«Трудности адаптация первоклассников в школе»
консультация (1 класс) на тему

Дорофеева Марина Михайловна

Родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников в школе"

Цель: объединение усилий школы и семьи по “снятию” адаптационных проблем ребенка - первоклассника. Задачи: 1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе 2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Трудности адаптация первоклассников в школе»

Цель: объединение усилий школы и семьи по “снятию” адаптационных проблем ребенка - первоклассника.

Задачи:     

  1.  Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе
  2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

  1. Вступительное слово.

Школа.…  Для всех она является важной вехой на жизненном пути. Порой мы с ностальгией вспоминаем свои школьные годы: как впервые сели за парту, свой первый, последний  звонок, первые успехи и неудачи...

      А теперь вы с трепетом ведете  в первый класс своего ребенка.  Наряду с чувством радости и гордости вам немного тревожно. И чувства эти вполне оправданы. Ведь первый класс - это значительные  перемены в жизни малыша. Он вынужден проститься с привычным для него укладом жизни и порядком вещей  и вступить  в новый мир, в котором его ждут не только новые и увлекательные открытия, но и трудности.

   Период адаптации к школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, так как изменяется вся его жизнь: с этого момента все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. А это нелегкое испытание для еще не совсем сформировавшейся психической, физической и эмоциональной сферы ребенка.

С каким настроем начинают новый виток в своей жизни? Как произошла встреча ребенка со школой? Какие у них сложатся отношения? Понравится ли ему  учиться? Во многом это все зависит от того как пройдет процесс адаптации первоклассника к школе.

  1. Основная часть

Адаптация первоклассников

  • Что такое адаптация к школе и сколько она длится?

Адаптация – это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев.

Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Не день и не неделю нужно для того, чтобы привыкнуть к школе по-настоящему. Это достаточно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

  • Физиологическая адаптация

Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. Период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

  • Академическая адаптация 

Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.

  • Социальная адаптация

Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.

  • Личностная адаптация

Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя в новой социальной роли  «Я – ученик»), и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.

То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка, его развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Когда можно считать, что адаптация ребенка к школе проходит успешно?

Признаки успешной адаптации к школе. 

  • ребенок весел, спокоен;
  •  быстро находит приятелей среди одноклассников;
  • хорошо отзывается об учителях и ровесниках;
  • без напряжения выполняет задания;
  • легко принимает правила школьной жизни;
  • новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.);
  • у ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей;
  •  он адекватно реагирует на замечания учителя.

Что должно насторожить родителей?

Признаки дезадаптации.

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • нежелания выполнять задания;
  • негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников;
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  • беспокойный сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

  1. Заключительная часть

Уважаемые родители, для выявления трудностей адаптации вашего ребёнка прошу вас заполнить анкету  и отдать классным руководителям.

 Для вас уважаемые родители я приготовила буклеты с советами, которые помогут вашему ребенку легко адаптироваться к обучению в 1 классе, а школа станет тем местом, где он будет воспринят таким, какой он есть со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами и большими и малыми событиями в школьной жизни.

Своё выступление хочу закончить такими словами:

Не ругайте ребят утром – солнце покажется им тусклым;
Не ругайте ребят днём    – небо покажется им хмурым;
Не ругайте ребят на ночь – звёзды померкнут для них;
Не ругайте! Любите их, и они ответят всем взаимностью.

Тестирование родителей с целью коррекции в дальнейшей работе

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных ответов подчеркните тот, который наиболее подходит Вашему ребёнку.

 Фамилия, имя ребёнка _______________________________________

 1. Охотно ли ребёнок идёт в школу:

 неохотно; без особой охоты; охотно с радостью; ответить затрудняюсь.

 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму, принимает ли как должное школьный распорядок:

 пока нет; не совсем; в основном да;  безусловно да; затрудняюсь ответить.

 3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи:

 нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет;  безусловно да; ответить затрудняюсь.

 4. Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями:

 пока нет; делится иногда; делится всегда; довольно часто.

 5. Каков преобладающий характер этих впечатлений:

 преобладают отрицательные эмоциональные впечатления; впечатления разные, но отрицательных больше; в основном положительные.

6 . Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении  заданий: 

 помощь нужна всегда; помогаем довольно часто; помогаем иногда; в помощи не нуждается; затрудняюсь ответить.

 7. Как ребёнок преодолевает трудности в работе:

 перед трудностями сразу пасует;  обращается за помощью;  трудности старается преодолеть сам, но может отступить; настойчив в преодолении трудностей; затрудняюсь ответить.

8 . Способен ли ребёнок сам проверить свою работу и найти ошибки:

 сам этого сделать не может; иногда может; может, если побуждать к этому; как правило, может.

 9. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них:

 довольно часто; редко; практически не бывает; затрудняюсь ответить.

 10. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения:

 нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да.

 11. Способствует ли успешной адаптации Вашего ребёнка деятельность педагогов, работающих с классом:

 нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да; затрудняюсь ответить.

 12. Каковы впечатления Вашего ребёнка о занятиях в школе дополнительного образования (внеклассных занятиях по интересам):

 преобладают отрицательные впечатления; впечатления разные; преобладают положительные впечатления.

Опросник для родителей

Уважаемые родители, прочитайте внимательно утверждения, и в соответствующей графе поставьте  +

Показатели тревожности

Часто

Иногда

Никогда

1.

Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние

 

 

 

2.

Считает себя плохим учеником

 

 

 

3.

Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя

 

 

 

4.

Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе

 

 

 

5.

В школе неохотно расстается с родителями

 

 

 

6.

Бывают ночные страхи со школьной тематикой

 

 

 

7.

Избегает разговоров о школе

 

 

 

8.

Открыто выражает страх перед школой

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Задачей родительского собрания является знакомство родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. ...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Родительское собрание Трудности адаптации первоклассников к школе. Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка - первоклассника. Задачи: Изучение механ...

"Трудности адаптации первоклассников в школе"

- создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;- роль самооценки ребёнка в адаптации к школе;- первое условие школьного успеха – самоценность ребён...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Материал к родительскому собранию в 1 классе...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ "Трудности адаптации первоклассников к школе"

ПЛАН СЦЕНАРИЯ  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ  В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ», форма проведения - круглый стол....

Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"

Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...