Последний год обучения в начальной школе. Кризисы взросления
консультация (4 класс) на тему

Дорофеева Марина Михайловна
Тема: Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников Задачи: - ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей: - наметить пути воздействия на личностные качества детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Последний год обучения в начальной школе. Кризисы взросления

Цель: объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников

Задачи: - ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей:

- наметить пути воздействия на личностные качества детей.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Уважаемые родители! Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Этот период  – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено.

Возраст 10–11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии.

  1. Основная часть.

Давайте подробнее рассмотрим особенности развития младших подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Первый кризис возникающий в  младшем подростковом возрасте –

ФИЗИЧЕСКИЙ КРИЗИС. В чем он проявляется?

В этот период происходит бурное и неравномерное физическое развитие:

  • Ускорение роста. Ускоряется рост конечностей в длину. Сначала руки, потом ноги. Дети становятся долговязым. В этот период идет бурный рост скелета и, как следствие этого нарушение осанки, нарушение координации движений (угловатость).
  • Несоответствие роста сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные нарушения: потемнение в глазах, головокружения, головные боли.
  • Замедление роста легких, т.е. наблюдается кислородное голодание интенсивно растущих мышц и головного мозга. Из-за этого появляется снижение двигательной (игровой) активности. Ребята становятся менее выносливыми, возрастает утомляемость. Именно в этот период ребятам особенно необходим щадящий режим. Нужно следить за тем, чтобы они больше бывали на свежем воздухе, необходимо соблюдение режима дня.
  • Ослабляется зрение. Со стороны родителей должен осуществляться контроль над соблюдением санитарно-гигиенических правил при выполнении домашних заданий, работой за компьютером, просмотром телевизора.
  • Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания)
  • Происходит нарушения со стороны нервной системы: повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, склонность к аффектам.
  •  В младшем подростковом возрасте начинается половое созревание ребенка.  Когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят.

Мальчиков больше волнует проблема мускулицизма. Они выделяют физическую силу, строго следуют своему эталону, подражают взрослым. Однако при этом снимаются чисто внешние характеристики, идет  подражание ярким, выделяющимся чертам: манере поведения, манере говорить, ходить, курить и т.д. Девочек больше волнует эмоциональный фон, и она расскажет какие-то свои тайны далеко не каждому, а лишь тому, кто создаст этот эмоциональный фон. Девочек начинает волновать внешность, формы ее тела, наряды.

ЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС.

В период младшего подросткового возраста происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера. В чём это проявляется?

  • Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками; Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.
  • Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости; Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:
  • «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей;
  • «Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями;
  • «Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности;
  • «Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей;
  • «Увлеченные» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным увлечениям и ритмам и т. п.);
  • «Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить;
  • Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль классного «шута», местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих - большой дар природы.  Но не каждому человеку он дан;

В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей.  «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично

  • Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста. В чем проявляется стремление ко взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий, например...

...между ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.

...в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочел бы обратную картину.

...между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.

  • Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;
  • У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;

Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками.

Что же является самым главным для ребёнка в этот период? Вот такую логическую  цепочку мы должны с вами сохранить:

ЛЮБОВЬ – ДОВЕРИЕ – ПОНИМАНИЕ – ПОДДЕРЖКА

Вашему вниманию предлагаю законы для родителей

Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2. Не унижайте своего ребенка, Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребенка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 8. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 9. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями для Вашего ребенка и для Вас, родители!

  1. Заключительная часть.

Сегодня мы рассмотрели, в чем причины кризисов взросления наших детей. Обсудите информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения, постарайтесь набраться терпения, избегайте наказаний в этот период.

Ни одна школа, какой бы совершенной ни была ее программа и какими бы талантливыми ни были учителя, не может дать ребенку того, что дают ему родители, – любви, доверия и стабильности в отношениях. Эти отношения являются ядром самооценки ребенка и влияют на его решения, выбор друзей и способности в учебе. Домашняя обстановка самым непосредственным образом влияет на формирующийся мозг ребенка, так как именно родители закладывают и стимулируют его развитие. Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен порой добиться потрясающих результатов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Последний год обучения в начальной школе Кризисы взросления

Слайд 2

Физический кризис Ускорение роста. Несоответствие роста сердечно-сосудистой системы. Замедление роста легких Ослабляется зрение. Замедляется темп их деятельности Происходит нарушения со стороны нервной системы Начинается половое созревание ребенка

Слайд 3

Личностный кризис Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости Возникновение чувства взрослости Начинают критически оценивать поведение взрослых Оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми

Слайд 4

ЛЮБОВЬ – ДОВЕРИЕ – ПОНИМАНИЕ – ПОДДЕРЖКА

Слайд 5

Законы для родителей

Слайд 6

Дорожите любовью своего ребенка.

Слайд 7

Не унижайте своего ребенка .

Слайд 8

Не угрожайте своему ребенку.

Слайд 9

Не налагайте запретов.

Слайд 10

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки

Слайд 11

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности .

Слайд 12

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Слайд 13

Будьте всегда последовательны в своих требованиях

Слайд 14

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

"Программа раннего развивающего обучения "Малышок"" (Занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Комплексная программа раннего развития ориентирована на подготовку детей к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, желание и привычку думать, стремление уз...

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...