наказывайте (ругайте) осторожно. Окружите ребенка любовью . Подавайте хороший пример Развивайте самостоятельность ребенка. Поощряйте активность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое способности и как их развивать?"

Родители  постоянно спрашивают, как лучше развивать детские способности? Я думаю, что собрание, которое прошло в классе на эту тему, помогло родителям,ответить их вопросы....

КАК РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА

Способности обнаруживаются только в деятельности....

Программа по внеурочной деятельности. Развиваем способности детей. (3-4 класс)

Составлена на основе: требований действующего ФГОС НООДанная программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей, и положительной мотивации ...

Как выявлять и развивать способности детей.

Каждый ребёнок по-своему талантлив. Один – любознательный, хорошо излагает свои мысли, другой – хорошо рисует, умеет видеть прекрасное вокруг, третий – умеет руководить и легко наход...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся...

Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Память у детей формируется в процессе деятельности, однако у детей с ТНР, она отличается своеобразием. Несовершенства процессов памяти отмечаются в запоминании, сохранении и воспроизведении. Из-з...